Реферат. Введение.
Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
Бельговского сельского поселения
Реферат по дисциплине:
«Физика: теория и методика преподавания в образовательной
организации»
По теме:
«Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности»
Исполнитель:
Гурова Анастасия Викторовна2018 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Понятие рефлексии……………………………………………………………....4
1.1.Педагогическая рефлексия………………………………………………....4
2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии…………………………….8
3. Рефлексия деятельности……………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15
2Введение
Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития
которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно
важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает
необходимым компонентом процессов социализации личности и
межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания.
С.Л. Рубинштейн давая различные определения личности, указывает: «Личность
в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как
субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех
сторон бытия, отраженная в самосознании... Поэтому, чтобы понять путь своего
развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его
рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я
стал?» Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности
С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.
В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того,
что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего
«Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека. По словам Я.А. Пономарева,
рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек
становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что
рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения,
становится основным средством саморазвития, условием и способом
личностного роста
Целью моей работы является:
1. Изучение литературы и педагогического опыта, изучающего вопросы развития
и применения рефлексии;
2. Раскрыть понятие рефлексии;
33. Изучить типы, виды, формы и функции рефлексии, области ее научного
исследования;
4. Изучить алгоритм рефлексивной деятельности и средства ее развития.
1. Понятие рефлексии
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человека
осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и
обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. В узком смысле
рефлексия – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь»
деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в
любой деятельности. В широком смысле слова, рефлексия – это выход за
пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или
состояния (И.С. Сергеев. Основы педагогической деятельности).
Рефлексия понимается как психическое свойство сознания или
способность объективно оценивать жизненную ситуацию.
Отрефлексировать чтото – это значит «пережить», «пропустить через
свой внутренний мир», «оценить». Рефлексия позволяет приучить человека к
самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к
осмыслению событий, проблем, жизни, а также она способствует развитию
критического мышления.
1.1 Педагогическая рефлексия
Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную
деятельность педагога. В современной педагогике рефлексия – это самоанализ
педагогической деятельности и ее результатов.
Рефлексивно думать для педагога – это значит:
сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок;
представить, какими могут быть перспективы его развития.
Рефлексия – необходимое свойство практического мышления педагога,
проявляющееся в применении знаний от общего к конкретным ситуациям
4действительности. Рефлексия – анализ педагогом собственного состояния,
переживания, мыслей по завершению деятельности.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что
чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил стиль
педагогического взаимодействия с участниками образовательной среды? и т.п.
Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою
профессиональную деятельность и прогнозировать результаты ее влияния на
ребёнка в процессе обучения и воспитания.
Постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиции
ежедневной профессиональной практики позволяет педагогу стать
компетентным в своем профессиональном деле.
Основная формула профессиональной деятельности педагога:
Опыт + Рефлексия = Развитие
Важнейшей сферой рефлексивного анализа педагога является его
профессиональное самосознание, способность анализировать и оценивать свои
чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, сте пень их
соответствия профессиональным задачам, как свидетельство психологической
зрелости.
В основном рефлексивная способность педагога выстраивается по типу
его общения в сфере «Человек – Человек» именно посредством взаимодействия
и коммуникации в системе педагог – учащийся и в зависимости от того, какая
ведущая идея направляет стратегию педагога:
традиционная (педагог – центральная фигура, направляет обучение
учащихся на приобретение «правильной» информации);
гуманистическая (центральная фигура – учащийся, цель педагога научить
обучающегося учиться, где педагог организует и облегчает для ребенка процесс
познания;
авторитарная (педагог – субъект педагогического процесса, учащийся –
объект и вынужден действовать по направлению, указанному педагогом);
5 рефлексивная – реализует гуманистическую стратегию педагогического
взаимодействия, ставит ребенка в позицию активного субъекта обучения и
воспитания, развивает способность к самоуправлению собственным учением,
организует процесс обучения как решение учебнопознавательных
воспитательных проблем на основе творческого диалога с учащимися.
