Речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи — естественное человеческое свойство, заложенное с рождения.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — "важнейшее средство человеческого общения".
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. и мы взрослые должны в этом помочь ребёнку. Под пониманием развитие речи можно отнести следующее: обогащение словарного запаса, ЗКР, грамматический строй речи, связную речь.
1. Словарный запас:
- Активизация прилагательных и глаголов.
- Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации
- Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов
- Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи
- Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Использование таких дидактических игр на активизацию существительных, прилагательных, глаголов: «Собери пять», «Кто как голос подаёт», «Эстафета», «Наоборот», «Скажи по-другому».
2. Звуковая культура речи:
- Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р
- Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки
- Умение различать твёрдые и мягкие звуки
- Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания
- Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию
- Умение характеризовать звуки в слове
- Умение выполнять звуко-слоговой анализ слова:
План анализа слова
1. Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
3. Протяни (выделипервый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
5.
Выдели (протяни) второй звук в
полном слове, назови его и
охарактеризуй.
6. Третий звук и т.д.
7. "Прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:
сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько в слове слогов?
В эту группу (звуковая культура речи) входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов. («Назови слово», «Цепочка слов», «Ловушка», «Рассели гостей»)
3. Грамматический строй речи
- Умение образовывать названия детёнышей животных
- Умение подбирать однокоренные слова
- Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе
- Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят)
- Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)
- Умение строить сложные предложения разных типов
К этой группе относятся разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
(«Дружные слова», «Исправь ошибку», «Подбери рифму», «Кузовок»
4. Связная речь
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать монологическую форму речи.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Умение составлять описание, повествование и рассуждение. (по плану и образцу)
- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Распространи предложение», «Пойми меня», «Если бы…»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. От того, насколько будет развита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Памятка для воспитателей
|
Показатели развития речи
|
Владение словарём |
- Активизация прилагательных и глаголов. - Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации - Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов - Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи - Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)
|
Звуковая культура речи |
- Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р - Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки - Умение различать твёрдые и мягкие звуки - Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания - Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию - Умение характеризовать звуки в слове - Умение выполнять звуко-слоговой анализ слова:
|
Грамматический строй речи |
- Умение образовывать названия детёнышей животных - Умение подбирать однокоренные слова - Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе - Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) - Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы) - Умение строить сложные предложения разных типов
|
Связная речь |
- Развивать умение поддерживать беседу. - Совершенствовать диалогическую форму речи. - Развивать монологическую форму речи. - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. - Умение составлять описание, повествование и рассуждение. (по плану и образцу) - Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. -Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
|
Дидактические игры
на обогащение словарного запаса
старших дошкольников
«Собери пять»
Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
Нам с
тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный
Воспитатель
говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А
как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный).
Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а
мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый
воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолёт сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течёт, струится).
Мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).
«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.
«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…
«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Игровое упражнение
«Закончи фразу»
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова –
неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово,
которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.
-Сахар
сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.
Игра
«Какой предмет?»
Цель: – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов
– признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или
предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры
по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному
объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
«Что
бывает?»
Цель: – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и
правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку
подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …
Дидактические игры
на развитие
звуковой культуры речи
Дидактические игры
на формирование
грамматического
строя речи
Даём
честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
-Вот
тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
-Корова
– коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Дидактические игры
на развитие
связной речи.
-«Если
бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.