Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
Оценка 5

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Оценка 5
docx
20.10.2020
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.docx

Реформаторские и консервативные
тенденции во внутренней политике Николая I

Цели: характеризовать политику Николая I в области госу­дарственного управления и основные социально-политические реформы второй четверти XIX в.; показать причины провала по­пыток решения крестьянского вопроса в этот период.

Планируемые результаты: предметные: использовать ис­торические понятия: почетные граждане, обязанные крестьяне', понимать историческую обусловленность поступков людей дан­ной эпохи; выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: органи­зовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целе­вые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм дей­ствий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы и схемы для получения информа­ции; анализировать материал учебника; личностные УУД: разви­вать устойчивый познавательный интерес к историческому про­шлому своей страны.

Оборудование: учебник; схемы и таблицы к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.    Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания: ученики зачитывают эссе на тему «Важнейшие события царствования Александра I».)

III.    Мотивационно-целевой этап

Анна Федоровна Тютчева, дочь известного поэта, фрейлина Высочайшего двора в конце правления Николая I — начале правления Александра II, писала в своих воспоминаниях: «Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зло­вредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинить все своей фанатической и устарелой теории и попи­рать ногами самые законные стремления и права своего века».

Что имела в виду А.Ф. Тютчева, сравнивая императора с Дон­ Кихотом? Выдали она права? Попробуем ответить на эти вопросы.

План урока

1.    Николай I: новый император.

2.     Укрепление государственного аппарата.

3.     Укрепление опоры самодержавной власти.

4.     Попытки решения крестьянского вопроса.

IV.    Работа по теме урока

1.     Николай I: новый император

Николай был младшим братом Александра I и великого князя Константина Павловича. Согласно закону о престолонаследии он имел мало шансов стать императором. С юных лет Николай решил посвятить себя военной службе и мало интересовался во­просами государственной политики. Однако, став императором, он отнесся к возложенному бремени со всей ответственностью.

Николай I стремился к личному контролю над всеми сферами общественной жизни, а систему управления государством уподо­бил военной службе с четкой исполнительностью на всех уровнях. При этом он понимал, что необходимо решать существующие острые социальные противоречия, прежде всего крестьянский вопрос. Однако император стремился действовать исключитель­но бюрократическими мерами, не допуская гласного обсуждения в обществе существующих проблем и никак не задевая интересы господствующего сословия.

Вопросы к классу

1. Как вы считаете, почему Николай I стремился не допустить гласного обсуждения крестьянского вопроса?

2. Какое влияние оказало на политику Николая I восстание декабристов, с которого началось его царствование?

(Ответы учеников.)

2.     Укрепление государственного аппарата

В первые годы царствования Николай I провел реформу го­сударственного аппарата с целью усиления личного контроля над ним. Особое внимание он уделял созданию новой системы поли­тического сыска, так как предыдущая система оказалась малоэф­фективной — тайные полицейские осведомители не смогли свое­временно раскрыть деятельность тайных обществ декабристов.Центром системы государственного управления при Нико­лае I стала Собственная его императорского величества канце­лярия (СЕИВК). Это учреждение было создано еще при Петре I, реформировано в период правления Екатерины II и упразднено Александром I при создании министерств. В 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия была восстановлена. Она ведала делами, требовавшими личного участия императора: занималась подготовкой императорских указов и рассмотрением поступавших к императору докладов и прошений.

При Николае I СЕИВК была разделена на несколько отделе­ний, каждое из которых занималось определенной сферой госу­дарственного управления.

— Работая с п. 2 § 10 учебника, заполните пропуски в схеме.

 

Вопрос к классу                                                                                          

— Когда в России до этого пытались кодифицировать законы и составить свод действующих законов? (Свод законов coставлялся в 1649 г. (Соборное уложение), неудачная попытка провести кодификацию законов была предпринята Уложенной комиссией в 1167г.)                                                       

III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было учреждено в 1826 г. Оно обладало исключитель­но широкими полномочиями.

