Речевая зарядка на уроках чтения
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.
I этап – «Подышим, подышим...»
ü Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
ü «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.
ü «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.
ü Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
ü Выдох через соломинку.
ü Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
ü Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».
ü Пушинка.
II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)
ü Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.
ü Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.
ü Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.
ü Покажи зубки.
ü Самый длинный язык.
ü Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.
ü Трубочка.
ü Проколю щечку.
ü У меня губы краснее.
ü Ежик – «пых-пых».
III этап – «Не запутайтесь в звуках!»
Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:
ла – ра ма – мя дом - том
ло – ро мо – ме Дима - Тима
лу – ру му – мю кадушка – катушка
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
сом Маша шапка
лом Даша лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
о – то – сто – стол с – то – сто – ит
у – ту – сту – стул с – та – ста – ли
а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.
кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись
лес – лесок шел – пошел
трава – травка нырял – нырнул
решила – решала увидел – увиделся
прошел увял
проделал увел
просмотрел увез
Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.
IV этап - «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.
Был у бабушки баран
Бил он бойко в барабан.
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.
Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.