«Регуляция кровообращения»
Оценка 4.7

«Регуляция кровообращения»

Оценка 4.7
docx
биология
8 кл
01.05.2020
«Регуляция кровообращения»
27..docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

«Регуляция кровообращения»

Цели Образовательные: сформировать у обучающихся представление о нервной и гуморальной регуляции кровоснабжения органов, о влиянии парасимпатической и симпатической нервной системы на кровообращение, о влиянии физической нагрузки и факторов окружающей среды на сердечнососудистую систему. Развивающие: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации. Воспитательная: воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют представление о регуляции кровообращения, влиянии факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Метапредметные:  Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; формируется бережное отношение к собственному здоровью. Регулятивные УУД:  определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников.  Познавательные УУД: научиться выполнять задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в группах. Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Ход урока

        I.            Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Мотивация.

- Как вы думаете, а что означает слово «здравствуйте»?

- Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?

- На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.

  III.            Актуализация опорных знаний.

- Какую систему организма человека вы изучаете на протяжении нескольких уроков?

- Чем образована сердечно-сосудистая система?

- Всегда ли кровь движется по сосудам с одинаковой скоростью и с одинаковым давлением?

- Знаете ли вы, от чего это зависит?

- Что вы понимаете под термином «регуляция»?

- Какие виды регуляции функций организма вы знаете?

- Как вы думаете, а работа кровеносной системы регулируется?

IV. Определение темы и целей урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

- Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди», «от страха сердце в пятки убежало», «сердце трепещет, как испуганная птичка» и др.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

2) Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

V. Открытие нового знания.

1) Вступительное слово учителя:

Французский физиолог, ака­демик и профессор Парижского университета Клод Бернар, проводя свои многочисленные эксперименты, обнаружил, что если перере­зать правый шейный симпатический нерв, то правая сторона морды собаки становится теплее левой. Очевидно, происходит расширение кро­веносных сосудов, усиливается приток крови.

Но как увидеть эти изменения? Сквозь нежную кожу уха кролика хорошо видны мелкие кро­веносные сосуды, и в микроскоп можно заме­тить, как они сжимаются или расширяются.

Опытом Клод Бернар доказывает сосудодвигательную роль симпатических нервов. Раз­дражение электрическим током шейного симпа­тического нерва вызывает сужение кровеносных сосудов в ухе кролика, и оно заметно блед­неет. Перерезка того же нерва влечет за собой расширение сосудов, и ухо розовеет.

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны. 

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

нервная регуляция работы сердца

Деятельностью сердца управляют сердечные центры продолговатого мозга и гипоталамуса, проводя нервные импульсы по симпатическим нервам и парасимпатическим нервам вегетативной нервной системы.

Сердечные центры в области гипоталамуса разделены: в заднем гипоталамусе преобладают симпатические клетки, а в переднем — парасимпатические.

Различают также корковые сердечные центры. Доказательством их существования  является изменение сердечной деятельности при различных эмоциональных состояниях, или благодаря волевым усилиям (практика йогов). Эти факты свидетельствуют о локализации сердечных центров в коре головного мозга.

Доказательство коркового влияния

 

Влияние регуляции:

  • изменение частоты сердечных сокращений;
  • изменение силы сердечных сокращений;
  • изменение скорости атриовентрикулярного проведения в сердечной мышце.

Медиаторы вегетативной нервной системы:

  • ацетилхолин — в парасимпатической нервной системе;
  • норадреналин  — в симпатической нервной системе .

Предсердия и синоатриальный узел находятся под постоянными воздействиями со стороны блуждающих нервов (парасимпатичесая система) и симпатических нервов. Деятельность желудочков сердца, в отличие от предсердий, контролируется почти исключительно симпатическими нервами. 

Парасимпатическая НС. Парасимпатические сердечные центры расположены в продолговатом мозге и представлены ядрами блуждающего нерва. От ядер отходят длинные преганглионарные волокна, заканчивающиеся в стенках сердца (рис. 1).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/19184/%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%82_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

Рис. 1. Вегетативная нервная система

Правый блуждающий нерв заканчивается в области синоатриального узла и оказывает влияние на частоту сердечных сокращений (рис. 2).

Левый блуждающий нерв заканчивается в области атриовентрикулярного узла и влияет на систолический выброс.

Симпатическая НС.  Симпатические нервные узлы расположены в боковых рогах верхних грудных сегментов спинного мозга. Симпатические нервные волокна подходят к сердцу в составе нескольких сердечных нервов. Симпатические нервные окончания, в отличие от блуждающих нервов, равномерно распределены по всем отделам сердца.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/19183/%D0%B8%D0%BD_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4.jpeg

Рис. 2. Иннервация сердца: 1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел (АВ-узел)

Симпатческая система влияет на сердце также посредством катехоламинов, выделяющихся в кровь из мозгового слоя надпочечников.

При выключении парасимпатических нервов частота сокращений сердца у собаки возрастает от 100 уд./мин. (норма в покое) до 150 уд./мин.

