Ребенок в ситуации развода.
Оценка 4.8

Ребенок в ситуации развода.

Оценка 4.8
doc
психологическая работа
03.05.2020
Ребенок в ситуации развода.
2_Rebenok_v_situatsii_razvoda.doc

Ребенок в ситуации развода.

 

К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России, особенно в крупных городах. В среднем, более 50% супружеских пар разводятся, а в некоторых регионах России эта цифра достигает 70%.

По данным социологов, первый пик разводов приходится на 1-й год жизни семьи, второй - на 5-7-ой год супружеской жизни, третий пик наблюдается на 17-20-м году совместной жизни. На второй период падает более трети общего числа разводов. При этом средний возраст родителей при разводе составляет 30 лет. Как правило, это родители детей дошкольного возраста. И наиболее глубокий кризис отношений супругов наступает, когда ребенку около трех лет; но далеко не всегда разрыв происходит именно в этот момент. Между кризисом и окончательным разрывом, а тем более его юридическим оформлением – разводом - проходит более или менее длительное время.

Исследования психологов и медиков свидетельствуют о сильном негативном влиянии развода, как на родителей, так и на детей и, особенно на детей до 6 лет. Однако, несмотря на многообразие причин развода, влияние развода на родителей и детей различно. Так, развод для родителей – это осознанный поступок, который сопровождается, как правило, болезненными и драматическими переживаниями. Тем не менее, это сознательный  шаг в решении своих проблем. Ребенок в ситуации развода находится в совершенно другом положении. При рождении ребенок воспринимает полную семью как данность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает ребенка врасплох, как стихийное бедствие, сравнимое с землетрясением. Ситуация усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность в изменении ситуации в семье.

Роль семьи для ребенка имеет огромное значение. Семья удовлетворяет главные потребности ребенка - потребность в безопасности, любви и защищенности. Именно поэтому, разрушение семьи так сильно влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка. Дети дошкольного возраста, придя в детский сад, перестают играть, чаще ссорятся со сверстниками, агрессивно реагируют на замечания воспитателя, жалуются, что с ними перестают играть другие дети, начинают болеть. Понимание психического состояния ребенка позволяет психологу и воспитателю подобрать более эффективные методы коррекции. Однако эта работа будет более успешной при сотрудничестве воспитателя, психолога детского дошкольного учреждения и семьи ребенка.

В связи с этим, психолог и воспитатель детского сада должны быть подготовлены к пониманию этой проблемы и хорошо разбираться в психическом состоянии ребенка и его родителей.

По шкале социальной адаптации Холмса-Рея, развод, по своей стрессогенности, занимает второе место, сразу же после такого события, как смерть самого близкого человека. Поэтому, это столь драматичное в семье событие не может не влиять на психическое состояние детей. Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс развода:

  • Экспрессивный тип - ребенок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться. Это поведение связано с тем, что ребенок не может сдерживать своих действий.
  • Контролирующий тип – ребенок  «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребенка, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд, необъяснимым болезням.
  • Шоковый тип – ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, что произошло с ребенком, не зная событий, которые произошли в семье. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в «другом мире».

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце: его вещи, его любимый запах одеколона, его любимое блюдо, любимая песня и т.п. Однако возможна и противоположная реакция. Ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом – избегает смотреть фотографий отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.

Очень часто в ситуации развода и после развода ребенок начинает регрессировать. По мнению психологов, дневник психического развития ребенка во время послеразводного кризиса перелистывается в обратную сторону. Например, в 5-ти летнем возрасте ребенок вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали, как младенца и т.п. В этом случае регрессия выступает в качестве психологической защиты ребенка. Но, если регрессивные потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка. Отсюда у таких детей и возрастание агрессивного потенциала.

Некоторые дети, по мнению психологов, непосредственно после развода вдруг освобождаются от своих уже выработанных симптомов, чему способствует тот факт, что страхи ребенка внезапно видоизменяются из бессознательных в сознательные страхи. Ребенок перестал мочиться в постель, а стал мастурбировать и стал еще более агрессивным. Затем ребенок стал депрессивным и пугливым. Он вытеснил свои агрессивные побуждения, внушавшие ему самому такой страх, обратил их внутрь себя. Родители пугаются таких изменений и не умеют правильно на них реагировать. В результате дети становятся более невротичными, чем были раньше.

Срыв привычного стереотипа поведения ребенка (смена обстановки и круга общения после развода) способствует яркому проявлению отрицательных эмоциональных реакций у детей. Они могут проявляться в виде чувства вины, напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек, например, кусания ногтей, сосания пальцев, а также в трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках.

Если не считать особо тяжелых патологических случаев, выделяют две группы детей разводов:

а) дети, которые внешне проявляют свое психическое состояние, т.е. состояние замешательства, тревоги, отчаяния и показывают свои страдания;

б) дети, которые тоже страдают, но не показывают этого.

При этом в большинстве случаев болезненные проявления ребенка после развода – это еще далеко не невротические симптомы в узком смысле слова. Это скорее, здоровые реакции на вдруг пошатнувшийся мир. Эти невротические симптомы называются реакциями переживаний. И это, как отмечает известный австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор, не простые реакции, а совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имеющие целью восстановление психического равновесия. Именно в этот период родителям необходимо оказать психологическую помощь ребенку, облегчить его страдание и боль, помочь ребенку открыто выражать свои чувства, освободиться от чувства вины и взять на себя ответственность за страдания ребенка.

Как это не парадоксально, но ребенок дошкольного возраста начинает винить себя и считать, что это именно он стал  причиной развода. «Я себя плохо вел и поэтому папа ушел», - думает ребенок. Если же родители не оказывают «первой помощи» ребенку, дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться.

Один самих больших страхов, который ребенок пытается скрыть, – это любовь к покинувшему родителю. Если бы не было этой любви, то не было бы столь сильных переживаний. Ребенка раздирает конфликт между противоположными устремлениями, между любовью и ненавистью к покинувшему родителю, между агрессивностью и потребностью в чувстве защищенности и т.д. И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права.