Запись в тетради

В ведении III отделения были:

1)    следствие и сыск по политическим делам;

2) борьба с любым инакомыслием, включая религиозные сек­ты и старообрядчество;

3)     цензура;

4)     надзор за иностранцами в Российской империи;

5) дела по пресечению всевозможных должностных преступ­лений и злоупотреблений государственных служащих.

В этом учреждении служило сравнительно немного штатных сотрудников, зато оно располагало огромной армией секретных агентов. Например, к ним относились все дворники, работающие в крупных городах.

В ведение III отделения были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ставшие тюрьмами для полити­ческих заключенных. Оно располагало и своими вооруженными силами — корпусом жандармов.

Слово «жандарм» (gendarme)французского происхождения. В средневековой Франции так называли тяжелых кавалеристов. В России к жандармерии относились воинские части, занимав­шиеся полицейской службой при армии или предназначенные для подавления неповиновения городским властям. В 1827 г. разрозненные части жандармерии были объединены в отдель­ный жандармский корпус. Его командующий одновременно был и главой III отделения. Первым шефом жандармов стал Алек­сандр Христофорович Бенкендорф.

Начальником штаба жандармского корпуса и вторым чело­веком в III отделении был Леонтий Васильевич Дубельт. Он был участником Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии, отличился в Бородинской битве, в сражениях под Тарутином и Малоярославцем. До 1825 г. Дубельт был близким другом декабристов М.Ф. Орлова и С.Г. Волконского. В 1826 г. привлекался к следствию, но был оправдан. Впоследствии стал ревностным борцом с крамолой и сторонником жесткой цензу­ры, по его инициативе были закрыты многие печатные издания, а люди, позволившие себе неблагонадежные высказывания, под­верглись арестам и ссылкам.

В 1826 г. был принят новый цензурный устав, прозванный «чу­гунным». Были запрещены все философские и исторические со­чинения, косвенно оправдывающие революционные потрясения.

Вопрос к классу

— Когда был принят предыдущий цензурный устав и чем он отличался от «чугунного»? (В 1804 г., он запрещал только прямое оправдание революций, а сомнительные места в тек­сте предписывал трактовать в пользу автора}.

3.    Укрепление опоры самодержавной власти

Основой сословной политики Николая I было стремление упрочить позиции дворянства как главной опоры самодержавия. Император видел опасность в постепенном разорении значитель­ной части дворян, а также в чрезмерно широком на его взгляд притоке в это сословие выходцев из низов.

- Работая с п. 3 § 10 учебника, перечислите меры, предпри­нятые Николаем I для решения этих проблем.

Примерный ответ

1.  Крупным помещикам было разрешено провозглашать свои имения майоратами (неделимыми владениями, наследуе- мымй старшим в роду). Однако эта мера не получила ши­рокого применения.

2.  Было усложнена процедура получения дворянства в резуль­тате достижения соответствующего чина. Теперь, чтобы стать личным дворянином, необходимо было дослужиться до 9-го класса Табели о рангах (ранее — 12-го), потомствен­ным дворянином — до 5-го класса (ранее — 8-го).

3.  Представителям низших сословий был ограничен доступ в средние и высшие учебные заведения; в гимназии и уни­верситеты стали принимать только детей дворян и чинов­ников.

4.  В 1832 г. было введены звания почетных граждан и потом­ственных почетных граждан. Лица, получившие эти звания, обладали всеми привилегиями дворян, но не могли владеть крепостными. Почетными гражданами могли стать наибо­лее состоятельные представители буржуазии, выпускники высших учебных заведений, дети личных дворян.

Тема для дискуссии. Почему Николай I счел необходимым со­кратить приток в дворянское сословие выходцев из других сосло­вий? Аргументируйте свой ответ.

(Учитель организует мини-дискуссию.)

4.     Попытки решения крестьянского вопроса

Николай I говорил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутитель­ное и очевидное, но прикасаться оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным». Больше всего император боялся общественных потрясений, которые могло вызвать гласное об­суждение крестьянского вопроса. Поэтому проекты улучшения быта крестьян и ликвидации крепостного права было поручено разрабатывать секретным комитетам, деятельность которых дер­жалась в строгой тайне.