При выключении симпатических нервов частота падает до 60 уд./мин.

Постоянное влияние блуждающих и симпатических нервов на миокард называется тонусом нервов. Так как ритм денервированного сердца (собственный ритм сердца) значительно выше, чем частота сокращений сердца в состоянии покоя, считается, что в покое тонус блуждающих нервов преобладает над тонусом симпатических.

симпатический отдел

парасимпатический отдел

учащение работы сердца

замедление работы сердца

медиатор — норадреналин: увеличивает деполяризацию мембраны в синатриальном узле; увеличивает выброс кальция в мышечные волокна сердца

медиатор — ацетилхолин: уменьшает выброс кальция в миофибриллярное пространство, что уменьшает взаимодействие актина и миозина

 сужают коронарные сосуды: усиливается ток крови — в миокард поступает больше кислорода

расширяют коронарные сосуды: замедляется ток крови — в миокард поступает меньше кислорода

За последнее время были получены факты, свидетельствующие о прямом сосудосуживающем действии симпатических нервов и сосудорасширяющем действии парасимпатических нервов на коронарные сосуды.

гуморальная регуляция работы сердца

Гуморальная регуляция заключается в том, что в крови имеются многочисленные гуморальные факторы, которые могут менять, как силу, так и частоту сердечных сокращений. Все данные вещества делятся на две группы: стимулирующие и угнетающие сердечную деятельность. К первым относятся, например, катехоламины (адреналин, норадреналин и др.).

Известно, что адреналин, воздействует непосредственно на сердечную мышцу через клеточные системы регуляции (цАМФ, кальциевая система и т.п.); он увеличивает как силу, так и частоту сокращений. 

К веществам, усиливающим деятельность сердца, относятся также гормоны щитовидной железы: тироксин и трийодтиронин, которые увеличивают частоту сокращений сердца. Известно, что гипертиреоз всегда вызывает тахикардию (учащение сердцебиения).

Стимуляторами сердечной деятельности являются также глюкокортикоиды — гормоны коркового слоя надпочечников, т. к. они повышают активность катехоламинов (адреналина и т. п.)

стимуляция сердечной деятельности

угнетение сердечной деятельности

катехоламины (гормоны мозгового слоя надпочечников):

адреналин и норадреналин — учащают и усиливают деятельность сердца

ацетилхолин: замедляет проведение нервного импульса в проводящей системе сердца;

торрмозит работу симпатического отдела

глюкокортикоиды (гормоны коркового слоя надпочечников): повышают активность катехоламинов

 ионы калия (при высокой концентрации)

тироксин и трийодтиронин (гормоны щитовидной железы): увеличивает частоту сердечных сокращений

 

 ионы кальция

 

В основе действия парасимпатических блуждающих нервов и их медиатора ацетилхолина лежит высокая мембранная проницаемость сердечной мышцы для ионов калия. Это препятствует развитию деполяризации мембран в проводящей системе сердца, так как увеличение выхода ионов калия противодействует входящему току кальция.

интеркардиальная регуляция

В сердце существует собственная система регуляции -- интеркардиальная регуляция, представленная ганглиозными клетками Догеля. Клетки Догеля образуют в сердце как холин-, так и адренэргические системы, выделяющие соответственно медиатор ацетилхолин и норадреналин.

Если взять животное (собаку) удалить сердце, а затем вновь данное сердце поместить в организм, сшив соответствующие сосуды, то сердце окажется денервированным. Собака поправится; при физической нагрузке ритм и сила сердечных сокращений собаки будут меняться. Так наличие интракардиальной регуляции позволяет проводить пересадку сердца от одного человека к другому.

VI. Закрепление знаний.

1.      Выполнение заданий тренажёрного теста электронного приложения к учебнику. Совместная проверка выполненных заданий.

2.      Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия. Закончите предложения:

- Чтобы иметь здоровое сердце и сосуды, необходимо

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно …

- Мне пригодится …

- Я хотел бы ещё узнать…

Домашнее задание: §25, поработать с ЭП, составить 10 вопросов по теме «Регуляция кровообращения» или кроссворд по этой теме.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Психологическая цель : создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося

Психологическая цель : создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося

IV. Определение темы и целей урока

IV. Определение темы и целей урока

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с…

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с…

Рис. 1. Вегетативная нервная система

Рис. 1. Вегетативная нервная система

Рис. 2. Иннервация сердца: 1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел (АВ-узел)

Рис. 2. Иннервация сердца: 1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел (АВ-узел)

Гуморальная регуляция заключается в том, что в крови имеются многочисленные гуморальные факторы, которые могут менять, как силу, так и частоту сердечных сокращений

Гуморальная регуляция заключается в том, что в крови имеются многочисленные гуморальные факторы, которые могут менять, как силу, так и частоту сердечных сокращений

VI. Закрепление знаний. 1.

VI. Закрепление знаний. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020