Пример из практики. Пятилетний Алеша очень любил своего папу. Он с гордостью выходил с ним играть во двор или кататься на велосипеде. Папа высокий и сильный, он может его защитить от задиристого соседа Саши, который всегда нападает на него. Папа всегда говорил: «Не расстраивайся, сынок, ты скоро вырастешь, и будешь таким же сильным, как я!». Эта уверенность, что он будет таким же, как папа, всегда его успокаивала, даже, если папа был на работе. Теперь все рухнуло. Он никогда не выйдет с ним во двор. Папа переехал в другой город. Он остался один на один со своими страхами. Но еще больше, он боится сказать маме, что он очень любит папу. А вдруг мама узнает об этом, рассердится на него и тоже уедет в другой город? Эти страшные мысли заставляли Алешу скрывать свою любовь к отцу. Но наступил долгожданный момент. Папа приехал в командировку и сообщил маме о том, что хочет увидеть Алешу. Он очень его ждал, но когда отец пришел, Алеша отказался выйти к нему. Он спрятался за шкаф и просидел там весь вечер. Мама была очень довольна: «Вот видишь, ребенок не хочет тебя видеть!», - сказала она папе. Отец обиделся и больше не приходил.

Никто из родителей так и не понял истинных чувств ребенка. А в этом случае сработала психологическая защита ребенка. Это защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Алеше так сильно хотелось вцепиться в отца и никогда не выпускать его из своих рук, а в ответ он не смог сделать ни одного шага. После ухода отца весь вечер Алеша не разговаривал с мамой, плохо засыпал, ему снились кошмарные сны. На следующий день Алеша не хотел идти в детский сад. Воспитатель детского сада рассказала маме, что он поломал свою любимую игрушку и подрался с ребятами из группы. Через несколько дней Алеша тяжело заболел.

Следует отметить, что дети могут винить родителей за развод независимо от того, кто был истиной причиной развода. Например, в семье, в которой двое детей 7-ми и 5-ти лет разразилась настоящая «война». Пятилетняя Даша, обожающая своего отца, обрушилась на мать с обвинениями: «Это ты прогнала папу, папа самый хороший, он любит меня!». Девочка стала очень агрессивной по отношению к матери и сестре. Семилетняя Маша, наоборот, близка с матерью, но перестала разговаривать с отцом, когда он приходит их навещать. Она во всем винит отца, который ушел в другую семью. Дети постоянно ссорятся между собой. При этом агрессию и гнев, которые они чувствуют, они направляют то на мать, то на отца. В детском саду отмечают, что Маша перестала интересоваться играми и занятиями, постоянно находится в печальном состоянии, отказывается есть, плохо спит. Даша, наоборот стала более активной, но ее активность стала сочетаться с агрессией по отношению к другим детям. Врач детского сада отметила, что у Даши обострился нейродермит, кожа девочки покрылась красной коркой, а у Маши появились признаки гастрита.

Исследования показывают, что существуют определенные различия в реагировании на развод в зависимости от пола ребенка. Девочки чаще носят переживания в «себе», и внешне их поведение может почти не меняться. Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и общения, раздражительность. У ребенка может заболеть голова, живот и т.п. Мальчики, как правило, начинают вести себя более агрессивно, выражая тем самым протест на развод родителей.

Исследования психологов показывают, что мальчики находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. Матери мальчиков после развода находятся в более высокой степени невротизации, и поэтому они чаще конфликтуют с сыновьями, и они нередко становятся для них «козлами отпущения». Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве, и ребенок похож на мужа. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств.

В семьях девочек отмечается противоположная тенденция – уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний, т.е. матери более бережно относятся к психике девочек, если они остаются с ними вдвоем после развода.

У девочек мать, как правило, менее невротична и конфликтна, она менее строга к дочерям и реже использует их для отреагирования негативных чувств к отцу, меньше угрожает, ругает, наказывает физически. Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют с ним много общего. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества.

Нередко девочки и мальчики, похожие на отца, не отпускают мать от себя, испытывая острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-то случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи.

Кроме этого, исследования показали, что девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют, что мальчики  в послеразводном периоде оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.

Об актуальности этого говорит преимущественное начало невроза у детей не до, а после развода. У мальчиков – в среднем спустя 2 года, у девочек – около года после развода. Возникновение невроза у мальчиков, таким образом, более чем у девочек, отодвинуто во времени от момента развода. Соответственно, невроз у мальчиков в большей степени обусловлен уже появившейся после развода конфликтной ситуацией во взаимоотношениях с матерью (А.И. Захаров, 2000).

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием у ребенка. Большинство исследователей констатируют, что невротическая депрессия у детей до 7 лет может быть обманчивой и вводить в заблуждение. Для детской депрессии все нетипичное – типично. При этом, она чаще всего относится к физической, чем к психической природе. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими повторяющимися болями, головными болями, болями в животе, нарушением сна и бодрствования, снижением аппетита, нарушением моторики – от заторможенности до двигательного беспокойства, обгрызанием  ногтей.

У детей дошкольного возраста обнаруживаются, в основном, психосоматические симптомы депрессии, у детей младшего школьного возраста – более выражен аффективный компонент (возбудимый, робкий, раздражительный, «тихий» ребенок), тогда как у подростков наблюдаются психические и психосоматические симптомы взрослых (ложь, суицидальные тенденции, комплекс неполноценности, подавленность, головные боли).

Особенности психологических реакций у детей на развод зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее проявляются  признаки пола, и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения, энурез – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей дошкольного возраста.

Иногда родителей приводят в заблуждения внезапное исчезновение реакций на развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций на развод связано с известным в психоанализе процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий. «Невротическая защита или образование симптомов, появившиеся в ходе такого вытеснения, не всегда заметны глазу, а, скорее, наоборот: невротическая защита и невротический конфликт, как известно, несут функцию приспособления – они умиротворяют экзистенциональные страхи, и в семье становится спокойнее. Но эти функции защиты не более, как психический корсет, образующий мощную диспозицию для развития невротических нарушений, которые снижают шансы психического развития, и позже, может быть, спустя годы или десятилетия, могут привести к тяжелым психическим страданиям» (Г. Фигдор, 2000, с. 165).

