Региональный компонент в программе изучения английского языка
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
английский язык +1
Взрослым
19.11.2018
В этом материале рассказывается о целях и задачах, которые ставятся в моей образовательной программе, прогнозируемых результатах, методах и приемах введения краеведческого материала в программу изучения английского языка в учреждении дополнительного образования.
Одним из эффективных методов обучения иностранным языкам можно считаю метод проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой творческой активностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Благодаря этому мы создаем с детьми буклеты и разрабатываем экскурсии по городу.
Региональный компонент в программе изучения английского языка.docx
Региональный компонент в программе изучения английского языка
В законе «Об образовании» (статья 7) закреплены два компонента стандарта –
федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации
и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений
базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности
продолжения образования.
Региональный компонент предусматривает
возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой
региона.
Региональный компонент по английскому языку основывается на идеях
модернизации содержания общего образования, отвечает интересам и
потребностям республики.
Обращение к материалам краеведческого характера при изучении
иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный
потенциал учебного предмета, помогает эффективному усвоению его,
способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе,
истории, культуре.
Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого
основополагающего методического принципа, как ситуативность в овладении
иностранным языком. Краеведческий материал приближает иноязычную
коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной
беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей
повседневной жизни.
Изучение краеведческого материала на занятиях иностранного языка
стимулирует обращение к сведениям географического, исторического
характера, использование на уроке географической карты родного края, что
способствует познавательной деятельности учащихся, сознательному и
прочному усвоению иноязычного материала. Все это служит хорошей основой
для реализации на занятии межпредметных связей.
Цель введения регионального компонента в программу дополнительного
образования учащихся:
Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента
по английскому языку; способствовать формированию личности учащегося как
достойного представителя нового поколения.
Задачи:
1.Создать условия для овладения учащимися способности понимать и читать
несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о родном крае. 2.Создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать
авторские тексты о своём регионе.
3.Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой,
проектной и исследовательской деятельностью на уроках.
4.Создать условия для формирования выпускника – хранителя и создателя
социокультурных ценностей и традиций региона.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся приобретают умения:
обрабатывать и создавать нужную информацию;
переносить знания из различных областей и учебных ситуаций в реальную
ситуацию общения;
работать в команде и самостоятельно;
критически оценивать себя и окружающий мир;
вступать в общение на английском языке;
делать короткие сообщения
представителях Башкортостана;
проводить небольшие экскурсии по городу (реальные или реалистичные).
о своём регионе и выдающихся
Методы и формы организации образовательного процесса
Обучение родному языку в настоящее время в связи с демократизацией
общества позволило педагогу получить большую свободу в выборе методов,
приемов и средств обучения, что дает ему возможность освободиться от
некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не
освобождает педагога от систематического пополнения своих знаний и
использования их на занятиях.
Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные типы
занятий:
самостоятельную работу с книгой и документом;
экскурсии;
осмотр памятников истории и культуры;
ученические исследования;
проектную деятельность;
беседы и встречи с интересными людьми;
выступления с сообщениями, докладами на уроках,
научнопрактические конференции;
краеведческие исследования природы;
создание видеофильма;
фольклорные праздники; Чтобы избежать однообразия в построении занятий регионального курса, по
возможности широко используются различные средства активизации
речемыслительной деятельности учащихся.
Её основу составляют речевые ситуации, которые объединяются чаще
всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи
регионального содержания. Опыт работы показывает, что наиболее
распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является
посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников)
данной конкретной местности. С другой стороны это может стать
подготовкой к ролевой игре, в ходе которой учащиеся предлагают свои
варианты маршрутов экскурсий или мини экскурсий, а также создание
постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах
республики и родного города, о выдающихся личностях. Эта работа
дополняет часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран
изучаемого языка.
При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На
всех занятиях применяется разного вида наглядность: фотографии, слайды,
открытки, книжные иллюстрации, музыка, презентации и видеофильмы. В
обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты,
задания обобщающего характера,
выполняемые в форме
соревновании.Учащиеся старших классов могут сами искать информацию о
Башкортостане и Уфе в сети Интернет.
Еще одним источником изучения краеведческого материала в обучении
английскому языку может стать использование на занятиях отрывков
художественных произведений местных писателей и поэтов (на русском и
английском языках).
