«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Оценка 4.7

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
дефектология
Детсад
21.08.2019
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация является частью публикации:
методический материал.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад № 2 станицы Калининской  Методическая разработка обучающегося семинара для молодых  «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» педагогов по теме:                                                                                   Разработала:                                         Учитель ­ логопед МБДОУ – д/с № 2                                                                          ст. Калининской                                                            Раиса Алексеевна Штепа 2018год 1.Аннтация  В   современной   науке   речевое   развитие   рассматривается,   как   развитие   умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание   речевой   деятельности.   Требования   Стандарта   к   результатам   освоения программы   даны   в   виде   целевых   ориентиров   дошкольного   образования.   К   целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально­нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.    В   младенческом   и   раннем   возрасте:   «владеет   активной   речью,   включенной   в      общение;   может   обращаться   с   вопросами   и   просьбами,   понимает   речь   взрослых;   знает название   окружающих   предметов   и   игрушек»   (ФГОС   ДО   4.6),   а   на   этапе   завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»(ФГОС ДО 4.6).   В   последние   годы   наблюдается   резкое   снижение   уровня   речевого   развития дошкольников.   В   первую   очередь   это   связано   с   ухудшением   здоровья   детей   и неблагоприятными   социальными   процессами.   По   данным   доктора   медицинских   наук И.С.Скворцовой,   в   настоящее   время   у   70%   новорожденных   выявлены   разного   рода перинатальные поражения головного мозга ­ центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга. Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной,   хорошо   развитой   связной   речью   является   одним   из   основных   показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться   управлять   своими   органами   речи,   воспринимать   обращённую   к   нему   речь, осуществлять  контроль  за своей  речью. Чтобы  ребёнок  научился   произносить  сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без   труда   переходить   от   одного   движения   к   другому.   Всему   этому   способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7­ 10   минут,   перед   зеркалом   (под   зрительным   контролем),   постепенно   темп   упражнений увеличивается. Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных   упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными. С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений. В   старшей   и   подготовительной   группе   уже   следят   за   плавностью,   лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе. Задание  №   1   перед   вами   картинки   к   артикуляционным   упражнениям,   нужно   назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются. У   детей   с   двигательными   нарушениями   речевого   аппарата   страдает   и   мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития   мелкой   моторики   рук   воспитатели   выполняют   с   детьми   ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых   зон,   что   в   итоге   стимулирует   развитие   речи.   Пальчиковую   гимнастику рекомендуется   выполнять   ежедневно   (5­10   минут),   сначала   упражнения   выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе Задание   №2:   предлагается   показать   по   одному   упражнению   пальчиковой гимнастики. Формированию   правильного   звукопроизношения   способствует   хорошо   развитый фонематический (речевой) слух.  Начиная с 4­х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук»,   с   тем,   что   слова   состоят   из   звуков,   которые   произносятся   в   определённой последовательности,  что слова  звучат  по­разному и  одинаково. Обращают  внимание  на длительность   звучания   слов.   Формируют   умение   различать   на   слух   твёрдые   и   мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Автоматизация   звуков   –   один   из   рутинных,   утомительных,   порой   сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно­игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. К   автоматизации   изолированных   звуков   нужно   приступать   тогда,   когда   ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко. Автоматизацию   звука   в   словах   следует   проводить   в   сочетании   с   обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования   способствуют   задания:   «Скажи   ласково»,   «Придумай   новое   слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы. Автоматизация звука в предложении – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных   типов   предложений,   постепенно   усложняя   для   овладения   детьми   предложно­ падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений. Автоматизация  звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование   навыка   правильного   употребления   падежных   окончаний;   развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.   Автоматизация   звука   в   загадках   и   стихотворениях   –   развитие   просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. При заучивании стихотворений желательно   присутствие   диалогов.   