Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

  • Разработки курсов
  • docx
  • 20.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реферат. Введение. Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания.
Иконка файла материала РЕФЕРАТ 1.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа Бельговского сельского поселения Реферат по дисциплине: «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации» По теме: «Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности» Исполнитель: Гурова Анастасия Викторовна2018 г Содержание Введение……………………………………………………………………….……3 1. Понятие рефлексии……………………………………………………………....4 1.1.Педагогическая рефлексия………………………………………………....4 2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии…………………………….8 3. Рефлексия деятельности……………………………………………………….11 Заключение………………………………………………………………………….14 Список литературы…………………………………………………………………15 2Введение Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым   компонентом   процессов   социализации   личности   и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. С.Л. Рубинштейн давая различные определения личности, указывает: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Поэтому, чтобы понять путь своего развития   в   его   подлинной   человеческой   сущности,   человек   должен   его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?» Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.  В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что  было,  но  и представляет  собой  реконструкцию  и  проектирование  своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека. По словам Я.А. Пономарева, рефлексия   выступает   одной   из   главных   характеристик   творчества.   Человек становится   для   самого   себя   объектом   управления,   из   чего   следует,   что рефлексия,   как   «зеркало»,   отражающее   все   происходящие   в   нем   изменения, становится   основным   средством   саморазвития,   условием   и   способом личностного роста Целью моей работы является: 1. Изучение литературы и педагогического опыта, изучающего вопросы развития и применения рефлексии; 2. Раскрыть понятие рефлексии; 33.   Изучить   типы,   виды,   формы   и   функции   рефлексии,   области   ее   научного исследования; 4. Изучить алгоритм рефлексивной деятельности и средства ее развития. 1. Понятие рефлексии Рефлексия  (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. В узком смысле рефлексия – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности   с   целью   ее   совершенствования;   исследовательская   позиция   в любой   деятельности.   В   широком   смысле   слова,   рефлексия   –   это   выход   за пределы   любого   непосредственного, «автоматически»   текущего   процесса   или состояния (И.С. Сергеев. Основы педагогической деятельности).  Рефлексия   понимается   как   психическое   свойство   сознания   или способность объективно оценивать жизненную ситуацию.  Отрефлексировать   что­то   –   это   значит   «пережить»,   «пропустить   через свой внутренний мир», «оценить». Рефлексия позволяет приучить человека к самоконтролю, самооценке, саморегулированию  и формированию привычки к осмыслению   событий,   проблем,   жизни,   а   также   она   способствует   развитию критического мышления.  1.1 Педагогическая рефлексия Рефлексивные   процессы   буквально   пронизывают   профессиональную деятельность педагога. В современной педагогике рефлексия – это самоанализ педагогической деятельности и ее результатов.  Рефлексивно думать для педагога – это значит:  ­ сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок;  ­ представить, какими могут быть перспективы его развития.  Рефлексия  – необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся   в   применении   знаний   от   общего   к   конкретным   ситуациям 4действительности.   Рефлексия   –   анализ   педагогом   собственного   состояния, переживания, мыслей по завершению деятельности.  Это   попытка   отразить   происшедшее   с   моим   «Я»:   Что   я   думал?   Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил стиль педагогического взаимодействия с участниками образовательной среды? и т.п.  Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою профессиональную   деятельность   и   прогнозировать   результаты   ее   влияния   на ребёнка в процессе обучения и воспитания.  Постоянный   рефлексивный   обзор   своей   теоретической   базы   с   позиции ежедневной   профессиональной   практики   позволяет   педагогу   стать компетентным в своем профессиональном деле.  Основная формула профессиональной деятельности педагога:  Опыт + Рефлексия = Развитие Важнейшей   сферой   рефлексивного   анализа   педагога   является   его профессиональное самосознание, способность анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, сте­ пень их соответствия профессиональным задачам, как свидетельство психологической зрелости.  В основном рефлексивная способность педагога выстраивается по типу его общения в сфере «Человек – Человек» именно посредством взаимодействия и коммуникации в системе педагог – учащийся и в зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога:   традиционная  (педагог   –   центральная   фигура,   направляет   обучение учащихся на приобретение «правильной» информации);  гуманистическая (центральная фигура – учащийся, цель педагога научить обучающегося учиться, где педагог организует и облегчает для ребенка процесс познания;  авторитарная (педагог – субъект педагогического процесса, учащийся – объект и вынужден действовать по направлению, указанному педагогом); 5 рефлексивная   –   реализует   гуманистическую   стратегию   педагогического взаимодействия,   ставит   ребенка   в   позицию   активного   субъекта   обучения   и воспитания,   развивает   способность   к   самоуправлению   собственным   учением, организует   процесс   обучения   как   решение   учебно­познавательных воспитательных проблем на основе творческого диалога с учащимися.  