Современный
американский писатель-фантаст, автор романов и рассказов, получивших широкую
известность.
Создал более восьмисот разных литературных произведений.
Отец писателя был потомком англичан-первопоселенцев, Брэдбери
которые
пересекли Атлантику и обосновались в Северной Америке ещё в 1630 году. Мать
Брэдбери, была шведкой.
Рэй является потомком Мэри Брэдбери, которая была заочно приговорена к повешению на Процессе над салемскими ведьмами в 1692 году.
Во время Великой депрессии в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Брэдбери
Анджелес. Там Рэй в 1938 году окончил среднюю школу.
Три последующих года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса. Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было.
Писатель говорил:
«Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж… Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».
— Рэй Брэдбери
ФАНТАСТИКА словарь
(от греч. phantastike - искусство воображать) - вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны:
- нарушение норм, логических связей и законов реальности,
- установка на вымысел,
- создание нереальных, «чудесных» миров.
ФАНТАСТИКА
«Научная фантастика – это ведь история зарождения идей человечества. Сначала нужно о чёмто мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».
— Рэй Брэдбери
* Смарт-часы- в рассказе «Убийца» описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.
* Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) - рассказ "Вельдт".
* «Умный дом» - возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой («451 градус по Фаренгейту»).
* Беспроводные наушники - миниатюрные «ракушки», радиоприемники-втулки, вставляемые в уши («451 градус по Фаренгейту»).
* Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу – «451 градус по Фаренгейту».
* Засилие отупляющей рекламы – «451 градус по Фаренгейту».
* Робот в виде животного – механический пёс-убийца из «451 градуса по Фаренгейту».
Особенности прозы
1.Критика обществаР.Д. Брэдбери
2.Предвидение будущего
3.Подмена живого существа бездушным механизмом
4.Развитие техники оборачивается бедствием для людей
5.Предостережение людей, страх за их будущее
6.Картины опустошенной водоемов
7.Одиночество выживших людей
«Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его
возможных вариантов». (Интервью с Реем
Брэдбери Клодин Мюлар (Claudine Mulard) Le Monde", Франция, 28.12.2007)
КОМПОЗИЦИЯ словарь
(от лат. сompositio – сочинение, составление) – построение художественного произведения:
отбор элементов изобразительных приемов,
создающих художественное целое в соответствии с
авторским замыслом.
Композиция – это форма литературного произведения. Но через особенности формы выражается его содержание.
Композиция - способ воплощения авторской идеи.
•Прямая – действие в произведении развивается в соответствии с временем происхождения.
•Обратная - действие начинается с конца событий, а последующие эпизоды восстанавливают ход действия и разъясняют причины происходящего.
•Кольцевая – с чего текст начинается, тем и заканчивается (то же место, герои..)
•Ретроспективная - есть возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.
1.Начало «Каникулы»…рассказа (экспозиция). Описания
прекрасного летнего пейзажа. Писатель показывает богатый и живой мир:
«День был свежий …День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, её создавали пчёлы и цветы, суша и океан, всё, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало…»
В природе – покой, излучаемый морем, землей и небом идеальный мир
БЕЗ ЧЕЛОВЕКА.
Словарная работа
ПАРАДОКС — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным» (Земля квадратная); в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. («Люди жестоки, но человек добр»)
В чём парадоксальность описания природы?
Тишина |
Всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало |
Край был недвижим |
Всё двигалось |
Море неспокойно |
Море молчало |
В СОЕДИНЕНИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО!
ГАРМОНИЯ, КРАСОТА в единстве и противоположности
Но! Что нарушает
гармонию в данном пейзаже?
2. Завязка рассказа «Каникулы»…- появление трёх человек на дрезине и их вынужденная
остановка. Все трое не оборачиваются и смотрят только вперед нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно.
«Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены».
«Занавес» - люди привыкли воспринимать всё, как декорации, ненастоящее, игру.
«Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы».
Оковы цивилизации, городской жизни –
ты всё время на виду.
Герои оказались в «сокрушительной тишине». «Каникулы»…
Сокрушительный - причиняющий гибель, уничтожение, разрушительный.
Но разве тишина может быть «сокрушительной»? Опять парадокс. Для героев рушатся иллюзии счастья.
Дорога монорельсовая, так как двигаться в будущее можно только одним путём. А каким он будет – выбор за человеком.
Дорога – метафора – путь в будущее. Остановка на длинном пути – чтобы подумать, поразмышлять.
Герои совершат только 1 остановку – это их единственная возможность переосмыслить то, что произошло.
Но что же произошло?
В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст..