Исследования Д. Конвей взрослых людей, которые в детстве пережили развод родителей, показывают, что длинные щупальца боли, полученной в неблагополучной семье, тянутся далеко в зрелые годы и далеко в следующие поколения. Взрослые люди, пережившие развод своих родителей в детстве, отмечают, что у них:

потеряны образцы того, какими должны быть родители;

потеряно стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти во взрослую жизнь;

потеряны советники и поверенные в лице их родителей;

утрачена полная реализация их будущего;

утрачена какая-то часть их детства;

утрачена способность любить, ценить и иметь внутренний мир с самим собой;

утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;

утрачена способность продвигаться  в работе без принуждения.

Психическая травма, полученная в детстве при разводе родителей, объясняет страх этих уже взрослых людей перед отверженностью и уязвимостью, трудности в обращении за помощью к другим людям. Девиз жизни у многих из них: «Пусть все будут счастливы», т.е. они становятся  «человекоугодными». У них появляется нереальное ожидание того, что любой брак должен быть счастливым. В результате они изо всех сил стараются не допустить конфликтов в своем браке. Эти люди неспособны принимать все жизненные переживания как часть положительного целого (Д. Конвей, 2002).

У взрослых людей, переживших в детстве развод родителей, выработались дисфункциональные установки на всю жизнь:

не доверять себе и другим;

не чувствовать себя независимым и не быть уверенным в себе;

не принимать и не ценить себя;

не знать, как любить себя и других;

не интересоваться успехом других людей, а быть поглощенным собой.

Учитывая столь сильное влияние развода на эмоционально-личностное развитие ребенка, психолог детского сада должен взять на особый контроль детей, находящихся в ситуации развода родителей, и понимать, что происходит с ребенком. Главная задача психолога - наладить тесные взаимоотношения с родителями этих детей, так как правильное поведение родителей во многом будет обуславливать реакцию ребенка на развод.

Работа с родителями имеет определенные трудности. Разводящихся родителей зачастую многие обвиняют в разводе. От родителей все окружающие их люди требуют ответственного поведения. В ответ родители, ощущая чувство вины, оказывают психологическое сопротивление, т.е. не осознавая, занимают оборонную позицию: не идут на контакт с психологом, перестают общаться с педагогами, отрицают и не замечают негативное влияние развода на ребенка и т.п. Типичная обвинительная  фраза: «Ребенку нужен отец!» - не может заставить отца вернуться в семью, а только усугубляет его чувство вины. Мать ребенка также находится в тяжелом душевном состоянии. Заниженная самооценка, состояние отчаяния и одиночества, а в результате - депрессивное, плохое настроение. Учитывая психологическое состояние родителей, разговор с ними необходимо начинать не с советов, а с проявления понимания их проблем. Гельмут Фигдор рекомендует, в первую очередь, разрядить напряжение и освободить отца и мать от захлестывающего их чувства вины, которое не позволяет родителям прочувствовать и понять чувства детей, а в результате - изменить свое отношение к их поступкам и эмоциональным проявлениям.

Если же родители приняли окончательное решение и начали процедуру развода, то основная работа детского психолога с родителями должна носить, прежде всего, информационную функцию. Родителям необходимо сообщить о своеобразии эмоциональных и поведенческих реакций детей на развод и предостеречь их от попыток манипулировать чувствами и поведением ребенка.

 

Как строить беседу с родителями.

 

Родителей необходимо убедить взять на себя смелость принять ответственность за принятое решение о разводе. Они не должны перекладывать эту ответственность на ребенка. Это слишком тяжелая для него ноша. Вопросы типа: «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой разведемся?» - относятся к запрещенным вопросам.

Не следует также опережать события. Если родители не определились, то не стоит «репетировать» ситуацию развода: сообщить ребенку эту печальную новость, а на самом деле и не думать о разводе, это означает полное безразличие к чувствам детей. Ребенок начинает переживать, расстраиваться, плакать и т.п. Мама с удовольствием смотрит на эти страдания ребенка и говорит супругу: «Вот, посмотри, что будет с ребенком, если мы разведемся!». Это манипулирование ребенком, использование его в качестве давления на супруга наносит огромный вред эмоционально-личностной сфере ребенка и приводит к отсутствию доверия к обоим родителям.

Если же родители приняли окончательное решение о разводе, то они должны сообщить о предстоящем разводе детям и следовать нескольким правилам, разработанным в семейном психологическом консультировании.

Во-первых, нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, «тайна» и отсутствие информации усиливает многократно тревогу ребенка.

Довольно типичная ситуация, когда мама придумывает историю о длительной командировке отца, и ребенок находится в постоянном ожидании его приезда. Иногда эта ситуация усугубляется тем, что мама начинает шантажировать ребенка словами типа: «Ты себя плохо ведешь, папа никогда не приедет!». У ребенка возникает не только чувство тревоги, но и огромное чувство вины. Другая ситуация, когда ребенку сообщается, что его папа погиб или умер. Ребенок очень сильно переживает эту утрату. Но еще больший стресс он получит, если неожиданно узнает, что отец жив. В этом случае практически невозможно говорить о доверии не только к отцу, но и к матери. Ребенок теряет доверие к миру, а это обязательно отразится на его будущей взрослой жизни.

Во-вторых, необходимо ребенку сообщить о разводе в понятной и ясной форме.

При этом важно сказать, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом с ним, будут заботиться о нем. Желательно, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Это снимет многие вопросы, которые могут возникнуть у ребенка. Отец расскажет ребенку, где он будет жить, как к нему можно проехать, как ему можно позвонить, когда можно с ним встречаться и т.п. В случае переезда одного из родителей в другой город, необходимо сообщить о том, как этот родитель будет связываться с ребенком. Например, писать ему письма или звонить по междугороднему телефону. Главное, что ребенок, получая от родителей эту информацию, ощущает чувство любви к себе обоих родителей, он не взваливает вину развода родителей на себя и начинает понимать, как будет строиться его жизнь после развода.

Первый разговор с ребенком должен проходить в спокойной и доброжелательной обстановке, желательно не перед сном. Обстановка доброжелательности и ответственности родителей является очень важной. Недопустимы оскорбления и обвинения родителей в адрес друг друга. Эта ситуация не принесет уважения и доверия к родителям. Ребенок должен любить и уважать обоих родителей. Кроме того, не следует обвинять бабушек и других родственников в разводе, поскольку важно поддерживать эмоциональные связи ребенка с родственниками после развода. Но главное, не обвинять ребенка в разводе.

