Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
«Регуляция кровообращения»
Цели Образовательные: сформировать у обучающихся представление о нервной и гуморальной регуляции кровоснабжения органов, о влиянии парасимпатической и симпатической нервной системы на кровообращение, о влиянии физической нагрузки и факторов окружающей среды на сердечнососудистую систему. Развивающие: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации. Воспитательная: воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют представление о регуляции кровообращения, влиянии факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Метапредметные: Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; формируется бережное отношение к собственному здоровью. Регулятивные УУД: определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников. Познавательные УУД: научиться выполнять задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в группах. Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
II. Мотивация.
- Как вы думаете, а что означает слово «здравствуйте»?
- Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?
- На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.
III. Актуализация опорных знаний.
- Какую систему организма человека вы изучаете на протяжении нескольких уроков?
- Чем образована сердечно-сосудистая система?
- Всегда ли кровь движется по сосудам с одинаковой скоростью и с одинаковым давлением?
- Знаете ли вы, от чего это зависит?
- Что вы понимаете под термином «регуляция»?
- Какие виды регуляции функций организма вы знаете?
- Как вы думаете, а работа кровеносной системы регулируется?
IV. Определение темы и целей урока.
1) Постановка проблемного вопроса.
- Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди», «от страха сердце в пятки убежало», «сердце трепещет, как испуганная птичка» и др.
Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
2) Определение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
V. Открытие нового знания.
1) Вступительное слово учителя:
Французский физиолог, академик и профессор Парижского университета Клод Бернар, проводя свои многочисленные эксперименты, обнаружил, что если перерезать правый шейный симпатический нерв, то правая сторона морды собаки становится теплее левой. Очевидно, происходит расширение кровеносных сосудов, усиливается приток крови.
Но как увидеть эти изменения? Сквозь нежную кожу уха кролика хорошо видны мелкие кровеносные сосуды, и в микроскоп можно заметить, как они сжимаются или расширяются.
Опытом Клод Бернар доказывает сосудодвигательную роль симпатических нервов. Раздражение электрическим током шейного симпатического нерва вызывает сужение кровеносных сосудов в ухе кролика, и оно заметно бледнеет. Перерезка того же нерва влечет за собой расширение сосудов, и ухо розовеет.
Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.
Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.
нервная регуляция работы сердца
Деятельностью сердца управляют сердечные центры продолговатого мозга и гипоталамуса, проводя нервные импульсы по симпатическим нервам и парасимпатическим нервам вегетативной нервной системы.
Сердечные центры в области гипоталамуса разделены: в заднем гипоталамусе преобладают симпатические клетки, а в переднем — парасимпатические.
Различают также корковые сердечные центры. Доказательством их существования является изменение сердечной деятельности при различных эмоциональных состояниях, или благодаря волевым усилиям (практика йогов). Эти факты свидетельствуют о локализации сердечных центров в коре головного мозга.
Доказательство коркового влияния
Влияние регуляции:
Медиаторы вегетативной нервной системы:
Предсердия и синоатриальный узел находятся под постоянными воздействиями со стороны блуждающих нервов (парасимпатичесая система) и симпатических нервов. Деятельность желудочков сердца, в отличие от предсердий, контролируется почти исключительно симпатическими нервами.
Парасимпатическая НС. Парасимпатические сердечные центры расположены в продолговатом мозге и представлены ядрами блуждающего нерва. От ядер отходят длинные преганглионарные волокна, заканчивающиеся в стенках сердца (рис. 1).
Рис. 1. Вегетативная нервная система
Правый блуждающий нерв заканчивается в области синоатриального узла и оказывает влияние на частоту сердечных сокращений (рис. 2).
Левый блуждающий нерв заканчивается в области атриовентрикулярного узла и влияет на систолический выброс.
Симпатическая НС. Симпатические нервные узлы расположены в боковых рогах верхних грудных сегментов спинного мозга. Симпатические нервные волокна подходят к сердцу в составе нескольких сердечных нервов. Симпатические нервные окончания, в отличие от блуждающих нервов, равномерно распределены по всем отделам сердца.
Рис. 2. Иннервация сердца: 1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел (АВ-узел)
Симпатческая система влияет на сердце также посредством катехоламинов, выделяющихся в кровь из мозгового слоя надпочечников.
