Речевая агрессия у детей
(консультация для воспитателей)
Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей - по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч - он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» - презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.
Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова -способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
- прямое порицание - самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.
- игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.
- переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
- метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.
Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование - разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.
Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.