Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I)
Цели урока:
-сформировать представление о причинах начала реформ в военной области;
-раскрыть суть государственных реформ Петра I;
-дать оценку реформам;
-выяснить, в чем значение реформ в области государственного управления.
Основные понятия: волонтер, рекрутская повинность, бердыш.
Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I (Европейская часть)”.
Реформы Петра I.doc
Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I)
Цели урока:
сформировать представление о причинах начала реформ в военной области;
раскрыть суть государственных реформ Петра I;
дать оценку реформам;
выяснить, в чем значение реформ в области государственного управления.
Основные понятия: волонтер, рекрутская повинность, бердыш.
Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I (Европейская часть)”.
Ход урока.
Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет
о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется
память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И
одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, оценив его деятельность, охарактеризовать
Петра I как исторического деятеля.
У каждого из Вас на партах лежат кружки разного цвета.
1 группа (кружки красного цвета). Вы должны изучить предложенный, в котором дан анализ
реформам Петра I и согласиться или нет с автором документа. Свой ответ необходимо
аргументировать.
2 группа (кружки зеленого цвета). Вам по ходу урока необходимо выяснить, в чем значение реформ
Петра I.
3 группа (кружки синего цвета). Вам задание – составить по ходу урока вопросы по теме: “Реформы
Петра I”.
Урок посвящен крупному политическому и военному деятелю России – Петру Великому.
Какое событие, на Ваш взгляд, сыграло огромную роль в формировании личности Петра?
Учащиеся дают различные ответы. Учитель отмечает, что огромную роль в формировании личности
Петра как реформатора сыграла длительная поездка по европейским столицам, где он знакомился с
образом жизни, достижениями европейских народов.
Можно ли назвать точную дату преобразований?
Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80х годов, когда были созданы
первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семёновский). Другие считают, что это
1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют
началом преобразований досадное поражение под Нарвой.
Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно,
установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект
реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной
деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С.
Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы
проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война
заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как
началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в
1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И
Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.
Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу
безотлагательной?
Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия
должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения. О том, какой была
армия, расскажут историографы (ученики класса, получившие опережающее задание).
Историограф: Иван Посошков писал: “У пехоты ружье было плохое и владеть им не умели, только
боролись ручным боем – копьями и бердышами и то тупыми. (Бердыш – вид холодного оружия,
широкий длинный топор с изогнутым лезвием в виде полумесяца). А если конницу посмотреть, то не то что иностранцам, но и самим смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и ружьем
владеть никак не умели”.
Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских
государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из
разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтерлицо, добровольно
поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он
издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская
повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое
выставляло из своих общин определенное число рекрутов).
В 1712 году был издан указ, ставший символом жестокости и вызвавший ужас у людей.
Историограф: “А для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать
порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торах, кто увидит
такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в
город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для образца
послать в губернии начертанные руки с назначенными крестами”.
Учитель: Действительно, образец наколки названной в народе “Печатью Антихриста”, был приложен
к указу и производил тягостное впечатление. В 1716 году был издан Устав воинский. Создание новой
армии, строительство флота – все это привело к резкому увеличению работы государственных
учреждений. Необходимо было провести реформу органов государственного управления.
По ходу рассказа ученика (опережающее задание) учащимся класса необходимо составить схему
государственного управления при Петре I
Учитель: К сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали
огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об
образовании губерний.
Найдите на карте, какие губернии были образованы.
(Работа класса с картой).
Учитель: В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители
губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть
над некоторыми старыми уездами. К Началу 1711 года Петр пришел к выводу о необходимости
создания Сената.
Изучив документ “Инструкции Петра Сенату”, очертите круг обязанностей Сената и сделайте вывод
о широте данного органа.
Ответы учащихся сводятся к следующим положениям:
Сенат имел власть судебную, административноуправленческую, а иногда и законодательную.
Сенат ставился на значительную высоту в системе государственных органов.
Но и за самим Сенатом Петр I организовал контроль. С 1715 года его осуществлял генералревизор, а
с 1722 года – генералпрокурор. Он контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не
только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные с его точки зрения, постановления Сената
он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали
его суду.
Учитель: Создание коллегий было одной из серьезнейших проблем реформы. Задумывалась не просто
очередная реорганизация аппарата, а новое строительство по иным, нежели ранее принципам –
принципам камерализма.
12 декабря 1717 года был издан указ, названный “Реестр коллегиям. О должности, что в которой
управляти надлежит”
(работа с документом).
Какие коллегии были созданы, и каковы их функции?
Учитель: К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу, являвшихся таковыми.
Например, синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в
1721 году. Довольно своеобразно складывались отношения Петра с церковью. В его церковной
политике самым главным было стремление подчинить церковь власти государства. Синод (Духовная коллегия) не имел президента и главой Русской православной церкви считался император. Этот титул
Петр получил в 1721 году.
Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с реформами Петра. На следующем уроке мы
продолжим начатую работу.
А теперь, давайте вернемся к тем заданиям, которые Вы получили в начале урока.
Закрепляем пройденный материал по вопросам, которые составили ребята из 3 группы.
(Учащиеся задают составленные вопросы).
Учитель:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Эти слова сказаны о Петре I. А так ли это?
(Используя мнение историка Соловьева С.М., свои выводы о реформах Петра I; представители 1
группы анализируют реформы Петра).
Подведут итог урока представители 2 группы, которые дадут историческое значение реформам
Петра.
Реформы Петра I
Реформы Петра I
Реформы Петра I
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.