Рефлексия потому и делает педагога мудрее, что он не вступает в конфликт
с ребенком, а разрешает конфликт с позиции потребностей ребенка на основе
понимания и поддержки, поэтому педагогу важно знать индивидуальные,
возрастные, психофизиологические особенности учащихся и их потребности,
чтобы было что рефлексировать.
Осуществлять рефлексию можно поразному:
Использовать элементы рефлексии на отдельных этапах занятия.
Проводить рефлексию в конце каждого занятия.
Провести рефлексию по завершению конкретного модуля дополни
тельной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Поэтапно, на каждом занятии, с целью постепенного перехода к
постоянной внутренней рефлексии.
Важной стороной рефлексивной способности педагога во
взаимодействии с учащимся является умение общаться и слушать. Общение
и слушание, как активные познавательные и коммуникативные процессы,
определяют эффективность обратной связи.
Стремительность, с которой меняются учебные ситуации на занятиях, с
одной стороны, с другой стороны, повторяемость и иногда рутинность (большой
стаж работы, профессиональное выгорание) приводят к тому, что педагоги чаще
поступают стереотипно, прибегая к автоматизированному стилю поведения и
педагогического взаимодействия. Для того чтобы контролировать и
корректировать свой личностный рост, педагогу важно постоянно осуществлять
6рефлексию своего стиля взаимодействия с участниками образовательного
процесса, в т.ч. поведенческих реакций, умений саморегуляции.
Свой личностный рост педагог должен осуществлять согласно теории «Я
концепции» – обобщенного представления педагога о самом себе, системы его
установок относительно собственной личности, собственных профессиональных
компетенций. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я»,
положительной «Яконцепции» для них профессионально значимо: только
уважая в себе личность, педагог сможет увидеть и развить личность в
другом, никогда не остановится в своем самосовершенствовании.
Самооценка профессиональных качеств педагога наряду с
профессиональной педагогической рефлексией является важным компонентом
профессионального самосознания и определяющим фактором успешности
педагогической деятельности.
Самооценка – это оценка педагога самого себя, своих возможностей,
личностных и профессиональных качеств и места среди других людей,
ценностей, приписываемых себе, отдельных качеств личности. Она выступает
важным регулятором профессионального поведения педагога. От сложившейся
самооценки педагога зависят взаимоотношения с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Основными параметрами профессиональной самооценки педагога
являются степень адекватности, критичности и меры устойчивости.
Адекватная оценка педагогом своей профессиональной деятельности
способствует развитию адекватной самооценки у обучающихся на занятиях
объединений.
Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть
сравнение его самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного
анализа.
7Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку
зрения ребенка, предполагать его рассуждения, предвидеть возможные
трудности в деятельности, понимать, как ребенок воспринимает определенную
ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог
должен рефлексивно обобщить «внутреннюю картину мира», которой
овладевает ребенок (педагог), и целенаправленно ее преобразовывать,
углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической
деятельности (это относится и к профессиональной деятельности методистов
при взаимодействии с педагогическим коллективом или индивидуально с
педагогами)
2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии
Типы рефлексии:
– личностная (объектом является сама личность: настроение, знание,
умения и т.д.);
– интеллектуальная (объект – процесс мышления) работает при научном
познании (анализ того, что знают и как структурировать информацию дальше);
– коммуникативная (объект процесс общения);
– кооперативная (объект – взаимодействие).
Формы рефлексии:
– ретроспективная (что я делала? каким образом?);
– проспективная; (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше
получиться?);
– интроспективная; (что и как я делаю?).
Виды рефлексии
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих 4 сферы
человеческой сущности:
8– физическую (успел не успел);
– сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
– интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие
затруднения испытал);
– духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Функции рефлексии:
– стимулирует проектирование и моделирование деятельности участников
пед. процесса;
– позволяет определить наиболее эффективные способы взаимодействия в
современной деятельности;
– выступает условием продуктивного общения субъектов пед. процесса; –
формирует осмысленность деятельности и взаимодействия;
– позволяет сформировать мотивы собственной деятельности;
– побуждает к изменению во взаимодействии и деятельности.
