Реализм во французской литературе 19
века.
1. Стендаль
(Мария Анри Бейль)
- Роман «Красное и чёрное».
- Роман «Пармская обитель».
* Самое известное его произведение роман "Красное и Чёрное",
написанное в 1830 году. Во французских газетах двадцатых годов широко
освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения,
которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах (история
крестьянина Антуан Берте). Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует
портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события
действительности.
Название романа носит многозначный характер:
1) революция(красный цвет) и цвет сутаны аббаты(черный цвет)
2) это преступление и наказание(покушение и казнь)
3) как характеристику двух возможных жизненных путей, красное — это пламя
страстей, пролитая кровь, своя и чужая, брызги крови на эшафоте; черное — цвет
отталкивающий и зловещий, все то, что может ввергнуть человека в обыденность, в
раболепие, тщеславие, честолюбие.
4) это две героини, две разных любви: г-жа Де’Реналь(красное- жизнь; настоящая
любовь-через 3 дня после казни Жюльена умерла) и Матильда (черное-Это любовь
смерти; для нее главное –сыграть смерть: и она организует похороны головы
Жюльена, где она напоминает себе Маргариту Наварскую; считает, что только
смертный приговор заставляет человека быть самим собой)
5) перед главным героем на протяжении всего романа стоит выбор между церковной
карьерой (одежда клириков имела черный цвет) и службой в армии (офицерский
мундир обладал красным цветом), поэтому Стендаль и назвал роман «Красное и
черное».
В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де
Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг
провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные
силы, составлявшие опору режима Реставрации.
Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и
поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и
психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель —
принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи
обстоятельствах оборачивается трагедией.
«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет
читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении
произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает
многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации
появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором
сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком,
но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми
способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два
эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую
тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный —
это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство. В
своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев. Красное
и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного
героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и
т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает
роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.
Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника.
Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и
действительного его погубил.
Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя:
кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего
лишь обагрить землю кровью своей любовницы.
Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов
означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить
кровь, либо дать очернить себя.
Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который
устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги
читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его
эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать
одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных
взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.
Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он
искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в
тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.
Жульен
Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный,
целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего
хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша
честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном
поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы
низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является
не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером,
поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты
характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со
своим положением в обществе.
Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать
дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением
объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его
кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе
сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому
теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии:
попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и
изгнанным им.
В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование
характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно
понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения
целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он
принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под
впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный
характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности
взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что
существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.
Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная
несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и
умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не
находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому
одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая
безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников
и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям
общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»:
автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий
отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать
реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт
личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе
отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.
Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому
дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее
плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше.
Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость.
Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны
уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить
назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не
избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.
Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые
очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана
фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая
газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был
списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная
проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет
задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора:
сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к
успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то
добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное
общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда
откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит,
трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности
– это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны.
Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.
Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в
том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной
описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и
мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между
кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же
самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное
наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен
бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание
которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его
пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего
мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый
мир, но не сумев его удержать.
Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует
жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и
идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный
специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден,
образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой,
свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и
не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его
жизни своими красками.
Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно
не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и
подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель
может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира
человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее
сложен и противоречив.
* Третий и последний завершённый роман французского писателя Стендаля,
опубликованный им в 1839 году. Роман был написан во время приезда в Париж и в
большой спешке, всего за 52 дня. Кроме всего прочего, «Пармская обитель» внесла
в мировую литературу немалый вклад. Стендаль новаторски подошел к изображению
батальных сцен и личности персонажей.
Главный герой - младший сын маркиза Донго, Фабрицио. Его детство прошло в
родовом замке в окружении близких – у него были две сестры и старший брат. К
семнадцати годам Фабрицио превратился в привлекательного стройного, высокого и
улыбчивого юношу, который был страстно увлечен Наполеоном. Узнав о том, что его
армия высадилась в бухте Жуан, он под чужим именем отправляется туда, чтобы
вступить в ряды солдат императора.
Юноше удается поучаствовать в бою при Ватерлоо, но Наполеон терпит поражение.
Маркитантка советует Фабрицио возвращаться домой, и он решает последовать
совету. Но по дороге обратно он узнает, что старший брат донес на него, и
теперь полиция ищет его как заговорщика.
