Реформы Петра I
Оценка 4.6

Реформы Петра I

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
7 кл
26.02.2018
Реформы Петра I
Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I) Цели урока: -сформировать представление о причинах начала реформ в военной области; -раскрыть суть государственных реформ Петра I; -дать оценку реформам; -выяснить, в чем значение реформ в области государственного управления. Основные понятия: волонтер, рекрутская повинность, бердыш. Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I (Европейская часть)”.
Реформы Петра I.doc
Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I)  Цели урока: ­сформировать представление о причинах начала реформ в военной области; ­раскрыть суть государственных реформ Петра I; ­дать оценку реформам; ­выяснить, в чем значение реформ в области государственного управления. Основные понятия: волонтер, рекрутская повинность, бердыш. Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I (Европейская часть)”. Ход урока. Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется  память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И  одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, оценив его деятельность, охарактеризовать  Петра I как исторического деятеля. У каждого из Вас на партах лежат кружки разного цвета. 1 группа (кружки красного цвета). Вы должны изучить предложенный, в котором дан анализ  реформам Петра I и согласиться или нет с автором документа. Свой ответ необходимо  аргументировать. 2 группа (кружки зеленого цвета). Вам по ходу урока необходимо выяснить, в чем значение реформ  Петра I. 3 группа (кружки синего цвета). Вам задание – составить по ходу урока вопросы по теме: “Реформы  Петра I”. Урок посвящен крупному политическому и военному деятелю России – Петру Великому. ­Какое событие, на Ваш взгляд, сыграло огромную роль в формировании личности Петра? Учащиеся дают различные ответы. Учитель отмечает, что огромную роль в формировании личности  Петра как реформатора сыграла длительная поездка по европейским столицам, где он знакомился с  образом жизни, достижениями европейских народов. ­Можно ли назвать точную дату преобразований? Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80­х годов, когда были созданы  первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семёновский). Другие считают, что это  1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют  началом преобразований досадное поражение под Нарвой. Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно,  установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект  реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной  деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы  проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война  заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как  началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в  1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И  Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению. ­Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу  безотлагательной? Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия  должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения. О том, какой была  армия, расскажут историографы (ученики класса, получившие опережающее задание). Историограф: Иван Посошков писал: “У пехоты ружье было плохое и владеть им не умели, только  боролись ручным боем – копьями и бердышами и то тупыми. (Бердыш – вид холодного оружия,  широкий длинный топор с изогнутым лезвием в виде полумесяца). А если конницу посмотреть, то не то что иностранцам, но и самим смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и ружьем  владеть никак не умели”. Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских  государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из  разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер­лицо, добровольно  поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он  издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое  выставляло из своих общин определенное число рекрутов). В 1712 году был издан указ, ставший символом жестокости и вызвавший ужас у людей. Историограф: “А для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать  порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торах, кто увидит  такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в  город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для образца  послать в губернии начертанные руки с назначенными крестами”. Учитель: Действительно, образец наколки названной в народе “Печатью Антихриста”, был приложен  к указу и производил тягостное впечатление. В 1716 году был издан Устав воинский. Создание новой  армии, строительство флота – все это привело к резкому увеличению работы государственных  учреждений. Необходимо было провести реформу органов государственного управления. ­ По ходу рассказа ученика (опережающее задание) учащимся класса необходимо составить схему  государственного управления при Петре I  Учитель: К сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали  огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об  образовании губерний. ­Найдите на карте, какие губернии были образованы. (Работа класса с картой). Учитель: В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители  губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть  над некоторыми старыми уездами. К Началу 1711 года Петр пришел к выводу о необходимости  создания Сената.  ­ Изучив документ “Инструкции Петра Сенату”, очертите круг обязанностей Сената и сделайте вывод о широте данного органа. Ответы учащихся сводятся к следующим положениям: ­Сенат имел власть судебную, административно­управленческую, а иногда и законодательную. ­Сенат ставился на значительную высоту в системе государственных органов. ­Но и за самим Сенатом Петр I организовал контроль. С 1715 года его осуществлял генерал­ревизор, а с 1722 года – генерал­прокурор. Он контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не  только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные с его точки зрения, постановления Сената  он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали  его суду. Учитель: Создание коллегий было одной из серьезнейших проблем реформы. Задумывалась не просто очередная реорганизация аппарата, а новое строительство по иным, нежели ранее принципам –  принципам камерализма. 12 декабря 1717 года был издан указ, названный “Реестр коллегиям. О должности, что в которой  управляти надлежит”  (работа с документом). ­ Какие коллегии были созданы, и каковы их функции? Учитель: К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу, являвшихся таковыми.  Например, синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в  1721 году. Довольно своеобразно складывались отношения Петра с церковью. В его церковной  политике самым главным было стремление подчинить церковь власти государства. Синод (Духовная коллегия) не имел президента и главой Русской православной церкви считался император. Этот титул Петр получил в 1721 году. Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с реформами Петра. На следующем уроке мы  продолжим начатую работу. А теперь, давайте вернемся к тем заданиям, которые Вы получили в начале урока. Закрепляем пройденный материал по вопросам, которые составили ребята из 3 группы. (Учащиеся задают составленные вопросы). Учитель:  То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. ­ Эти слова сказаны о Петре I. А так ли это? (Используя мнение историка Соловьева С.М., ­ свои выводы о реформах Петра I; представители 1  группы анализируют реформы Петра). ­Подведут итог урока представители 2 группы, которые дадут историческое значение реформам  Петра.

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Реформы Петра I
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018