Первый секретный комитет был создан в 1826 г., а за время царствования Николая I было образовано восемь комитетов. Од­нако результаты их деятельности свелись к изданию ряда указов, не затрагивавших основы крепостного права.

Большинство членов секретных комитетов стремились не за­девать интересы помещиков. Впрочем, были и исключения. Так, Павел Дмитриевич Киселев еще при Александре I составил про­ект освобождения крестьян с землей за выкуп. Большинство про­ектов Киселева по улучшению положения крепостных не были осуществлены из-за противодействия консервативных членов секретных комитетов. Зато на посту главы V отделения (в 1837 г. оно было реорганизовано в Министерство государственных иму- ществ) Киселев успешно провел реформу управления государ­ственными крестьянами.

— Работая с п. 3 § 10 учебника, заполните таблицу.

Крестьянский вопрос при Николае I

Дата

Реформа

Содержание

1837-1841 гг.

Реформа управления государствен­ными крестья­нами .

1.  Крестьянское самоуправление на уровне сел и волостей.

2.  Строительство школ и больниц в деревнях.

3.  Повышение благосостояния кре­стьян: переселение малоземельных на пустующие земли, организация общественной запашки

1842 г.

Указ об обя­занных кресть­янах

Помещики получили право осво­бождать крестьян, предоставляя им земельные наделы в наследственное пользование. За это крестьяне про­должали нести барщину или платить оброк

1847-1848 гг.

Инвентарная реформа в Лит­ве, Белоруссии и на Украине

Регламентация размеров крестьян­ских наделов и повинностей крестьян в пользу помещиков

 

Указ об обязанных крестьянах был издан с целью побудить помещиков освобождать крестьян. Его авторы надеялись, что он будет более эффективен, чем указ о «вольных хлебопашцах».

Вопрос к классу

— На чем была основана эта надежда: почему указ об обя­занных крестьянах был выгоднее для помещиков, чем указ о «вольных хлебопашцах»? {Обязанные крестьяне в отличие от «вольных хлебопашцев» сохраняли зависимость от поме­щика и после освобождения.)

Задание для работы в малых группах. Представьте, что вы — члены секретного комитета по крестьянскому вопросу. Один из ваших коллег заявляет: «Крепостное право связывало россий­скую экономику в единую цепь, было мотором сельского хозяй­ства и промышленности и вдруг стало тормозом. По-моему, все это выдумки хитроумных либералов и сумасшедших революцио­неров». Что бы вы могли ему возразить?

(Подведение итогов групповой работы: учитель выделяет группу, которая предложила наиболее аргументированное воз­ражение.)

V.    Подведение итогов урока

(При консультативной помощи учителя ученики подводят итоги урока.)

Запись в тетради

Основная цель государственной политики Николая I — сохра­нение незыблемости самодержавия и сословного строя.

Характерные черты внутренней политики Николая Г.

1) централизация государственного управления, требовавшая личного участия самодержца;

2) военная дисциплина, достигавшаяся путем бюрократиза­ции всех сторон жизни общества;

3) страх перед общественными потрясениями: недопущение распространения крамольных идей, гласного обсуждения злободневных общественных проблем.

VI.    Рефлексия

(Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно, например в тетради.)

1.    Что вы ожидали от урока и что получили?

2.    Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т. п.) вызвали наиболее яркие впечатления?

4.     Какие задания были выполнены наиболее успешно?

5.   Перечислите в порядке убывания основные трудности, ко­торые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

6.   Что можно сделать, чтобы завтра наша работа на уроке была более успешной?

Домашнее задание

1.    Прочитать § 10.

2.   Ответить на вопросы 4 и 5 рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».


 

Скачано с www.znanio.ru

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике

Вопрос к классу —

Вопрос к классу —

Крупным помещикам было разрешено провозглашать свои имения майоратами (неделимыми владениями, наследуе- мымй старшим в роду)

Крупным помещикам было разрешено провозглашать свои имения майоратами (неделимыми владениями, наследуе- мымй старшим в роду)

Основная цель государственной политики

Основная цель государственной политики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020