В-третьих, нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить, вплоть до старшего подросткового возраста.

Недопустимо, если в семье не один, а двое или трое детей, «делить» их между родителями. Другой недопустимый вопрос: «Кого ты больше любишь, маму или папу?».

Случай из практики. Разводящиеся родители никак не могли определиться, с кем будет жить их пятилетний сын после развода. «Ради ребенка» они решили скрыть от него развод родителей и отправили его к бабушке по линии мужа в другой город. Эта история с разводом продолжается больше года. Родители договорились «не травмировать сына» и не встречаться с ним до тех пор, пока они не определятся. Ни один из них не хочет идти на уступки. Каждый претендует на ребенка. Таким образом, ребенок психологически лишился обоих родителей.

Следующий цикл консультаций родителей должен касаться характеристик возможных эмоциональных и поведенческих реакций ребенка на развод, а они, как мы это описали, могут быть различны. Это будет во многом зависеть от особенностей поведения родителей, психологических особенностей ребенка и окружающей обстановки, в которой находится ребенок. Например, реакции бабушки и родственников. Шестилетняя Лиза боялась встречаться с отцом, так как бабушка постоянно говорила ей, что отец ее не любит, поскольку ушел жить к другой женщине. Бабушка всячески дискредитировала отца в глазах ребенка. Лиза стала часто болеть, ее мучили кошмарные сны, у нее появился страх, что мама тоже ее не любит, и она устраивала истерики при ее уходе на работу. На вопрос отца: «Почему ему не дают видеться с ребенком?» - бабушка отвечала, что девочка его не хочет видеть. И хотя мама, чувствуя состояние девочки, не настраивала ее против отца, и была согласна на их встречи, мнение бабушки играло главную роль. Оскорбленная тем, что ее дочь была оставлена мужем, не давала бабушке покоя. Дома, в детском саду, в гостях она с упоением рассказывала, какой плохой у Лизы отец. Такое поведение бабушки не могло не сказаться на психическом состоянии ребенка. По словам воспитателя, Лиза сильно изменилась. Из общительного и доброжелательного ребенка Лиза превратилась в агрессивную и замкнутую девочку. При этом самая большая агрессия была направлена против бабушки.

Иногда поведение и реакция детей на развод обманчива, поэтому необходимо настроить родителей на очень внимательное отношение к детям в этот период.

В качестве диагностических методик для оценки психологического состояния ребенка и его реакции на новость о разводе можно порекомендовать проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс, который позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Тест может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы детей не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признаки волнения (понижает или повышает голос, краснеет или бледнеет, покрывается потом, выполняет невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопросы, настойчиво опережает события - все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам.

 

Сказка «Птенец».

 Цель – выявить степень зависимости ребенка от родителей.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?».

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на  помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.)»; «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

 

Такие ответы свидетельствуют о неготовности ребенка к стрессовой ситуации развода. У него нет необходимой информации и вариантов поведения в ситуации расставания родителей.

 

Сказка «Страх».

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

«Один мальчик говорит себе: «Как страшно!». Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п.

Типичные патологические ответы (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание.

 

Сказка «Новость».

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

 «Один мальчик возвращается с прогулки (из садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».

Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик  что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п.

 

Сказка «Дурной сон».

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

 «Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?».

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; « Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п.

После того, как ребенок немного осознал новость о разводе, важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать ребенку рассказать о своих проблемах. Если ребенку сложно сделать это самостоятельно, то можно задать ему вопросы:

Чего он боится больше всего на свете?

Что сделала мама правильно, а что неправильно?

Что сделал папа неправильно?

Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?

Хочет ли он встречаться с отцом?

Как бы он предпочел провести праздник: пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?

Есть ли у него заветное желание?

Хочет ли встретиться с родственниками папы (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)?

Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком о проблемах, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которой можно все рассказать.

Конечно, родители не могут провести профессиональную диагностику. Эта прерогатива психолога детского дошкольного учреждения. Приведем несколько несложных диагностических методик, которые можно провести психологу в условиях детского сада.

Психологу с целью определения позиции членов семьи в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье рекомендуется проведение проективного  теста «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, 1996).

Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами» Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

Число членов семьи, попавших в площадь круга.

Величина кружков.

Расположение кружков по относительно друг друга.

Дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, психолог сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным составом семьи. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, посторонних предметов может быть изображен в качестве членов семьи.

Затем необходимо обратить внимание на величину кружков. Больший по сравнению другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Большую информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Пример из практики. Девочка 6-ти лет изобразила в круге себя и свою сестру, а мать и отца за кругом. Родители девочки развелись. Мать ушла к другому мужчине. Девочек воспитывает один отец. Результаты теста она прокомментировала так: «Это два кружочка. Один кружочек – это я. Другой кружок – моя сестра. Мы такие маленькие, но мы всегда вместе». На вопрос психолога: «А где же родители?», - она ответила: «Они за кругом – ругаются». Девочка чувствовала себя очень одиноко. У нее постоянно присутствует страх того, что папа тоже их бросит, и они с сестрой останутся совсем одни.Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать представления о взаимоотношениях в семье и обсудить их с членами семьи.

С целью выявления характера детских предпочтений по отношению к членам семьи можно порекомендовать методику «Два дома».

Детям предлагается изображение двух домиков, отличающихся своей привлекательностью. Они должны «поселить» в домики всех членов семьи в зависимости от своих предпочтений.

Характер детских предпочтений (симпатии и антипатии) прямо связан с размещением детьми членов семьи в разные по своей привлекательности дома.

Например, Лиза, о которой уже шла речь, в привлекательный домик поселила себя, маму и папу. Бабушку она отправила жить в черный и непривлекательный домик.

В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка.

Результаты тестов и рисунков дают психологу информацию, которая сопоставляется с информацией, полученной от родителей детей. Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят его. Но проведенные тесты и рисунки говорят об обратном. Просто ребенок скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится.

На этом этапе задача психолога убедить мать в необходимости встречи ребенка с отцом. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка.

