Рефлективное преподавание как основное условие формирования функциональной грамотности учащихся

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 13.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рефлективное преподавание как основное условие формирования функциональной грамотности учащихся
Иконка файла материала рефл. преподавание Кондратова Т.С. Осакаровка.pptx

КГУ «Опорная школа (РЦ) на базе гимназии №9»

Рефлективное преподавание как основное условие формирования функциональной грамотности учащихся

Кондратова Т.С., учитель химии и биологии

Фокус проблем в педагогической деятельности коллектива:

Слабые метакогнитивные навыки учащихся;
Педагоги не учат самообучению;
Педагоги не обладают устойчивыми навыками использования
информационного менеджмента в качестве эффективных
инструментов оптимизации контроля над процессом обучения.

Проблема:
Развитие у учеников метапознавательных навыков,
обучение и развитие у них саморефлексии,
саморегуляции и навыков самооценивания

Инструментом для достижения поставленных целей учителями выбрано рефлективное преподавание; оно предполагает «постоянное размышление, обдумывание своих действий.
Стратегии рефлективного преподавания способствуют самопознанию учащихся, так как основаны на том, что учащийся — активный исследователь, а не пассивный получатель информации.
Рефлективное преподавание рассматривает учителя в качестве помощника, а не просто источника информации.

Критерии успешной работы коллектива:

Владение учениками приемами саморегуляции и метопознания;
Объективное взаимооценивание и самооценивание;
Создание коллаборативной среды.

Приемы критического мышления:
«Денотатный граф» (вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия),
Вопросы Сократовской беседы для детального переосмысления усвоенного материала,
Интерактивный приём ПОПС-формула.

Варианты результатов анкетирования,
Составление алгоритма самоизучения темы

Для локального исследования в сентябре 2020 года была выбрана параллель учеников 7 –х классов.
Перед началом работы учителя провели анкетирование учеников, используя методику повышения эффективности обучения с целью определения стратегий обучения;
В основе методики лежит исследование Г.Гиббс (1991), (Дж.Б. Биггс, 1987). [1,с. 48-55.]

Категории обучающихся 7 – х классов

Обучающиеся категории А

Обучающиеся категории Б

Обучающиеся категории В

Обучающиеся категории Г

Обучающиеся категории Д

Обучающиеся категории Е

11учеников, 28%

5учеников, 13%

7учеников, 18%

4 ученика
10%

5 учеников, 13%

Категория А,Г - Эти ученики фокусируются на поверхностных вопросах обучения, и справляются с ними, но недостаточно успешно, если обучаемый материал усложняется.

Категория Б, Д - фокусируются на значении или сущности представлений, что позволяет им успешно справляться в случаях усложнения изучаемого материала.

Категория В, Е фокусируются на методах, позволяющим им преуспевать и добиваться успеха для высокой оценки школами.

Ответы учащихся:
Учиться стало сложнее (так ученики еще не имеют навыков самостоятельного получения, анализа и осмысления новой информации);
Личностный успех в освоении тех или иных заданий вызывает у них восторг и радость, укрепляет веру в собственные силы;
Отличную оценку стало получить сложнее ;
Волнует четверной итог по предмету.

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая)

Сентябрь 2020, 7 класс. Мотивация (внутренняя, внешняя)

Сентябрь 2021, 7 класс. Мотивация (внутренняя, внешняя)

Посмотрите также