Можно   совмещать   эту   работу   с   заданиями   на звукослоговой   анализ   и   синтез,   выделение   слов   с   заданным   звуком,   подбор   рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.   Автоматизация   звука   в   самостоятельной   речи   –   обучение   пересказу   рассказа   и рассказыванию,   способствующих   развитию   воображения   и   творческих   способностей дошкольника. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. А  чтобы  коррекционная   работа проходила  легко  и  увлекательно   мы  используем дидактические игры, которые проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны   в   воспитании   и   обучении   детей   старшего   дошкольного   возраста,   так   как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай­ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,   делать   правильные   умозаключения:   "Похож   –   не   похож",   "Кто   больше заметит   небылиц?".   Игры,   с   помощью   которых   развивается   умение   обобщать   и классифицировать   предметы   по   различным   признакам,   объединены   в   третьей   группе: "Кому   что   нужно?",   "Назови   три   предмета",   "Назови   одним   словом",   и   др.   В   особую четвертую   группу,  выделены   игры   на  развитие   внимания,   сообразительности,   быстроты мышления, выдержки,  чувства юмора: "Испорченный  телефон", "Краски",  "Летает – не летает" и др. Теперь   предлагаю   поиграть   в  речевые   игры,   которые   активизируют     речь   и   «Закончите   предложения,   подобрав   нужные   слова»: мышление.   Но   сначала:   1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим) 2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем) Игры для развития фонетико­фонематической стороны речи  «Японская печатная машинка» Игра направлена  на воспроизведение  ритмического  рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон). «Поиграем в сказку» Взрослый   предлагает   ребёнку   вспомнить   сказку   «Три   медведя».   Затем,   меняя   высоту голоса,   просит   отгадать,   кто   говорит:   Михайло   Иванович   (низкий   голос),   Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:  ­ Кто сидел на моем стуле?  ­ Кто ел из моей чашки?  ­ Кто спал в моей постели? ­ Кто же был в нашем доме? И т.п.  «Испорченный телефон» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.  Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход   игры.   Дети   выбирают   ведущего   при   помощи   считалочки.   Все   садятся   на   стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое­либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает   у   последнего:   «Какое   ты   услышал   слово?»   Если   тот   скажет   слово, предложенное   ведущим,   значит,   телефон   исправен.   Если   же   слово   не   то,   водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду. «Светофор» Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный   кружок,   если   неправильное   –   красный.   Затем   показывает   картинку   и   громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:  Баман   Витамин витанин Паман  Банан   Банам альбом  айбом аньбом авьбом клетка кьетка клетта аблем Митанин  Фитамин витанин альпом альмом альном альбом кьекта кветка тлекта клетка митавин фитавин Витамин ваван    даван   баван   диван                    Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)  «Переезжаем на новую квартиру» Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. Игровой материал: Предметные картинки (парные): чашка­стакан, кружка­чашка, масленка­сахарница, чайник­кофейник,   кастрюля­сковородка,   платок­косынка,   шапка­шляпа,   платье­сарафан, свитер­безрукавка, брюки­шорты, носки­гольфы, чулки­носки, перчатки­варежки, туфли­ босоножки, тапочки­ сандалии, ранец­ портфель, люстра­настольная лампа.   «Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).  «Кошка» Задание № 3: подобрать как можно больше глаголов к существительному. Загадка Вчера была мышегонятельной, Вполне сметаноуплетательной, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная. (кошка)  Что   умеет   делать   кошка? (бегать,   прыгать,   спать,   мяукать,   сидеть,   стоять   охотиться, ­ кусаться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)   мурлыкать,   царапаться,   кушать,   пить,   шипеть, ­Какая? (пушистая, мягкая, веселая….)    «Мозговой штурм» Задание № 4: почему так произошло, предложить версии. ­ Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло? (Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал  ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил  по телефону заказчику, ждал машину).    «Словарный штурм» Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет ... банан. Расскажи обо мне.     я дом? (купили,     мягкий, попал   в   длинный,     сладкий, подарили,     ароматный,   Как   Какой   я? (желтый, ­ угостили). ­   вкусный). ­   Что   я   могу   делать? (расти,   созревать,   желтеть,   падать,   лежать,   гнить). ­ Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить). ­   Кто   меня   больше   всего   любит? (дети,   взрослые,   обезьяны,   мухи,   осы). ­ дождик). ­ С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком). ­ Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно). люблю? (солнце,   ветерок,     всего   Что   я   больше       Игры с мячом «Вчера, сегодня, завтра» Дети становятся в круг. Воспитатель говорит короткую фразу и бросает мяч. Тот, к кому попал мяч, должен назвать соответствующее время. Например: музыкальные занятия будут (завтра). А лепили мы (вчера). На прогулку пойдем (сегодня)". «Наоборот» Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок, поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное  ему. Например: сладкий  ­ кислый,  высокий  ­ низкий, широкий ­ узкий и т. д. Усложнением игры является требование назвать предмет с противоположным качеством. Например:   дом   высокий   ­   забор   низкий.   