Рефлексия на уроке

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Рефлексия на уроке Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию.Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Иконка файла материала статья .doc
Алимова Эльвие Назимовна учитель химии магистр химии МОУ «Вольновская школа» п.Вольное, Джанкойский район Республика Крым  Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Рефлексия на уроке                Каждый учитель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный   этап,   включающий   не   только   стадию   осмысления,   но   и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.         Обязательным условием создания развивающей   среды   на   уроке   является   этап   рефлексии.          Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая   способность   к   обучению,   способ   описания   проблемы   должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение  находить  компромиссы, позволять  усомниться  в своих   решениях  и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую   и   хорошо   продуманную   стратегию.   Это   становится возможным   благодаря   рефлексивному   компоненту   содержания.        Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого такие: a)   Рефлексия   от   латинского   «обращение   назад»­   процесс   самопознания субъектом   состояний. b) самопознание. c)   С   философской   точки   зрения   «рефлексия»­   форма   теоретической деятельности   человека,   направленная   на   осмысление   своих   собственных действий законов. d)   Рефлексия   ­   размышление   о   своем   психическом   состоянии,   склонность анализировать переживания. e) Рефлексия ­ это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление   и   осознание   собственных   форм   и   предпосылок,   предметное внутренних   психических   Рефлексия­размышление, актов   и   понятия,   самонаблюдение,     числе   в и     том         и своисо                   рефлексии (Философский энциклопедический другими, в   педагогическом рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. словарь)           Рефлексия –   самоанализ,   самооценка   участника   образовательного процесса,   потребность   и   готовность   учащегося   и   педагога   зафиксировать изменения   своего   состояния,   определить   причины   этих   изменений.                Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято   считать,   но   и   на   любом   его   этапе.   Она   направлена   на   осознание пройденного   пути,   на   сбор   в   общую   копилку   замеченного,   обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые своими. процессе:  Функции   Диагностическая  1. 2. Проектировочная  3. Организаторская  Коммуникативная                        4. 5. Смыслотворческая  Мотивационная  6. 7. Коррекционная Этапы   рефлексии  1   этап   –   анализ   своего   настроения,  анализ   своих   успехов    2 работы  одноклассников  3 группы  работы   рефлексии: Виды 1.Содержательная узнал)          Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием незаконченного   предложения,   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия достижения   цели   с   использованием   “дерева   целей”,   оценки   “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который   помогает   выяснить   отношение   к   изучаемой   проблеме,   соединить старое     Синквейн Правила синквейна: ∙          Первая   строка —   тема   синквейна,   заключает   в   себе   одно   слово (обычно существительное или местоимение),  которое  обозначает   объект  или анализ анализ составления осмысление этап этап   знание   и     (что нового. понял,   что     – –Третья                   о     два или     в   притягивает, Сладкий,   пойдет   слова предмета строка — Растворяется,   котором строка —   Сиропообразная Трехатомный       причастия     или    синквейне   речь.   предмет, (чаще ∙          Вторая  ), они дают описание признаков и свойств всего прилагательные   объекта. выбранного ∙          образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими   характерные   действия объекта. ∙          Четвертая   строка —   фраза   из   четырёх   слов,   выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. ∙          Пятая   строка —   одно   слово­резюме, характеризующее   суть предмета или объекта. Пример,   при   изучении   темы   «Многоатомные   спирты»   в   10   классе Глицерин 1. 2. густой предохраняет 3. жидкость 4. 5. спирт Чемодан, корзина дальнейшем. Чемодан переработаю. Мясорубка Корзина выброшу. Ученикам   предлагается   выбрать,   как   они   поступят   с   информацией, полученной уроке. Ладошка На   листе   бумаги   обведите   свою   ладошку,   каждый   палец   –   это   какая­то позиция,   по   которой   необходимо   высказать   свое   мнение,   запишите   его. большой   –   для   меня   это   важно   …     неважно   … указательный ­ я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний ­  мне  было   интересно,  легко… /   скучно,  неинтересно,  трудно (не понравилось)… безымянный   –   моя   оценка мизинец хочу «Плюс­минус­интересно».            Это   упражнение   можно   выполнять   как   устно,   так   и   письменно,   в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» ­ «плюс»­ записывается все, что   пригодится информацию атмосферы…   …   психологической     всё, – мясорубка,   –     выяснить   для   себя   –   что         в                 –     /   всё на(чему   себя   круг, понравилось   на   уроке,   информация   и   формы   работы,   которые   вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус»­ записывается все, что   не   понравилось   на   уроке,   показалось   скучным,   вызвало   неприязнь, осталось   непонятным,   или   информация,   которая,   по   мнению   ученика, оказалась  для него не  нужной,  бесполезной .  