«Речь педагога как образец и средство развития речи детей»

  • Лекции
  • docx
  • 27.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений о культуре речи педагога, о требованиях и распространённых ошибках в речи, с приложением русских пословиц и поговорк, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Иконка файла материала «Речь педагога как образец и средство развития речи детей».docx
Консультация для воспитателей «Речь педагога как образец и средство развития речи детей» Культурная   речь  –   является   обязательным   элементом   общей культуры человека показателем его интеллекта. Общение для человека ­ среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Речевая деятельность имеет социальный характер. А для нас,  педагогов,  она  составляет  основу общения.  Персидский  поэт  и мыслитель 13­го века Саади сказал: Умен ты или глуп, Велик ты илимал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Речь   педагога   является   для   детей   основным   образцом   родного языка.   Чем   выразительнее,   точнее   и   красочнее   язык,   чем   яснее выражается   мысль,   тем   эффективнее   воздается   на   ребенка,   на   его собственную   речь,   тем   больше   возможности   достучаться   до   ума   и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому. Чтобы выглядеть привлекательно, сколько раз за день мы заглядываем в   зеркало?   Поправляем   прическу,   подкрашиваем   губы,   проверяем чистоту одежды, обуви. Поэтому как мы следим за внешним видом, так же   необходимо   заботиться   о   том,   что   мы   говорим,   как   говорим   и какими словами говорим. Для этого не нужно прилагать специальных усилий, достаточно быть внимательным ко всему, что говорим. Вот простейшая формула культуры речи: ● ● ● ● ●   Компоненты профессиональной речи педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:  Думай, кому говоришь.  Что говоришь.  Где говоришь.  Зачем говоришь.  Какие из этого будут последствия?строгим   соблюдением       с   помощью   голоса   педагог   должен   уметь   внушить   детям ●   голос   не   должен   вызывать   неприятных   ощущений.   Важно,   чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. ●   педагог   должен   уметь   изменять   характеристики   своего   голоса   с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей); ●  педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей; ● определенные требования и добиться их выполнения. ●  голос педагога должен быть достаточно вынослив. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Важным   компонентом   речи   является   орфоэпия  –   правильное литературное   произношение   всех   слов   родного   языка.   Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что   произношение   не   всегда   совпадает   с   правописанием.   Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если   возникают   сомнения   в   правильности   произнесения   слов   и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность  –   еще   один   элемент   профессиональности   речи педагога.   Для   устной   речи   очень   важным   является   правильное использование  интонационных средств выразительности: логического ударения   (выделение   из   фразы   главных   по   смыслу   слов   или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. В   современных   условиях   совершенствование   речевой   культуры педагогов   ДОУ   рассматривается   как   одно   из   условий   повышения качества   дошкольного   образования.   Поэтому   речи   педагогов предъявляются определенные требования: Требования к качеству речи педагога ДОУПравильность ­   соответствие   речи   языковым   нормам.   В   общении   с детьми   воспитатель   использует   основные   нормы   русского   языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.   Точность ­ соответствие смыслового содержания речи и информации, которая   лежит   в   ее   основе.   Воспитатель   должен   обращать   особое внимание   на   семантическую   (смысловую)   сторону   речи,   т.к.   это способствует   формированию   у   детей   навыков   точности словоупотребления. Логичность   ­ выражение   в   смысловых   связях   компонентов   речи   и отношений   между   частями   и   компонентами   мысли.   Воспитатель   в общении   с   детьми   учитывает,   что   в   дошкольном   возрасте закладываются   представления   о   структурных   компонентах   связного высказывания,   формируются   навыки   использования   различных способов внутритекстовой связи. Чистота ­ отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая   во   внимание   ведущий   механизм   речевого   развития дошкольников   (подражание),   воспитатель   заботится   о   чистоте собственной   речи:   недопустимо   использование   слов­паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность   ­ особенность   речи,   захватывающая   внимание   и создающая сопереживания. Выразительность   речи   воспитателя   является   мощным   орудием воздействия   на   ребенка.   Владеющий   различными   средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности   речи   ребенка,   но   и   более   полному   осознанию   им содержания   речи   взрослого,   формированию   умения   выражать   свое отношение к предмету разговора. Богатство   ­  умение   использовать   все   языковые   единицы   с   целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует   расширению   словарного   запаса   ребенка,   помогает сформировать   у   него   навыки   точности   словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. эмоционального     атмосферуУместность ­ употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и   условиям   общения.   