Изучая тему «Моя семья. Мой дом», учащиеся учатся говорить о своем
родном городе, республике. Вместе с ребятами мы составляем текст (в
зависимости от возраста и уровня подготовки), например, начните так:
My country is Russia. Russia is large and nice. I live in Bashkortostan. It is
large . My family lives in Ufa. It is a nice and old city…
После чтения и перевода текста, дети выполняют различные задания.
1. Вставь пропущенные буквы в слова: R_ssia, U a. Bas kortost n, Sal am,
str ets, s ops , be utif l.
2. Дополни предложения:
My country is… Bashkortostan is situated …
My family lives in…
3. Ответь на вопросы:
Where are you from?
Is your country large?
What republic do you live in?
Where is Bashkortostan situated?
Where do you live?
Do you have a garden?
Who works in your garden?
Do you help to work in your garden?
What can you grow in your garden?
4. Какие цвета есть на флаге Башкортостана? Что они означают? (нарисуй)
5. Напиши названия известных тебе населенных пунктов республики, отметь,
где ты был (работа с картой республики)
6. Запиши поанглийски название твоего города/республики.
7. На какой улице расположена твоя школа? Запиши название улицы по
английски.
8. Каких птиц и животных ты видел в своем регионе? (работа со словарем)
9. Какие птицы живут в городе/ за городом? (работа со словарем)
…live(s) in the town.
…live(s) out of the town.
10.Какие цветы любят твои мама и бабушка? (работа со словарем)
11.Верно или неверно:
My city is small.
My city is beautiful.
There are 5 streets in the city.
There are six shops in Ufa. We grow flowers in Salyam.
A lot of pupils study English in Ufa.
12.Составьте кроссворд, используя лексику занятия (названия городов, птиц,
животных и цветов)
13.Занесите все данные о республике в таблицу для обобщения материала и
подготовьте краткий пересказ.
Республи
ка
Столица
Крупные
города
Животные
и птицы
Цветы и
деревья
Достопримечательно
сти
Уфы.
Одним из эффективных методов обучения иностранным языкам можно
считать метод проекта, поскольку проектная методика характеризуется
высокой творческой
активностью, позволяет создать творческую
исследовательскую атмосферу. Например, можно предложить следующее
творческое задание.
Вариант 1.
Распечатайте и размножьте фотографии достопримечательностей
современной Уфы. На обратной стороне распечатайте таблицу и предложите
детям сделать сообщение об этом месте с вашей помощью. В итоге у вас
получится папка с описанием достопримечательностей Уфы, которую можно
всегда использовать на занятиях, для докладов ребят.
Do you know this place? Find this place in Ufa.
Make a report about this place.
The name of this place
your photo Be attentive and creative!
Good luck!
Вариант 2
Распечатайте фотографии старой Уфы в формате А 4 (образцы в
приложении). На обратной стороне распечатайте задание.
(найти и сфотографировать это место в сегодняшней Уфе, написать, чем
было это место в прошлом, чем оно является сейчас и как, возможно, будет
выглядеть в будущем.)
1 Find this place in Ufa today.
2 Take a picture of this place.
3 Write the report about this place, where you should tell about the history of this
place (what it was before, what it is now and what do you think it will be in
future).
4 Design your report.
The name of this place
your photo
Yesterday
Today
Tomorrow
Be creative!!!
Затем разрежьте фотографию на две части. Это задание хорошо выполнять
в малых группах, по 34 человека. Возьмите 2 или 3 фотографии. Сначала
учащиеся ищут вторую половину фотографии, что само по себе увлекательно,
затем склеивают обе части и на обратной стороне читают задание. Для
выполнения этого задания понадобится подготовка: поиск информации,
фотографирование, составление текста, оформление работы.
Работа в группах ускоряет процесс, так как каждый выполняет свою часть
работы.(рис.1) Такая деятельность повышает не только интерес к родному
краю, к изучению английского языка, но и возможности практического
применения
знаний, а также сплачивает коллектив группы. Такая
деятельность также является поисковой и исследовательской. В итоге вы также получаете папку по истории Уфы и достопримечательностям
республики. Эти папки вы также можете продемонстрировать на занятии “
Введение в образовательную программу”, чтобы привлечь внимание детей к
родному краю и мотивировать их к изучению английского языка. В процессе
работы с детьми собирается обширный материал, который станет бесценной
копилкой вашего опыта (рис.5,6,7,8).В качестве еще одного примера можно
привести краткое описание итогового проекта: “Welcome to Bashkortostan!”
