Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры.9
Что такое рефлексия? Обратимся к словарю. Рефлексия – это самоанализ,
самооценка, «взгляд внутрь себя»
Применительно к урокам рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся
самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результат своей
деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как
обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных
этапах урока.
Существует много приёмов и способов проведения рефлексии. Важно из всего
разнообразия выбрать несколько приёмов и использовать выбранные приёмы
постоянно, чтобы дети привыкли к такой работе. Также желательно адаптировать
форму проведения под возраст детей.
Виды рефлексии.
Рефлексия эмоциональная – этот вид рефлексии оценивает настроение,
эмоциональное восприятие учебного материала.
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем
больше позитива, тем лучше.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с
классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой),
процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение, подобрать
ассоциации, нарисовать своё настроение. Эти приёмы можно использовать и в конце
урока. После обязательно следует спросить 34 учеников: "Что ты чувствуешь
сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Вопервых, учащиеся привыкают
оценивать свое состояние, свои эмоции, вовторых, учатся аргументировать свою
точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на
восприятие темы или выйти из кабинета по завершению урока в хорошем
настроении.
Рефлексия содержательная этот вид рефлексии удобнее проводить в конце
урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать
содержание изученного материала, оценить эффективность собственной работы на
уроке. Задача учителя выявление уровня осознания содержания пройденного,
выяснение отношения к изучаемой теме с целью дальнейшей корректировки знаний
учащихся.
синквейн
кластер
пирамидаотзыв пятиминутное эссе
акрослово
телеграмма
реклама
Примеры: пирамидаотзыв, акрослово
Рефлексия деятельности вид рефлексии, который можно применять при
проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов.
Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою
активность и, конечно, выявить пробелы. Учитель оценивает активность каждого
учащегося на уроке, эффективность решения поставленной учебной задачи
(проблемной ситуации)
1.Понятие знаю – хочу узнать узнал
2.«Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя
ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
3.Незаконченные предложения
•
сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• я выполнял задания…
• я понял, что…
• теперь я могу…
• я почувствовал, что…
• я приобрел…
• я научился…
•
• я смог…
• я попробую…
• меня удивило…
•
• мне захотелось…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
4.Графическая 5.Анкета
Оцените свою деятельность: как вы меня слушали и как вы работали
развесив уши
Слушал краем уха
во все уши
в поте лица
Работал спустя рукава
заговаривал зубы соседу
Таким образом, этап рефлексии очень важный этап в структуре современного урока.
Он помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели
дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, приучает
ученика к самоконтролю, самооценке и помогает формировать:
Личностные УУД – понимают значение знаний, стремятся к приобретению новых
знаний, положительно относятся к учению.
Регулятивные УУД – оценивают свою работу, осмысливают способы и приемы
работы с учебным материалом, ищут наиболее рациональные способы и приёмы.
Познавательные УУД
умеют структурировать знания;
проводят анализ и синтез; устанавливают причинноследственные связи.
Коммуникативные УУД высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят
монологические высказывания, представляют внутренний мир другого человека и
причины его поступков, сотрудничают с учителем и сверстниками.
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ПРИМЕРЫ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ПРИМЕРЫ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ПРИМЕРЫ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЁМЫ, ПРИМЕРЫ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.