При выключении парасимпатических нервов частота сокращений сердца у собаки возрастает от 100 уд./мин. (норма в покое) до 150 уд./мин.
При выключении симпатических нервов частота падает до 60 уд./мин.
Постоянное влияние блуждающих и симпатических нервов на миокард называется тонусом нервов. Так как ритм денервированного сердца (собственный ритм сердца) значительно выше, чем частота сокращений сердца в состоянии покоя, считается, что в покое тонус блуждающих нервов преобладает над тонусом симпатических.
симпатический отдел |
парасимпатический отдел |
учащение работы сердца |
замедление работы сердца |
медиатор — норадреналин: увеличивает деполяризацию мембраны в синатриальном узле; увеличивает выброс кальция в мышечные волокна сердца |
медиатор — ацетилхолин: уменьшает выброс кальция в миофибриллярное пространство, что уменьшает взаимодействие актина и миозина |
сужают коронарные сосуды: усиливается ток крови — в миокард поступает больше кислорода |
расширяют коронарные сосуды: замедляется ток крови — в миокард поступает меньше кислорода |
За последнее время были получены факты, свидетельствующие о прямом сосудосуживающем действии симпатических нервов и сосудорасширяющем действии парасимпатических нервов на коронарные сосуды.
гуморальная регуляция работы сердца
Гуморальная регуляция заключается в том, что в крови имеются многочисленные гуморальные факторы, которые могут менять, как силу, так и частоту сердечных сокращений. Все данные вещества делятся на две группы: стимулирующие и угнетающие сердечную деятельность. К первым относятся, например, катехоламины (адреналин, норадреналин и др.).
Известно, что адреналин, воздействует непосредственно на сердечную мышцу через клеточные системы регуляции (цАМФ, кальциевая система и т.п.); он увеличивает как силу, так и частоту сокращений.
К веществам, усиливающим деятельность сердца, относятся также гормоны щитовидной железы: тироксин и трийодтиронин, которые увеличивают частоту сокращений сердца. Известно, что гипертиреоз всегда вызывает тахикардию (учащение сердцебиения).
Стимуляторами сердечной деятельности являются также глюкокортикоиды — гормоны коркового слоя надпочечников, т. к. они повышают активность катехоламинов (адреналина и т. п.)
стимуляция сердечной деятельности |
угнетение сердечной деятельности |
катехоламины (гормоны мозгового слоя надпочечников): адреналин и норадреналин — учащают и усиливают деятельность сердца |
ацетилхолин: замедляет проведение нервного импульса в проводящей системе сердца; торрмозит работу симпатического отдела |
глюкокортикоиды (гормоны коркового слоя надпочечников): повышают активность катехоламинов |
ионы калия (при высокой концентрации) |
тироксин и трийодтиронин (гормоны щитовидной железы): увеличивает частоту сердечных сокращений |
|
ионы кальция |
|
В основе действия парасимпатических блуждающих нервов и их медиатора ацетилхолина лежит высокая мембранная проницаемость сердечной мышцы для ионов калия. Это препятствует развитию деполяризации мембран в проводящей системе сердца, так как увеличение выхода ионов калия противодействует входящему току кальция.
интеркардиальная регуляция
В сердце существует собственная система регуляции -- интеркардиальная регуляция, представленная ганглиозными клетками Догеля. Клетки Догеля образуют в сердце как холин-, так и адренэргические системы, выделяющие соответственно медиатор ацетилхолин и норадреналин.
Если взять животное (собаку) удалить сердце, а затем вновь данное сердце поместить в организм, сшив соответствующие сосуды, то сердце окажется денервированным. Собака поправится; при физической нагрузке ритм и сила сердечных сокращений собаки будут меняться. Так наличие интракардиальной регуляции позволяет проводить пересадку сердца от одного человека к другому.
VI. Закрепление знаний.
1. Выполнение заданий тренажёрного теста электронного приложения к учебнику. Совместная проверка выполненных заданий.
2. Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Рефлексия. Закончите предложения:
- Чтобы иметь здоровое сердце и сосуды, необходимо
- Сегодня я узнал …
- Мне было интересно …
- Мне пригодится …
- Я хотел бы ещё узнать…
Домашнее задание: §25, поработать с ЭП, составить 10 вопросов по теме «Регуляция кровообращения» или кроссворд по этой теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.