рефлексивный отчет

  • Мероприятия
  • docx
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

20, 22 и 26 октября были представлены уроки по теме «Системы неравенств», класс 9 Д , с подходом Lesson Study. Дидактическая цель урока сформулирована следующим образом: -систематизация знаний учащихся путем решения систем неравенств, формирование основ знаний, умений и навыков учащихся В соответствии с поставленной целью уроки были построены с применением новых подходов в обучении. Приоритетом выступила организация диалогового обучения, развитие самостоятельного мышления учащихся.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «LESSON STUDY» В ШКОЛЕ.docx
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «LESSON STUDY» В ШКОЛЕ  Подход «Lesson Study» является одним из демократичных способов совершенствования  учительской практики.  «Если хотите изменить мир – приходите в школу и начинайте оттуда»! Д. Дьюи          Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит  совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. С каждым годом, с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших  учащихся становится всё более актуальным умение его верно воспринимать и перерабатывать,  переводить на язык собственного понимания.  Общепризнанный факт, что формируется это умение  значительно быстрее и  эффективнее, если вовлекать детей в творческую деятельность, призванную  инициировать  их  к познанию того, что известно другим,  совершая  самостоятельные открытия.          Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом изучения. Они являются результатом научных поисков, передового  педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов [Сластенин В.]. С внедрением в  учебно­воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции  наблюдателя, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого­педагогической  подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные,  предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания [Руководство для учителя с.130.].         Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства ­ это  понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем, а для таких целей конструктивное  обсуждение урока с коллегами может быть весьма полезным.          На сегодняшний день ярким примером этого является «Lesson study»  или «Урок ­ исследование»,  который  имеет корни  японской начальной школы, где  широко распространено профессиональное  развитие практики.  Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно  обсуждают цели обучения, планируют фактически урок, чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого  пользу. Впервые этот подход возник в Японии в 70­е годы 19­го века. Успешно применяется в  Сингапуре, Гонконге, Швеции, Канаде, США, Великобритании и других странах. Сейчас метод  «Lesson  Study» постепенно внедряется в образование Казахстана.          Lesson Study – это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в  действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Это  цикл, включающий не менее трех уроков, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и  анализируемых группой учителей. Используя LS, учителя могут на демократической основе проводить  исследование и изучение урока, влиять на качество обучения. При подходе LS можно увидеть ошибки  учащихся и учителей, понять, как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.         В сентябре месяце было запланировано провести урок­исследование в 10Б классе. После окончания  девятого класса многие ученики поступили в колледжи или просто сменили школы. И этот класс был  укомплектован из учащихся разных классов. Поэтому необходимо было сплотить детей в единый  коллектив и создать благоприятную среду для обучающихся.          Была создана фокус ­ группа в составе творчески работающих учителей. Это – Жанесова Ж.У. А.  (модератор, учитель математики), Емжарова Г.Г. (менти, учитель истории), Аблесова И.С..(учитель  физики), Келимбергенова А.Ж.( учитель математики), Умбетова Г.Ш.учитель физики), Жангылыш А.З.  (учитель казахского языка и литературы) и Ермекбаева Г.С. (учитель казахского языка и литературы)   Мы провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и  установления основных правил.  Было проведено анкетирование, позволяющее определить степень  самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном коллективе, лидера с цельюсамоуправления в классе. Данное анкетирование называлось графический тест “Я – позиция”. Из  результата анкетирования выявилось, что в классе уровень мотивации средний, отношение к школе  позитивное, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и существуют некие конфликты за  первенство в классе. Необходимо было провести наблюдение за психологической атмосферой в классе,  определить умения учащихся оценить себя, своих одноклассников, группу в целом и выявить лидеров в  классе. В связи с этим заключением фокус группа выбрала следующий вопрос исследования: «Как  применение новых подходов и методов в обучении повлияет на развитие навыков самостоятельной  работы учащихся?». Задачами исследования стали создать условия, способствующие повышению  интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию