"Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации." Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Насилие-это все виды давления или действий над человеком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью. Различают 4 основные формы насилия: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ. Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека. Если данное воздействие оказывается на подростка, то оно тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера. Сюда относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство; преднамеренное ограничение общения подростка со сверстниками или другими значимыми взрослыми и др. Экономическое насилие – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи (подростка) жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право. Сюда также относят запрет на получение образования и/или трудоустройства с целью создания напряженной обстановки. Сексуальное насилие – это вовлечение человека с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
Нормативные документы по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
Консультации для родителей.
|
П Р О Е К Т
«Детство без насилия и жестокости»
Разработчик:
социальный педагог Соловых Инна Николаевна
Полное название проекта:
Проект «Детство без насилия и жестокости»
МБОУ «СШ №23» города Димитровграда Ульяновской области»
Продолжительность проекта: 2016-2017 учебный год
Тип проекта: социальны
Участники проекта:
· родители;
· учителя;
· учащиеся МБОУ «СШ №23».
Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие — перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Проблема:
Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.
Пояснительная записка:
Школьный период – уникальный в жизни ребёнка, в школьном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.
Цель проекта:
1. Создать условия в образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
2. Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Задачи:
1. Раннее выявление семейного неблагополучия.
2. Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
3. Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Ожидаемый результат:
1. Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
2. Повышение правовой и педагогической культуры педагогического коллектива.
3. Создание доверительно-делового контакта с родителями.
4. Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта.
Этапы проекта |
Содержание работы |
Ответственные |
1 этап подготовительный |
Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска» |
Социальный педагог Классные руководители |
Составление банка данных о семьях «группы риска» |
Социальный педагог |
|
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника. |
Социальный педагог Классные руководители |
|
2 этап Основной |
Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе риска |
Классные руководители |
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания) |
Социальный педагог Классные руководители Психолог |
|
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) |
Социальный педагог Психолог |
|
Знакомство с законом и правами |
Социальный педагог Классные руководители |
|
3 этап Заключительный |
Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. |
Социальный педагог Классные руководители Зам директора по ВР Психолог |
Приложение № 1.
Работа с педагогическим коллективом:
Консультации:
1. «Право на защиту и помощь».
2. «Знакомимся с Конвенцией ООН».
3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Круглый стол:
1. «Правовая защита детей в семьях».
2. Викторина «Права ребёнка».
Памятки:
1. «Профилактика жестокого обращения с детьми».
2. «Показатели неблагополучия в семье».
Приложение № 2.
Работа с родителями:
Консультации:
1. «Я ребёнок — и я имею права».
2. «Как нельзя поступать с ребёнком».
Анкетирование:
1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».
2. «Знаете ли вы права детей».
Памятки, буклеты:
1. «Педагогические знания родителям».
2. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребёнку».
3. «Показатели неблагополучия в семье».
Родительское собрание:
1. «Предупреждение насилия над детьми».
Конкурс рисунка:
1. Совместное творчество родителей и детей — «Моя семья».
Работа с детьми:
1. Классные часы по теме: «Знакомство с правами».
2. Конкурс рисунка «Моя семья».
П Л А Н
занятий социальной направленности на
№ п/п |
Программное содержание |
Работа с учащимися |
1 |
Знакомство с правами. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию». Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя. |
Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Свидетельство о рождении. Иллюстрированный материал по теме занятия. |
2 |
«Конвенция о правах ребёнка». Право на защиту. Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка. |
Конспект занятия. Карточки по теме – права ребёнка. Конституция РФ, Конвенция ООН. Семейный кодекс РФ. |
3 |
Знакомство с правами. «Право ребёнка на охрану физического здоровья». Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье. |
ОД: Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Иллюстрированный материал по теме. |
4 |
Знакомство с правами. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье». Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами. |
Конспект занятия. Демонстрационный материал «Моя семья». Иллюстрированные карточки по теме занятия. Чтение художественных произведений. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.