Рефлексивный отчет
Оценка 4.9

Рефлексивный отчет

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
математика
10 кл
23.01.2017
Рефлексивный отчет
20, 22 и 26 октября были представлены уроки по теме «Системы неравенств», класс 9 Д , с подходом Lesson Study. Дидактическая цель урока сформулирована следующим образом: -систематизация знаний учащихся путем решения систем неравенств, формирование основ знаний, умений и навыков учащихся В соответствии с поставленной целью уроки были построены с применением новых подходов в обучении. Приоритетом выступила организация диалогового обучения, развитие самостоятельного мышления учащихся.
Публикация является частью публикации:
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «LESSON STUDY» В ШКОЛЕ.docx
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «LESSON STUDY» В ШКОЛЕ  Подход «Lesson Study» является одним из демократичных способов совершенствования  учительской практики.  «Если хотите изменить мир – приходите в школу и начинайте оттуда»! Д. Дьюи          Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит  совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. С каждым годом, с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших  учащихся становится всё более актуальным умение его верно воспринимать и перерабатывать,  переводить на язык собственного понимания.  Общепризнанный факт, что формируется это умение  значительно быстрее и  эффективнее, если вовлекать детей в творческую деятельность, призванную  инициировать  их  к познанию того, что известно другим,  совершая  самостоятельные открытия.          Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом изучения. Они являются результатом научных поисков, передового  педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов [Сластенин В.]. С внедрением в  учебно­воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции  наблюдателя, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого­педагогической  подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные,  предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания [Руководство для учителя с.130.].         Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства ­ это  понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем, а для таких целей конструктивное  обсуждение урока с коллегами может быть весьма полезным.          На сегодняшний день ярким примером этого является «Lesson study»  или «Урок ­ исследование»,  который  имеет корни  японской начальной школы, где  широко распространено профессиональное  развитие практики.  Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно  обсуждают цели обучения, планируют фактически урок, чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого  пользу. Впервые этот подход возник в Японии в 70­е годы 19­го века. Успешно применяется в  Сингапуре, Гонконге, Швеции, Канаде, США, Великобритании и других странах. Сейчас метод  «Lesson  Study» постепенно внедряется в образование Казахстана.          Lesson Study – это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в  действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Это  цикл, включающий не менее трех уроков, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и  анализируемых группой учителей. Используя LS, учителя могут на демократической основе проводить  исследование и изучение урока, влиять на качество обучения. При подходе LS можно увидеть ошибки  учащихся и учителей, понять, как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.         В сентябре месяце было запланировано провести урок­исследование в 10Б классе. После окончания  девятого класса многие ученики поступили в колледжи или просто сменили школы. И этот класс был  укомплектован из учащихся разных классов. Поэтому необходимо было сплотить детей в единый  коллектив и создать благоприятную среду для обучающихся.          Была создана фокус ­ группа в составе творчески работающих учителей. Это – Жанесова Ж.У. А.  (модератор, учитель математики), Емжарова Г.Г. (менти, учитель истории), Аблесова И.С..(учитель  физики), Келимбергенова А.Ж.( учитель математики), Умбетова Г.Ш.учитель физики), Жангылыш А.З.  (учитель казахского языка и литературы) и Ермекбаева Г.С. (учитель казахского языка и литературы)   Мы провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и  установления основных правил.  Было проведено анкетирование, позволяющее определить степень  самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном коллективе, лидера с целью самоуправления в классе. Данное анкетирование называлось графический тест “Я – позиция”. Из  результата анкетирования выявилось, что в классе уровень мотивации средний, отношение к школе  позитивное, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и существуют некие конфликты за  первенство в классе. Необходимо было провести наблюдение за психологической атмосферой в классе,  определить умения учащихся оценить себя, своих одноклассников, группу в целом и выявить лидеров в  классе. В связи с этим заключением фокус группа выбрала следующий вопрос исследования: «Как  применение новых подходов и методов в обучении повлияет на развитие навыков самостоятельной  работы учащихся?». Задачами исследования стали создать условия, способствующие повышению  интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию мыслительной  деятельности каждого ученика в процессе обучения через оценивание для обучения. Были определены 3  исследуемых ученика: отличница учебы, ученик со средними способностями и ученик с низкой  мотивацией по всем предметам и фокус группа составила ожидаемые результаты для этих учащихся: Айтмаганбетова Карлыгаш Мухтар Аружан Каржаубай Азамат ­примет активное участие на  уроке; ­примет участие в работе  группы; ­вместе с группой выполнит  задания; ­творчески подойдет к  выполнению заданий; ­открыто выскажет свое  мнение по теме; ­выполнит роль координатора в группе; ­даст оценку работе группы и  своей работе; ­сможет рассуждать по теме; ­предложит свою точку зрения  по теме; ­примет участие в  обсуждении; ­сможет оценить свою работу; ­самостоятельно выполнит  задания; ­работа в сотрудничестве  даст ему мотивацию ­сможет взять инициативу на  себя; к учению. ­оценит свою работу.  Было составлено расписание уроков проведения Lesson Study.          Для наблюдения за учащимися, анализа эффективности приемов и методов, используемых на  уроках, были использованы листы наблюдения, транскрипция, хронологическая таблица, таблица по  планированию, наблюдению и обсуждению, модели учеников согласно их успеваемости. На втором заседании фокус­группы учителями были предложены ввести следующие изменения в  обучение: психологический настрой, групповая работа, уровневые задания, самостоятельная  работа учащихся, формативное оценивание, обобщение изученного координаторами групп,  рефлексия.         Учитель начала урок с положительного настроя, разделила учащихся на группы и выбрала  координаторов групп. Повторение пройденного материала было организовано с помощью игры  «Назовите одним словом». Учащиеся приняли активное участие, показав знание материала. Следующий  этап – работа с текстом. Каждой группе было дано определенное задание: 1­ой группе ­определить тему, и основную мысль текста, 2­ой группе­выписать ключевые слова и словосочетания, и объяснить их  лексическое значение, 3­ей группе ­подобрать из текста и записать слова на тему: «система уравнений».  Группы хорошо справились со своими заданиями. Координаторы объективно оценили свою работу и  работу группы. Далее шла самостоятельная работа, учащиеся должны выяснить значения терминов:  омофоны, омоформы и омографы и привести примеры. Шла активная дискуссия. Учащиеся смогли  раскрыть эти понятия и привели свои примеры. На повторение темы были даны практические задания:.  На закрепление темы были даны задания творческого характера Учащиеся с большим интересом  обсуждали свои задания в группе и приходили к коллективному решению. В рефлексии они отвечали на  вопросы: что я знал, что узнал и что хочу знать. Вывод по первому уроку: Учитель уверенно использовала диалог для мотивации и вопросы  высокого порядка, эффективно и обоснованно смогла организовать групповую работу, успешно  использовала для мотивации учащихся формативное оценивание, различные формы работы вовлекли  всех учеников в процесс обучения. Педагог владеет умением постановки проблемного вопроса,  формулирует вопросы, способствующие критическому осмыслению материала, учит работать со  справочниками, стимулирует рефлексию по отношению к качеству учебной работы Две звезды учащимся Пожелание учащимся ­активная работа в группе, ­обмен мнениями, идеями, ­умение слушать друг друга, ­умение рефлексировать. ­научиться грамотно               защищать  постер, ­развить устную речь учащихся, ­внести критериальное оценивание. Две звезды учителю Пожелание учителю                     ­услышать монологическую         речь  учащихся. ­внести суммативное и критериальное  оценивание.              ­применение формативного оценивания, ­практическая связь урока с жизнью, ­уровневые задания, ­критическое мышление, ­работа в сотрудничестве, ­творческая работа уч­ся, ­рефлексия. Проанализировав урок, прослушав «голоса учеников», мнения учителей, изучив пожелания учащимся и  учителю, составили план 2­го урока. Обсудив, решили внести в урок следующие подходы: мотивация к учебной деятельности, групповая работа, творческие задания, прием тонкие и толстые  вопросы, применение ИКТ, самооценка, критериальное оценивание и рефлексию.         Урок начался с мотивации к учебной деятельности. Учитель с добродушной улыбкой прочитала  стихотворение:          Класс разделила на три группы, определила консультантов в каждой группе. Проверка домашнего  задания провела с помощью интерактивной доски, самооценивая себя. Опережающим заданием для  ученика было повторить виды уравнений. Отсюда учитель плавно перешла к новой теме, рассказав, о  том, что системы из этих уравнений и называются системой нелинейных уравнений. Сформулировав  тему урока, учащиеся ответили на следующие вопросы учителя: Что сегодня предстоит нам выяснить?  На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы? Ответив на вопросы, они смогли определить цели  урока. Было приятно и интересно слушать рассуждения учащихся о способах решения данной системы.  Учитель использовала рефлексию «Закончите предложение». Учащиеся прочитали свою рефлексию.           