Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой".
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Рефлексия на уроках физической культуры
СТАТЬЯ.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и
проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и
непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не
только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить
цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и
действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос
тоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока
урокрефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои
эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании
— это "разговор с самим собой".
В чем отличие урокарефлексии по ФГОС от традиционных уроковобобщений и
повторений
Если сравнивать урокрефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет
объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок
повторение, урокобобщение, урокзакрепление). Главное отличие — ученик должен
самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у
него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту
проблему.
В чём сущность рефлексии
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и
на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в
общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо
бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.
Цели урокарефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и
деятельностную.: содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденно
го материала
деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии
и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик
сировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и
находить способы их преодоления).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с
группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения и т.п.))
рефлексия деятельности
(дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем
на этапе проверки выполненной работы).
рефлексия содержания учебного материала(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).
Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать
ситуацию рефлексии?
В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и
набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.
Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время
работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что
можно както исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для
собственной рефлексии создается медленно.
Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи
Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок может
исследовать себя по какимто тестам, понять, что на данном этапе времени
представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела:
вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость,
выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются
частью физической культуры человека.
Выстраивая эти причинноследственные связи в подсчете пульса, в составлении
графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения,
нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях
именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит.
А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чегото
другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.
Прием незаконченного предложения (см. приложения)
рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей
(высказывания Я не знал… Теперь я знаю…)
Прием анализа субъективного опыта
который, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое
знание и осмысление нового.
обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,
как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы,
увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приём высказывания
где учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или на карточках):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно… и т.д.
Упражнение «Плюсминусинтересно» (Эдвард де Боно ) – в течении всего урока
можно использовать, как процесс восстановления
в графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и
формы работы.
в графу «М» «минус» записывается все, что не понравилось на занятии,
показалось скучным, вызвало неприязнь.
в графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых
узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к
учителю.
приём «анкетирование»Пример:
Заключительный этап урока рефлексия – тема урока «Развитие скоростных
способностей»
Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Скоростные
способности», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной
задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке
Вывод
Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс
трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время –
это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках
физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки
межпредметными связами.