Тот,   кто   не   сумел   ответить   или   уронил   мяч, считается проигравшим. Игры для развития грамматического строя речи «Размытое письмо»  Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений. ­ Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь   прочитать   письмо.   Вот   это   письмо:   «Здравствуй,   Мишутка.   Я   пишу   тебе   из зоопарка. Как­то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин». (Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения). «Живые слова»  Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: ­ Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом   «кувыркаться».   Прочитайте   предложение   (Кувыркаться   любит   медвежонок).   А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).   Составьте   свои   предложения   со   словом   «медвежонок».   (Медвежонок   косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)   «Дополни предложение»   Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.    Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.  Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... ­ …книжки, тетради, портфель», ­ продолжают дети.   Дидактическая   задача:   Развивать   у   детей   речевую «Придумай   предложение»  активность, быстроту мышления.   Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.  Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:    ­ Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое­либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему.  Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Игры для развития связной речи «Кто больше заметит небылиц?»  Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.   Игровые правила.  Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл). Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:  ­ Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет   много   небылиц.   Постарайтесь   их   заметить   и   запомнить.   Кто   заметит   небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.   Сначала   читается   небольшая   часть   этого   стихотворения,   медленно,   выразительно, акцентируются места с небылицами.    После   чтения   воспитатель   спрашивает   детей,   почему   стихотворение   называется «Путаница».   Затем   того,   кто   отложил   меньше   фишек,   просит   назвать   замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.   Затем читается  следующая часть стихотворения.  Надо следить  за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей,   что   они   устали,   воспитатель   должен   прекратить   игру.   В   конце   игры   следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.  «Где начало рассказа?»   Цель:   Учить   передавать   правильную   временную   и   логическую   последовательность рассказа с помощью серийных картинок.   Ход   игры.   Ребенку   предлагается   составить   рассказ.   Опираясь   на   картинки.   Картинки служат своеобразным планом рассказа,  позволяют  точно передать  сюжет, от начала  до конца.   По   каждой   картинке   ребёнок   составляет   одно   предложение   и   вместе   они соединяются в связный рассказ. «Найди картинке место»  Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.  Наборы серийных картинок для выкладывания    «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.  Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем   месте.   Ребёнок   находит   ошибку,   кладёт   картинку   на   нужное   место,   а   затем составляет рассказ по всей серии картинок. Полезными упражнениями служат скороговорки. Конкурс скороговорок: Задание №5  : Педагоги получают карточки со скороговорками ­ первую скороговорку должны   произнести   быстро,   вторую   с   определённой   интонацией   (удивлённо,   сердито, радостно); Воспитатели по очереди называют скороговорки, кто больше. Технологическая карта  логопедического занятия. .И.О. Штепа Раиса Алексеевна учителя­логопеда Возрастная группа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи, 6­7 лет Подгрупповое занятие, 6 человек. Форма организации, количество  обучающихся Тема занятия Насекомые Методы Используемые технологии Цель занятия Словесные, наглядные, практические Информационно­коммуникационные технологии, здоровьесберегающие Создать условия для формирования фонематических процессов , лексико­ грамматических категорий , развития связной речи. Обобщение знаний по  теме. Задачи Коррекционно­ образовательные Коррекционно­ развивающие 1.Развитие связной речи 2.Развитие зрительного  внимания и восприятия 3. Развитие  фонематического  восприятия 4. Развитие речевого  слуха 5 Развитие мышления 6. Развитие памяти 7. Развитие тонкой  моторики 1. Активизация и  актуализация словаря по теме «Насекомые». 2. Совершенствование  грамматического строя  речи. 3. Совершенствование  навыков  звукобуквенного и  слогового анализа слов. 4.Автоматизация  правильного  произношения и  дифференциация в  свободной речевой  деятельности всех  поставленных ранее  звуков Коррекционно­ воспитательные 1.Воспитывать интерес к  занятию 2. Формирование  взаимопонимания,  доброжелательности,  самостоятельности,  инициативности,  ответственности. 3.