Семья и школа всегда являлись ведущими институтами социализации детей школьного возраста. И.Г. Песталоцци первым доказал, что основы последующего природосообразного развития ребёнка необходимо заложить в семье, которую он называл «святилищем храма» нравственной природы человека. Семья с младенческого возраста заботится о ребёнке, и школьное воспитание может быть успешным, по мнению великого педагога, только в том случае, если оно полностью согласовано с семейным.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
« Все мы родом из детства» Антуан де Сент Экзюпери.
« Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью»
так трактуется в словаре понятие «семья» (Новый энциклопедический словарь. 2000. стр.
1093).
Семья и школа всегда являлись ведущими институтами социализации детей
школьного возраста. И.Г. Песталоцци первым доказал, что основы последующего
природосообразного развития ребёнка необходимо заложить в семье, которую он называл
«святилищем храма» нравственной природы человека. Семья с младенческого возраста
заботится о ребёнке, и школьное воспитание может быть успешным, по мнению великого
педагога, только в том случае, если оно полностью согласовано с семейным.
Практическое воплощение идеи взаимосвязи школы с другими институтами
социализации происходили в различных моделях:
в начале ХХ в. существовала модель: «школа – помощник семьи». Основатели этой
школы особое внимание уделяли жизни ребёнка в семье, его интересам,
склонностям, ценностям. Школа не только учитывала имеющийся жизненный опыт
ребёнка, но имела целью расширять его от семьи, микрорайона, города, деревни.
В 20е годы эта модель была заменена новой: «школа – центр воспитания в
социальной среде».
К середине 30х годов в нашей стране укрепилась модель: «школа контроля за
социальной средой». Ответственность за суждения детей, их поведением в школе, на
улице, в семье возлагалось на учителя. Не менее жёсткий контроль был введён и за
семейным воспитанием. Школа контроля за социальной средой существовала до
конца 50х годов.
В 60е годы развивается модель «координации усилий школы, семьи и
общественности». Школа по отношению к семье становится не наставником и
контролем, а консультантом и координатором: активно проводится педагогическое
просвещение родителей, консультации по организации семейного воспитания.
Семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей,
несмотря на то, что переход от одних общественно – экономических отношений к
совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей,
неуверенность в сложной современной ситуации.
Характеризуя современную российскую семью, можно выделить следующие
основные её особенности:
преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение
церковных браков:
свобода заключения т расторжения брака;
равноправие женщин и мужчин в браке;
увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
в основном семьи однодвухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми.
Для полной характеристики современной семьи нельзя сказать о сфере
занятости родителей, которая существенно меняется, а также об увеличении семей
неполных, где чаще всего только мать, и матерей рано родивших, при этом старая семья
и новая с ребёнком живут вместе.
Формы взаимодействия учителя с родителями
1в начальной школе
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель
использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём, в том и
другом случае реализуется как традиционные, нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные конференции.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Посещение на дому. (Социальный педагог).
Рекомендации по проведению родительских собраний
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки
и неудачи детей в учёбе.
2. тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор
ситуаций, тренинги, дискуссии, практикумы и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Родительское собрание – это самая распространенная и основная форма
взаимодействия учителя и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения
по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитании
обучающихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование,
координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития
духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Нередко
родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую
культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание
обучающихся.
Учитель начальных классов каждые четыре года принимает новый класс, а значит и
принимает новый коллектив родителей. С детьми учитель работает ежедневно, с
родителями же встречается реже, на собраниях, утренниках. Чаще всего инициатором
встречи с родителем является учитель, родители же считают приглашение на беседу
или встречу уже какимто сигналом даже без видимых причин для беспокойства. А если
есть причина для беспокойства? Тогда и предполагаемая встреча не в радость.
Перед каждым классным руководителем стоит задача – сплотить детский,
родительский коллективы и коллектив педагогов. А семьи, из которых пришли дети все
очень и очень разные, поэтому задача, данная сложная, трудоёмкая, требующая
больших усилий и от учителя и от желания сотрудничать с учебным учреждением
родителей.
В своей работе с родителями я стараюсь каждое собрание проводить в виде
некоторой информации, бесед: о физическом воспитании, о режиме дня, о развитии
памяти, мышления, внимании младших школьников. Но эта традиционная форма. Как
правило, родительские собрания посещают в основном мамы, к тому же с каждым
классом посещаемость снижается. Причины разные.