В  графу «И» ­ «интересно»­ учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы   еще   хотелось   узнать   по   данной   проблеме,   вопросы   к   учителю. 2.Деятельностная научился)          Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид   рефлексии   приемлем   на   этапе   проверки   домашнего   задания,   защите проектных   работ.   Применение   данной   рефлексии   в   конце   урока   даёт возможность   оценить   активность   каждого   на   разных   этапах   урока.  Мишень   поделенный   на   4   сектора Представляет   из деятельность. Моя группы.  Деятельность класса.  Деятельность Деятельность учителя. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. Лестница успеха Нижняя   ступенька,   у   «человечка»   руки   опущены   ­   у   меня   ничего   не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны ­ у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх ­ мне удалось. Лист опроса «N»   ­   ответил   по   просьбе   учителя,   но   ответ   не   правильный «V»     ответ   правильный ­   ответил   по   своей   инициативе,   но   ответ   не   правильный «I»   «+»   ­   ответ   правильный «0» ответил  Ладошка Учащиеся   обводят   свою   ладошку   и   на   каждом   пальце   фиксируют: 1.Большой   –   о   чем   шла   речь   на   уроке   (лучше   –   ЦЕЛЬ) 2.Указательный узнал   ответил   по   своей   инициативе, ­   ответил   по   просьбе   учителя, ­   всё   –   что               неменя не   я     на             ­     –                           экрана   здесь   ответы,     чем   мне еще   нужно на –   зачитывает неправильные почувствовал, рефлексивного выполнял понял, я   психологическая   3.Средний поработать 4.Безымянный атмосфера 5.Мизинец хватало… Ромашка Знаний Запиши   на   лепестке,   что   запомнил.   Приклей   на   доску   к   желтому   кругу. Учитель удаляет.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы доске: из   сегодня узнал… интересно… было трудно… было я задания… что… я теперь могу… я что… приобрел… я я научился… … у я смог… попробую… я удивило… меня урок жизни… захотелось… мне Ваш компьютер Материалы: по 4 разноцветные липкие бумажки, лист ватмана, на котором нарисованы   контуры   компьютера.   Все   детали   компьютера   (процессор, монитор,   клавиатура,   мышка)   разного   цвета,   по   цвету   бумажек. Проведение: учитель просит учеников подписать, а потом наклеить бумажки на   разные   части   компьютера.   «Монитор»   ­   что   увидел   нового   на   уроке, «клавиатура»   ­   чему   научился,   «процессор»   ­   что   понял,   «мышка»   ­   твоё зачитывается. настроение.   3.Эмоциональная настроения.       Проведение   рефлексии   настроения   и   эмоционального   состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с   группой   и   в   конце   деятельности.   Для   этого   применяются   карточки   с изображением   лиц,   цветовое   отражение   настроения,   эмоционально­ художественное   оформление     музыкальный   фрагмент).   всё рефлексия возможности получилось (картина,   мне новый По       или   дал           дляи Солнышко Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают «солнышко» ­ мне всё удалось, «солнышко и   тучка»   ­   мне   не   всё   удалось,   «тучка»   ­   у   меня   ничего   не   получилось.  Смайлики Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах   урока.   Учащиеся   выбирают   смайлики,   которые   соответствуют   их настроению.  Три лица Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального грустного. Учащимся   предлагается   выбрать   рисунок,   который   соответствует   их настроению. настроения Букет В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и   вы   узнали   что­то   новое,   то   прикрепите   к   вазе   красный   цветок,   если   не понравился   –   голубой”.   Можно   предложить   ребятам   более   разнообразный спектр   цветов:   красный,   желтый,   синий.   В   конце   урока   собрать   цветы   в корзинку или вазочку.   Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: восторженное; красный оранжевый теплое; приятное; желтый спокойное; зеленый грустное; синий фиолетовый напряженное; черный уныние. настроения Шкала У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, конце.     Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач: организация деятельности   учащихся   по   расширению   знаний   по   темам   курса   истории; развитие интереса к урокам проблемно­творческого характера;формирование у   учащихся   потребности   в   творческой   деятельности   в   самовыражении, тревожное, упадок, радостное, светлое, неудовлетворенное, вторая         ­           ­ ­ ­     в         –     ­   ­               –самоактуализации   через   различные   виды   учебной   деятельности.     Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то,   что   он   делает,   аргументировать   и   обосновывать   свою   деятельность   и осознавать состояние. своё     Литература:   Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить  урок по ФГОС» http://moi­ universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/ Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за д