«Рефлексия учителя и ученика как фактор успешности преподавания и обучения.»

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 12.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация 1.pptx
Коучинг для учителей. Учитель истории Гладышко Н.А. «Рефлексия учителя и  ученика  как фактор успешности  преподавания и  обучения.»
Цель повысить мотивацию учителей к  овладению рефлексивной  деятельностью учащихся
Задачи: ­познакомить  с понятием  «рефлексия»; ­дать представление о классификации  рефлексии; ­показать конкретные варианты  проведения рефлексии на уроках ­создать условия для активного  взаимодействия ведущего мастер­ класс и участников мастер­класса.
«Суди себя сам. Это самое  трудное. Себя судить куда  труднее, чем других. Если ты  сумеешь правильно судить себя,  значит, ты поистине мудр.»                                                                                                А.де Сент­Экзюпери
Ребенок должен чувствовать себя: ЛЮБИМЫМ НУЖНЫ М УСПЕШНЫ М
Что такое рефлексия? Reflexio – обращение назад.  Рефлексия - размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
способствует развитию трёх важных качеств  Рефлексия  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,  анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой   собственный выбор, определяет меру активности и ответственности  в своей деятельности. •Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять  здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не  отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит  перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. •Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других,  действует в любых ситуациях более эффективно.
Разминка – «Ассоциация» • Коуч предлагает участникам назвать  ассоциации со словом рефлексия и  изобразить на постерах. • Ассоциация, в психологии и философии —  закономерно возникающая связь между  отдельными событиями, фактами,  предметами или явлениями, отражёнными в  сознании индивида и закреплёнными в его  памяти.
Виды рефлексии: 1. Рефлексия эмоционального  состояния и настроения. 2. Рефлексия деятельности   на уроке. 3. Рефлексия содержания   учебного материала.
Классификация приёмов  рефлексии: 1. Рефлексия настроения и  эмоционального  состояния 10
Приемы рефлексии  эмоционального состояния и  настроения: • разноцветные  карточки,  изображения,  отражающие  спектр эмоций; • карточки с  изображением лиц;    • цветовое  изображение  настроения.
Подбери  картинку,характеризующую  твое настроение . 12
«Подбор стихотворения». Выберите стихотворение, которое наиболее близкое  вам сейчас. И любо мне, и сладко мне, И мир в моей груди, Дремотою обвеян я – О, время, погоди! Ф.Тютчев Земля дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда, А на душе легко и свято, Легко, как в детские года. И.Тургенев И с отвращением читаю жизнь свою, Я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь. И горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А.Пушкин
Маятник настроения 14
Приемы рефлексии : «Яблоня» ,«Светофор».
«Цветовая миниатюра»
удовлетворенности  Индекс  уроком от 0 до 0,4 (не  включая 0,4) –  низкий; -  от 0,4 до 0,6  (не включая  0,6) – близкий  к норме; -  от 0,6 и выше  – высокий. Состояние +1 0 ­1 состояние Интерес Азарт Защищенность Самостоятельность Скука Апатия Беззащитность Подчиненность Удовлетворенность Неудовлетворенность Чувство успеха Радость общения Уверенность Подъем настроения Чувство новизны Чувство неудачи Чувство одиночества Неуверенность Спад настроения Ощущение  стандартности
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает  новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент  вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.  Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это  значит, что вы созрели для каких­то серьезных перемен в  жизни.  Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно,  вы немного устали от серьезной работы, четких планов,  вас тянет к чему­нибудь беззаботному.  Голубой – мечтаете о чем­то романтическом,  возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально  открытым, правдивым и при этом понятым.  Темно­синий – вам нужна сильная  разрядка и полноценный отдых.  Зеленый – символизирует потребность  в самоутверждении, тягу к знаниям  или желание карьерного роста.  Коричневый – не хватает физического  отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен  домашний уют, теплота и комфорт.  18
Классификация приёмов рефлексии: 2. Рефлексия  деятельности 19
Рефлексия деятельности на  уроке «Лестница успеха» Умею….. Понимаю….. Знаю…..
Рефлексия  деятельности Лесенка успеха
«Дерево достижений» 3­4  ошибки 1 ошибка Нет  ошибок
«График». Учащимся  предлагается  начертить  в  течение  урока график ­изменения их интереса; ­уровня познания, ­ личной активности.
Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия  содержания  учебного  материала 24
Рефлексия содержания  учебного материала • Прием незаконченного предложения,  тезиса, подбора афоризма; • Рефлексия достижения цели с  использованием «дерева целей»,  оценки  «приращения» знаний и достижения  целей. •  Прием синквейна, который помогает  выяснить отношение к изучаемой  проблеме, соединить старое знание и  осмысление нового.