В качестве диагностики  рекомендуется тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001).

Инструкция: посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем Вам и Вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит Ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким, спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет».

Тест для мамы

Тест для ребенка

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок любит проводить время с отцом?

  1. Любишь ли ты бывать с папой? Рассказывает ли Ваш ребенок о своем отце своим друзьям?
  2. Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе? Нравится ли Вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.?
  3. Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится что-нибудь ремонтировать, помогать отцу?

  1. Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать папе)? Считаете ли Вы, что Ваш ребенок гордится  своим отцом?
  2. Ты гордишься своим папой? Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо?
  3. Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо? разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях?
  4. Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях? Часто ли отец хвалит ребенка?
  5. Часто ли папа тебя хвалит? Справедливо ли наказывает отец ребенка?
  6. Справедливо ли тебя наказывает папа? Любит ли Ваш ребенок приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)?
  7. Ты любишь приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)? Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком?
  8. Как, по-твоему, папа строгий? Часто ли Ваш ребенок обижается на отца?
  9. Ты часто обижаешься на папу? По Вашему мнению, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка?
  10. Папа обращает внимание на твой внешний вид? Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для Вашего ребенка?
  11. Хочет ли папа быть примером для тебя? Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку?
  12. Твой папа приветлив и внимателен к тебе?

Обработка результатов.

Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение  ребенка.

Если результаты ребенка ниже на 5 и более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно.

Если результаты ребенка выше на 5 и более баллов – значит, мама недооценивает привязанность ребенка к отцу, и следует прислушаться к ребенку.

Результаты этого теста помогут маме осознать потребность ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.

Для ребенка образ отца должен быть, прежде всего, позитивным. Отец удовлетворяет потребности ребенка в защите и любви, потребность в авторитете, потребность в образцах «мужского» и «женского» поведения. От удовлетворения этих потребностей во многом будет зависеть вся последующая жизнь ребенка. Поэтому необходимо не допускать типичных ошибок, которые ослабляют статус отца, в ситуации, когда отец ушел из семьи (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001), а именно:

Не следует использовать отца в качестве «пугала» - говорить: «Если не послушаешь, если не сделаешь, то все скажу папе». Ребенок начинает воспринимать отца как нечто угрожающее, с тревогой ожидать встречу с отцом, вместо радости при его появлении ребенок испытывает страх и стыд. Так формируются опасные стереотипы восприятия отца.

Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не возникало образа отца как профессионального экзекутора. Категорически недопустимо коллекционирование проступков ребенка, с тем, чтобы «обрадовать» отца при его появлении, если он живет уже не с вами.

Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, сразу же и в его присутствии. Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь смягчить свои оценки и вернуться к вопросу позже, в более спокойной обстановке. Если вы не согласны в мелочах, лучше уступить.

Не полезно для семьи обсуждать отца с другими родственниками или друзьями, если рядом присутствуют дети. Не жалуйтесь на низкие заработки или недостаточно изящные вкусы отца ваших детей, помните, что дети всегда хотят видеть его героем, и ваши высказывания заставляют их страдать.

Будьте осторожнее с иронией по отношению к бывшему мужу – дети могут не уловить оттенков, но могут перенять манеру смеяться над отцом как о слабом человеке.

Критикуя детей, не следует говорить фразы типа «Весь в папочку».

Никогда не позволяйте в присутствии детей жалеть вслух о том, что вышли замуж именно за него.

Так как роль отца в развитии ребенка огромна, необходимо повышать его статус. С этой целью психологи рекомендуют матери следующие приемы:

Чаще публично благодарить отца детей за то, что он делает – за покупки, подарки, внимание.

Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют героический характер (если трудно это сделать, доверьтесь своей фантазии). Имейте в виду, что игра «А мой папа…» всегда популярна у детей.

Чаще советоваться с отцом ребенка и сообщать об этом ребенку: «Я спрошу у папы…» или «Это может знать только папа…». Если делать это трудно, обратитесь к методике Станиславского – мысленно подставляйте вместо образа мужа образ своего собственного отца, и легче будет испытать выразительность и уважение к мужу.

Отдельного разговора заслуживает ситуация развода с отцом, который является алкоголиком. В этом случае все зависит от межличностных отношений ребенка и отца до развода. Если отец был груб, применял насилие по отношению к ребенку и матери, то, конечно, создать положительный образ отца очень трудно. Единственный путь вспомнить тот период, когда он не пил. Скорее всего, у женщины есть какие-то положительные воспоминания о муже, если она за него вышла замуж. Необходимо сообщить ребенку, что папа болен. Поэтому он не может общаться с ребенком. Но самое главное не сравнивать ребенка с отцом: «Ты такой же, как и твой отец-алкоголик!». Еще в более худшей ситуации оказываются дети, которых пугают тем, что их отдадут на воспитание к разгульному, пьющему отцу. Это вызовет  у ребенка страх, ответную агрессию, злость и ненависть к обоим родителям. Если же отец не является агрессивным алкоголиком, можно подумать о возможности встреч ребенка с отцом. Как это не печально, многие пьющие мужчины бывают любящими, добрыми и сентиментальными по отношению к своим детям.

Итак, родители сообщили ребенку о разводе, договорились друг с другом о том, как часто должен покинувший родитель встречаться с ребенком, возможно, наметили стратегию переезда одного из родителей или переезда мамы и ребенка.

Что необходимо знать родителям в случае переезда. Важно сохранить без особых изменений среду обитания ребенка. Если ребенок переезжает, то сохранить его игрушки, создать в новом жилище его детский уголок, похожий на тот, который был у него на прежнем месте. По возможности не сразу переводить ребенка в новый детский сад. Но если этого не удается, постараться сохранить его дружеские связи. Приезжать к его друзьям, приглашать старых друзей в новый дом. Это позволит сохранить психическое равновесие у ребенка. При переезде следует обратить особое внимание на игрушки и вещи, которые были подарены отцом. Не следует в состоянии обиды выбрасывать эти игрушки, ведь они так дороги ребенку.

