Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?»
Форма проведения урока: дебаты по системе Карла Поппера
Тема дебатов: Великая российская революция – трагедия в истории России.
Правила проведения дебатов
Участники дебатов:
Команда – состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей:
- спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации.
- спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна, или аргументация команды утверждения имеет недостатки.
Судья – решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью, которым является учитель) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
В каждом раунде участвуют две команды, минимум по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У1, У2, УЗ) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О1, О2, О3).
В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с принципами ведения дебатов и регламентом, выступают с речами.
Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Регламент проведения дебатов (У – утверждения, О – отрицания):
Спикер |
Время |
Функция |
У1 |
5 мин |
Представляет команду и дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, представляет все аргументы команды в систематизированной форме |
О3 к У1 |
2 мин |
О3 задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает |
О1 |
5 мин |
Опровергает утверждения У1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы |
УЗ к О1 вопросы |
2 мин |
УЗ задает уточняющие и принижающие аргументацию О1, О1 отвечает |
У2 |
4 мин |
Отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства |
О1 к У2 |
2 мин |
О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2, У2 отвечает |
О2 |
4 мин |
Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку |
У1кО2 |
2 мин |
У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2, О2 отвечает |
УЗ |
3 мин |
Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии |
ОЗ |
3 мин |
Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии |
В дебатах
Карла Поппера различается три типа выступлений (речи спикера):
Конструктивная речь: У1, О1.
В этих речах
представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное
представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая
сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих
двух речах должны быть представлены все аргументы.
Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.
В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему
аргументов после "атаки" оппонентов. Здесь важную роль играют детали,
важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько
эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются
новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью
доказательств и рассуждений.
Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.
В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций.
Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе,
что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем
их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых
аргументов.
Тема дебатов: Великая российская революция – трагедия в истории России.
Дискуссионные вопросы, которые помогут при подготовке к дебатам:
Россия накануне революции – империя, с одной из самых развитых экономик мира или отсталая аграрная страна с полуфеодальным режимом?
Революция – случайность или закономерность?
Почему большевики, а не либералы и социалисты победили в борьбе за власть?
Брестский мир – предательство или необходимость?
Гражданская война – почему победили красные и проиграли белые?
Список литературы и иных источников для подготовки:
Шубин А. В. Великая Российская революция. 10 вопросов. — М.: 2017. — 46 с. (http://www.mmc.vega-int.ru/uploads/docs/2017/shubin-10-voprosov-revolution.pdf).
Шубин А.В. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года - М.: ООО «Родина МЕДИА», 2014. (https://vk.com/doc35528094_500481270?hash=302a5326a57cf9e565&dl=03101451c604b842a9)
Захаров В. Ю., Иванова А. Н. Дискуссионные аспекты революционного кризиса в России 1917 г. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. С. 19 – 29 (https://cyberleninka.ru/article/n/diskussionnye-aspekty-revolyutsionnogo-krizisa-v-rossii-1917-g)
Будник Г. А. Новые подходы к изучению революции 1917 г. в России // Вестник ИГЭУ, 2008. С. 1 – 5 (https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-izucheniyu-revolyutsii-1917-g-v-rossii)
Дискуссии о причинах революции 1917 года – Борис Колоницкий (https://postnauka.ru/video/54113)
История России. 10 класс. Учебник под ред. А.В. Торкунова – М: Просвещение, 2016.
Новейшая отечественная история. XX — начало XX века. Учебник под ред. Э.М. Щагина – М.: Владос, 2008. (https://s.11klasov.ru/8824-novejshaja-otechestvennaja-istorija-xx-nachalo-hhi-veka-v-2-h-kn-pod-redakciej-schagina-jem.html)
В работах последнего времени всё чаще высказывается точка зрения, согласно которой глубинные причины русских революций следует искать не в провалах правительственной экономической политики, а в успехах российской модернизации с сопутствующими им трудностями перехода от традиционного общества к индустриальному. Согласно такому подходу революция в России произошла из-за неготовности государства адекватно отвечать на вызовы времени, что привело его к столкновению с демократизирующимся обществом. В связи с этим большое внимание стало уделяться изучению состояния политической жизни накануне революции 1917 года, развитию гражданского общества.
Одним из центральных в историографии остается вопрос: были ли события февраля 1917 года результатом стихийного народного выступления или заранее подготовленного заговора «верхов»? Доминирующим в исторической литературе остается признание стихийного характера начала революции. Вместе с тем, в части работ постсоветского периода российскую революцию признают результатом действий внешних «злокозненных сил». Имеет хождение версия, согласно которой революция не имела серьёзных внутренних оснований, а была подготовлена и совершена сначала «безответственными либералами», а затем перехватившими у них власть большевиками на иностранные деньги.
В современной научной и научно-публицистической литературе можно встретить и теории, изображающие революцию то как «сговор масонов», то как разгул «распоясавшейся черни» во главе с группой авантюристов. Конспирологический подход претендует на новизну, но на самом деле является достаточно архаичным и по характеру используемых источников (все они были хорошо известны ещё в период «первой волны» русской эмиграции), и по пониманию исторических процессов, подменяя осмысление глобальных событий поиском таинственных «злодеев». У большинства профессиональных историков конспирологическая версия революции не находит поддержки, хотя она и продолжает активно присутствовать в медиапространстве.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.