Техники и приемы рефлексии, инструментарии самооценки и взаимооценки обучающимися своей деятельности и образовательных результатов в учебном процессе
Упражнение «Барометр настроения» (своеобразная шкала,
которую можно использовать в цветовой гамме, подбирая тот цвет в конце
учебного занятия, который соответствует настроению ученика, и отмечая его на
листе ватмана или на экране компьютера в клеточке, соответствующей фамилии
и времени проведения учебного занятия). Эти показатели, рассматриваемые в
динамике, могут служить идеальным средством обратной связи для
учителя, позволят ему обратить внимание на тех, кто себя не реализовал,
кто по каким-то причинам чувствует себя некомфортно, и постараться выявить эти
причины. Целесообразно проводить это упражнение не на одном уроке, а в
течение определенного срока, чтобы была видна динамика. Можно использовать
«барометр настроения» до и после учебного занятия и сравнить результаты.
Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)
Инструкция: «Вы видите «Цветик — семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.
§ желтый — очень хорошо
§ красный — радостно
§ оранжевый — спокойно, хорошо.
§ зеленый — тепло
§ синий — нормально
§ фиолетовый — скверно,скучно
§ черный — плохо
Упражнение «Торт решений»: представляя воображаемый торт, каждый
должен отрезать от него воображаемый кусочек, сказав при этом, какое решение
далось с трудом или не далось вообще. Можно поставить вторую часть
задания: как ты думаешь, почему? Этот прием используется, когда учебное занятие по
каким-то причинам «не пошло» или кто-то в классе вызывает у учителя
беспокойство, и он не может определить, в чем причина трудностей. При
наличии времени упражнение можно проводить устно либо письменно. Последний
вариант применяют в том случае, когда в классе отсутствует доверительная
атмосфера и кто-то стесняется сказать о своих затруднениях вслух.
Упражнение «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым
цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом,
фонетическая зарядка, минутка чистописания и т. д.). Перед каждым ребенком –
бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид
деятельности ему понравился больше всего.
Упражнение «Маятник настроения» — отображает настроение обучающегося.
Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным,
веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их
настроению.
Упражнение «Восхождение на пик
знаний». Даётся карточка с изображением горы.
Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в
изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно,
нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»
Упражнение «Система координат». Коллективную рефлексию можно проводить
мобильно в конце урока, используя систему координат: ось х — увеличение багажа
знаний, приобретение опыта; ось у — активность, удовольствие. На четырех секторах
системы координат, которая изображена на плакате или флип-чате, каждому
участнику предлагается «сделать выстрел в мишень» (используя маркер, поставить
знак в каждом из четырех секторов системы координат по принципу мишени).
Чем ближе расположен знак к центру пересечения осей, тем выше оценивает
ученик свою деятельность по предложенным параметрам на уроке.
Необычной формой проведения рефлексии
является «СМС-сообщение».
Типичные вопросы для проведения рефлексии:
1. Что Вы поняли при изучений данной темы?
2. Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным?
3. Что было наиболее эффективным в Вашей Деятельности?
4. Как бы Вы в следующий раз смогли бы улучшить свою деятельность?
5. Что Вы сделаете по-другому в следующий раз?
6. Что у Вас вызывает наибольшую гордость?
7. Что у Вас вызвало наибольшее разочарование?
8. Насколько трудно было для Вас выполнить задание, что вызвало затруднения и почему?
9. В чем Ваши сильные стороны и недостатки?
10. В какой степени Вы смогли бы улучшить Ваше творческое задание?
11. Как Ваши индивидуальные особенности повлияли на выполнение задания?
12. Какой отметки или балла Вы заслуживаете и почему?
13. Как то, что Вы изучили, связано с другим материалом?
14. Как то, что Вы изучили, изменило Ваше представление?
15. Как то, что Вы изучили, связано с настоящим и будущим?
16. В чем нуждается Ваша последующая работа?
Методика «5 пальцев»
Обучающиеся анализируют события, произошедшие с ними, пользуясь пальцами своей руки:
§ Мизинец — МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел?
§ Безымянный — Близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели?
§ Средний — Состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело?
§ Указательный — УСЛУГА: Чем я мог порадовать других?
§ Большой — Бодрость тела: физическое состояние тела.
Пояснение: Возможно использование методики во внеурочной деятельности.
Прием «Все у меня в руках». Обучающимся предлагается обвести свою
ладошку на листе бумаги, а далее внутри изображения каждого пальца
написать свои размышления по тем параметрам: «Мне здесь не
хватало», «Психологическая атмосфера», «Возникли
трудности», «Что мне необходимо сделать», «Оцениваю положительно».