Следует обратить особое внимание на роль бабушек и дедушек, которая возрастает в жизни новой неполной семьи. В связи с возможной перегруженностью матери роль бабушки, особенно со стороны матери, велика. Однако необходимо предостеречь и родителей, и прародителей от переопределения ролей в семье. В связи с тем, что мама значительно больше уделяет время профессиональной и хозяйственной деятельности, бабушка зачастую становится  «функциональной» матерью для внуков. Нередко и другая ситуация, когда «молодой дедушка» (в возрасте 45-50 лет) начинает выполнять для внуков роль «отца», вытесняя и препятствуя общению родного отца с детьми и дискредитируя его. Эта ситуация может привести только к дисфункциональным отношениям в семье.

Крайне важно, чтобы к общению с внуками были допущены бабушка и дедушка супруга, который покинул семью. Сохранение прежних эмоциональных связей с родственниками сказывается положительно на эмоциональном развитии ребенка и снимает ощущение одиночества у ребенка.

Работа с ребенком, родители которого находятся в ситуации развода, довольна длительна. У ребенка должен быть сформирован новый образ семьи, новая система взаимоотношений с родителями, которые живут отдельно. Ребенок должен осознать, что такие ситуации в жизни случаются, что это может случиться и с другими детьми, что он не одинок в своем несчастье. Длительность такой работы зависит от конкретной жизненной ситуации и психологических особенностей детей. С этой целью психологом детского дошкольного учреждения проводится коррекционная работа.

 

Коррекционная работа с ребенком.

 

Главная цель этой работы - помочь ребенку осознать перспективу его новой будущей жизни, создать новый образ семьи, научить адаптироваться в стрессовой ситуации, дать ребенку возможность выражать свои аффекты и переживания. Эта работа может включать в себя игровую терапию, сказкотерапию, арттерапию и другие виды и приемы психокоррекционной работы.

В качестве примера приводим некоторые техники и содержание работы с детьми, находящихся в ситуации развода родителей.

Одной из трудных задач для родителей после развода является убеждение ребенка в том, что не следует стыдиться того, что его родители развелись. У ребенка должна быть сформирована установка: неполная семья ничем не хуже любой другой семьи, существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о своих детях.

В этом случае для детей дошкольного возраста можно рекомендовать использовать психотерапевтические сказки. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

В качестве примера можно привести сказку для детей, родители которых расстаются.

Сказка «Расставание» (Анна Смирнова).

«В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти, и почему они должны редко видеться, почему он не может играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: «Вставай, соня, день уже начался».

«Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо». Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

- Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он просто разлюбил?

Филин задумался.

- Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

- Даже тебе?

- Даже мне.

- Я слышал сегодня, как мама плачет, и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и, если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только никому этого не показывает.

- Но если ему плохо, почему он не вернется?!

- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты  узнаешь многие сложности жизни.

- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет

- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

- Я не хочу быть частью. Пусть все станет, как раньше.

- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают, и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

- Это как у лисенка? От них ушла мама.

- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как ему тоже достается.

- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папы, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать, друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут уживаться вместе на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жизнь вместе становится трудно.

- Я понимаю, но от этого не легче.

- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

- Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

- Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей».

Психоккорекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, ребенку дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если ребенок не проявляет яркой эмоциональной реакции на сказку, она все равно выполнит свою коррекционную функцию, и поведение ребенка со временем изменится. В зависимости от состояния ребенка в конкретной жизненной ситуации можно порекомендовать психологам и родителям самим сочинять сказки, следуя определенному алгоритму, разработанному в сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, 2000):

В первую очередь, подбирать героя, близкого  ребенку по полу, возрасту, характеру.

Описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

Помещать героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывать герою все переживания ребенка.

Герой должен начать искать выход из создавшейся ситуации.

Другой важной задачей, которая решается в процессе коррекционной работы с ребенком, является сохранение семейной истории. Семейная история не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должна сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «любимыми и лучшими страницами» летописи семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушений семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.

Для решения этой задачи можно рекомендовать технику «Фотоальбом», предложенную Суинни Браун.

            Техника «Фотоальбом» позволяет нетравматичным для ребенка образом прояснить его чувства и мысли по поводу определенных событий и значимых для него лиц. Использование этой техники отвлекает ребенка и, благодаря употреблению неоконченных предложений («Я помню, как…», «В этом доме …», «Мне не нравится, когда…», «Моя мама …», « Мой папа …»), дает возможность ему  вербализовать свои переживания.

Описание техники. Следует попросить ребенка подобрать ряд фотографий, связанных с разными годами его детства. На фотографиях могут быть изображены дом или квартира, в которых жил ребенок, места его отдыха, его любимцы-животные, друзья, путешествия с родителями, выступления на праздниках в детском саду и т.д. Необходимо подготовить набор фотографий, которые отражали бы самые разные стороны жизни ребенка.

Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбрать альбом; он может купить его вместе с родителями либо психолог купит его по просьбе ребенка. Ребенок может принести один из старых домашних фотоальбомов.

Для работы необходимо иметь: фотоальбом, набор фотографий, ножницы, маркеры, наклейки. Фотокарточки располагаются на полу, чтобы все их можно было хорошо видеть и расположить по годам. Уже на первом этапе работы у психолога возникает множество возможностей для прояснения чувств ребенка: он может задавать вопросы, касающиеся семьи ребенка, его бабушек и дедушек, родственников, вспомнить о наиболее значимых событиях, а также тех моментов жизни, которые связаны с переживанием чувств горя, печали, раздражения или растерянности.

Когда фотокарточки расположены в хронологическом порядке, ребенок должен вставить их в альбом. Рядом с каждой фотографией  ребенок вместе с психологом делает наклейки  с комментариями изображения. Психолог выполняет роль «секретаря», записывая на наклейках то, что ребенок ему диктует.

Следующей важной задачей является коррекция эмоционального состояния ребенка. На этом этапе важно научить ребенка проявлять свои чувства, выражать эмоции, осознавать свои переживания. Для решения этих задач рекомендуется активно использовать методы игровой и арттерапии, а также других видов коррекции. В качестве примера приводим несколько конкретных техник.

Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек Барбары Тернер. Данная техника используется в качестве средства выражения и осознания чувств, связанных с разводом.

