Реализм во французской литературе 19 века.
1. Гюстав Флобер
- Роман «Мадам Бовари».
* Гюстав Флобер – великий французский писатель XIX века. Он был приверженцем
реализма, хотя и неоднократно опровергал это, и в качестве доказательства
создал свой индивидуальный стиль – “точное слово”. Его перу принадлежит немало
романов, но самый известный из них – “Мадам Бовари”, написанный в 1857 году.
На написание этого романа его подстрекнул его друг Луи Буйле, напомнив о
трагической судьбе семьи Деламар. Считается, что прототипом мадам Бовари
выступила Дельфина Кутюрье, вторая женой Эжена Деламара, которая хотела
большего, чем жизнь в глухой провинции, и которая также покончила жизнь
самоубийством на двадцать седьмом году жизни. Но сам Флобер неоднократно
высказывался, что мадам Бовари – это он.
Сюжет романа начинается с молодого человека, Шарля Бовари, который с трудом и
при помощи родителей закончил медицинский колледж, и получил место врача в
провинциальном городке Тосте. Благодаря стараниям матери, он женился на
сорокалетней вдове, а после ее смерти на Эмме Руо, семнадцатилетней девушке,
красивой, словно античная статуя. Со временем, жизнь в глухой провинции Эмме
наскучивает, и она настаивает на переезде в городок Ионвиль, поближе к Руане.
Здесь начинаются ее любовные похождения, Родольф Буланже, состоятельный ловелас
и повеса, Леон Дюпюи – помощник нотариуса. Ее все больше и больше приходится
лгать мужу о том, где она бывает, и что делает. Вместе с тем, растут и ее
долги. Окончательно запутавшись и не имея возможности заплатить Лере по
векселям, так как никто из любовников не захотел ее помочь, она решилась на
самоубийство, съев мышьяк.
Г. Флобер создал в своем романе своеобразную атмосферу, где нет позитивных или
отрицательных героев. Он никого из них не осуждает, но и не пытается выставить
в выгодном свете. Он оставляет это на суд читателя. Образ его героини крайне
противоречив. С одной стороны – она плохая жена и еще хуже мать, с другой – она
романтическая натура, которая хочет блистать в высшем свете, быть героиней
придуманного ею романа, и ее претит все земное, и в особенности ее глупый муж.
Причиной этому, и как следствие, вызывает у автора осуждение, это то, что
получив образование в монастыре, она навсегда заразилась книжной романтикой,
она не смогла отличить реальный мир, от вымышленного. В каждом любовнике и
своем муже она искала свой идеал, но, увы, не один из них не мог дотянуться до
совершенства. Она пыталась совершенствовать и себя, расходуя огромные сумы на
роскошные платья и причудливо – богатый интерьер дома. Но, будучи образованной,
она никогда не развивала себя, не пыталась найти занятие себе по душе. Она жила
в вымышленном мире фантазии, такой далекой от реальности, что они, как
параллельные, никогда бы не пересеклись. Эмма не в состоянии остановиться и
осмыслить свою жизнь, и чем больше она пробует, тем меньше удовольствия
получает, и тем стремительнее она несется к гибели… Гюстав Флобер создает
женский трагический образ, где главная героиня сама своими руками сделала себя
несчастной, поддавшись иллюзии, она просто ждет, что что-то замечательное
должно с ней произойти. Она опрометчиво ищет утешения на стороне, но не готова,
что изменить в своей жизни. Порой, Флобер доводит до абсурда ситуацию с Мадам
Бовари. Так в своей реалистично-иронической манере, он описывает момент, в
котором Эмма не может убежать с любовником, так как у нее нет дорожного плаща с
накидкой. Думаю, что Гюстав Флобер Своим романом положил начало некоему
критическому взгляду на быт тогдашнего общества провинциального городка.
Заставил многих задуматься о том, что главное в жизни и стоит ли идти на поводу
у собственных желаний. Стоит ли слепо верить литературе и журналам,
соответствуя создаваемому ими Художественному образу, или быть собой, и просто
черпать из них вдохновение и направления для реализации своего истинного “Я”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.