Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
Детсад
03.03.2018
Рабочая программа воспитателя включает региональный компонент. Знакомство с Крымом, г. Судаком. Здесь представлены перспективные темы тематических недель по изучению природы Крыма, достопримечательностей, окружающего мира, национально – культурных и исторических особенностей родного края, знакомство с символами г. Судака и Крыма, героями труда и войны...Региональный компонент в рабочей программе воспитателя
Региональный компонент.docx
Региональный компонент.
Республика Крым – одна из многонациональных регионов
Российской Федерации. В законе об образовании четко определена
необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно
национального характера образования, связь воспитания и обучения с
жизнью и национальными культурными традициями.
Региональный компонент составлен с учетом национальных и
региональных особенностей Республики Крым, который предусматривает
следующие направления деятельности:
Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих
Республику Крым.
Предоставление каждому ребенку возможность
обучения и воспитания на родном языке,
формирование у детей основ нравственности на лучших
образцах национальной культуры, народных
традициях и обычаях.
Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности
– привития любви и уважения
к людям другой национальности, к их культурным
ценностям.
Ознакомление с природой родного края, формирование экологической
культуры.
Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов,
населяющих Республику Крым,
праздниками, событиями общественной жизни
республики, символиками Республики Крым и РФ, памятниками
архитектуры, декоративноприкладным искусством.
Основной целью работы является развитие духовнонравственной
культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами
традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
Системность и непрерывность.
Личностноориентированный
взаимодействия детей и взрослых.
гуманистический характер
Свобода индивидуального личностного развития.
Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры
на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских
качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и
культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе
воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном
процессе используются разнообразные методы и формы организации
детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические
игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы,
знакомство с народноприкладным искусством и др.
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными
областями
1 Физическое развитие.
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом
региональных климатических и сезонных особенностей являются:
создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
развитие потребности в двигательной активности детей при помощи
подвижных народных (русских, украинских, крымскотатарских, армянских,
болгарских немецких, греческих…), спортивных игр, физических упражнений,
соответствующих их возрастным особенностям;
совершенствование физического развития детей через национальные
праздники, народные игры.
2. Социальнокоммуникативное развитие.
Использование национального регионального компонента в направлении,
социальнокоммуникативного развития ребенка включает:
развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая
действительность Республики Крым, мир взрослых людей, формирование
представлений о труде, профессиях взрослых работающих в сфере сельского
хозяйства, родной природы, общественной жизни.
обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах
родного города.
расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой
медицинской помощи города Судака.
3. Познавательно развитие.
Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом
национально – регионального компонента являются:
воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами
культурного творчества представителей разных народов, проживающих в
республике Крым и городе Судаке.
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей,
культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать
возможности народной и музейной педагогики. формировать элементы экологического миропонимания, экологической
воспитанности, развивать позитивное эмоциональноценностное отношение к
природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием
природы Крыма.
4. Речевое развитие.
Развитие родной речи, овладение богатствами родного языка составляет один
из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в
воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально –
регионального компонента являются
Формирование у детей интереса к изучению родного языка и языков
народов Крыма через создание национального культурного пространства в
ДОУ;
ознакомление детей с художественной литературой разных жанров,
проявление интереса к произведениям русского, украинского, крымско
татарского и других народов, проживающих в Республике Крым, устного
народного творчества: сказкам,
пословицам,
поговоркам, загадкам.
Побуждение детей к общению, используя информационнокоммуникативные
технологии, игры ситуации, наглядность.
преданиям,
легендам,
5.Художественноэстетическое развитие. (Музыка, художественное
творчество)
армянского,
крымскотатарского,
Художественноэстетическое развитие дошкольников средствами русского,
украинского,
болгарского…
музыкального, декоративноприкладного, литературного искусства включает
в себя:
создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке,
живописи, танцах, театре и литературе;
развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к
изобразительному,
декоративноприкладному искусству народов,
проживающих в республике Крым, родного города.
воспитание нравственнопатриотических чувств посредством знакомства
детей с произведениями русских, украинских, крымскотатарских и
других народов.
Реализация содержания идет в следующих направлениях:
Природноклиматические особенности родного края.
1 В этом блоке дети знакомятся с природноэкологическим своеобразием
края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и
природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и
климатических особенностях своей местности, растениями, лекарственных
травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать
красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее
защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления
являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление
гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с
объектами природы.
2. Национальнокультурные и исторические особенности края.
Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений
о родном городе – Судаке, знакомство с историей возникновения и развития
города, с особенностями быта и семейного уклада предков.
Дети посещают достопримечательные места в городе (руины Генуэзской
крепости, берег Чёрного моря, природные пейзажи, горы Судака,
Судакский аквапарк), знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и
искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города Судака и
Судакского региона. Большое значение имеет взаимодействие с социумом
(Домом культуры, детской и городской библиотеками, где на основе
экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем.
У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают
люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами,
закладываются основы гражданскопатриотических чувств: любовь, гордость
и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного
направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений,
экскурсий, бесед, видеопросмотров, оформления стендов, выставок,
организации конкурсов.
3. Ценностносмысловая взаимосвязь поколений.
Этот блок рассматривается в трех проекциях.
Защитники Отечества:
Дети получают сведения о современных солдатаходносельчанах, проходящих
срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых
парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и
фотографии о солдатахземляках, героически воевавших в Афганистане.