Прием рефлексии «Цепочка                  пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с  пожеланиями к себе и другим по итогам  взаимодействия, или по поводу предстоящей работы.  Можно при этом передавать символ.
«ИНСЕРТ»   Приём используется при работе с текстом 1 этап – индивидуально   «V» - это я знаю или думаю, что знаю « - » - я думал иначе « + » - новая информация для меня « ? » - непонятно, есть вопрос   2 этап – фронтально     «V» «+» «­» «?»
«Толстые и тонкие вопросы» ( «тонкие» ­ по  содержанию, «толстые» ­ вопросы на анализ)   «тонкие»     «толстые» Кто…?   Что…?   Когда…?   Как звали…?   Сколько…? Было ли…?   Мог ли…?   Верно ли…?   Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… В чём различие… Предположите, что будет, если… В чём причина…
Прием рефлексии  «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из  10, которые наиболее точно передают их  состояние на уроке: • Раздражение • Злость • Радость • Равнодушие. • Удовлетворение • Вдохновение • Скука. • Тревога. • Покой. • Уверенность
Прием рефлексии  «Утверждение»  ­ Я узнал(а) много нового. - Мне это пригодится в жизни. - На уроке было над чем подумать. - На все вопросы, возникающие в ходе  урока, я получил(а) ответы. - На уроке я работал(а) добросовестно  и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии  «Незаконченное  предложение» •  сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • я понял, что… • теперь я могу… • я почувствовал, что… • я приобрел… • я научился… • у меня получилось … • я смог… • я попробую… • меня удивило… • урок дал мне для жизни… • мне захотелось…
Прием рефлексии «Выбор» 1. На уроке я работал  активно,   пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен,   недоволен 3. Урок показался мне коротким,  длинным 4. За урок я  не устал,   устал 5. Мое настроение стало лучше, стало хуже 6. Материал урока для меня  был понятен,        непонятен интересен,    скучен полезен,        бесполезен
Прием рефлексии «Оцени  себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в  которой нужно подчеркнуть фразы,  характеризующие работу ученика на уроке по трем  направлениям.                        Я на уроке                     Итог Урок 1. интересно 2. скучно                     3.безразлично      3.помогал другим          1. работал      2. отдыхал                       2. узнал больше, чем знал                             1. понял материал     3. не понял
Прием рефлексии  «Аргументация своего ответа»   1.На уроке я работал……..потому  что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………
Прием рефлексии  Рефлексию можно провести устно у  В графу “+” записываются все  «Плюс – минус –  интересно» факты, вызвавшие положительные  эмоции.    В графу “–” учащиеся выписывают  все, что у них отсутствует или  осталось непонятным.  В графу “интересно” (?)учащиеся  выписывают все то, о чем хотелось бы  узнать подробнее, что им интересно.
узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________ научился (­лась)__________________ Рефлексия в форме  анкетирования 1. На уроке русского языка я •. •. •. 2. Лучше всего на уроке у меня  выходило__________________________ 3. Основные трудности у меня  были______________________________ 4. Во мне произошли изменения………….. а) в знаниях по предмету б) в умении чувствовать в) в моих творческих способностях г) в умении осознавать собственную деятельность
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка «Лист самооценки».   Узнал что­то новое                                                   Научился Расстроился Удивился Я Получил радость Ничего не понял
Запустите корабль в море Знаний. Те ребята,  которые считают, что хорошо усвоили тему,  помещают свой кораблик в море, а те, кто не  уверен в этом, остаются в заливе правил.                                                                   ЗАЛИВ ПРАВИЛ МОРЕ ЗНАНИЙ
Оценочный лист. Выполнил ли я то, что задумал? __________________________________________________________________ Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат урока? _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Всё ли получилось так, как я задумывал? _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Что было сделано хорошо? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________ Что было сделано плохо? _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________ Я мог бы сказать СПАСИБО за…? _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________
Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет  в художественной форме оценить изученное  понятие, процесс или явление. Слово происходит от  французского “5”.  правилам: Это стихотворение из 5 строк, которое строится по  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное); • 2 строка – описание предмета (два прилагательных); • 3 строка – описание действия (три глагола); • 4 строка – фраза, выражающая отношение к  • 5 строка – синоним, обобщающий или  предмету; расширяющий смысл темы или предмета (одно  слово).
Ребенок должен чувствовать себя: ЛЮБИМЫМ НУЖНЫМ УСПЕШНЫ М
Рефлексия коучинга. • Я вас прошу вернуться к нашим  цветным листочкам, поставить на них  цифру 2 написать одним словом ваше  настроение на данный момент. Все?  Спасибо. Эти листочки я потом соберу. • ­ А сейчас, я вам предлагаю оценить  результат нашего урока одни жестом!