Вывод по второму уроку: Учитель хорошо подобрала вопросы в соответствии с потребностями  процесса изучения темы. Она полностью использовала возможности диалога на уроке. Групповая работа была организована качественно, задания и виды работы продуманы с учётом инклюзии всех учащихся.  Применение ИКТ способствовала эффективному усвоению материала урока, она применила приемы  ОдО в разумном сочетании с видом работы. Учитель эффективно использовала мотивацию успеха для  симулирования учебной активности учащихся на протяжении урока. Две звезды учащимся Пожелание учащимся ­умеют работать в группе, ­неуверенность некоторых учеников, ­активное участие учащихся ­не всегда прислушиваются друг другу, ­творчески подход к заданиям ­боязнь обидеть товарищей. ­умение оценивать,             ­свободное общение, ­умение оценивать работу группы. ­применение ИКТ, ­оптимальный выбор форм и методов, ­использование уровневых заданий, ­творческий  урок, ­прислушаться к  голосу ученика Две звезды учителю Пожелание учителю ­обобщение после каждого этапа урока, ­самооценка, критериальное оценивание.           Планирование  третьего урока  было сделано  на основе  исследования  слабых сторон  и усиления  сильных сторон, учитывая, при  этом мнения  учителей и  «голос  учащихся»,  изучив  пожелания  учащимся и  учителю. Фокус – группа  решила внести в урок следующие изменения: психологический настрой, обсуждение домашней работы, мозговой штурм,  прием «Кубизм», групповая работа, задания творческого характера, самооценка, критериальное  оценивание и рефлексию.         Третьим уроком организовала мотивацию к учению добрыми словами в адрес учащихся. Начала  урок с эпиграфа. Для проверки домашнего задания  был использован прием «Кубизмлума». В группах  составили простые, уточняющие, объясняющие, оценочные, творческие и практические вопросы.  Учащиеся могут задавать эти типы вопросов и отвечать на них. Следующим этапом была работа с  текстом. Каждой группе были распределены задания: определить тему, озаглавить текст,  сформулировать основную мысль. Учащиеся хорошо справились с этими заданиями. Ответы были по  существу и ученики могут обосновать свои аргументы. Одной ученице было дано индивидуальное  задание – составить неравенство по графику.. Для закрепления изученного на уроке учитель подготовила для групп задания творческого характера. Учащиеся с большой ответственностью выполнили данные им  задания. После каждого этапа урока координаторы групп проставляли оценки в соответствии  критериями к каждому заданию урока и комментировали оценки. В качестве рефлексии был выбран  «Устный опрос».         Вывод: Учитель эффективно строит диалог на каждом этапе урока. Задачи способствуют развитию  понимания учебного материала, критерии соответствуют заданию и носят стимулирующий характер. Учитель фокусирует внимание учеников на новые понятия, поясняет их доступным языком. Она  стремится вовлекать в критическое обсуждение материала большое количество учеников, старается  разнообразить инструменты ОдО в соответствии с видом работы. Учитель стимулирует рефлексию по  отношению к процессу учения и виды работы от урока к уроку направлены на общую  логику творческой самостоятельной работы учеников.              Две звезды учащимся Две звезды учителю ­доверительные отношения в группах, ­научились оценивать себя и группу, ­смело высказывают свои мнения, ­научились самостоятельно работать, ­Супер активные ученики! ­работая в группе, учащиеся самостоятельно   добывали знания, ­повысилась активность и интерес учащихся к  учению, ­улучшилась психологическая атмосфера в  классе, ­научились оценивать себя и своих  одноклассников объективно. ­Творчеству учащихся нет предела!      Группой учителей были посещены 3 последовательных уроков. Наблюдения над 3­мя исследуемыми  учениками позволили выявить много важных моментов. А именно, учащиеся научились работать в  группе, прислушиваться к мнениям товарищей, оценить работу своих одноклассников и себя. Мы дали  возможность развитию мыслительной деятельности учащихся на уроке, создали коллаборативную среду  в классе, выявили лидеров, ранее незаметных. И в своей рефлексии они писали, что они довольны своей  работой, и побольше бы таких уроков.          В процессе исследования урока, учителя работали вместе, чтобы планировать, обучать, наблюдать  и совместно анализировать урок.  Совместное планирование и сотрудничество помогли учителям  усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей  учащихся. Анализ уроков, показал нам возможные пути их совершенствования; эти уроки –исследования содействовали размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным  учащимся, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным к  новой работе         Таким образом, Lesson study  ­ это наиболее эффективный способ профессионального развития;  способствует созданию профессионального сообщества учителей; помогает учителям сфокусироваться  на том, как думают учащиеся.   Использованная литература 1.Руководство учителя. Первый (продвинутый) уровень. Курсы повышения квалификации  по Программе Кембриджского Университета, 2013.www.cpm.kz 2. Пит Дадли,  Lesson Study: руководство, 2011 3. «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ Методическое пособие – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2014

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017