Прием «Облако тегов» (или радуга). Предложения, которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Варианты:
§ Сегодня я узнал…
§ Было трудно…
§ Я понял, что…
§ Я научился…
§ Я смог…
§ Было интересно узнать, что…
§ Меня удивило…
§ Мне захотелось…
§ Мне было интересно то, что …
§ Мне не понравилось …
§ Я ощущал комфорт, когда …
и т.д.
Прием «Черно-белый и цветной
кадр»
Обучающимся предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать.
Прием «Три М». Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Принцип «Микрофон».
Проведение интервью, как правило, подразумевает наличие двух сторон: интервьюер, основной задачей которого является задавать вопросы (учитель или обучающийся), и собеседник (собеседники), которые как раз и дают ответы на них.
Обучающиеся по очереди дают аргументированный ответ на вопросы интервьюера:
§ Какова тема сегодняшнего урока?
§ Достигли ли вы цели урока?
§ Что делали сегодня на уроке?
§ Как бы ва назвали урок?
§ Каким был этот урок для вас?
§ Что для вас было самым важным (интересным)?
§ Оправдались ли ваши ожидания от урока?
§ Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
§ Вы довольны результатами своей работы?
§ Чей ответ на уроке больше понравился?
§ Тяжело ли было выполнять задания?
§ Что запомнилось?
§ Что понравилось?
§ Что не понравилось?
§ Что было самым интересным?
§ Где эти знания пригодятся в жизни?
§ Как вы думаете, чему будет посвящен следующий урок?
§ Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
§ О чем бы ты рассказал своим родителям, друзьям?
§ Какие выводы вы сделали?
и т.д.
Методика «Черный и белый камень»
Заранее заготавливаются черные и белые фигурки КВАДРАТИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУЖОЧКИ и т.д. Обучающимся ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМО оценить урок (внеклассное мероприятие) и положить черный и белый камушек в кармашек, объясняя свой выбор. Данная диагностика ПОМОГАЕТ определить эмоциональный настрой всего класс (группы) в целом.
Пояснение: возможно использование методики во внеурочной деятельности (например, при проведении массового мероприятия).
Прием «Острова». На большом листе бумаги рисуется карта с
изображением островов:
Вариант I:
§ остров Страха,
§ остров Познания,
§ остров Уверенности,
§ остров Скуки,
§ остров Мечты,
§ остров Будущего,
§ остров Грусти,
§ остров Радости,
Вариант II:
§ остров Неуверенности,
§ остров Вдохновения,
§ остров Удовлетворения,
§ остров Накопления знаний,
§ остров Размышления,
§ остров Пустоты,
§ Бермудский треугольник
и
т.д.
Карта вывешивается на
доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем
районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после
состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге
можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на
карте остров со своим названием).
Прием «Ленточка». В Древней Японии был такой обычай: когда
корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все
родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль
отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле,
другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля
на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы
хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.
§ От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
§ От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
§ От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?
§ От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
Прием «АКРОСЛОВО»
§ Р — радушная
§ О — огромная
§ С — сильная
§ С — суровая
§ И — исключительная
§ Я — яркая
§ У — убедительный
§ Р — радостный
§ О — открытый
§ К – крутой
Прием «Книга отзывов и предложений».
Прием «Фразеологизм или пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока.
Например:
§ «Слышал краем уха»
§ «Вложил душу»
§ «Бил баклуши»
§ «Работал за троих»
§ «Как белка в колесе»
§ «Старался изо всех сил»
§ «Хлопал ушами»
§ «Просиживал штаны»
§ «Валял дурака»
§ «Трудился в поте лица»
§ «Шевелил мозгами»
§ «Считал ворон»
и т.д.
Фразеологизмы о работе и труде.
Кубик Блума.
Графическая рефлексия. На доске таблица со знаками:
В таблице цели урока (возможно указание этапов урока). В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Прием «Лестница успеха». На большом листе картона необходимо
нарисовать лестницу.
Вариант I. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Вариант II. Обучающимся раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.
§ Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.
§ Если средне — второго оставляет в середине лестницы.
§ Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.
Прием ТРКМ «Синквейн». Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.
В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:
§ 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
§ 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
§ 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
§ 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
§ 5-ая строка — синоним главного слова
Пример:
Тема «Правление Екатерины II»
1. Екатерина.
2. Властная, целеустремленная.
3. Управляет, контролирует, влияет.
4. Россию с колен поднимает.
5. Величие.
Прием «Стихотворение». На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Прием «Дерево успеха».
Каждый листочек имеет свой определенный цвет:
§ зеленый — все сделал правильно,
§ желтый — встретились трудности,
§ красный — много ошибок.
Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Прием «Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному
заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех
мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим
ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик,
задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Как оценить доказательность и убедительность высказывания
Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.
