Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности
Оценка 4.6

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
физика +1
Взрослым
20.02.2019
Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности
Реферат. Введение. Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания.
РЕФЕРАТ 1.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа Бельговского сельского поселения Реферат по дисциплине: «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации» По теме: «Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности» Исполнитель: Гурова Анастасия Викторовна 2018 г Содержание Введение……………………………………………………………………….……3 1. Понятие рефлексии……………………………………………………………....4 1.1.Педагогическая рефлексия………………………………………………....4 2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии…………………………….8 3. Рефлексия деятельности……………………………………………………….11 Заключение………………………………………………………………………….14 Список литературы…………………………………………………………………15 2 Введение Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым   компонентом   процессов   социализации   личности   и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. С.Л. Рубинштейн давая различные определения личности, указывает: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Поэтому, чтобы понять путь своего развития   в   его   подлинной   человеческой   сущности,   человек   должен   его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?» Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.  В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что  было,  но  и представляет  собой  реконструкцию  и  проектирование  своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека. По словам Я.А. Пономарева, рефлексия   выступает   одной   из   главных   характеристик   творчества.   Человек становится   для   самого   себя   объектом   управления,   из   чего   следует,   что рефлексия,   как   «зеркало»,   отражающее   все   происходящие   в   нем   изменения, становится   основным   средством   саморазвития,   условием   и   способом личностного роста Целью моей работы является: 1. Изучение литературы и педагогического опыта, изучающего вопросы развития и применения рефлексии; 2. Раскрыть понятие рефлексии; 3 3.   Изучить   типы,   виды,   формы   и   функции   рефлексии,   области   ее   научного исследования; 4. Изучить алгоритм рефлексивной деятельности и средства ее развития. 1. Понятие рефлексии Рефлексия  (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. В узком смысле рефлексия – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности   с   целью   ее   совершенствования;   исследовательская   позиция   в любой   деятельности.   В   широком   смысле   слова,   рефлексия   –   это   выход   за пределы   любого   непосредственного, «автоматически»   текущего   процесса   или состояния (И.С. Сергеев. Основы педагогической деятельности).  Рефлексия   понимается   как   психическое   свойство   сознания   или способность объективно оценивать жизненную ситуацию.  Отрефлексировать   что­то   –   это   значит   «пережить»,   «пропустить   через свой внутренний мир», «оценить». Рефлексия позволяет приучить человека к самоконтролю, самооценке, саморегулированию  и формированию привычки к осмыслению   событий,   проблем,   жизни,   а   также   она   способствует   развитию критического мышления.  1.1 Педагогическая рефлексия Рефлексивные   процессы   буквально   пронизывают   профессиональную деятельность педагога. В современной педагогике рефлексия – это самоанализ педагогической деятельности и ее результатов.  Рефлексивно думать для педагога – это значит:  ­ сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок;  ­ представить, какими могут быть перспективы его развития.  Рефлексия  – необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся   в   применении   знаний   от   общего   к   конкретным   ситуациям 4 действительности.   Рефлексия   –   анализ   педагогом   собственного   состояния, переживания, мыслей по завершению деятельности.  Это   попытка   отразить   происшедшее   с   моим   «Я»:   Что   я   думал?   Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил стиль педагогического взаимодействия с участниками образовательной среды? и т.п.  Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою профессиональную   деятельность   и   прогнозировать   результаты   ее   влияния   на ребёнка в процессе обучения и воспитания.  Постоянный   рефлексивный   обзор   своей   теоретической   базы   с   позиции ежедневной   профессиональной   практики   позволяет   педагогу   стать компетентным в своем профессиональном деле.  Основная формула профессиональной деятельности педагога:  Опыт + Рефлексия = Развитие Важнейшей   сферой   рефлексивного   анализа   педагога   является   его профессиональное самосознание, способность анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, сте­ пень их соответствия профессиональным задачам, как свидетельство психологической зрелости.  В основном рефлексивная способность педагога выстраивается по типу его общения в сфере «Человек – Человек» именно посредством взаимодействия и коммуникации в системе педагог – учащийся и в зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога:   традиционная  (педагог   –   центральная   фигура,   направляет   обучение учащихся на приобретение «правильной» информации);  гуманистическая (центральная фигура – учащийся, цель педагога научить обучающегося учиться, где педагог организует и облегчает для ребенка процесс познания;  авторитарная (педагог – субъект педагогического процесса, учащийся – объект и вынужден действовать по направлению, указанному педагогом); 5  рефлексивная   –   реализует   гуманистическую   стратегию   педагогического взаимодействия,   ставит   ребенка   в   позицию   активного   субъекта   обучения   и воспитания,   развивает   способность   к   самоуправлению   собственным   учением, организует   процесс   обучения   как   решение   учебно­познавательных воспитательных проблем на основе творческого диалога с учащимися.  Рефлексия потому и делает педагога мудрее, что он не вступает в конфликт с ребенком, а разрешает конфликт с позиции потребностей ребенка на основе понимания   и   поддержки,   поэтому   педагогу   важно   знать   индивидуальные, возрастные,   психофизиологические   особенности   учащихся   и   их   потребности, чтобы было что рефлексировать.  