Речевые игры дома
Игры на активизацию словаря:
1. Игра «Ищем слова»
Какие
слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.
2.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
3.Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице,
суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
4. Игра «Доскажи словечко».
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . .
Сова летает, а заяц . . .
У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
5.Игра «Скажи наоборот»
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
6.Игра «Похожие слова»
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Например:
приятель —друг —враг;
грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.
7.Игра «Маме мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Маме мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))
Мама называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда мама называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.
8. Игра «Животные и их детеныши»
Бросая мяч ребенку, мама называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
9. Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
-Где живет медведь? и т.д.
- Медведь живет в берлоге
Ребенок должен дать полный ответ.
10.Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»
Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого дня недели. Ребенок последовательно называет дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.
11.Игра «Месяцы и их последовательность»
Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого месяца Ребенок последовательно называет месяцы. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового месяца. Задание можно усложнить- назвать месяцы в обратном порядке.
12.Игра «Что за чем?»
Взрослый бросает мяч и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Ребенок отвечает: «Весна», и бросает мяч взрослому.
Варианты вопросов: «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»
13.Игра «Скажи какой»
Мама вынимает из коробки предметы, а ребенок называет его и указывает на какой-либо признак, например:
— Это мяч.
— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ...
(какой?)».
-Это помидор.
-Он красный, круглый.
14.Игра «Кто что умеет»
Ребенку мама называет или показывают животное, а он называет действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
Находим детали.
В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»
15.Игра «Чья голова?»
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова
Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».
Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная, у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная.
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
16.Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет. Ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
17. Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.