Его целью является изучение региона и существующих здесь
достопримечательностей культуры и истории. Работа над проектом
предполагает несколько этапов.
Первый этап
Это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор
необходимой информации по нескольким направлениям:
История и география родного края;
Достопримечательности;
Столица Башкортостана;
Выдающиеся представители Башкортостана.
Второй этап
После того как план составлен, учащиеся начинают самостоятельную работу
в группах. Они собирают материал на родном и английском языках. Затем
материал обсуждается в группах, и учащиеся приступают к написанию
английского варианта. На этом этапе педагог выступает в роли консультанта.
Третий этап
На третьем этапе детям предлагается рассказать о результатах своих
поисков. Педагог оценивает содержание текстов, грамматическую и
лексическую правильность перевода. На следующем этапе учащиеся создают
рекламноинформационные буклеты. Собранный материал мы используем для
оформления выставки “Башкортостан мой край родной”, которую могут
посмотреть родители, учащиеся и гости центра (рис.2,3). На итоговом этапе
проекта ребята устно представляют свои листовки. Учащиеся высказывают
свои мнения, пожелания, задают вопросы выступающим, уточняя некоторые
детали и факты. В ходе обсуждения оценивается работа каждой группы,
победители награждаются почетными грамотами, билетами в театр.
Начиная с 5 класса, учащиеся работают над проектами, связанными с родным
краем, создают собственные презентации. Они проявляют большую фантазию и
действуют как исследователи. При подготовке проекта «Мой город», например,
учащиеся используют знания, полученные на уроках краеведения, работают в
библиотеке, с Интернетом. У ребят появляется заинтересованность глубже
узнать историю своей малой Родины, своего народа, его культуру, традиции, а
это ведет к формированию уважения к своей стране, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах
деятельности.
На старшем этапе у учащихся формируется способность и потребность
участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в
английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Ученику
нужно овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных
событиях края и города, публично выступать с подготовленным устным
сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме, например, по
темам «Родная страна», «Природа и проблемы экологии Башкортостана».
Старшеклассники выполняют следующие задания: эссе, реферат, сочинение
зарисовка с фотографиями, выпуск стенгазеты, письмоприглашение своему
зарубежному другу.
Форма работы над проектом может быть индивидуальной или коллективной
в зависимости от выбора детей. Для проектной деятельности предлагаются
следующие темы:
“Выдающиеся представители республики Башкортостан, их вклад в науку и
мировую культуру”,
“Досуг и увлечения молодежи в Уфе”,
“История моего города”,
“Моя семья в истории Уфы”,
“Моя малая родина – Уфа”
“Путешествие по Уфе”,
“Пещера ШульганТаш жемчужина Башкортостана”.
Спецкурс « Гид – переводчик», разработанный кафедрой иностранных
языков ИРО РБ значительно облегчает работу в данном направлении. В
течение первого года обучения ребята изучают жизнь и творчество
выдающихся представителей Башкортостана.
В начале второго года обучения проводятся занятия по истории Уфы,
экскурсии по историческому центру Уфы. В начале года экскурсия
проводится на русском языке, в конце второго года обучения – на английском
языке. Работа начинается с подготовки экскурсии.
Этапы подготовки экскурсии
1.Определение цели и задачи экскурсии.
2.Выбор темы.
3.Отбор литературы.
4.Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
5.Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6.Составление маршрута экскурсии.
7.Подготовка текста экскурсии.
8.Составление методической разработки.
9.Проведение пробной экскурсии на русском языке и ее утверждение. В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их
оценка по следующим показателям (критериям):
познавательная ценность;
известность (популярность);
необычность (экзотичность), неповторимость;
выразительность (внешняя выразительность самого объекта или
взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к
показу);
месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему,
пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного
расположения группы возле объекта).
В течение двух лет мы изучаем жизнь и творчество выдающихся
представителей Башкортостана, историю Уфы, проводим виртуальные
экскурсии (рис.13,14,15,16), изучаем фотографии (приложение 5), лексику,
литературу, работаем с интернетисточниками, оформляем кабинет (рис.4)
В конце второго года обучения подводятся итоги работы (ребята делают
проект «Выдающиеся представители Башкортостана», рис.5) и проводится
экскурсия на английском языке. Экскурсию проводит вся группа детей,
каждый рассказывает о какомлибо историческом месте, событии или
личности и вместе мы воссоздаем общую историческую картину.
