Консультация для воспитателей дошкольных учреждений о культуре речи педагога, о требованиях и распространённых ошибках в речи, с приложением русских пословиц и поговорк, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Консультация для воспитателей
«Речь педагога как образец и средство развития речи детей»
Культурная речь – является обязательным элементом общей
культуры человека показателем его интеллекта. Общение для человека
среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может
существовать. Речевая деятельность имеет социальный характер. А для
нас, педагогов, она составляет основу общения. Персидский поэт и
мыслитель 13го века Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты илимал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Речь педагога является для детей основным образцом родного
языка. Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее
выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его
собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и
сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и
красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Чтобы выглядеть привлекательно, сколько раз за день мы заглядываем
в зеркало? Поправляем прическу, подкрашиваем губы, проверяем
чистоту одежды, обуви. Поэтому как мы следим за внешним видом, так
же необходимо заботиться о том, что мы говорим, как говорим и
какими словами говорим. Для этого не нужно прилагать специальных
усилий, достаточно быть внимательным ко всему, что говорим.
Вот простейшая формула культуры речи:
●
●
●
●
●
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является
основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
Думай, кому говоришь.
Что говоришь.
Где говоришь.
Зачем говоришь.
Какие из этого будут последствия?строгим
соблюдением
с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям
●
голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы
голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и
детей.
●
педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с
учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная
ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
●
педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с
другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
●
определенные требования и добиться их выполнения.
●
голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция
обеспечивается
артикуляционных
характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной
речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное
литературное произношение всех слов родного языка. Сложность
усвоения правильного литературного произношения заключается в том,
что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому
общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.
Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и
постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи
педагога. Для устной речи очень важным является правильное
использование интонационных средств выразительности: логического
ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или
словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения
темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и
силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу
времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной,
мысль выражается более полно, закончено.
В современных условиях совершенствование речевой культуры
педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения
качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов
предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУПравильность соответствие речи языковым нормам. В общении с
детьми воспитатель использует основные нормы русского языка:
орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также
нормы образования и изменения слов.
Точность соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое
внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это
способствует формированию у детей навыков точности
словоупотребления.
Логичность выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в
общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте
закладываются представления о структурных компонентах связного
высказывания, формируются навыки использования различных
способов внутритекстовой связи.
Чистота отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития
дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте
собственной речи: недопустимо использование словпаразитов,
диалектных и жаргонных слов.
Выразительность особенность речи, захватывающая внимание и
создающая
сопереживания.
Выразительность речи воспитателя является мощным орудием
воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами
выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота
голоса и др.), способствует не только формированию произвольности
выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им
содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое
отношение к предмету разговора.
Богатство умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя
способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает
сформировать у него навыки точности словоупотребления,
выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте
формируются основы лексического запаса ребенка.
эмоционального
атмосферуУместность употребление в речи единиц, соответствующих ситуации
и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает,
прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики
дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей
культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться
разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на
ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное
использование педагогом невербальных средств общения, его умение
не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
1. Употребление словпаразитов:
Словапаразиты – это словасвязки, накрепко закрепившиеся в
лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь,
ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию.
Сам человек, имеющий в своей речи словапаразиты, их не замечает. А
слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в
своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда
волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае
паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том,
что он нервный, беспокойный, торопливый.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну
вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по
любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем».
Наличие в лексиконе матерных словпаразитов свидетельствует о
низкой культуре человека.
Есть и звукипаразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая
нужное слово, тянуть «эээ», «ааа» или «ммм». Эта привычка
обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести словапаразиты на букву
«Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлкипалки», «ёмоё»,
«ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».2. Частое употребление слов с уменьшительноласкательными
суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые
слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно
из них!
3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и
которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно:
«брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь
шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама,
шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые
предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные
– главные признаки предмета от несущественных и обобщать.
Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они
похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете
предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так
называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать
обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет
жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи
ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок,
ни Вашего времени.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов,
которые противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов
сокращений: телик, видик, комп.
5. Нелитературное произношение слов:
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть
«положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол
«ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» без
приставки.).Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь,
произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его
воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в
более взрослом.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала
завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное
употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы,
разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных
эффектов и невербального языка.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может
применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и
в детских играх, и на прогулке.
Ласка и шутка:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал;
Ясен, как солнышко (как звездочка).
Красней красного солнышка, ясней ясного
месяца.
Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
Выросла, как тополька.
Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.
Ты моя баловушка.Идет, словно павушка плывет.
Танина коса — всему городу краса.
Растут детки, как грибки-дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.
Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог
пощелкивает.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Права ножка, лева ножка — поднимайся
понемножку.
Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.
Саночки-самокаточки: садись да катись.
Прытко бегают, да часто падают.
Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам
догадался.
Поучение или наставление:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
О чем не сказывают, о том не допытывайся.
Поспешишь — людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь — ногу зашибешь.
На скору ручку — комком да в кучку.Умел потерять, умей и найти.
Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.
Умей сказать, умей и смолчать.
Умей шутить, умей и перестать.
Любо — бери, не любо — не вороши.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Порицание:
Много шуму — мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Пыль столбом, дым коромыслом — не то
от пляски, не то от таски.
Весь дом вверх дном.
У наших у ворот всегда хоровод.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш Филат не бывает виноват.У всякого Федорки свои отговорки.
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Я про сапоги, а он про пироги.
На своей улочке и курочка храбра.
Наш пострел везде поспел.
Пословицы и поговорки, относящиеся
к еде и сну:
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Ни росиночки, ни порошиночки во рту не
было.
слушай.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей
Ешь больше, проживешь дольше.
Ешь больше, богатырем будешь.Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Гречневая каша — матушка наша, а
хлебец ржаной — отец наш родной.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Остатки сладки.
Лакомый кусок на закрепу.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка — подушка.