Ветераны и труженики города:
Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий
старших дошкольников по улицам города, названных в честь героев
воевавших во время Великой Отечественной войне и героев труда (ул.
Маршала Бирюзова,
Героя
Социалистического Труда Князевой М. Д. ). Используются слайды и
фотографии. Дети знакомятся с портретами героев войны и труда.
Традиционно перед празднованием 9 мая дети возлагают букеты с цветами к
подножию монументов, готовят подарки и концертные номера и поздравляют
ветеранов.
4. Символика края.
Реализация регионального компонента в данном направлении
предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном
Партизанская,
ул Еременко,
ул. Республики Крым. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о
значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно
патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее
лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к
организации предметноразвивающей среды в групповых комнатах. Поэтому
расположение предметов и организация развивающей среды в различных
возрастных группах имеют некоторые отличительные признаки.
В группах младшего возраста – уголки социальнонравственного воспитания
(фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему
объектов). Пополнены дидактические материалы по ознакомлению
дошкольников с живой и не живой природой родного края (птицы,
животные, растения, деревья, коллекция морских ракушек и т. п.) В группах
имеются полочки красоты, для выставления изделий и предметов
декоративноприкладного искусства: вышивка, посуда, народные игрушки,
подборки иллюстративного материала региональной тематики и т. д.
Осуществляется работа с родителями: в группах имеется информация о
реализации регионального компонента,
проводятся тематические
родительские собрания, родители привлекаются к участию в творческих
выставках региональной направленности, участвуют в экологических акциях.
В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным
направлениям деятельности взрослых и детей:
непосредственно образовательная деятельность;
совместная деятельность.
В младших группах в непосредственно – образовательной деятельности
(ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, развитие речи,
чтение художественной литературы, рисование лепка,
аппликация,
конструирование) используется региональный компонент. В течение дня
реализовываются все образовательные области, как в непосредственно
образовательной, так и в повседневной деятельности. Региональный
компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны
личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие.
Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого
результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в
разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные
праздники и развлечения.
Комплексно – тематическое планирование в дошкольных группах
детского сада
Месяц
Сентябр
ь
Тема
Мой
любимый
Формы работы
Экскурсия по городу, любование в природе,
беседы, рассматривание фотографий родного город
Октябр
ь
Растительно
сть Крыма
Ноябрь Страна,
в
которой мы
живём
Декабрь Красота
зимней
природы
Январь Животные
моего края
Февраль Путешеству
по
деревьев,
попевок,
иллюстраций,
города, просмотр фильмов о городе, наблюдения в
природе, чтение рассказов, легенд о городе,
дидактические игры
Знакомство с природой Крыма, любование
осенними деревьями, кустарниками, травянистыми
растениями, экскурсия в парк. Беседа, рисование
осенних листочков,
кустарников;
наблюдения за солнцем, деревьями, ветром, небом.
Составление коллективных работ о природе
Судака, подвижные игры, дидактические игры,
выставки работ, гербарии
Слушание гимна Крыма и России. Дидактически
игры,
подвижные игры народов Крыма,
хороводов,
разучивание песен,
рассматривание
чтение
художественной литературы, экскурсии по улицам
города, сюжетно – ролевые игры, конкурсы
рисунков
Экологические викторины, изо деятельность,
изготовление поделок, экскурсия в зимний парк, к
морю, наблюдение за птицами, деревьями,
погодой,
разучивание
стихотворений,
чтение
рассказов, знакомство с зимними праздниками, их
особенностями, обрядами
Наблюдения в природе,
рассматривание
иллюстраций, создание мини – музея, составление
рассказов по картине, игровая деятельность,
чтение художественной литературы, драматизация
сказок
Экскурсии, наблюдения, НОД, создание мини –
музея, проекты, коллективные работы, беседы,
составление рассказов. Знакомство с историей
родного города, людьми прославившими город,
Крым. Дидактические игры, акции – Покормите
птиц. Встреча с интересными людьми.
дидактические игры,
слушание музыки,
ем
родному
краю,
Знакомство
с
достоприме
чательностя
ми родного
края
Удивительн
ый мир птиц
Март
Экскурсии в парк, к морю, рассматривание
иллюстраций, драматизация сказок, конкурс Апрель Местные
особенност
и и
культурные
традиции
нашего
города.
в
Весна
Крыму
Май
поделок,
чтение художественной
рисунков,
литературы, оформление стенгазет,
Изготовление поделок, украшений, подарков,
предметов для игр, участие в конкурсах,
фестивале, развлечения, праздники слушание
музыки.
НОД, беседа, рассматривание
иллюстраций, составление рассказов, посещение
музея, библиотеки. Организация выставок изделий
национального
прикладного
творчества.
Праздник, развлечения, экологические акции,
беседы, игровая деятельность, наблюдения в
природе, экскурсии, чтение художественной
литературы, просмотр фильмов, слушание музыки
декоративно
Литература
1 Крымский веночек. Региональная программа и методические
рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного
возраста в Крыму, 2 издание, дополненное. г. Симферополь.2008г.
2 Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно тематический план
реализации «Программы социального развития детей дошкольного
возраста». − Пермь, 2003.
3 А.Л. Табенкина «Хрестоматия по детской литературе», Москва
«Просвещение», 1988г.
4 Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу”
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Региональный компонент, знакомим дошкольников с Крымом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.