Мать увозит героя в Милан, надеясь на покровительство сильных мира сего. Но это
не помогает, и Фабрицио вынужден отправиться в добровольное изгнание. Джина,
сестра героя, влюбляется в графа, но он женат. Поэтому девушка соглашается на
фиктивный брак с герцогом Сансеверина, который позволяет ей поселиться в Парме,
а также быть представленной ко двору. Вскоре ее дом начинает пользоваться
невероятной популярностью в свете.
Очень хорошо изобразил дворцовую жизнь своего времени Стендаль. «Пармская
обитель» позволяет читателю понять, на чем строились отношения знати. Итак, при
королевском дворе существовали две враждующие партии. Влияние их зависит от
воли монарха, поэтому один из лидеров движений не замечает трусости правителя,
а второй старается постоянно держать его в страхе и ловит несуществующих заговорщиков.
Джине нравится новая жизнь, придворная возня забавляет ее, однако девушку
беспокоит судьба брата. Благодаря ее просьбам Фабрицио отправляется в
Неапольскую духовную академию изучать богословие. Учеба длится три года и
завершается успешной сдачей экзаменов, после чего наш герой отправляется в
Парму. Здесь он поселяется у своей сестры.
Однажды Фабрицио случайно заходит в театр и видит актрису Мариетту, в которую
влюбляется. Но у нее уже есть покровитель Джилетти, который готов убить
дворянина. Они встречаются за городом, начинается драка, которая оканчивается
смертью Джилетти. Теперь Фабрицио вынужден скрываться. Он бежит в Болонью, где
встречает Мариетту.
Показывает всю низость и мелочность дворцовых отношений Стендаль («Пармская
обитель»). Принцу не нравится поведение Джины, и он решает ее унизить, а для
этого издает указ о поимке Фабрицио и начале судебного процесса. Если юноша
будет осужден, то его ждет каторга или смерть.
Узнав о заговоре, Джина отправляется во дворец. Принц ожидает от женщины униженной
мольбы, но вместо этого слышит слова благодарности за то, что оказывал ей
милость и любезность в течение последних 5 лет. Теперь же она готова покинуть
столицу, раз не угодила монарху. Принц боится, что Джина, уехав, разнесет о нем
дурные слухи и сначала соглашается помиловать Фабрицио. Но наутро изменяет
решение и рассылает приказы об аресте.
Вскоре Фабрицио оказывается в Пармской крепости. Комендантом крепости является
генерал Конти. Когда юношу ведут через тюремный двор, он случайно видит его
дочь Клелию. Фабрицио очарован красотой девушки и уже не может думать ни о чем
другом, кроме как о ее лице.
Напротив башни, где держат Фабрицио, находятся птичьи клетки. Каждое утро сюда
приходит Клелия, чтобы покормить питомцев. Девушка случайно поднимает голову и
встречается взглядом с узником. Клелия очень красива, но ужасно робка и
застенчива.
Молодые люди начинают тайно переговариваться с помощью алфавита. Как-то ночью
Фабрицио пишет любовное письмо, которое спускает на веревке вниз.
В своем романе описывает и поиски настоящей любви Стендаль. «Пармская обитель»
- это в каком-то роде приключенческое произведение, где есть опасности,
сражения и невероятные по силе чувства.
Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти.
Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План
удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.
В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам
возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается
в пользу героя.
Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца.
Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его
смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через
год герой умирает от тоски.
Высокую степень художественной правды достиг в своем сочинении Стендаль
(«Пармская обитель»). Анализ произведения свидетельствует о том, что особенно
достоверно удалось ему изобразить исторических персонажей. Все это было сделано
для того, чтобы показать реалии изображаемого времени. Даже трагическая судьба
главного героя подчеркивает достоверность событий, так как лишает роман
сказочного конца – «и жили они долго и счастливо».
Основная мысль произведения весьма трагична: жестокий мир не прощает людям
искренних и настоящих чувств. Всех, кто на них осмелится, ждет гибель.
Роман и сегодня пользуется популярностью. Читатель в основном довольно высокого
его оценивают, но указывает на ряд недостатков, среди которых на первом месте -
неожиданная и печальная развязка. Затем подчеркивается то, что сегодня мало кто
знает настолько хорошо историю, чтобы свободно ориентироваться в
хитросплетениях сюжета, так как автор подробно не разбирает и не описывает
исторические события.
В
1947 году был экранизирован роман, который написал Стендаль. «Пармская обитель»
- фильм так и назывался. Режиссером стал Кристиан-Жак, картина снималась
совместно Италией и Францией. Сценарий был максимально приближен к оригиналу,
хотя события книги были значительно сокращены. Фильм получил довольно высокие
оценки критиков и сегодня считается классикой синематографа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.