Воспитание любви и  бережного отношения к  природе. Оборудование Большой контейнер с горохом и фасолью, плоскостные силуэты насекомых  (муравей, кузнечик, пчела, стрекоза, бабочка, жук), изображение полянки,  коврограф. Технологическая карта занятия. Этап Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат I. Организационный  момент(Уточнение и  активизация словаря  Логопед организует приветствие с  детьми,  Дети выполняют  задание. Активизация внимания  детей на мыслительную  деятельность. Положительный  эмоциональный настрой. ­Я нашел бабочку. ­Я нашел жука. ­Я нашел стрекозу. ­Я нашел муравья. ­Я нашел кузнечика. ­Я нашел пчелу. Это насекомые. Самостоятельное  обобщение. Хором повторяют  чистоговорку по теме «Насекомые».  Совершенствование  звукового анализа  слов. Объявление темы занятия). Актуализация знаний. Развитие речевого  дыхания, общих  речевых навыков,  просодической  стороны речи. приглашает их в  кабинет, где на  столе стоит  большой контейнер  с горохом и  фасолью. В  контейнере  спрятаны  плоскостные  силуэты насекомых (бабочка, жук,  стрекоза, муравей,  кузнечик, пчела ). ­Опустите руки по  очереди в «бассейн», найдите там по  одному предмету. . Расскажите, кого  вы нашли? . Кто это такие? Как  их назвать одним  словом? А у меня в руках  оса, она нас не  пускает на  места, давайте  расскажем для нее  чистоговорку.  Сделайте вдох, а на  выдохе расскажите  ее. Старайтесь  говорить правильно  и красиво. Следите  за произношением  звуков. У осы – не усы, не  усищи, а усики. II Основной этап. Совместная  деятельность. Сегодня мы  продолжим разговор  о насекомых. Надо назвать первый звук того  насекомого,  которого вы достали из бассейна. Это стрекоза. Слово  начинается со звука [с]. Это бабочка. Первый  звук [б]. Это кузнечик.  Слово начинается со  звука [к]. Это пчела. Слово  начинается со звука [п]. Совершенствование  грамматического строя речи Ответы детей целыми  предложениями. Дети размещают своих  насекомых на полянке Совершенствование  навыка слогового  анализа слов Развитие речевого  слуха, памяти,  мышления, . Игра «На полянке» Расскажите где  находится ваше  насекомое Жук спрятался в  чашечке колокольчика. Стрекоза сидит на  стебельке. Муравей бежит в траве  под паутиной. Гусеница ползет по  листику одуванчика Дети выполняют и  комментируют задание. Лишний воробей. Это  птица, а бабочка, комар  и жук насекомые. Лишняя лягушка. Ее не  относят к насекомым. Логопед  раскладывает на  столе плоскостное  изображение  насекомых, и  плоскостное  изображение  цветков. Игра «Разноцветная  ромашка» Это ромашки  называются космея.  Посадите на розовую ромашку тех  насекомых, в  названии которых  один слог; на  желтую – тех, в  названии которых  два слога; на белую  – тех, в названии  которых три слога. Упражнение «Кто  лишний?» А теперь я хочу посмотреть,  насколько вы  внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете  определять, какое  слово лишнее и  почему. Бабочка, комар,  воробей, жук. Кто  лишний? Божья коровка,  кузнечик, лягушка,  гусеница. Положительный  эмоциональный настрой,  физическая активность. Самостоятельное  применение полученных  знаний на практике. Физ. минутка. Согласование  числительных с  существительными в  разных падежах Развитие навыков фонематического  анализа Давайте немного  отдохнем. На полянке я сижу, Во все стороны  гляжу. Сколько насекомых  здесь! Всех, пожалуй, и не  счесть. Вот пчела, а вот оса, Это бабочка – краса. Муравей и стрекоза, Попрыгунья, егоза. Все спешат, все  трудятся, А она красуется! Игра «На лесной  полянке» Пока мы делали  зарядку, давайте  посмотрим, кто еще  появился на  лужайке. Посчитайте, сколько на лужайке  муравьев? Для кого на лужайке цветы? Кому вы  обрадовались? Посчитайте, сколько муравьев мы  поймали? Кем мы любуемся? О ком мы  расскажем? Поворачивают голову  сначала налево, затем  направо . Руки через верх  разводят в  стороны.Поочередно  загибают пальцы на каждое название  насекомого на двух  руках одновременно. Поочередно ударяют  кулаками и ладонями. Ответы: ­ это муравьи На поляне один  муравей, два муравья,  пять муравьев. Цветы для одного  муравья, для двух  муравьев, для пяти  муравьев. Я обрадовался одному  муравью, двум  муравьям, пяти  муравьям Мы поймали одного  муравья, двух муравьев,  пять муравьев. Мы любуемся одним  муравьем, двумя  муравьями, пятью  муравьями. Мы расскажем об одном муравье, о двух  муравьях, о пяти  муравьях. Упражнение  «Подбери схему»  ( На коврографе  помещен домик на  нем «звуковая»  гусеничка.и домики) А вот недалеко от  нас стоият чьи ­ то  Дети выполняют задание и комментируют:первая  схема ­ гусеница  подходит к слову жук,  потому что в этом слове три звука: первый звук – твердый согласный [ж],  второй – гласный [у], домики. Давайте  попробуем узнать,  кто же в них живет.  Посмотрите  внимательно, на  крыше сидят  гусеницы, а рядом с  домиками рисунки  мухи и жука. Для  того чтобы узнать  кто же живет в этом  домике надо сделать звукобуквенный  анализ слов муха и  жук. Найдите буквы,  которые обозначают  эти два слова: муха  и жук Подведение итогов  деятельности.  Оценка  деятельности детей. III. Заключителный  этап. Рефлексия. третий – твердый  согласный [к]; вторая схема подходит  к слову муха, потому  что в этом слове четыре  звука: первый звук –  твердый согласный [м],  второй – гласный [у],  третий – твердый  согласный [х],  четвертый – гласный [а]. Выкладывают на  коврографе слова из бук Эмоциональная  отзывчивость на  совместную  деятельность. Дети делятся своими  впечатлениями.  Рассказывают, чем  остались довольны на  занятии, что  понравилось,  заинтересовало, что  было трудным.

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2019