Образовательные задачи этапа
Этап рефлексии
1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального
состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
92. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и
сотрудничества.
Содержание этапа рефлексии учебного занятия
Мобилизация учащихся на рефлексию.
Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии:
– Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и
эмоционального состоняния
– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
– Условия выполнения образовательных задач
– Развитие способности учащихся к рефлексии
– Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя,
учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные
реакции и когнитивные представления
– Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».
Рефлексия социальная – осознание субъектом того, как он оценивается
другими индивидуумами (концепция «отражённого» или «зеркального» «Я»),
способность мыс ленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на
предмет рефлексии.
Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования
участниками педагогического процесса состояний своего развития и причин
этого состояния:
– анализ педагогом деятельности учащегося,
– анализ педагогом своей педагогической деятельности,
– анализ учащимся своей деятельности,
анализ учащимся деятельности педагога,
анализ учащимся педагогического взаимодействия.
Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий
педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического
10взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от
того как складывается ситуация).
Этапы технологии организации рефлексивной деятельности
I. Определение объекта рефлексии и момента занятия, в котором
рефлексируется деятельность. Объект:
– цель занятия,
– смысл изучаемых понятий и учебной деятельности,
– способы деятельности как личное средство работы,
– применимость полученных знаний на практике,
– осознание личностных и профессиональных изменений и др.
II. Создание установки на наблюдение и анализ собственного познания и
поведения:
III. Акцентирование внимания на важности результатов рефлексии для
организации дальнейшего педагогического взаимодействия).
3. Рефлексия деятельности
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки
домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии
в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах
урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной
ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
1. Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и
каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети
садятся в круг ипереда ют по кругу сердечко. Тот, у кого в рукахсердечко,
говорит:
11 Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных
цветов. Учитель объясняет детям:
Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому
хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому,
покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы
думаете, почему?
2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют
на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – чтото было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.
3. Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня
получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее
настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал
или чему по способствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое
состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
4. Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый
мир.
Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу,
12насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от
этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из
отверстия.
5.Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на
три вопроса:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что было особенно интересным и познавательным?
В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
ИЛИ:
Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её постав им
именно здесь? (эмоциональное состояние).
Очень хорошо
Очень плохо Многому научился
Не научился ничему
13Заключение
Требования к уровню подготовки преподавательских кадров возрастают с
каждым годом. Сегодня профессионализм преподавателя выражается в его
компетентности (competens с лат. – соответствующий, способный), которая
позволяет ему эффективно осуществлять собственную индивидуальную
деятельность. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных
образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих
подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в
личностном плане.
Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения
профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров. Это
сравнительно новое понятие в рамках рефлексивной психологии, которое
представляет собой сложное образование, поскольку субъект может
рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным
видам рефлексии.
Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество
личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять
рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития,
14способствует творческому подходу к профессиональной деятельности,
достижению ее максимальной эффективности и результативности.
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в
целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на
основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики
самого субъекта. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют
его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития,
саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики
такого процесса.
Список литературы
1. Павлова С. А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической
способности [Текст] // Психологические науки: теория и практика: матери
алы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: БукиВеди,
2012. — С. 113116 стр.;
2. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия (Бизяева А.А.)
Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. 216 стр.;
3. Чивина Н.П. Рефлексивная деятельность на уроке (методические
рекомендации),2013 31с.;
4. Швец Е.Н. Использование технологий рефлексии педагогическом процессе
(методические рекомендации), Хабаровск: КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ, 2017–
43 с.
Материалы интернет ресурсов:
1. MyUnivercity.ru мой образовательный портал. Технологии рефлексии в
педагогическом процессе;
2. сайт Pedsovet.su Галина Шутова, 20.03.2015. Рефлексия как этап урока: виды,
приемы, примеры;
153. сайт Математическое ассорти Интересные способы рефлексии в среднем
звене.
16