Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством экспериментальной деятельности»
Автор: Степанова Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12» г. Кировска Мурманской области
«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
дошкольного развития ребенка»
(Н.Н. Поддьяков, 1995г.).
Актуальность темы
На сегодняшний день в связи с реализацией ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности дошкольников получила новый толчок в развитии. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ. Один из целевых ориентиров гласит, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». На мой взгляд, данные качества эффективно формировать посредством экспериментирования, так как ребенку дошкольнику присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок с ОВЗ, тем быстрее развивается его речевой словарь и процесс формирования умения использовать его в конкретных условиях общения.
Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе помогает нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
Цель
Развитие и формирование у детей с ОВЗ умения находить значение и смысл слов посредством экспериментирования, самостоятельно получать сведения о новом объекте.
Задачи
· формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
· сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
· формировать умение у детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
· использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
· развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
· развивать компоненты устной речи детей;
· поддерживать речевую инициативу и творчество;
· обогащать словарный запас.
В работах многих отечественных педагогов: Н.Н. Поддьякова, А. П.Усовой, Е. А. Панько, говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Они утверждают, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В нашей группе обустроен центр экспериментирования.
Приборы и оборудование мини-лаборатории:
1.Микроскопы, лупы, зеркала, весы, магниты, термометры, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, пипетки, ножницы, отвертки, винтики, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, мелкие вещи из различных материалов.
2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, сито, лопатки, формочки.
3.Материалы: природный (желуди, шишки, семена, крупы, скорлупа и тд), «бросовый» (пробки, палочки, трубочки для коктейля и тд).
4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Основная задача центра экспериментирования – формировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Образовательная среда в нашей группе регулярно пополняется дидактическими пособиями: карточки-схемы проведения экспериментов; правила работы с материалами в стихотворной форме; опыты в стихах по временам года; создан фотоальбом о проведении опытов и журналы зарисовок опытов; картотека «Удивительные превращения. Как производят разные матриалы».
Приобретены тетради Монтессори «Мои маленькие эксперименты» (простейшие опыты, которые дети могут провести сами), различные природные материалы, а также наборы опытов «Вырасти кристалл», «Сделай духи сам», «Мыльные бомбочки для ванны».
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
1.Определить, что нужно
сделать ля решения проблемы;
2.Выяснить
возможные пути решения;
3.Проверить гипотезы (сбор данных, реализация в действиях);
4.Проанализировать полученный результат (подтвердилось или не подтвердилось);
5.Сформулировать выводы.
Входящая диагностика:
«Диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка»
Цель: выявить наличие у детей знаний, навыков опытно-экспериментальной деятельности и уровень познавательной активности.
Методики диагностики:
Л.Н. Прохорова
«Маленький исследователь»
«Выбор деятельности»
Методика «Выбор деятельности»
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно были сделаны три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1. игровая;
2. чтение книг;
3. детское экспериментирование;
4. труд в уголке природы;
5. изобразительная деятельность;
6. конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксировались цифрами 1, 2, 3. За первый выбор - три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод был сделан по сумме выборов в целом по группе.
Методика «Маленький исследователь»
Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям было предложено схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагалось осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку было предложено повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксировались цифрами 1, 2, 3. За первый выбор -три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод был сделан по сумме выборов в целом по группе.
Для положительной мотивации деятельности использую различные стимулы:
-внешние стимулы (новизна, необычность объектов);
-тайна, сюрприз;
-мотив помощи;
-познавательный мотив.
Работу по своей теме самообразования я начала с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей группы.
По следующим видам деятельности:
Неживая природа.
1. Проводили опыты с водой. Отвечали на вопросы: какая вода? (не имеет цвета-значит какая -бесцветная, не имеет запаха и вкуса, формы). Все это подтверждали практически, т.е. проводили опыты: переливали воду в разные емкости, окрашивали в разные цвета, растворяли сахар, соль (изменяли вкус воды). На улице проверяли агрегатное состояние воды (сосулька – твердое, снег в руках тает – жидкое, в группе: кипит чайник (пар)-парообразное состояния воды).