Почему это произошло?
Исполнилось желание: «А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!»
3. Герои мечтают оставить всё в мире, кроме людей, так как человек «Каникулы»…
- охотится, когда не голоден,
- ест, когда сыт,
- жесток, хотя его никто не задевает.
Их радует, что наступило утро нового мира без людей, так как до этого у героев:
- было много ненастоящих друзей,
- была замкнутая жизнь в «единённом механизированном улье».
Но теперь больше не будет
- кислого взгляда босса,- борьбы с соседями, - учёбы.
.
4. Какие чувства испытывают герои, узнав, что их места сбылась – все исчезли?«Каникулы»… Чувство вины – и…
чувство радости. Опять парадокс!
-Каким они видят будущее земли?
«Пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам Они без нас не пропадут. А потом когда нибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши».
-А своё будущее?
30 лет счастья, ОБЯЗАННОСТЬ быть счастливыми.
В Библии говорится: «...все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам». Наши герои получили то, о чём мечтали. А Брэдбери утверждает: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда».
АБСУРД - (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.
- В чём абсурдность ситуации, описанной в рассказе?
ЛЮДИ НЕСЧАСТЛИВЫ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛИ, О ЧЁМ МЕЧТАЛИ
.
- Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, герои рассказа захотели «Каникулы»…
вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую?
Сколь бы они ни храбрились, сколь бы не мечтали о «светлом» будущем, не чинили расползшиеся рельсы, они понимали, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой. Ведь дальше будет только хуже.
Железная дорога тут как метафора всей их будущей жизни – починишь сегодня, но завтра столкнешься с большей бедой, а послезавтра с настоящей катастрофой.
– В чём смысл нового желания людей?
Вернуть все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злых людей, мелочность, суету, надежды, чаяния и любовь.
- Почему плачет мужчина, только ли потому, что ему «тоже не с кем играть»? Он осознаёт ужас своего эгоистичного желания.
Живя среди людей, люди страдают от одиночества. Живя в мире без людей, они всё равно страдают от одиночества.
5. Кульминация рассказа.«Каникулы»… Мальчик вкладывает
записку в бутылку и бутылку бросает в море. Почему беспокойно смотрят мужчина и женщина на бутылку, в которой уплывает желание мальчик? Почему мать не решилась спросить, что он написал?
Они беспокоятся, что его желание не совпадёт с их: «это или не это? Наше или своё?» Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!
.
-
Кому
адресовал свою записку мальчик?
- Можно ли однозначно сказать, что будет дальше?
6. ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.
- Почему автор как бы обрывает повествование? Почему Брэдбери не приводит читателя к выводу?
•Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой
Каков же выход?
Некоторым кажется, что чужих людей для своего счастья нужно убрать.
А нужно научиться видеть в людях не чужих, а ДРУГИХ
(ДРУГОЙ от слова ДРУГ?)
То есть научиться жить рядом. Принять то, что люди бывают разные, но они тоже имеют свою цель, хотят жить. Просто так их лишить права на существование никто не имеет права.
Парадокс рассказа в том, что каникулы, время отдыха, для героев стали временем серьёзных размышлений. Но у души нет каникул. Она должна работать регулярно.
1.Особенность фантастики Рэя Брэдбери в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира.
2.Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей.
1. Перепишите в тетрадь определения понятий
- «фантастика»,
- «композиция» (+виды композиций), - «открытый финал».
2. Прочитайте рассказ «Каникулы» и выполните тест: А) Как звали самого юного героя рассказа?
Б) Сколько лет, по планам папы, должны были длиться каникулы?
В) На чем путешествовали герои?
Г) О чем речь: «…что-то светлое мелькнуло в воздухе… скатилось на песок»?
Д) Какой приём использует автор: «не гудели уличным движением артерии города»?
3. Ответьте на вопросы по тексту:
3.1) Как объяснить тот факт, что семья, обрадованная тем, что наступили «каникулы» и свобода от обязанностей, продолжила следовать своим привычкам: папа, как мы видим, путешествует в костюме (как будто ему нужно на работу); а мама учит сына, и он всё так же выполняет домашние задания?
3.2) Почему папа плачет, а ребёнок называет родителей глупыми?
3.3) Как вы думаете, что всё же было написано в письме ребенка? Последние 3 абзаца текста могут вам подсказать…
3.4) Как вы считаете, всегда ли «хорошо», когда мечты сбываются? Объясните свою точку зрения с опорой на рассказ.
3.5) От чего предостерегает людей Рэй Брэдбери? Что хочет сказать людям?
Молодцы! Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.