мыслительной  деятельности каждого ученика в процессе обучения через оценивание для обучения. Были определены 3  исследуемых ученика: отличница учебы, ученик со средними способностями и ученик с низкой  мотивацией по всем предметам и фокус группа составила ожидаемые результаты для этих учащихся: Айтмаганбетова Карлыгаш Мухтар Аружан Каржаубай Азамат ­примет активное участие на  уроке; ­примет участие в работе  группы; ­вместе с группой выполнит  задания; ­творчески подойдет к  выполнению заданий; ­открыто выскажет свое  мнение по теме; ­выполнит роль координатора в группе; ­даст оценку работе группы и  своей работе; ­сможет рассуждать по теме; ­предложит свою точку зрения  по теме; ­примет участие в  обсуждении; ­сможет оценить свою работу; ­самостоятельно выполнит  задания; ­работа в сотрудничестве  даст ему мотивацию ­сможет взять инициативу на  себя; к учению. ­оценит свою работу.  Было составлено расписание уроков проведения Lesson Study.          Для наблюдения за учащимися, анализа эффективности приемов и методов, используемых на  уроках, были использованы листы наблюдения, транскрипция, хронологическая таблица, таблица по  планированию, наблюдению и обсуждению, модели учеников согласно их успеваемости. На втором заседании фокус­группы учителями были предложены ввести следующие изменения в  обучение: психологический настрой, групповая работа, уровневые задания, самостоятельная  работа учащихся, формативное оценивание, обобщение изученного координаторами групп,  рефлексия.         Учитель начала урок с положительного настроя, разделила учащихся на группы и выбрала  координаторов групп. Повторение пройденного материала было организовано с помощью игры  «Назовите одним словом». Учащиеся приняли активное участие, показав знание материала. Следующий  этап – работа с текстом. Каждой группе было дано определенное задание: 1­ой группе ­определить тему, и основную мысль текста, 2­ой группе­выписать ключевые слова и словосочетания, и объяснить их  лексическое значение, 3­ей группе ­подобрать из текста и записать слова на тему: «система уравнений».  Группы хорошо справились со своими заданиями. Координаторы объективно оценили свою работу и  работу группы. Далее шла самостоятельная работа, учащиеся должны выяснить значения терминов:  омофоны, омоформы и омографы и привести примеры. Шла активная дискуссия. Учащиеся смогли  раскрыть эти понятия и привели свои примеры. На повторение темы были даны практические задания:.  На закрепление темы были даны задания творческого характера Учащиеся с большим интересом  обсуждали свои задания в группе и приходили к коллективному решению. В рефлексии они отвечали на  вопросы: что я знал, что узнал и что хочу знать.Вывод по первому уроку: Учитель уверенно использовала диалог для мотивации и вопросы  высокого порядка, эффективно и обоснованно смогла организовать групповую работу, успешно  использовала для мотивации учащихся формативное оценивание, различные формы работы вовлекли  всех учеников в процесс обучения. Педагог владеет умением постановки проблемного вопроса,  формулирует вопросы, способствующие критическому осмыслению материала, учит работать со  справочниками, стимулирует рефлексию по отношению к качеству учебной работы Две звезды учащимся Пожелание учащимся ­активная работа в группе, ­обмен мнениями, идеями, ­умение слушать друг друга, ­умение рефлексировать. ­научиться грамотно               защищать  постер, ­развить устную речь учащихся, ­внести критериальное оценивание. Две звезды учителю Пожелание учителю                     ­услышать монологическую         речь  учащихся. ­внести суммативное и критериальное  оценивание.              ­применение формативного оценивания, ­практическая связь урока с жизнью, ­уровневые задания, ­критическое мышление, ­работа в сотрудничестве, ­творческая работа уч­ся, ­рефлексия. Проанализировав урок, прослушав «голоса учеников», мнения учителей, изучив пожелания учащимся и  учителю, составили план 2­го урока. Обсудив, решили внести в урок следующие подходы: мотивация к учебной деятельности, групповая работа, творческие задания, прием тонкие и толстые  вопросы, применение ИКТ, самооценка, критериальное оценивание и рефлексию.         Урок начался с мотивации к учебной деятельности. Учитель с добродушной улыбкой прочитала  стихотворение:          Класс разделила на три группы, определила консультантов в каждой группе. Проверка домашнего  задания провела с помощью интерактивной доски, самооценивая себя. Опережающим заданием для  ученика было повторить виды уравнений. Отсюда учитель плавно перешла к новой теме, рассказав, о  том, что системы из этих уравнений и называются системой нелинейных уравнений. Сформулировав  тему урока, учащиеся ответили на следующие вопросы учителя: Что сегодня предстоит нам выяснить?  На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы? Ответив на вопросы, они смогли определить цели  урока. Было приятно и интересно слушать рассуждения учащихся о способах решения данной системы.  Учитель использовала рефлексию «Закончите предложение». Учащиеся прочитали свою рефлексию.           