Описание техники. Ребенку предлагаются  контурные изображения, соответствующие его полу и возрасту. Показывая их ребенку, психолог просит его подумать, как «этот мальчик» или «эта девочка» чувствует себя в ситуации, близкой к ситуации этого ребенка. Затем дается указание для ребенка: «Давай раскрасим эту фигуру, чтобы увидеть, что почувствовала бы эта девочка, случись в ее семье то же самое, что и в твоей… Может быть, она разозлилась или ей стало грустно?». Когда ребенок рисует, психолог может начать обсуждение чувств ребенка: * Когда это чувство возникает? * Что ребенок ощущает, когда оно возникает? * Как можно относиться к этим чувствам?

Данная техника раскрашивания фигур предоставляет ребенку возможность дистанцироваться от психотравмирующего события. Вначале то или иное чувство обозначается на контурном изображении. При этом необходимо учитывать, ребенок не может осознать чувство как свое собственное до тех пор, пока не будет к этому внутренне готов. Но даже простое обозначение своих чувств на рисунке может вести к восстановлению эмоционального равновесия и способствует лучшему пониманию переживаемых событий.

Техника «Рассерженные шарики» Тэмми Хорн. Цель этой техники - научить ребенка осознать и побороть чувства сильного раздражения и гнева. Обычно ребенку трудно понять, что переживание чувств раздражения и гнева на определенные жизненные ситуации, такие, как развод, например, явление нормальное и вполне допустимое, хотя ломать игрушки и набрасываться на других людей нельзя. Раздражение и гнев вовсе не обязательно связывать лишь с проявлением агрессивного поведения. Детям предлагается представить, будто надувной шарик – это тело, в котором накопилось сильное раздражение. Так у детей формируется зрительный образ данных чувств. Ударяя по шарикам и протыкая их, ребенок может увидеть, почувствовать и даже «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл.

Описание техники. Данная техника помогает ребенку понять, каким образом в человеке «накапливается» гнев, и как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозированным» образом. Для работы требуются надувные шарики.

Этапы выполнения данного упражнения.

1.      Попросите каждого ребенка (при групповой работе) надуть шарик и завязать его (если кто-то затрудняется, ему надо помочь).

А) Объясните детям, что шарик может символизировать тело человека, а находящийся в нем воздух – чувство раздражения и гнева.

Б) Спросите детей, может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него, и что случается, когда эти чувства переполняют человека. Что чувствует человек, когда чувство гнева и раздражения переполняют его?

2.      Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался.

А) Спросите детей, можно ли таким способом выражать свой гнев, а если нет, то почему. Некоторые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите с ними, что может означать этот страх.

Б) Объясните детям, что если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.п. Спросите их, можно ли считать такое выражение гнева «безопасным».

3.      Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.

4.      Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха, затем вновь крепко его зажать.

А) Обратите внимание детей на то, что шарик уменьшился в размере. * Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? * Можно ли такой способ выражения чувств гнева считать более безопасным? * Остался ли в результате этот шарик целым? Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым образом, он никому не приносит вреда.

5.      Предложите детям сдувать шарики мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните детям, что воздух внутри – это чувство раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает у нас эти чувства, находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут «вырваться» наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится рядом с ним. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева они могут предложить. Для этого мы знакомим детей с другой техникой «Разбей башню».

Техника «Разбей башню»  Шерри Сэйкс. Данная техника использовалась Ш. Сэйкс с целью  осознания ребенком своего гнева. Автор техники ссылается на известного психотерапевта В. Оклендер, которая считает, что «ребенок должен осознать свой гнев, это является первым шагом по пути обретения им уверенности и психической целостности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подавлять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредованном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих» (В. Оклендер, 2000, с. 218).

Описание техники. Ребенок строит из пластмассовых баков башню (можно использовать картонные коробки), ставит наверху маленькую тряпичную куклу, а затем разбивает сооружение мягким мячом. Кукла может символизировать все, что угодно – родителей, какое-либо событие, самого ребенка и т.д. Но ребенок должен сказать, что обозначает для него эта кукла, и, разбивая башню, выражать свои чувства словами. Например, он может говорить или выкрикивать: «Я ненавижу своего папу!» или «Я ненавижу себя, потому что…» или «Я никогда не стану больше…». Психолог должен обеспечить обратную связь, отражая содержание его высказываний, например, следующим образом: «Да, ты и правда вне себя от ярости на своего отца!».

Постройка башни, прочной или, наоборот, неустойчивой – как того захочет ребенок - дает ему ощущение контроля над ситуацией. Расположение на ее вершине куклы усиливает это ощущение. Интересным моментом техники является сбор баков. Ребенок должен их собрать и  вставить один в другой, затем закрыть крышкой. Внутрь большого бака он может положить не только маленькие баки, но и куклу, и мяч. Такая процедура дает ему ощущение того, что он оставляет свои чувства в надежном месте под присмотром психолога.

Рекомендации. Способы проведение этой техники могут быть различными и зависеть от особенностей конкретного ребенка. Застенчивому, скованному ребенку, возможно, требуются  заверения в том, что он может смело разбивать башню и кричать все, что хочет. Психолог даже может продемонстрировать ребенку, как это делается.

Напротив, агрессивному ребенку следует объяснить, что основная задача его действий - освободиться с помощью психолога от чувства гнева для того, чтобы лучше контролировать проявление чувств в реальной жизни. Ребенок должен осознать разницу между разрушением башни с психотерапевтической целью и кулачной расправой. Ребенку следует порекомендовать, что, если его переполняют чувства обиды и раздражения, он может, чтобы не травмировать других, дома поколотить подушку или ударить мячом по стене.           

Техника «Дерево чувств»  Джойс Мигер. Целью работы в этой технике является научение детей понимать свои переживания через создание условий для свободного выражения и обсуждение своих чувств. Данную технику рекомендуется проводить с детьми, имеющими нарушения в виде повышенной тревожности, депрессии, агрессивности, начиная с трех с половиной лет. Однако в каждом случае необходимо учитывать уровень развития вербального аппарата и представлений ребенка.

