Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности.
Рефлексивный отчет учителя информатики и казахского языка 20162017 уч.год.
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных
проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной
деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у
школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития
активности.
Доказано, что мотивация школьников– один из критериев эффективности
педагогического процесса.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде
той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы.
Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него
какоголибо значения и не оказывает на него какоголибо воздействия, а,
следовательно, и не вызывает какойлибо деятельности. Только та
информация, которая както созвучна его потребностям, подвергается
эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает
импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой
темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания
сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности,
которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и
воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую
значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а
главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на
решение проблем научнотеоретического познания явлений и объектов
окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом
случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение
знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для
формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания
мотивации
^ Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо
знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении
предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была
действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
^ Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный.
Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема,
преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые
ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при
знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы,
которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например,
«в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа,
сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и болееглубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной
ситуации гарантирует интерес к изучаемому.
^ Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка
и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной
подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в
свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и
всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя,
как правило, не замечают процесса обучения.
^ Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем
стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале
урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для
дополнительного решения дома.
^ Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение
урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и
конкурсные ситуации различного характера.
^ Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и
т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для
детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные
работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им
работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной
разработке таковых.
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения,
способствующих мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный
инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле
убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как
важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и
интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам
мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок,
фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.
Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить
межпредметную связь.
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его
личность.
«Ребяточки, все в круг, все в круг! Так... движемся, кружимся...
активнее, веселее!» – командует грузно сидящая в кресле учительница,
которая точно знает, что детям необходима энергетическая разрядка в
процессе обучения. А детки почемуто очень нехотя и с едкими шуточками
выполняют «дурацкие упражнения».
Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о
любых новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И
именно эта самая лень будет у них развиваться быстрее, чем интерес к новым
формам работы.Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов,
возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить
учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую
активность и любознательность
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого
процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В
классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и
на уроках.
Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на
индивидуальные достижения учеников. Учитель поощряет и подкрепляет
достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его
же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах
индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения
является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и
как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет
оценка. Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются
отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика
к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его
деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере
познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее
атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к
тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую
роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
В октябре месяце я давала открытый урок по информатике с методами
групповой работы по обновленной программе. Но данный вид работы меня не
устраивал так как я была противников групповой работы, я не понимала
смысл работы в группах, меня не устраивало то, что за счет всех учащихся
группы те кто имеет слабый потенциал знаний получали хорошие отметки.
Сам метод хоть и был направлен на хороший результат в группе но я не как
не могла перестроить себя на групповую работу, хотя приводилось много
примеров положительных по данной программе. Например подготовка к
уроке занимало мало времени, а т ак же за счет работы в группах можно
было увидеть результат данной работы на лицо. Мне было тяжело так как я
не понимало смысл данной работы, но на курсах нам давали опреденные
понятия, определения, виды , критерии работы в группах. Но на занятиях
было все легко так как мы работали со своими коллегами, также нам давали
практическую работу и у нас все получалось хотя я не могла понятьт как это
примменить в практике.
Проработав материал по данной методике групповая работа на уроках
весьма привлекает школьников, а также учителей, работающих с ними.
Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть
неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение
действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования
этой формы обучения. Одна из причин таких неудач недооценка ролигрупповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа
разнообразия организации учебной работы на уроке.
Между тем групповая работа это полноценная самостоятельная
форма организации обучения.
Уникальность групповой работы
обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие
между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе
малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со
стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом:
предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает
результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика
осуществляется самими детьми внутри группы.
При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.
На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом
при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во
фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
вводятся приемы несловесного общения: значки "+" согласен, "" не
согласен, "?" не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;
организуются игры, развивающие умение слушать другого (например,
"Снежный ком": первый ученик называет какоелибо слово (число), другой
должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова,
названные предыдущими учениками, и называет свое).
В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она
активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную
базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения
младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание,
контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при
которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной
деятельности группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих
условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью
и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем
развитии индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным
исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы,
причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может
оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей
гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта
поведения, формировании положительных мотивов учения.
