Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?»
Оценка 4.6

Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
10 кл
05.05.2022
Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?»
Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?» Форма проведения урока: дебаты по системе Карла Поппера
Дебаты.docx

Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение России?»

Форма проведения урока: дебаты по системе Карла Поппера

Тема дебатов: Великая российская революция – трагедия в истории России.

 

Правила проведения дебатов

Участники дебатов:

Команда – состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей

- спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации.

- спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна, или аргументация команды утверждения имеет недостатки.

Судья – решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции.

Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью, которым является учитель) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными. 

В каждом раунде участвуют две команды, минимум по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У1, У2, УЗ) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О1, О2, О3).

В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с принципами ведения дебатов и регламентом, выступают с речами.

Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Регламент проведения дебатов (У – утверждения, О – отрицания):

Спикер

Время

Функция

У1

5 мин

Представляет команду и дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, представляет все аргументы команды в систематизированной форме

О3 к У1

2 мин

О3 задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает

О1

5 мин

Опровергает утверждения У1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы

УЗ к О1 вопросы

2 мин

УЗ задает уточняющие и принижающие аргументацию О1, О1 отвечает

У2

4 мин

Отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства

О1 к У2

2 мин

О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2, У2 отвечает

О2

4 мин

Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку

У1кО2

2 мин

У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2, О2 отвечает

УЗ

3 мин

Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии

ОЗ

3 мин

Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии

 

В дебатах Карла Поппера различается три типа выступлений (речи спикера):
Конструктивная речь: У1, О1.
В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.
В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после "атаки" оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.
Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.
В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.

 

Тема дебатов: Великая российская революция – трагедия в истории России.

Дискуссионные вопросы, которые помогут при подготовке к дебатам:

Россия накануне революции – империя, с одной из самых развитых экономик мира или отсталая аграрная страна с полуфеодальным режимом?

Революция – случайность или закономерность?

Почему большевики, а не либералы и социалисты победили в борьбе за власть?

Брестский мир – предательство или необходимость?

Гражданская война – почему победили красные и проиграли белые?

Список литературы и иных источников для подготовки:

Шубин А. В. Великая Российская революция. 10 вопросов. — М.: 2017. — 46 с. (http://www.mmc.vega-int.ru/uploads/docs/2017/shubin-10-voprosov-revolution.pdf).

 Шубин А.В. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года - М.: ООО «Родина МЕДИА», 2014. (https://vk.com/doc35528094_500481270?hash=302a5326a57cf9e565&dl=03101451c604b842a9)

Захаров В. Ю., Иванова А. Н. Дискуссионные аспекты революционного кризиса в России 1917 г. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. С. 19 – 29 (https://cyberleninka.ru/article/n/diskussionnye-aspekty-revolyutsionnogo-krizisa-v-rossii-1917-g)

Будник Г. А. Новые подходы к изучению революции 1917 г. в России // Вестник ИГЭУ, 2008. С. 1 – 5 (https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-izucheniyu-revolyutsii-1917-g-v-rossii)

Дискуссии о причинах революции 1917 года – Борис Колоницкий (https://postnauka.ru/video/54113)

История России. 10 класс. Учебник под ред. А.В. Торкунова – М: Просвещение, 2016.

Новейшая отечественная история. XX — начало XX века. Учебник под ред. Э.М. Щагина – М.: Владос, 2008. (https://s.11klasov.ru/8824-novejshaja-otechestvennaja-istorija-xx-nachalo-hhi-veka-v-2-h-kn-pod-redakciej-schagina-jem.html)


 

В работах последнего времени всё чаще высказывается точка зрения, согласно которой глубинные причины русских революций следует искать не в провалах правительственной экономической политики, а в успехах российской модернизации с сопутствующими им трудностями перехода от традиционного общества к индустриальному. Согласно такому подходу революция в России произошла из-за неготовности государства адекватно отвечать на вызовы времени, что привело его к столкновению с демократизирующимся обществом. В связи с этим большое внимание стало уделяться изучению состояния политической жизни накануне революции 1917 года, развитию гражданского общества.

Одним из центральных в историографии остается вопрос: были ли события февраля 1917 года результатом стихийного народного выступления или заранее подготовленного заговора «верхов»? Доминирующим в исторической литературе остается признание стихийного характера начала революции. Вместе с тем, в части работ постсоветского периода российскую революцию признают результатом действий внешних «злокозненных сил». Имеет хождение версия, согласно которой революция не имела серьёзных внутренних оснований, а была подготовлена и совершена сначала «безответственными либералами», а затем перехватившими у них власть большевиками на иностранные деньги.

В современной научной и научно-публицистической литературе можно встретить и теории, изображающие революцию то как «сговор масонов», то как разгул «распоясавшейся черни» во главе с группой авантюристов. Конспирологический подход претендует на новизну, но на самом деле является достаточно архаичным и по характеру используемых источников (все они были хорошо известны ещё в период «первой волны» русской эмиграции), и по пониманию исторических процессов, подменяя осмысление глобальных событий поиском таинственных «злодеев». У большинства профессиональных историков конспирологическая версия революции не находит поддержки, хотя она и продолжает активно присутствовать в медиапространстве.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение

Урок-дискуссия на тему: «Великая российская революция: главная трагедия или важнейшее достижение

Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров

Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров

ОЗ 3 мин Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии

ОЗ 3 мин Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии

Гражданская война – почему победили красные и проиграли белые?

Гражданская война – почему победили красные и проиграли белые?

В работах последнего времени всё чаще высказывается точка зрения, согласно которой глубинные причины русских революций следует искать не в провалах правительственной экономической политики, а в…

В работах последнего времени всё чаще высказывается точка зрения, согласно которой глубинные причины русских революций следует искать не в провалах правительственной экономической политики, а в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022