Рефлексия потому и делает педагога мудрее, что он не вступает в конфликт с ребенком, а разрешает конфликт с позиции потребностей ребенка на основе понимания   и   поддержки,   поэтому   педагогу   важно   знать   индивидуальные, возрастные,   психофизиологические   особенности   учащихся   и   их   потребности, чтобы было что рефлексировать.  Осуществлять рефлексию можно по­разному:  ­ Использовать элементы рефлексии на отдельных этапах занятия.  ­ Проводить рефлексию в конце каждого занятия.  ­   Провести   рефлексию   по   завершению   конкретного   модуля   дополни­ тельной общеобразовательной общеразвивающей программы.  ­   Поэтапно,   на   каждом   занятии,   с   целью   постепенного   перехода   к постоянной внутренней рефлексии.  Важной   стороной   рефлексивной   способности   педагога   во взаимодействии с учащимся является умение общаться и слушать. Общение и   слушание,   как   активные   познавательные   и   коммуникативные   процессы, определяют эффективность обратной связи. Стремительность, с которой меняются учебные ситуации на занятиях, с одной стороны, с другой стороны, повторяемость и иногда рутинность (большой стаж работы, профессиональное выгорание) приводят к тому, что педагоги чаще поступают стереотипно, прибегая к автоматизированному стилю поведения и педагогического   взаимодействия.   Для   того   чтобы   контролировать   и корректировать свой личностный рост, педагогу важно постоянно осуществлять 6рефлексию   своего   стиля   взаимодействия   с   участниками   образовательного процесса, в т.ч. поведенческих реакций, умений саморегуляции.  Свой личностный рост педагог должен осуществлять согласно теории «Я­ концепции» – обобщенного представления педагога о самом себе, системы его установок относительно собственной личности, собственных профессиональных компетенций. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной   «Я­концепции»   для   них   профессионально   значимо:  только уважая   в   себе   личность,   педагог   сможет   увидеть   и   развить   личность   в другом, никогда не остановится в своем самосовершенствовании.  Самооценка   профессиональных   качеств   педагога   наряду   с профессиональной педагогической рефлексией является важным компонентом профессионального   самосознания   и   определяющим   фактором   успешности педагогической деятельности.  Самооценка  –   это   оценка   педагога   самого   себя,   своих   возможностей, личностных   и   профессиональных   качеств   и   места   среди   других   людей, ценностей, приписываемых себе, отдельных качеств личности. Она выступает важным регулятором профессионального поведения педагога. От сложившейся самооценки   педагога   зависят   взаимоотношения   с   окружающими,   его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.  Основными   параметрами   профессиональной   самооценки   педагога являются степень адекватности, критичности и меры устойчивости. Адекватная   оценка   педагогом   своей   профессиональной   деятельности способствует   развитию   адекватной   самооценки   у   обучающихся   на   занятиях объединений.  Важным   критерием   адекватности   самооценки   педагога   может   быть сравнение его самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного анализа.  7Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения   ребенка,   предполагать   его   рассуждения,   предвидеть   возможные трудности в деятельности, понимать, как ребенок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен   рефлексивно   обобщить   «внутреннюю   картину   мира»,   которой овладевает   ребенок   (педагог),   и   целенаправленно   ее   преобразовывать, углублять,   развивать,   что   способствует   продуктивной   педагогической деятельности (это относится и к профессиональной деятельности методистов при   взаимодействии   с   педагогическим   коллективом   или   индивидуально   с педагогами) 2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии Типы рефлексии: –   личностная   (объектом   является   сама   личность:   настроение,   знание, умения и т.д.); – интеллектуальная (объект – процесс мышления) работает при научном познании (анализ того, что знают и как структурировать информацию дальше); – коммуникативная (объект ­ процесс общения); – кооперативная (объект – взаимодействие). Формы рефлексии: – ретроспективная (что я делала? каким образом?); – проспективная; (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?); – интроспективная; (что и как я делаю?). Виды рефлексии При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств,   один   из   видов   учебных   рефлексий,   отражающих   4   сферы человеческой сущности: 8– физическую (успел ­ не успел); – сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); –   интеллектуальную   (что   понял,   что   осознал,   что   не   понял,   какие затруднения испытал); – духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).  Функции рефлексии: – стимулирует проектирование и моделирование деятельности участников пед. процесса; – позволяет определить наиболее эффективные способы взаимодействия в современной деятельности; – выступает условием продуктивного общения субъектов пед. процесса; – формирует осмысленность деятельности и взаимодействия; – позволяет сформировать мотивы собственной деятельности; – побуждает к изменению во взаимодействии и деятельности. Образовательные задачи этапа Этап рефлексии 1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 92.   Обеспечить   усвоение   учащимися   принципов   саморегуляции   и сотрудничества. Содержание этапа рефлексии учебного занятия Мобилизация учащихся на рефлексию. Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии: –   Открытость   учащихся   в   осмыслении   своих   действий,   поведения   и эмоционального состоняния – Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества – Условия выполнения образовательных задач – Развитие способности учащихся к рефлексии –  Стимулирование   учащихся   к   осмыслению   того,  как   другие  (учителя, учащиеся)   знают   и   понимают   его   личностные   особенности,   эмоциональные реакции и когнитивные представления – Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО». Рефлексия социальная  – осознание субъектом того, как он оценивается другими   индивидуумами   (концепция   «отражённого»   или   «зеркального»   «Я»), способность мыс­ ленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии. Педагогическая   рефлексия  –   процесс   и   результат   фиксирования участниками   педагогического   процесса   состояний   своего   развития   и   причин этого состояния: – анализ педагогом деятельности учащегося, – анализ педагогом своей педагогической деятельности, – анализ учащимся своей деятельности, ­ анализ учащимся деятельности педагога, ­ анализ учащимся педагогического взаимодействия. Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога   и   учащегося,   направленная   на   самоанализ   ими   педагогического 10взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).  Этапы технологии организации рефлексивной деятельности  I.   Определение   объекта   рефлексии   и   момента   занятия,   в   котором рефлексируется деятельность. Объект:  – цель занятия, – смысл изучаемых понятий и учебной деятельности, – способы деятельности как личное средство работы, – применимость полученных знаний на практике, – осознание личностных и профессиональных изменений и др. II. Создание установки на наблюдение и анализ собственного познания и поведения: III.   Акцентирование   внимания   на   важности   результатов   рефлексии   для организации дальнейшего педагогического взаимодействия). 3. Рефлексия деятельности Данная   рефлексия   даёт   возможность   осмысления   способов   и   приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот   вид   рефлексивной   деятельности   приемлем   на   этапе   проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».  Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». 1. Огонёк общения. Дети  встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг ипереда­ ют по кругу сердечко.  Тот, у кого в рукахсердечко, говорит: 11­ Сегодня меня порадовало… ­ Сегодня меня огорчило…  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям: ­  Голубой   цветочек   вы   дарите   самому   вежливому   в   общении   (кому хочется   сказать   сегодня   спасибо);   зелёный   –   самому   уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.  Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. ­ Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему? 2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.  Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.  Цветок – довольно неплохо.  Зелёный листик – что­то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.  Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.  3. Метод пяти пальцев. М  (мизинец) –  мыслительный   процесс.  Какие  знания,   опыт  я  сегодня получил?  Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?  С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?  У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему по­ способствовал?  Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?  4. Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.  Насколько   сегодня   учитель   смог   «вытянуть»   гусеницу   наружу, 12насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.   5.Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.  Учащимся предлагается  с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:  ­ Что нового я узнал сегодня на уроке?  ­ Что было особенно интересным и познавательным?  ­ В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?  ИЛИ:  ­ Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её постав им именно здесь? (эмоциональное состояние).  Очень хорошо Очень плохо Многому научился Не научился ничему 13Заключение Требования к уровню подготовки преподавательских кадров возрастают с каждым   годом.   Сегодня   профессионализм   преподавателя   выражается   в   его компетентности   (competens   с   лат.   –   соответствующий,   способный),   которая позволяет   ему   эффективно   осуществлять   собственную   индивидуальную деятельность.   Требуется   уже   не   просто   воспроизведение   ранее   освоенных образцов   и   способов   функционирования,   а   разработка   новых,   творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Рефлексивная   компетентность   –   необходимое   условие   повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров. Это сравнительно   новое   понятие   в   рамках   рефлексивной   психологии,   которое представляет   собой   сложное   образование,   поскольку   субъект   может рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии.  Рефлексивная   компетентность   –   это   профессиональное   качество личности,   позволяющее   наиболее   эффективно   и   адекватно   осуществлять рефлексивные   процессы,  что  обеспечивает   процесс   развития  и  саморазвития, 14способствует   творческому   подходу   к   профессиональной   деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Роль   рефлексии   в   творческой,   мыслительной   деятельности   состоит   в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его   субъектам   организовывать   и   фиксировать   результат   состояния развития, саморазвития,   а  также   причин   положительной   либо   отрицательной   динамики такого процесса. Список литературы 1. Павлова   С.   А.   Проблема   диагностики   рефлексии   как   педагогической способности [Текст] // Психологические науки: теория и практика: матери­ алы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки­Веди, 2012. — С. 113­116 стр.; 2. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия (Бизяева А.А.) Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. ­ 216 стр.; 3. Чивина   Н.П.   Рефлексивная   деятельность   на   уроке   (методические рекомендации),2013­ 31с.; 4. Швец Е.Н. Использование технологий рефлексии   педагогическом процессе (методические рекомендации), Хабаровск: КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ, 2017– 43 с. Материалы интернет ресурсов:  1. MyUnivercity.ru   ­   мой   образовательный   портал.   Технологии   рефлексии   в педагогическом процессе; 2. сайт Pedsovet.su Галина Шутова, 20.03.2015. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры; 153. сайт   Математическое   ассорти   Интересные   способы   рефлексии   в   среднем звене. 16

Посмотрите также