Проектная работа дает учащимся возможность больше узнавать о своей малой
родине, активнее вникать в процесс общения на английском языке.
Заключение
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность
учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача педагога
активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их
творческой активности в процессе обучения.
Проектная деятельность с привлечением НРК повышает уровень
практического владения английским языком, а главное формирует навыки
самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной
работы ответственность возлагается на самого ребенка как индивида. Самое
важное то, что ребенок, а не педагог, определяет, что будет содержать проект,
в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность
учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески
продуманной форме.
Таким образом, реализация регионального компонента на уроках английского
языка становится не только средством формирования разных видов
компетенций, но и имеет большое воспитательное значение: обучая
английскому языку, мы пробуждаем в наших учениках гражданские,
патриотические чувства.
Судьба любой нации зависит от уважительного отношения к ней других
народов. И поэтому чувство толерантности у учащихся воспитывается через интеграцию английской и башкирской культур, вернее, через сопоставление
жизни и творчества отдельных писателей и выдающихся деятелей культуры.
Использование регионального компонента на уроке иностранного языка в
контексте диалога культур позволяет повысить эффективность обучения
иностранному языку: формирование положительной мотивации в изучении
языка; доброжелательного
заинтересованного отношения к стране
изучаемого языка, ее культуре и народу; формирование умения учащихся
осуществлять как устные, так и письменные формы общения;
учет
возрастных особенностей и интересов учащихся; развитие их творческих
способностей в процессе активной познавательной деятельности.
и Список использованной литературы
1. Нормативные основания разработки методических рекомендаций:
Законы Российской Федерации:
Закон Российской Федерации "Об образовании" (с последними изменениями
от 03.02.2014 N 11ФЗ).
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" (с последними изменениями от 02.07.2013 N 185ФЗ).
«Конвенция о правах ребенка». Принята резолюцией 44/25
Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.89 и вступила в силу 2 сентября 1990 года.
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ от 29.08.2013
г. № 1008, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г.).
2.Законы Республики Башкортостан:
Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике
Башкортостан» (с последними изменениями от 1 января 2014 г.).
Программа развития системы образования городского округа город Уфа
Республики Башкортостан на 20062010 гг. № решения 8/14 от 21.02.2006 г.
Закон Республики Башкортостан от 31.12.99 N 44з (ред. от 10.12.2007) "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ
БАШКОРТОСТАН"
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 125103.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (утверждены научнометодическим
советом по дополнительному образованию детей Министерства образования
Российской Федерации 03.06.2003 г.).
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г.
№ 06 – 1844.
Устав МАОУДОД ДЮЦ «Салям».
3. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому
языку. /ИЯШ, 1991, №3.
4.Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного
курса. «Иностранный язык и регионоведение» /НЯШ, 1996, №5.
5.Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании
культуры страны изучаемого языка. /ИЯШ., 2001 , №4.
6.Родной край. Программа и методические разработки к спецкурсу «Гид
переводчик» Уфа: БИРО, 2006.
7.Писатели Башкортостана. Учебнометодическое пособие. – Уфа: БИРО,
2007.
8. Акмалов А.Ю.
Творческие
задания
как
средство
активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на
предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук / Челябинский
гос. пед. инт. Челябинск, 1995.20 с.
9. Буторина Т.С. Национальнорегиональный компонент в образовании и
воспитании. Архангельск: ПМПУ, 1994. 120 с.
10. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования //
Педагогика, 1996. № 1. С. 1820.
11. Ефремова Л.И. Воспитывать на основе национальной культуры // Школа.
1998. № 3. С. 3536.
12. Кориниенко П.А. Краеведение как средство воспитания учащихся //
Страницы истории педагогики. Вып. 18. Пятигорск, 2000.
13. Порошин В.И. Национальноориентированный компонент в содержании
общего среднего образования современной школы: Автореф. дис. канд. пед.
наук / Ленинградский областной гос. унт. СПб., 2001. 23 с. 14. Ворохова З. Национальнорегиональный компонент: разработка и
реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 6771.
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Региональный компонент в программе изучения английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.