Вывод по второму уроку: Учитель хорошо подобрала вопросы в соответствии с потребностями  процесса изучения темы. Она полностью использовала возможности диалога на уроке. Групповая работабыла организована качественно, задания и виды работы продуманы с учётом инклюзии всех учащихся.  Применение ИКТ способствовала эффективному усвоению материала урока, она применила приемы  ОдО в разумном сочетании с видом работы. Учитель эффективно использовала мотивацию успеха для  симулирования учебной активности учащихся на протяжении урока. Две звезды учащимся Пожелание учащимся ­умеют работать в группе, ­неуверенность некоторых учеников, ­активное участие учащихся ­не всегда прислушиваются друг другу, ­творчески подход к заданиям ­боязнь обидеть товарищей. ­умение оценивать,             ­свободное общение, ­умение оценивать работу группы. ­применение ИКТ, ­оптимальный выбор форм и методов, ­использование уровневых заданий, ­творческий  урок, ­прислушаться к  голосу ученика Две звезды учителю Пожелание учителю ­обобщение после каждого этапа урока, ­самооценка, критериальное оценивание.           Планирование  третьего урока  было сделано  на основе  исследования  слабых сторон  и усиления  сильных сторон, учитывая, при  этом мнения  учителей и  «голос  учащихся»,  изучив  пожелания  учащимся и  учителю. Фокус – группа  решила внести в урок следующие изменения: психологический настрой, обсуждение домашней работы, мозговой штурм,  прием «Кубизм», групповая работа, задания творческого характера, самооценка, критериальное  оценивание и рефлексию.         Третьим уроком организовала мотивацию к учению добрыми словами в адрес учащихся. Начала  урок с эпиграфа. Для проверки домашнего задания  был использован прием «Кубизмлума». В группах  составили простые, уточняющие, объясняющие, оценочные, творческие и практические вопросы.  Учащиеся могут задавать эти типы вопросов и отвечать на них. Следующим этапом была работа с  текстом. Каждой группе были распределены задания: определить тему, озаглавить текст,  сформулировать основную мысль. Учащиеся хорошо справились с этими заданиями. Ответы были по  существу и ученики могут обосновать свои аргументы. Одной ученице было дано индивидуальное  задание – составить неравенство по графику.. Для закрепления изученного на уроке учитель подготовила для групп задания творческого характера. Учащиеся с большой ответственностью выполнили данные им  задания. После каждого этапа урока координаторы групп проставляли оценки в соответствии  критериями к каждому заданию урока и комментировали оценки. В качестве рефлексии был выбран  «Устный опрос».         Вывод: Учитель эффективно строит диалог на каждом этапе урока. Задачи способствуют развитию  понимания учебного материала, критерии соответствуют заданию и носят стимулирующий характер.Учитель фокусирует внимание учеников на новые понятия, поясняет их доступным языком. Она  стремится вовлекать в критическое обсуждение материала большое количество учеников, старается  разнообразить инструменты ОдО в соответствии с видом работы. Учитель стимулирует рефлексию по  отношению к процессу учения и виды работы от урока к уроку направлены на общую  логику творческой самостоятельной работы учеников.              Две звезды учащимся Две звезды учителю ­доверительные отношения в группах, ­научились оценивать себя и группу, ­смело высказывают свои мнения, ­научились самостоятельно работать, ­Супер активные ученики! ­работая в группе, учащиеся самостоятельно   добывали знания, ­повысилась активность и интерес учащихся к  учению, ­улучшилась психологическая атмосфера в  классе, ­научились оценивать себя и своих  одноклассников объективно. ­Творчеству учащихся нет предела!      Группой учителей были посещены 3 последовательных уроков. Наблюдения над 3­мя исследуемыми  учениками позволили выявить много важных моментов. А именно, учащиеся научились работать в  группе, прислушиваться к мнениям товарищей, оценить работу своих одноклассников и себя. Мы дали  возможность развитию мыслительной деятельности учащихся на уроке, создали коллаборативную среду  в классе, выявили лидеров, ранее незаметных. И в своей рефлексии они писали, что они довольны своей  работой, и побольше бы таких уроков.          В процессе исследования урока, учителя работали вместе, чтобы планировать, обучать, наблюдать  и совместно анализировать урок.  Совместное планирование и сотрудничество помогли учителям  усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей  учащихся. Анализ уроков, показал нам возможные пути их совершенствования; эти уроки –исследования содействовали размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным  учащимся, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным к  новой работе         Таким образом, Lesson study  ­ это наиболее эффективный способ профессионального развития;  способствует созданию профессионального сообщества учителей; помогает учителям сфокусироваться  на том, как думают учащиеся.   Использованная литература 1.Руководство учителя. Первый (продвинутый) уровень. Курсы повышения квалификации  по Программе Кембриджского Университета, 2013.www.cpm.kz 2. Пит Дадли,  Lesson Study: руководство, 2011 3. «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ Методическое пособие – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2014