Имя обучающегося______________________
Общее количество баллов___________ Общая оценка___________
Лист самооценки и взаимооценки участия в дискуссии
Тема дискуссии__________________________________________ Дата______
Ф. И. обучающегося_____________________________
Самооценка обучающимся собственной работы в малой группе
Оценивание групповой работы
Подписи членов группы: _________________________________
Взаимооценка в малой группе
Предложенный инструментарий целесообразно использовать для самооценки и взаимооценки в малой группе. Ученик фиксирует в первой графе первой колонки таблицы свое имя и первоначально оценивает свое выступление сам по 10- или 5-балльной шкале с использованием предложенных критериев. Затем он загибает край оценочного листа так, чтобы тот, кого он просит оценить себя, не видел результатов его самооценки. Второй участник малой группы, используя критерии и соответствующую колонку таблицы, чтобы зафиксировать результат, ставит свои оценки по каждому из критериев и, в свою очередь, заворачивает край оценочного листа, передавая его третьему участнику. Если есть необходимость, количество человек в группе, осуществляющих взаимооценку, и критериев может быть увеличено. Когда оценочный лист будет полностью заполнен, он снова возвращается тому, кто осуществлял самооценку. Баллы по критериям подсчитываются, и выставляется общий балл в соответствующую графу. Возможны обсуждение поставленных оценок в малых группах, коллективная рефлексия. Оценку, полученную за групповую работу, можно учитывать как вклад ученика в окончательный результат его деятельности в течение всего урока.
Маршрутный лист самооценки и самоконтроля
Инструкция: на каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Карта самонаблюдения
Лист самооценки
Оценка урока и самооценка деятельности на уроке
У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:
Инструкция: «Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. Затем оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.»
Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.
У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:
Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________
§ Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
§ Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?
Прием «Райтинг».
Приём оценивания деятельности обучающихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с обучающимся. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, обучающийся ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Например: Ученик ставит оценку 4, учитель – 5 Результат – дробь 4/5.
Методика «Дерево»
Вариант I. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы (раздела, главы). Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка. Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала обучающимся.
Вариант II. Попросить обучающихся отметить, где они «чувствуют» себя на дереве по отношению к уроку или теме. Может быть использовано повторно для определения прогресса/проблемы. Можете распечатать на A3/A2 и обучающиеся пишут на стикерах свои имена и прикрепляют их к выбранной позиции.
Вариант III.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный обучающийся, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
§ Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий
§ № 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку, готовность к сотрудничеству, открытость
§ № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
§ № 5 — утомляемость
§ № 9 — мотивация на развлечения
§ № 13, 21, 8 – отстраненность от учебного процесса, уход в себя, замкнутость
§ № 10, 15 — комфортное состояние
§ № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
§ Позицию № 20 часто выбирают как перспективу обучающиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
§ Следует заметить, что позицию № 16 обучающиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Идеальное состояние:
§ №20 – 13 человек,
§ №10– 4 человека,
§ №16 – 1 человек,
§ №9 – 1 человек,
§ №14 – 1 человек.
Таблица де Боно
Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока. Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
§ «+» — все, что понравилось на уроке
§ «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
§ «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
Прием «Выбери дистанцию»
Нужно определить свое положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию:
1 — не знаю и знать не хочу;
2 — жизнь заставит;
3 — ничего не знаю, но проявляю интерес;
4 — имею смутное представление;
5 — хочу знать больше;
6 — могу поделиться знаниями с другими.
Приём «Мудрые совы»
Вам в течение 7 минут необходимо прочитать текст лекции и, работая в группе, выполнить задание к нему. (Группы получают рабочий лист с конкретными вопросами и задания с целью обработки содержащейся в тексте информации).
1 группа: Азы
работы над текстом.
Найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке.
2 группа: Что, не ждали?
Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиями первоначальным представлениям.
3 группа: Ты уже знаешь последние новости?
Запишите ту информацию, которая является для вас новой.
4 группа: Главная жизненная мудрость.
Постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой.
5 группа: Известное и неизвестное.
Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и ту, которая ранее была неизвестна.
6 группа: Поучительный вывод.
Можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
7 группа: Важные темы для обсуждения.
Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии?
На доске табличка: Приём «Мудрые совы»
Каждая группа, когда отвечает, вешает на доску табличку со своим заданием и ответами. Таким образом, на доске вырисовывается схема приёма.
Приём «Индекс удовлетворенности»
За 3-5 мин до конца урока каждый обучающийся отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.
Максимальное количество баллов — 10.
Приём «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке (занятии) с позиции:
§ „Я“ 0________10
§ „Мы“ 0________10
§ „Дело“ 0________10
Прием «Разговор на бумаге»
В конце урока обучающимся
раздают листы бумаги с написанными на каждом из них одним вопросом
или началом предложения. Обучающиеся читают вопрос, пишут ответ и
передают лист своему соседу, а сами затем работает со следующим листом,
где уже есть запись от предыдущего
обучающегося. Коллективное обсуждение сделанных учениками
записей будет в конце работы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.