Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Соответственно, одним из главных условий их реализации является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как рефлексия. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ВИД УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Самофеева Елена Геннадьевна,
преподаватель иностранного языка
ГПОУ «Прокопьевский
промышленно экономический техникум»
Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Соответственно,
одним из главных условий их реализации является использование в учебной деятельности
такого метапредметного вида как рефлексия. В связи с этим одной из задач современного
урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и
готовности к успешному обучению.
В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить
этот этап в конце урока. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными
действующими лицами выступают обучающиеся. Если студент понимает ради чего он изучает
данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно
на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать
свой труд и работу своих одногруппников, то процесс обучения становится намного
интереснее и легче как для обучающегося, так и для учителя.
Развитие студента предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя
самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого
себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются
ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Что же такое «рефлексия»? Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) –
мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств,
состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях
знаний, в том числе в психологии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и преподавателей,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого
студента.
Существует несколько классификаций рефлексии.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов
(карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать
свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего
времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного
материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная.Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала —
всей группой, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать обучающихся.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком
особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной
личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его
интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком
собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают
ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в
настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка
событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет
анализировать предстоящую деятельность.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно
осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в
конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение
настроения, эмоциональнохудожественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой можно нарисовать красками своё
настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне
было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было
трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь я знаю…).
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого
материала, студентам гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей
деятельности. При этом важно научить понимать, какие виды учебной деятельности даются
ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом
этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая
рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие»,
«Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной
деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно
оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных
достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности»,
«Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали
на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей,
свою активность, эффективность работы, увлечённость и полезность выбранных форм урока.
Студенты по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было
интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюсминус
интересно», когда предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы,
используя «плюсминус»:
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
Концепция развивающего обучения предполагает научить обучающихся работать в
разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать, как они
работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно
оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом,
рефлексивнооценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на
уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет
педагогу проводить анализ и оценку деятельности обучающихся, своей деятельности,
определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях
с целью включения их самих в активную деятельность.
Список источников:
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От
действия к мысли [Текст] : Учеб. пособие. / А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение,
2010.142с.
2. Загашев И.О., ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически
[Текст] : Учеб. пособие. / И.О. Загашев, С.И. ЗаирБек, И.В.Муштавинская. – Москва :
Просвещение, 2011. 224с.
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса [Текст] : Пособие для
педагогов. / С.С.Кашлев. – Минск. : Высшая школа, 2002. 95с.
4. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] : Учеб. пособие. / А.В.Хуторской. 2
е изд. перераб.– Москва: Высш. шк., 2007. 639с.