2. Опыты с магнитом. У магнита есть два полюса ( + и -). Какие предметы притягивает магнит (металлические). Через что действует магнит (бумагу, ткань, стекло, воду). Все ответы подтверждали практически. Также проводили опыт, благодаря которому узнали, что магнит может передавать свои свойства другим предметам (делали цепочку из скрепок).
3. Опыты с бумагой. Раскрывающийся цветок. Вырезали цветок, складывали лепестки внутрь (закрытый бутон цветка), опускали в воду и при намокании бумаги цветок распускался. Объяснение опыта: сгибая бумагу, мы делаем её тоньше в месте изгиба, а при попадании воды, она снова приобретает свою форму и цветок распускается.
4. Радуга в стакане. Брали полосу салфетки, фломастерами ставили разноцветные точки на краю полоску и опускали этот край в воду. Наблюдали: вода поднимается по салфетке вверх, окрашивая ее в эти цвета. Объяснение: поверхность салфетки неровная, и вода как «скалолаз на гору» взбирается по ней вверх.
Человек.
Изучая лексическую тему, измеряли пульс в спокойном состоянии и после бега на месте, слушали биение сердца и пр.
Живая природа.
Экспериментирование: «Время суток», «Свойства снега»
В этой же группе проводили краткосрочный проект «Выращивание кристаллов». (показ сладов и проекта, краткое объяснение).
Все эти опыты проводили и в группе ТНР «Радуга».
Работа с родителями. Были предложены индивидуальные задания для проведения опытов самостоятельно дома с детьми. Время каждого опыта от 20 до 35 минут. Сложность: минимальная. К каждому опыту была приложена подробная инструкция по его проведению. По окончании опыта родители присылали фото- и видео отчет о проведении.
Также были изготовлены консультации для родителей:
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности»;
«Организация детского эксперимента в домашних условиях»;
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
Организована фотовыставка «Мы экспериментируем».
Благодаря проведению экспериментальной деятельности в ДОУ, речь детей становится более выразительной, более содержательной (если раньше они описывали опыт одним-двумя словами, то теперь сами делают выводы, строят предположения - простейшие гипотезы, которые нужно доказать, описывают сам опыт – развивается связная речь). Обогащается словарь детей.
Все опыты проводятся по программе «Школа экспериментов», которая разработана мной на основе конспектов «Научная лаборатория» Зарины Ивантер и предназначена для детей 5-7 лет. Также в своей работе я использую литературу Дыбиной О.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты». Вся экспериментальная деятельность проводится в форме игры (научная лаборатория).
Заключительная диагностика
Заключение
Цель моей работы: развитие и формирование у детей с ОВЗ умения находить значение и смысл слов посредством экспериментирования, самостоятельно получать сведения о новом объекте.
По результатам диагностики познавательная активность детей значительно увеличилась по сравнению с началом учебного года.
Считаю, что на данном этапе цель достигнута практически в полном объеме, так как дети в группе ТНР стали гораздо лучше описывать наблюдаемые явления и проводимые опыты, как самостоятельно (большинство), так и при помощи педагога. Они могут поставить цель опыта, описать задачи и самостоятельно сделать вывод. Также обогащается словарь. Дети сами предлагают провести тот или иной опыт, объясняя для чего он нужен или почему именно это он хочет узнать.
Список использованных источников
1. https://bestbabyclub.ru/products/sci-lab/
Курс «Научная лаборатория» Зарина Ивантер 4 -7 лет
2. https://trvasilek.68edu.ru/wp-content/uploads/2020/02/
Дыбина-неизведанное-рядом-Занимательные-опыты-и-эксперименты.pdf
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа экспериментов», Кировск 2018 г.
Приложения
Презентация
Конспекты занятия
Консультации для родителей
Журнал зарисовки опытов
Фотоотчет о проведении опытов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.