Региональный компонент в патриотическом образовании
младших школьников на основе рабочей тетради «Моя Адыгея» для начальной школы.(Авторы Т.В.Ждамарова. Т.В.Варрова)
Базовыми ориентирами при определении целей регионального компонента в патриотическом образовании должны быть ценностные установки, провозглашенные Конституцией РФ и национальной доктриной образования: права и свобода человека, любовь и уважение к Отечеству, равноправие и самостоятельность народов, культура межличностных и межэтнических отношений, исторически сложившееся государственное единство, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей, самореализация личности.
Учебный курс «Моя Адыгея» для 4 класса может быть реализован на уроках окружающего мира, адыгейской литературы (Авторы Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.).
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея..
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея. Региональный компонент имеет большое общепедагогическое значение. Добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, такой материал оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным, помогает глубже осмыслить новые научные понятия, изменяет качественную характеристику знаний, расширяет возможности восприятия окружающей действительности и обеспечивает связь обучения с жизнью уже на начальном этапе обучения.
Включение региональных сведений в содержание учебного материала по всем предметам, а также использование их на занятиях внеурочной деятельности способствуют последовательному формированию у младших школьников понятия « Моя малая Родина Адыгея», обеспечивают полноту знаний о ней, расширяют кругозор учащихся.
Кроме того, РК способствует формированию патриотических чувств: - почитанию места своего рождения, любовь и заботу о своем доме;
- уважение к своим предкам, любовь и терпимость к землякам, желание им помогать позволяет осуществлять конкретные каждодневные дела для улучшения состояния малой Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями);
- взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Воспитывающее воздействие регионального компонента возможно усилить за счет максимального использования традиций. Для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, вклада семьи в развитие региона. Таким образом, региональный В современных условиях весьма плодотворной представляется реализация компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность процесса гражданского воспитания на формирование не абстрактно представляемой личности, а на индивидуальный личностный рост человека как представителя своей общины, города, республики.
Учебный курс «Моя Адыгея» (1-4 класс) поможет обучающимся реализовать знания регионального компонента в жизни и станет важнейшим условием эффективности процесса патриотического воспитания.
Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации по окружающему миру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.