Уместность   речи   воспитателя   предполагает, прежде   всего,   обладание   чувством   стиля.   Учет   специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными   формулами   речевого   этикета,   ориентироваться   на ситуацию общения, собеседника и др.).   К вышеперечисленным  требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его. Самые распространённые ошибки в речи воспитателя: 1. Употребление слов­паразитов: Слова­паразиты   –   это   слова­связки,   накрепко   закрепившиеся   в лексиконе   человека,   намертво   вошедшие   в   его   разговорную   речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова­паразиты, их не замечает. А слушатель   устает,   изнемогает.   Особенно   часто   человек,   имеющий   в своем   активном   словаре   паразитов,   начинает   употреблять   их,   когда волнуется   или   торопится   произнести   свою   речь.   В   этом   случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот»,   «ну»,   «ну   ваще»,   «короче»,   «то   есть»   «практически»   «по­ любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем». Наличие в лексиконе матерных слов­паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Есть и звуки­паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное   слово,   тянуть   «э­э­э»,   «а­а­а»   или   «м­м­м».   Эта   привычка обычно очень раздражает слушателей. В отдельную категорию можно отнести слова­паразиты на букву «Ё».   Это   всем   известные   «ёклмн»,   «ёпрст»,   «ёлки­палки»,   «ё­моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».2.   Частое   употребление   слов   с   уменьшительно­ласкательными суффиксами: Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них! 3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Необходимо   не   говорить   безликое   «штаны»,   а   называть   конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку»,   назвать   конкретный   головной   убор:   берет,   кепка,   панама, шляпка, бейсболка и т.д. Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные –   главные   признаки   предмета   от   несущественных   и   обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное   занятие,   которое   полезно   и   для   интеллекта,   и   для   речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. 4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов­ сокращений: телик, видик, комп. 5. Нелитературное произношение слов: хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, езжай – поезжай, заплотит – заплатит, ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» ­ без приставки.).Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников,   которые   легче   исправить   в   раннем   возрасте,   чем   в более взрослом. Чтобы   речь   педагога   была   выразительной,   яркой,   оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Русские   пословицы   и   поговорки,   которые   воспитатель   может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке. Ласка и шутка: Маленький, да удаленький. Мал, да удал; Ясен, как солнышко (как звездочка). Красней красного солнышка, ясней ясного месяца. Шапочка с ушами, молодчик с кудрями. Выросла, как тополька. Кубарики-кубаришки, малые ребятишки. Ты моя баловушка.Идет, словно павушка плывет. Танина коса — всему городу краса. Растут детки, как грибки-дождевички. Ау, подай голосок через темный лесок! Не видал, как упал, погляжу — ан лежу. Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает. Сядем рядком да потолкуем ладком. Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку. Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл. Саночки-самокаточки: садись да катись. Прытко бегают, да часто падают. Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался. Поучение или наставление: За правое дело стой смело. Для друга все не туго. О чем не сказывают, о том не допытывайся. Поспешишь — людей насмешишь. Спеши, не спеши, а поторапливайся. Скоро пойдешь — ногу зашибешь. На скору ручку — комком да в кучку.Умел потерять, умей и найти. Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу. Умей сказать, умей и смолчать. Умей шутить, умей и перестать. Любо — бери, не любо — не вороши. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Порицание: Много шуму — мало толку. Шумят, как воробьи на дождь. Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски. Весь дом вверх дном. У наших у ворот всегда хоровод. Без проказ ни на час. Кто весел, а кто и нос повесил. Наш Филат не бывает виноват.У всякого Федорки свои отговорки. Друг на дружку, а все на Петрушку. Я про сапоги, а он про пироги. На своей улочке и курочка храбра. Наш пострел везде поспел. Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну: Пели, пели, да есть захотели. Что поставят, то и кушай. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. слушай. Хлеб-соль кушай, а добрых людей Ешь больше, проживешь дольше. Ешь больше, богатырем будешь.Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Одним ухом спит, другим слышит. Спали, почивали, весело ль вставали? Остатки сладки. Лакомый кусок на закрепу. Пора спать, коли некого ждать. Милая подружка — подушка.