Вот тогда мне пришла мысль провести цикл мероприятий для учеников и
родителей, где каждый ребёнок смог бы показать себя, раскрыть. Конечно, если
ребёнок неуспешен в обучении, ему очень сложно быть успешным вообще, особенно
2среди своих одноклассников. Ведь чаще всего младшие школьники оценивают себя и
одноклассников по итогам в учении. А к третьему году обучения наш класс сильно
изменился, произошло большое движение, сменился состав учеников и родителей.
Первое мероприятие, которое было проведено – это мероприятие только для
детей – классный час – утренник «Моя любимая игрушка». Дети писали минисочинения о
своей любимой игрушке, как она попала к ребёнку, рисовали, делали поделки. Следующий
этап – представление своей игрушки. Эта игра помогла мне больше узнать об
эмоциональном состоянии ребёнка, об отношении родителей к выбору подарков детям,
узнать когда, на какие события дарят детям игрушки, и какие игрушки или игры выбирают.
Следующее дело для сплочения детского коллектива – тоже классный час
утренник «Созвездие именинников». Здесь уже к подготовке была привлечена
инициативная группа детей, они составляли программу дня, и родители которые,
приготовили сюрприз детям. Это совместное дело помогло организовать следующее – уже
совместное с родителями. Классный час был посвящён Российскому Дню матери, которое
проводится в последнее воскресенье ноября. Назывался он «Человек, на котором держится
дом». Дети и родители толковали пословицы о семье, о любви матери к своему ребёнку, о
воспитании в семье. Дети подготовили очень большой концерт, где приняли участие все
ученики класса. Дети пели, читали стихи, инсценировали басни. Накануне подготовили
подарки мамам. На утреннике дети впервые писали письма своим мамам, которое
начиналось словами «Здравствуй, мама!». Письма отпускали в почтовый ящик, а почтальон
(ученик класса) разносил адресатам, присутствующим мамам. Цикл этих мероприятий по
изучению и сплочению коллективов родительского и детского завершило родительское
собрание – практикум: «Семейные традиции: искусство создания праздника». Родителям
было дано домашнее задание на две недели: подготовить выступление о традициях семьи,
правилах заведённых в доме, обязанностях детей, но самое главное, нужно было суметь
поделиться опытом
проведения семейных праздников, которые в семье стали
традиционными. Дети также получили задание: они собирали открытки, поздравления,
игры, загадки, готовили концертные номера.
В ходе подготовке этого мероприятия психолог провела анкетирование среди
родителей и детей.
И вот собрание – практикум, мы его назвали «Мастерская по созданию праздников»,
состоялось. В отличие от традиционной формы проведения собрания был выбран метод
проектов. Родители и дети готовили проект проведения праздника, а затем защищали свой
проект.
Основной эпиграф собрания звучал так: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в
дому».
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
3Чтобы не каяться потом.
Заключение.
Из тех различных моделей взаимосвязи учебного учреждения с другими институтами
социализации – модель «координации усилий школы, семьи и общественности» наверное,
самая правильная. А вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми на уровне
класса даёт хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане – ребята с
удовольствием включаются в классные, а затем и в общешкольные мероприятия.
Семья это не просто группа людей, основанная на браке или кровном родстве, для
каждого человека семья особый мир. Мир любви, надежды, веры, поддержки, помощи.
Такой мир нужен любому человеку и тем более ребёнку.
Жизнь семьи и поведения ребёнка это зеркальное отражение друг друга. С семьи
начинается развитие каждого из нас, уверенность в своих силах и возможностях, умение
бороться с трудностями, любовь ближних, внимание и забота, умение любить и ценить,
принимать любовь близких людей – всё это зарождается в дружной, тёплой атмосфере
дома.
Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные –
несчастны посвоему. Народная мудрость гласит, что, выбирая себе жениха, девушка
должна понаблюдать, относятся друг к другу. И действительно, поведение родителей,
взгляд на мир, система ценностей играют огромную роль в судьбе ребёнка.
У хорошего племени не бывает плохого семени. Всё что происходит с нашими
детьми, они берут в семье, учатся в семье. И семейные традиции играют в воспитании
очень большую роль, ведь ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Принято ли у вас
обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные прогулки, играть с детьми
– всё это дети возьмут в свою будущую семью. Что посеем, то и пожнём.
Литература
1. Т.А. Стефановская. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. Изд.:
«Совершенство», 1998
2. Новый энциклопедический словарь. БРЭ. Москва. Изд.: «Рипол Классик» 2001
3. Классный руководитель. Журнал №8, 2006.
4. Т. Л. Шишова. Чтобы ребёнок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14.
Москва. Изд.: «Эксмо»,2005
5. Как защитить вашего ребёнка? Москва: Изд.: «Даниловский благовестник» 2002, По
благословлению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
4