Ребенок с ОВЗ в семье.
Оценка 4.8

Ребенок с ОВЗ в семье.

Оценка 4.8
docx
16.10.2022
Ребенок с ОВЗ в семье.
Ребенок с ОВЗ в семье.docx

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

 

 

 

 

 

 

Ребенок с ОВЗ (умственная                  отсталость) в семье.

     Помощь в учебе.     

 

                                           

 

 

                                                                                                       Меркулова С.В.

 

 

 

 

 

 Когда, в семье, рождается ребенок с ОВЗ, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самому себе и другим людям. Для ребенка и родителей это начало сложного и длительного процесса восприятия и адаптации.

Родители – основные участники развития ребенка. В семье они должны создавать оптимальные условия для его полноценной жизни и деятельности. Семья в процессе воспитания и социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с множеством проблем.

Основными проблемами семей имеющих детей с ОВЗ являются:

- медицинские,

- экономические,

- психологические,

- социально-профессиональные,

-  проблема ухода, воспитания и обучения.

Проблема обучения заключается в трудностях связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в процессе его обучения.

Родители лучше всех знают состояние своих детей и обязаны делиться

с педагогами и специалистами информацией.

Необходимо, чтобы родители со всей серьезностью воспринимали и поддерживали учебный процесс, что является предпосылкой развития учебных и личностных навыков.

Когда ребенок идет в школу, родители играют роль партнеров в процессе обучения. Контролируя и помогая выполнять домашние задания, родители должны быть знакомы с учебным планом и практическими заданиями, сотрудничать с учителями в процессе воспитания и социального определения. Ребенку необходима активная поддержка, с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Требования всех членов семьи  к ребенку должны быть одинаковы и адекватны его возможностям.

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую способны дать родители. Возвращаясь из школы, домой он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей, он не будет падать духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищенности делает его счастливым. Необходимо отметить, что успеваемость ребенка зависит от его работоспособности. Основным внешним фактором, влияющим на работоспособность ребенка, является рациональная организация режима дня.

         Удивительно, но когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника родители считают этот вопрос несущественным, не требующим особого внимания. В то же время нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Что же такое рациональный режим дня?

Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка:

Во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе;

В-третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребенка

Итак, ребенок встал. Сделал утреннюю зарядку, которая придает бодрость, прогоняет остатки сна. Позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим). Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад работоспособности. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Желательно, чтобы отдых был, не лежа у телевизора или за компьютером, а на воздухе, в активной прогулке. Бывают случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижая работоспособность, а следовательно не давая возможности улучшить учебу.

Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5-часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Это лучше всего восстанавливает работоспособность, способствует разгрузке опорно-двигательного аппарата и поэтому является хорошей профилактикой нарушений осанки. Оптимальное время для подготовки домашнего задания период с 15 до 16 часов. Через каждые 30-40 минут перерыв, физкультминутка 1-2 минуты. У младших школьников продолжительность работы не должна превышать 30 минут. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных, а затем переходить к наиболее  сложным.  Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам.

Особенно важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: не играть в шумные игры, не заниматься спортом, не смотреть «страшные» фильмы, не устраивать перед сном «взбучку» и т.д..  

Хорошие оценки ребенка зависят не только от учебников и учителей, но и от того, что у него на душе, какая обстановка в доме, выспался ли он – все это важно не меньше.

 Учеба – это серьезный труд. И для него нужны определенные условия.

Свое рабочее пространство, хорошо организованное и помогающее сосредоточиться. Свой письменный стол и необходимые  канцелярские принадлежности на нем. Книжная полка, на которой можно хранить учебники рядом. Правильное освещение в рабочей зоне. Помогите ребенку навести и поддерживать порядок в его личных вещах. Все школьные принадлежности должны храниться в одном месте и всегда быть под рукой, а не разбросаны по всему дому. Книжки и тетрадки лучше собирать в школу накануне, а не перед самым выходом из дома. Порядок поможет ребенку избежать стресса из-за того, что какая-то нужная именно сегодня вещь потерялась

Повысить качество обучения поможет правильно сформированная учебная мотивация.

Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребенку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания. Внешняя мотивация работает до подросткового возраста.  Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребенок возненавидит учебу. Внутренняя учебная мотивация намного сильнее внешних стимулов.

Сформировать внутреннюю мотивацию помогут следующие факторы:

- Интерес как основа учебной мотивации у ребенка.

       Изучаемый материал должен быть новым, но узнаваемым. Каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребенку легко, он начинает скучать. Разнообразным.

- Ощущение собственной компетентности. Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация стремится к нулю. Когда ребенок постоянно сталкивается с заданием, которое не может выполнить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться решать ее. Хвалите детей даже за незначительные успехи и помогайте им справиться «нерешаемыми» задачами. Этим вы будете способствовать правильному формированию учебной мотивации.

- Позитивные взаимоотношения с окружающими. Командная работа влияет на учебную мотивацию очень положительно.

 - Смысл обучения для повышения мотивации.

Целеполагание - важный момент образовательной  стратегии и формирования мотивации учебной деятельности.

Ребенок должен четко понимать, для чего посещать уроки и выполнять домашние задания. Спросите у него, зачем он ходит в школу, а потом сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, а лучше соизмеримую с возрастом ребенка. Например, в начальной школе научиться читать, писать.

Занимаясь дома, с ребенком, имеющим нарушение интеллекта нужно помнить, что он нуждается в опоре на образец, аналогию, предварительный показ выполнения задания.

Учебный материал необходимо предъявлять небольшими порциями и систематически закреплять, ранее  усвоенное.

Для того что бы дети лучше усваивали учебный материал, рекомендуется широко использовать наглядность: предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Детям старшего возраста можно предлагать таблицы, схемы, карты и другое оборудование.

          Важно помнить, что  умственная отсталость – это не страшный приговор, а лишь особенность в развитии. Вот взрослым и надо создавать

адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности.


 

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Когда, в семье, рождается ребенок с

Когда, в семье, рождается ребенок с

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую способны дать родители

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую способны дать родители

Бывают случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижая работоспособность, а следовательно не давая…

Бывают случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижая работоспособность, а следовательно не давая…

Повысить качество обучения поможет правильно сформированная учебная мотивация

Повысить качество обучения поможет правильно сформированная учебная мотивация

Например, в начальной школе научиться читать, писать

Например, в начальной школе научиться читать, писать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022