Описание техники. Из глины серого цвета изготавливается ствол и крона «дерева чувств» на прочном каркасе. Затем, на кроне развешиваются плоды, изготовленные из глины разного цвета. Каждый плод определенного цвета символизирует об эмоциональном состоянии ребенка (желтый – радость; синий – печаль; красный – раздражение; зеленый – зависть или ревность). При работе с детьми более старшего возраста можно создавать корни, символизирующие «источники чувств» (т.е. их причины). Ребенку предлагается срывать плоды того или иного цвета и вспоминать, переживал ли он соответствующие этому цвету чувства. Необходимо иметь не менее четырех плодов каждого цвета: только так можно обсудить с ребенком все основные чувства и в то же время ограничить общее время беседы (примерно 10 мин. на одно занятие) в целях создания безопасной атмосферы для ребенка. Когда последний плод сорван, ребенок обычно испытывает ощущение завершенности процесса. Дети, относительно редко посещающие психолога, постепенно начинают понимать, что человек имеет право переживать и обсуждать любые чувства.

С целью коррекции позиции ребенка в новых условиях семьи после развода очень эффективными являются методики арттерапии. В качестве конкретных методик рекомендуют следующие техники.

«Три желания».

Ребенку предлагается изобразить на рисунке три желания. Обсуждение проводится в направлении выяснения содержания желаний, их значимости, возможности и путей их осуществления.

«Волшебный мир».

Ребенку вручается «волшебная палочка» и предлагается нарисовать мир таким, каким бы ему хотелось видеть, каким бы он сделал мир. Далее проводится обсуждение рисунка (изображенные события, их участники и межличностные взаимоотношения, связь изображаемого и реального и пр.)

«Сны и фантазии».

Ребенку предлагается нарисовать свой сон и рассказать о нем. При интерпретации следует учитывать, что события сна выражают подавленные и вытесненные желания ребенка, его отношение к миру, модель преодоления проблем.

Специалист по семейному и детскому консультированию Вайлолет Оклендер, работая с проблемными детьми, считает, что дети неохотно рассказывают о своих снах, поскольку часто те из них, которые запоминаются, - это страшные сны. С другой стороны, сны так загадочны и странны, что дети стараются выбросить их из головы. По ее мнению, именно поэтому сны у детей часто повторяются. Они так стараются отторгнуть такие сны, что сны возвращаются как напоминание. Работать со снами в состоянии и дети дошкольного возраста. В качестве примера приводим случай, описанный В. Оклендер.

«Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к самому себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом ничего не знает. Ты писаешь в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты плохой, плохой, плохой!»…

Этот сон позволил обсуждать с мальчиком чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак» (В. Оклендер, 2000, с. 154).

 

Техника «Уничтожение страха» А.Л. Венгера.

Очень часто в ситуации развода родителей у детей появляются страхи. Они боятся оставаться одни дома, просят, чтобы мама не выключала свет в их комнате на ночь, не отпускают мать в новой обстановке и др. С целью борьбы со страхами можно порекомендовать методику «Уничтожение страха», которую психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей (для того, чтобы впоследствии он при необходимости напоминал ребенку о показанном ему способе преодоления страха). Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху» она не имеет).

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т.п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать. Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличие, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким?». Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II этап - обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности:

Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи, и незачем их украшать.

Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); б) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми). Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет?» и т.п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так» - с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов или сажает на лист кляксу черных чернил или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Дальше ребенок продолжает рисунок сам.

III этап - уничтожение рисунка. Прежде всего, нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким») - и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове или в сердце, или в груди), а снаружи. А значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче - чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не осталось!» и т.п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался!»).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап - рациональное объяснение ребенку смысла показанного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок - достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (не обязательный) - релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз с разными вариациями:

* Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

* Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает.

Не следует смущаться, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы (А.Л. Венгер, 2004).

Таким образом, при благоприятных условиях воспитания и грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе  у дошкольников через 3-4 года не наблюдается  признаков перенесенной психологической травмы. Тип семейного воспитания, информирование ребенка о разводе, характер общения ребенка с отцом и матерью, особенности общения разведенных супругов, психокоррекционная работа в детском саду являются ведущими факторами, влияющими на успешность адаптации ребенка  дошкольника к разводу.

 

Рекомендуемая литература:

 

Акслайн В. Игровая терапия. - М., 2000.

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2004.

Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора.- М., 2000.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М., 2004.

Конвей  Д. Взрослые дети разводов. – Красноярск, 2002.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. - М., 2001.

Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / пер. с англ. – М.:, 2000.

Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. - М., 2000.

Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

 

 Подготовила: Глумова Ольга Хусаиновна,

Педагог-психолог


Ребенок в ситуации развода.

Ребенок в ситуации развода.

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга

И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права

И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права

Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств

Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств

Иногда родителей приводят в заблуждения внезапное исчезновение реакций на развод

Иногда родителей приводят в заблуждения внезапное исчезновение реакций на развод

Типичная обвинительная фраза: «Ребенку нужен отец!» - не может заставить отца вернуться в семью, а только усугубляет его чувство вины

Типичная обвинительная фраза: «Ребенку нужен отец!» - не может заставить отца вернуться в семью, а только усугубляет его чувство вины

Например, писать ему письма или звонить по междугороднему телефону

Например, писать ему письма или звонить по междугороднему телефону

Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам

Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и…

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и…

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля

Любишь ли ты бывать с папой?

Любишь ли ты бывать с папой?

Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не возникало образа отца как профессионального экзекутора

Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не возникало образа отца как профессионального экзекутора

Не следует в состоянии обиды выбрасывать эти игрушки, ведь они так дороги ребенку

Не следует в состоянии обиды выбрасывать эти игрушки, ведь они так дороги ребенку

Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый

Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый

Помещать героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывать герою все переживания ребенка

Помещать героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывать герою все переживания ребенка

Когда это чувство возникает? *

Когда это чувство возникает? *

Предложите детям сдувать шарики мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха

Предложите детям сдувать шарики мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха

Каждый плод определенного цвета символизирует об эмоциональном состоянии ребенка (желтый – радость; синий – печаль; красный – раздражение; зеленый – зависть или ревность)

Каждый плод определенного цвета символизирует об эмоциональном состоянии ребенка (желтый – радость; синий – печаль; красный – раздражение; зеленый – зависть или ревность)

Очень часто в ситуации развода родителей у детей появляются страхи

Очень часто в ситуации развода родителей у детей появляются страхи

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020