Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Регуляция дыхания
Цели образования:
- раскрыть сущность нервной и гуморальной регуляции в дыхательной системе;
- сформировать представление о работе дыхательного центра;
- убедить учащихся в единстве нервной и гуморальной регуляции в дыхательной системе.
Цели развития:
- развивать умение сравнивать, работать с учебником.
Цели воспитания:
- воспитывать ответственное отношение к людям, у которых наблюдается остановка дыхания;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
-В ходе совместной работы проанализировать содержание основных понятий: высшие дыхательные центры КБП головного мозга, регуляция дыхания(нервная, гуморальная).
-Выявить значение нейрогуморальной регуляции в жизни человека.
Методы: словесные (объяснение с элементами беседы, фронтальная беседа, индивидуальный опрос).
Ход урока
Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы?
1. Нервная регуляция дыхания.
С первого и до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорождённый ребёнок совершает ≈ 60 дыхательных движений в минуту, 5-летний – 25, в возрасте 16-17 лет дыхание становится 16-18 раз
в минуту и сохраняется таким до старости. В старости дыхание вновь немного учащается.
Чем же определяется ритм дыхания и от чего он зависит?
Нервная регуляция осуществляется благодаря особому дыхательному центру, расположенному в головном мозге. Этот центр был открыт русским физиологом Николаем Александровичем Миславским в 1919 году. Именно он установил, что продолговатом мозге есть группа клеток, разрушение которых приводит к остановке дыхания. Эта группа клеток сейчас называется дыхательным центром.
Дыхательный центр обладает автоматией: в нём (как и в сердце) ритмически возникают нервные импульсы, которые идут к дыхательным мышцам и ≈ каждые 4 секунды заставляют подниматься грудную клетку и опускать диафрагму – благодаря этому происходит вдох. Выдох в состоянии покоя происходит пассивно, рёбра опускаются под действием силы тяжести.
При вдохе лёгкие растягиваются. Механорецепторы в стенках лёгких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются и происходит выдох. (это непроизвольная регуляция, даже при потере сознания человек продолжает дышать).
-Можно ли повлиять на работу дыхательного центра? Как?
(если удар в солнечное сплетение, «под дых», или во время обливания холодной водой – остановка дыхания, «от радости в зобу дыханье спёрло…»)
На работу дыхательного центра оказывают влияние и высшие нервные центры, расположенные в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря их деятельности изменяется ритм дыхания при разговоре и пении, а также можно сознательно изменять ритм дыхания, например, при физических нагрузках или занятиях спортом.
Интенсивность дыхания изменяется не только при физических нагрузках, но и в зависимости от эмоционального состояния человека. При волнении дыхание становится прерывистым, человеку бывает трудно говорить, при гневе оно шумное и частое. Приятные эмоции могут сопровождаться снижением интенсивности дыхания.
Влияние на дыхание
Стимуляция дыхания:
-Высшие дыхательные центры (гипервентиляция)
-Физическая нагрузка
- Эмоции (волнение)
Замедление дыхания:
-Высшие дыхательные центры (пение)
-Защитные рефлексы
-Эмоции (спокойствие)
Разговор о нервной регуляции дыхания будет незаконченным, если мы с вами не поговорим о таких важных защитных рефлексах, как чихание и кашель.
(ученик, которому было дано опережающее задание, рассказывает о чихании и кашле).
Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается, и происходит выброс воздуха, сопровождаемый звуком кашля.
Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох как при кашле, но когда воздух толчком выбрасывается из лёгких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остаётся единственный путь наружу – через нос.
При чихании и кашле из дыхательных путей удаляются инородные частицы, слизь и т. п.
2.Гуморальная регуляция.
Кроме нервной, существует ещё и гуморальная регуляция дыхания. При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а следовательно, образуется больше углекислого газа. Кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра в продолговатом мозге и раздражает его. Возбудимость повышается, и человек начинает дышать глубже. Именно увеличение концентрации углекислого газа в крови новорождённого приводит к тому, что человек делает первый в своей жизни вдох. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, то работа дыхательного центра снижается.
Работу дыхательного центра очень легко проверить опытным путём. Попробуйте ненадолго задержать дыхание. Воспользуйтесь часами, чтобы определить время, на которое вы можете это сделать. Вскоре вы почувствуете непреодолимое желание сделать вдох. Всё правильно! В этот момент концентрация углекислого газа у вас в крови увеличилась, кровь достигла дыхательного центра головного мозга, и он отправил сигналы к мышцам, заставляющим вас сделать вдох.
Благодаря нервной и гуморальной регуляции концентрация кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях.
4. Закрепление.
1. Какие существуют виды регуляции в дыхательной системе?
2. В чем их сущность?
3. Какие существуют защитные рефлексы дыхательной системы?
4. Где находится дыхательный центр и какие отделы включает?
Выполни задание
1. Подведение итогов, выставление оценок, комментарии
2. Домашнее задание. § учить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.