Осуществлять рефлексию можно по­разному:  ­ Использовать элементы рефлексии на отдельных этапах занятия.  ­ Проводить рефлексию в конце каждого занятия.  ­   Провести   рефлексию   по   завершению   конкретного   модуля   дополни­ тельной общеобразовательной общеразвивающей программы.  ­   Поэтапно,   на   каждом   занятии,   с   целью   постепенного   перехода   к постоянной внутренней рефлексии.  Важной   стороной   рефлексивной   способности   педагога   во взаимодействии с учащимся является умение общаться и слушать. Общение и   слушание,   как   активные   познавательные   и   коммуникативные   процессы, определяют эффективность обратной связи. Стремительность, с которой меняются учебные ситуации на занятиях, с одной стороны, с другой стороны, повторяемость и иногда рутинность (большой стаж работы, профессиональное выгорание) приводят к тому, что педагоги чаще поступают стереотипно, прибегая к автоматизированному стилю поведения и педагогического   взаимодействия.   Для   того   чтобы   контролировать   и корректировать свой личностный рост, педагогу важно постоянно осуществлять 6 рефлексию   своего   стиля   взаимодействия   с   участниками   образовательного процесса, в т.ч. поведенческих реакций, умений саморегуляции.  Свой личностный рост педагог должен осуществлять согласно теории «Я­ концепции» – обобщенного представления педагога о самом себе, системы его установок относительно собственной личности, собственных профессиональных компетенций. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной   «Я­концепции»   для   них   профессионально   значимо:  только уважая   в   себе   личность,   педагог   сможет   увидеть   и   развить   личность   в другом, никогда не остановится в своем самосовершенствовании.  Самооценка   профессиональных   качеств   педагога   наряду   с профессиональной педагогической рефлексией является важным компонентом профессионального   самосознания   и   определяющим   фактором   успешности педагогической деятельности.  Самооценка  –   это   оценка   педагога   самого   себя,   своих   возможностей, личностных   и   профессиональных   качеств   и   места   среди   других   людей, ценностей, приписываемых себе, отдельных качеств личности. Она выступает важным регулятором профессионального поведения педагога. От сложившейся самооценки   педагога   зависят   взаимоотношения   с   окружающими,   его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.  Основными   параметрами   профессиональной   самооценки   педагога являются степень адекватности, критичности и меры устойчивости. Адекватная   оценка   педагогом   своей   профессиональной   деятельности способствует   развитию   адекватной   самооценки   у   обучающихся   на   занятиях объединений.  Важным   критерием   адекватности   самооценки   педагога   может   быть сравнение его самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного анализа.  7 Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения   ребенка,   предполагать   его   рассуждения,   предвидеть   возможные трудности в деятельности, понимать, как ребенок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен   рефлексивно   обобщить   «внутреннюю   картину   мира»,   которой овладевает   ребенок   (педагог),   и   целенаправленно   ее   преобразовывать, углублять,   развивать,   что   способствует   продуктивной   педагогической деятельности (это относится и к профессиональной деятельности методистов при   взаимодействии   с   педагогическим   коллективом   или   индивидуально   с педагогами) 2. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии Типы рефлексии: –   личностная   (объектом   является   сама   личность:   настроение,   знание, умения и т.д.); – интеллектуальная (объект – процесс мышления) работает при научном познании (анализ того, что знают и как структурировать информацию дальше); – коммуникативная (объект ­ процесс общения); – кооперативная (объект – взаимодействие). Формы рефлексии: – ретроспективная (что я делала? каким образом?); – проспективная; (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?); – интроспективная; (что и как я делаю?). Виды рефлексии При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств,   один   из   видов   учебных   рефлексий,   отражающих   4   сферы человеческой сущности: 8 – физическую (успел ­ не успел); – сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); –   интеллектуальную   (что   понял,   что   осознал,   что   не   понял,   какие затруднения испытал); – духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).  Функции рефлексии: – стимулирует проектирование и моделирование деятельности участников пед. процесса; – позволяет определить наиболее эффективные способы взаимодействия в современной деятельности; – выступает условием продуктивного общения субъектов пед. процесса; – формирует осмысленность деятельности и взаимодействия; – позволяет сформировать мотивы собственной деятельности; – побуждает к изменению во взаимодействии и деятельности. Образовательные задачи этапа Этап рефлексии 1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 9 2.   Обеспечить   усвоение   учащимися   принципов   саморегуляции   и сотрудничества. Содержание этапа рефлексии учебного занятия Мобилизация учащихся на рефлексию. Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии: –   Открытость   учащихся   в   осмыслении   своих   действий,   поведения   и эмоционального состоняния – Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества – Условия выполнения образовательных задач – Развитие способности учащихся к рефлексии –  Стимулирование   учащихся   к   осмыслению   того,  как   другие  (учителя, учащиеся)   знают   и   понимают   его   личностные   особенности,   эмоциональные реакции и когнитивные представления – Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО». Рефлексия социальная  – осознание субъектом того, как он оценивается другими   индивидуумами   (концепция   «отражённого»   или   «зеркального»   «Я»), способность мыс­ ленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии. Педагогическая   рефлексия  –   процесс   и   результат   фиксирования участниками   педагогического   процесса   состояний   своего   развития   и   причин этого состояния: – анализ педагогом деятельности учащегося, – анализ педагогом своей педагогической деятельности, – анализ учащимся своей деятельности, ­ анализ учащимся деятельности педагога, ­ анализ учащимся педагогического взаимодействия. Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога   и   учащегося,   направленная   на   самоанализ   ими   педагогического 10 взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).  Этапы технологии организации рефлексивной деятельности  I.   Определение   объекта   рефлексии   и   момента   занятия,   в   котором рефлексируется деятельность. Объект:  – цель занятия, – смысл изучаемых понятий и учебной деятельности, – способы деятельности как личное средство работы, – применимость полученных знаний на практике, – осознание личностных и профессиональных изменений и др. II. Создание установки на наблюдение и анализ собственного познания и поведения: III.   Акцентирование   внимания   на   важности   результатов   рефлексии   для организации дальнейшего педагогического взаимодействия). 3. Рефлексия деятельности Данная   рефлексия   даёт   возможность   осмысления   способов   и   приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот   вид   рефлексивной   деятельности   приемлем   на   этапе   проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».  Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». 1. Огонёк общения. Дети  встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг ипереда­ ют по кругу сердечко.  Тот, у кого в рукахсердечко, говорит: 11 ­ Сегодня меня порадовало… ­ Сегодня меня огорчило…  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям: ­  Голубой   цветочек   вы   дарите   самому   вежливому   в   общении   (кому хочется   сказать   сегодня   спасибо);   зелёный   –   самому   уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.  Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. ­ Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему? 2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.  Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.  Цветок – довольно неплохо.  Зелёный листик – что­то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.  Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.  3. Метод пяти пальцев. М  (мизинец) –  мыслительный   процесс.  Какие  знания,   опыт  я  сегодня получил?  Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?  С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?  У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему по­ способствовал?  Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?  4. Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.  Насколько   сегодня   учитель   смог   «вытянуть»   гусеницу   наружу, 12 насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.   5.Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.  Учащимся предлагается  с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:  ­ Что нового я узнал сегодня на уроке?  ­ Что было особенно интересным и познавательным?  ­ В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?  ИЛИ:  ­ Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её постав им именно здесь? (эмоциональное состояние).  Очень хорошо Очень плохо Многому научился Не научился ничему 13 Заключение Требования к уровню подготовки преподавательских кадров возрастают с каждым   годом.   Сегодня   профессионализм   преподавателя   выражается   в   его компетентности   (competens   с   лат.   –   соответствующий,   способный),   которая позволяет   ему   эффективно   осуществлять   собственную   индивидуальную деятельность.   Требуется   уже   не   просто   воспроизведение   ранее   освоенных образцов   и   способов   функционирования,   а   разработка   новых,   творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Рефлексивная   компетентность   –   необходимое   условие   повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров. Это сравнительно   новое   понятие   в   рамках   рефлексивной   психологии,   которое представляет   собой   сложное   образование,   поскольку   субъект   может рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии.  Рефлексивная   компетентность   –   это   профессиональное   качество личности,   позволяющее   наиболее   эффективно   и   адекватно   осуществлять рефлексивные   процессы,  что  обеспечивает   процесс   развития  и  саморазвития, 14 способствует   творческому   подходу   к   профессиональной   деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Роль   рефлексии   в   творческой,   мыслительной   деятельности   состоит   в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его   субъектам   организовывать   и   фиксировать   результат   состояния развития, саморазвития,   а  также   причин   положительной   либо   отрицательной   динамики такого процесса. Список литературы 1. Павлова   С.   А.   Проблема   диагностики   рефлексии   как   педагогической способности [Текст] // Психологические науки: теория и практика: матери­ алы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки­Веди, 2012. — С. 113­116 стр.; 2. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия (Бизяева А.А.) Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. ­ 216 стр.; 3. Чивина   Н.П.   Рефлексивная   деятельность   на   уроке   (методические рекомендации),2013­ 31с.; 4. Швец Е.Н. Использование технологий рефлексии   педагогическом процессе (методические рекомендации), Хабаровск: КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ, 2017– 43 с. Материалы интернет ресурсов:  1. MyUnivercity.ru   ­   мой   образовательный   портал.   Технологии   рефлексии   в педагогическом процессе; 2. сайт Pedsovet.su Галина Шутова, 20.03.2015. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры; 15 3. сайт   Математическое   ассорти   Интересные   способы   рефлексии   в   среднем звене. 16

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности

Рефлексия. Алгоритм рефлексивной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019