Рефлексия на уроках физической культуры

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой". Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Иконка файла материала Статья Рефлексия на уроках физической культуры.docx
Рефлексия на уроках физической культуры СТАТЬЯ. Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и  проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и  непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не  только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить  цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и  действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос­ тоятельно и решать ее. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока   урок­рефлексия по ФГОС. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони­мании  — это "разговор с самим собой". В чем отличие урока­рефлексии по ФГОС от традиционных уроков­обобщений и повторений Если сравнивать урок­рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет  объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок­ повторение, урок­обобщение, урок­закрепление). Главное отличие — ученик должен  самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у  него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту  проблему. В чём сущность рефлексии Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и  на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в  общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с  урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо­ бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами. Цели урока­рефлексии По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и  деятельностную.:  содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденно­  го материала                                 деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии  и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик­  сировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и  находить способы их преодоления). Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:  рефлексия настроения и эмоционального состояния           ( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с  группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,  цветовое изображение настроения и т.п.))  рефлексия деятельности             (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,  поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем  на этапе проверки выполненной работы).  рефлексия содержания учебного материала(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного). Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию рефлексии? В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и  набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия. Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время  работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что  можно как­то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для  собственной рефлексии создается медленно. Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи  Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок ­может  исследовать себя по каким­то тестам, понять, что на данном этапе времени  представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела:  вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость,  выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются  частью физической культуры человека.  Выстраивая эти причинно­следственные связи в подсчете пульса, в составлении  графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения,  нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях  именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит. А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего­то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить. Прием незаконченного предложения (см. приложения) рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей  (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…) Прием анализа субъективного опыта  который, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое  знание и осмысление нового.  обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,  как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в  начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы,  увлекательность и полезность выбранных форм работы. Приём высказывания  где учащиеся по очереди  высказываются одним предложением, выбирая  начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или на карточках):  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно… и т.д. Упражнение «Плюс­минус­интересно» (Эдвард де Боно ) – в течении всего урока  можно использовать, как процесс восстановления  в графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.  в графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на занятии,  показалось скучным, вызвало неприязнь.  в графу «И» ­ «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к  учителю.  приём «анкетирование»Пример: Заключительный этап урока ­ рефлексия – тема урока «Развитие скоростных  способностей» Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Скоростные  способности», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуни­кативной  задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке Вывод Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс  трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлек­сии на уроках  физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки  межпредметными связами.