РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

  • Педсоветы
  • docx
  • 19.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Соответственно, одним из главных условий их реализации является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как рефлексия. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Иконка файла материала РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.docx
РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Самофеева Елена Геннадьевна,  преподаватель иностранного языка ГПОУ «Прокопьевский  промышленно ­ экономический техникум» Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   обозначает  требования   к личностным,   метапредметным   и   предметным   результатам   образования.  Соответственно, одним из главных условий их реализации   является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как рефлексия. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности   как   источника   мотива   и   умения   учиться,   познавательных   интересов   и готовности к успешному обучению. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом преподаватель   играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся. Если студент понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой   труд   и   работу   своих   одногруппников,   то   процесс   обучения   становится   намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для учителя. Развитие студента предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Что   же   такое   «рефлексия»?   Рефлексия   (от   лат.   reflexio   ­   обращение   назад)   – мыслительный   процесс,   направленный   на   самопознание,   анализ   своих   эмоций   и   чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии. В  современной   педагогике   под  рефлексией  понимают  самоанализ   деятельности   и  её результатов. Рефлексия на уроке –   это совместная деятельность обучающихся и преподавателей, позволяющая   совершенствовать   учебный   процесс,   ориентированный   на   личность   каждого студента. Существует несколько классификаций рефлексии.  I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная. Символическая   —   когда   ученик   просто   выставляет   оценку   с   помощью   символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.   Последняя   уместна   на   завершающем   этапе   изучения   целого   раздела   учебного материла или большой темы. II.   По   форме   деятельности   рефлексия:   коллективная,   групповая,   фронтальная, индивидуальная.Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всей группой, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать обучающихся. Выделяют   разные   виды   рефлексии:   языковую   (направленную   на   анализ   человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),   интеллектуальную   (формирование   представлений   человека   о   его интеллектуальных   способностях),   эмоциональную   (познание   и   изучение   человеком собственной эмоциональной сферы). Категория   времени   также   влияет   на   вид   рефлексии   –   в   этом   смысле   различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем,   анализом   личности   сопутствующих   реакций.   Ретроспективная   –   это   оценка событий   и   действий,   связанных   с   прошлым.   Проспективная   рефлексия   позволяет анализировать предстоящую деятельность. Следует также различать виды рефлексии:    рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия содержания и результатов учебной деятельности, Проведение  рефлексии   настроения   и   эмоционального   состояния  целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце   деятельности.   Применяются   карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение настроения, эмоционально­художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например,   на   общем   большом   листе   группой   можно   нарисовать   красками   своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для   выявления   уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения   цели   с   использованием   «дерева   целей»,   оценки   «приращения»   знаний   и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…).  Научившись   оценивать   свое   эмоциональное   состояние   и   содержание   изучаемого материала,   студентам   гораздо   легче   удается   перейти   к   оцениванию   содержания   своей деятельности. При этом важно научить  понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.  Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы   с   учебным   материалом,   поиска   наиболее   рациональных.   Этот   вид   рефлексивной деятельности   приемлем   на   этапе   проверки   домашнего   задания,   защите   проектных   работ. Применение   этого   вида   рефлексии   в   конце   урока   дает   возможность   оценить   активность каждого   на   разных   этапах   урока,   используя,   например,   прием   «лестницы   успеха». Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной   ситуации)   можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».  Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Студенты   по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс­минус­ интересно»,   когда   предлагается   таблица,   в   которой   необходимо   ответить   на   вопросы, используя «плюс­минус»:          ­  Понравилась вам такая форма работы?          ­  Довольны вы результатом своей работы?          ­   Насколько урок оказался полезным?        Концепция развивающего обучения предполагает научить обучающихся работать в разных   направлениях:   индивидуально,   в   группах,   коллективно.   Чтобы   показать,   как   они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: 1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания? 2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе? 3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы? 4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе? Таким   образом,   рефлексивно­оценочная   деятельность   на   уроке   позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу   проводить   анализ   и   оценку   деятельности   обучающихся,   своей   деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения их самих в активную деятельность. Список источников:  1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли [Текст] : Учеб. пособие. / А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2010.­142с.  2. Загашев И.О., Заир­Бек С.И., Муштавинская  И.В. Учим детей мыслить критически [Текст] : Учеб. пособие. / И.О. Загашев, С.И. Заир­Бек, И.В.Муштавинская. – Москва : Просвещение, 2011.­ 224с.  3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса [Текст] : Пособие для педагогов. / С.С.Кашлев. – Минск. : Высшая школа, 2002.­ 95с. 4. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] : Учеб. пособие. / А.В.Хуторской. ­2­ е изд. перераб.– Москва: Высш. шк., 2007.­ 639с.

Посмотрите также