На втором этапе полезно использовать приемы,
наглядно
показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего
результата. Здесь большую помощь могут оказать родители учащихся. Так,они расскажут о том, как пришли к нестандартному решению задачи на своем
производстве (в больнице или в военной службе) благодаря совместным
усилиям группы людей, членов трудового коллектива, как нашли наиболее
простой и экономный путь, выбирая из нескольких, предложенных разными
участниками группы.
Правила общего обсуждения:
не говорить всем сразу;
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
(согласен, не согласен, не понял);
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично:
Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:
усложнение видов групповой работы;
повышение степени самостоятельности учащихся;
усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в
группах.
В марте месяце я давала 3 открытых урока по казахскому языку в 5,6 классе
по обновленной программе. На уроке в пятом классе по теме «Национальная
валюта тенге» я применяла такие формы работы как в начале урока я дала
учащимся картинки где они должны были собрать валюту 1000,2000 тенге,
потом они назвали тему урока, далее я показала презентацию по данной
теме, также у меня была работа с новыми словами, с текстом , ответы на
вопросы , чтение диалога и грамматическая работа нужно было слово деньги
спрягать по падежам, рефлексия урока был светофор где красный цвет
означал нечего нек понял, желтый частично понял, зеленый есть еще
вопросы. По данному методу рефлексии было понятно что некотые не поняли
данную тему, большинства есть еще вопросы.
Урок 6 классе по теме « Традиции и обычаи казахского народа»
Күтілетін нәтиже
• Қазақ халқының салтдәстүрлері білу
Жаңа тақырыпты меңгеру барысында грамматикалық тапсырмаларды
сауатты орындай білу.
Қазақ халқының салтдәстүрлері туралы білу.
ІІ . Балаға байланысты салтдәстүрлер
III. Жаңа сабақ. Қазақ халқының салтдәстүрлері түрлері
IV.Мәтінмен жұмыс.
Жаңа сөздер.
Тапсырмалар түрлері
V. Топтық жұмыс.
Сұраққа – жауап беру.
Жалғасын тап:
Бала тәрбиелеудегі салтдәстүрлерді ретімен ата:
V. Сергіту сәті «Мен қазақпың».VI. Білімді тексеру. ((Тест)
VII. қілті
VIІІ. Қызықты грамматика
ІХ мақал – мәтелдерді аяқтау
Х. Сабақты қорыту
Үйге тапсырма: «Беташар» тақырыбына өз ойларынды жазып келіңдер.
Х. Бағалау. Оқушыларға осылай формативті түрде өзін өзі бағалау немесе
көрші оқушының жетістігін, кемшілігін бағалаған ұнайды, сабаққа деген
қызығушылығы артады
Второй урок в 6 классе «Виды национальных игр» на уроке мы сыграли в
игру «Перетяни канат» где учащиеся назвали тему урока .
Топтық жұмыс.
1 Сұраққа – жауап беру.
Арқан тартыс (Білім тартысы) әр топ сөйлемді дұрыс жазу керек.
2. “Бәйге”ойынын ойнаймыз.Бұл
тапсырмада ұлттық ойындарға байланысты сұрақтар қойылады
V. Ойын «Орамал тастау»
VI. Сергіту сәті «Қара жорға».
VII “Көкпар”ойыны Мақалмәтелді аяқтау
VII. Бес жолды өлең стратегиясы.
VIІІ. “Балық сүйегі” сызбасын дұрыс табыңдар
ІХ. Сабақты қорыту
Үйге тапсырма: Ұлттық ойындардың бір түрін әңгімелеп келу.
Х. Бағалау.
После того как я провела эти уроки мне на конец –то, было понятно сам
метод групповой работы, несмотря на то какой потенциал у ребенка он все
равно даст определенный результат, даже если он не знает ему все равно
придется работать в группе и делать те задания которые даются в течение
всего урока. Групповая работа экономит время подготовки к урокам.
Данный курс дал очень много полезного именно для меня . Например такие
методы работы как светофор, флешбоу, стратегия стихотворения, найди
соответвие и т. д.
Использовала материал
Ссылка festival.1september.ru
sch161zelenogorsk.ru/phocadownload/files/documents/metod.docx