Речевая зарядка на уроках чтения

  • docx
  • 03.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Речевая зарядка на уроках чтения.docx

Речевая зарядка на уроках чтения

            Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

            Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

            Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

            Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.

I этап – «Подышим, подышим...»

ü  Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

ü  «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.

ü  «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

ü  Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.

ü  Выдох через соломинку.

ü  Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.

ü  Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».

ü  Пушинка.

II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)

ü  Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.

ü  Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.

ü  Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.

ü  Покажи зубки.

ü  Самый длинный язык.

ü  Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

ü  Трубочка.

ü  Проколю щечку.

ü  У меня губы краснее.

ü  Ежик – «пых-пых».

III этап – «Не запутайтесь в звуках!»

            Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

            ла – ра            ма – мя           дом - том

            ло – ро            мо – ме           Дима - Тима

            лу – ру            му – мю          кадушка – катушка

  1. Чтение слогов по подобию (см. Таблицу слогов):

            а          о          у

            ма        мо        му

            са        со        су

            ла        ло        лу

            Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

            сом                  Маша              шапка

            лом                 Даша              лапка

            ком                 Паша              папка

            В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

            о – то – сто – стол                 с – то – сто – ит

            у – ту – сту – стул                 с – та – ста – ли

            а – ра – вра – враг                 с – ня – сня – ли

            Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:

            кто – кот        следы – слезы           мука – муха               лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

            лес – лесок                            шел – пошел

            трава – травка                       нырял – нырнул

            решила – решала                  увидел – увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

            прошел                       увял

            проделал                    увел

            просмотрел                увез

            Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.

           

            IV этап - «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.

  1. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:

            Был у бабушки баран

            Бил он бойко в барабан.

            Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

            Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

            Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала