"Реки" 6 класс
Оценка 5

"Реки" 6 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
6 кл
31.03.2017
"Реки" 6 класс
конспект урока на тему: " Реки", Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007. Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
РЕКИ..docx
Цель: формирование целостного представления о реке, ее частях и питании. Тема урока: « Реки» Задачи: Образовательная: ­ выявить особенности строения речной системы; Развивающая: ­ развивать умение ориентироваться в потоке информации о  географических объектах (в словарях, космических снимках) Воспитательная ­ воспитывать любовь к рекам, видеть красоту природы в поэзии; Планируемые результаты: А) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях, частях  речной системы , видах рек относительно рельефа. Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической  работы по определению местоположения географических объектов на картах. Создать условия для развития универсальных учебных действий: А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом. Б) Познавательных ­ поиск и выделение необходимой информации. Структурирование  знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения. В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание  качества и уровня усвоения, саморегуляция. Г) Коммуникативных­ умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему  Методы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый. Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система,  речной бассейн, водораздел, пороги, водопад. Географическая номенклатура: реки ­ Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей,  Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский. Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий»,  атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Тип урока:  комбинированный урок Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии:  учебник для 6­го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П.  Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007. Ход урока 1мин 5мин Репродуктивный , работают по карточкам Организационный момент Подготовка и проверка к готовности к уроку Проверка домашнего задания: Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого  урока. На повторение 1 минута. Сейчас  я раздам  несколько заданий , для работы по карточкам, кто не  получает , работает устно вместе со мной . Карточка 1 1. Перечислите условия образования подземной воды. 2.Установите соответствие: 1. Вода, находящаяся в земной коре называется … А. минеральными  водами Б. источниками  (родниками) В. межпластовыми  водами Г. водоносным слоем Д. пещерами Е. водопроницаемыми  горными породами Ж. грунтовыми водами З. подземной водой 2. Горные породы, пропускающие воду, называются … 3. Пустоты, которые вымывает вода в  легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе,  известниках) называются … 4. Слой, насыщенный водой называется … 5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не  прикрытом сверху водоупорными породами,  называются … 6. Подземные воды, которые выходят на  поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах  называются … 7. Водоносный слой, находящийся между двумя  водоупорными слоями называется … 8. Подземные воды, содержащие повышенное  количество растворенных веществ и газов,  используемых в лечебных целях называются … Ответы: 1) способность горных пород пропускать воду; 2) атмосферные осадки.       2. 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А. Карточка 2 Ответьте на вопросы : 1. Назовите источники возникновения подземных вод 2. Почему уровень воды в течении года в колодце  Фронтальный опрос может изменяться  3. Когда в колодце бывает много воды 4. Когда колодец мелеет 5. Какие воды активнее участвуют в мировом круговороте воды­ грунтовые или межпластовые ?  Почему? Вопросы для устного опроса:  Как называется вода, находящаяся в земной коре?   Как называются породы, не пропускающие воду?   Как называются породы, пропускающие воду?   Как называется слой, насыщенный водой?   Как называется выход грунтовых вод на  поверхность?   Как называются воды водоносного горизонта ,  лежащего между двумя водоупорными слоями?   Как называют подземные воды, содержащие  повышенное количество растворенных веществ и  газов?   Как называют воду, находящуюся в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами?  Актуализация знаний Темой  нашего урока будет географический объект, о  котором сложено немало загадок. Отгадайте их: Течёт, течёт – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.                                 (река) Сегодня мы разберем один из водных объектов суши ­ это  реки. Открываем тетради и записываем тему урока : «Реки» Итак, что же будет являться целью нашего урока ? Итак, мы сегодня узнаем: ­ что такое река, ее части. ­ что такое речная система и ее части, ­ какие бывают реки ­ зачем они человеку? В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта  вода не застойная, а проточная. В среднем в реках вода  обновляется каждые 19 дней, в болотах полное обновление Отгадывают загадку , формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради Ставят цели урока Объяснительно- иллюстративный Отвечают на вопрос Работа с текстом учебника Отвечают на воды происходит за 5 лет, в озёрах за 17 лет. Поэтому  значение рек неизмеримо больше. На Земле  почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину  более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч,  больших и малых рек. вопрос    В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого  ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной  вами реке. А задумывались ли вы когда­нибудь, что такое  река? хорошо, молодцы, а давайте посмотрим правильно ли вы  дали определение , для этого откроем учебники и найдем  это определение на стр    , Вспомните и скажите как обозначаются реки на карте ? Посмотрите на слайд , здесь показано , из каких частей состоит река. С  помощью   схемы  расскажите,  из   каких  частей   состоит река? Русло ­ главная часть реки, которая располагается на дне речной долины. Речная   долина   ­   более   широкое   понижение   в рельефе. Пойма ­ часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек. Каждая   река,   где   бы   она   не   находилась,   имеет   свое начало.  ­   А   откуда   река   может   брать   свое   начало? (Одна   река вытекает   из   озера,   другая   из   болота,   третья   из родника, четвертая начинается в горах) ­ Значит, что такое исток? Исток – место, где река берет начало.  Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда­ то впадает. ­ Куда река может впадать? , для этого откройте атласы на стр 16­17 и найдите ответ на вопрос (в море, озеро, или в другую реку) ­ Как называют это место? (устьем)  Отвечают на вопрос Запись  определения в  тетрадь. Работа с атласами Запись  определения в  тетрадь. Работа с атласом Устье   –   место,   где   река   впадает   в   море,   озеро   или другую реку.  Задание: Найдите на карте России  с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся. Исток   находится   на   Валдайской   возвышенности,   а устье – в Каспийском море. Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые   в   озера,   но   большинство   из   них   являются притоками других рек. ­   Как   же   определить,   какой   приток   –   правый   или левый? (Встать   лицом   по   течению   и   справа   будет правый приток, а слева – левый приток). Правило определения правого и левого притоков:  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению). 2. Если река впадает справа – это правый приток. 3. Если река впадает слева – это левый приток. Задание: Найдите  в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки. 1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама ­  левый приток Волги. Главная река со всеми ее притоками образует речную  систему. Речная система – главная река со всеми притоками.  Граница, разделяющая речные системы  называется водоразделом. Водораздел – граница, разделяющая речные системы.  По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их   части.   Иногда   на   равнинах   водоразделы   определить трудно. Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку,  называется речным бассейном. Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.  Запись  определения в  тетрадь. Запись  определения в  тетрадь. Просмотр  видео  Отвечают на  вопрос  Объяснительно­ иллюстративн ый Рисуют в  тетрадях схему Работают в тетрадях Работа с текстом учебника Объяснительно- иллюстративный Работа с учебником Сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео . Ваша  задача , прослушать и записать  себя в тетради те  моменты , которые были новые и несказанные на уроке.  Также ответит на вопросы : 1 Откуда , может брать начало река  2 Какая река течет в спять ?( р шуя , кукш­озеро, ключ) 3 что такое бассейн реки ? ­ Ребята, а теперь давайте подумаем, что нужно реке для  того, чтобы она не пересохла? Правильно, дополнительная  подпитка водой. Это называется питанием реки. А где же  ей брать эту воду? Верно, ­ с дождями, при таянии снегов,  ледников, из подземных источников. Значит, питание у рек будет дождевое, снеговое, ледниковое, подземными  водами.  Сейчас мы с вами продолжим смотреть видео , ваша задача , написать , какие типы питания выделяют и примеры рек,   узнать что такое режим реки , записать определение  Проверяем получившиеся результаты . Скорость и направление течения реки зависит от рельефа,  поверхности по которой она течет Прочитайте п 4 на стр 91 учебника и заполните таблицу «  Сравнение горных и равнинных  рек»  Признаки реки Скорость течения Быстрая Долина реки Горная река Равнинная река Медленная Глубокая, узкая Широкая,  извилистая Глубокая ,  судоходная извилистая Река неглубокая  с порогами слабоизвилистая Глубина Русло  Иногда на  реке можно увидеть пороги. Пороги   –   выходы   твердых   пород   в   русле реки. ( учащиеся записывают определение) ­ Как пороги образуются, прочитайте в  учебнике на  с.92, п5. Расскажите об образовании порогов. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких Работа с учебником, атласами Запись в дневниках горных пород. Река   размывает   более   мягкие   породы,   а   выходы   трудно размываемых   твердых   пород   образуют  пороги.   Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.      При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется   ступень   из   твердой   породы.   Если   ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. ­ Что такое водопад? Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз. Чаще   водопады   встречаются   в   горных   районах   или   на границе гористой и равнинной местности.        Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и  630з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски) Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится   в   Южной   Америке.   Он   назван   по   имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток   воды   с   шумом   падает   с   высоты   1054   м   на   дно глубокого ущелья. Закрепление А теперь, ребята, мы с вами должны научиться описывать  географическое положение реки по карте. Для этого нужен четкий план. Он у нас есть, давайте запишем его. По нему  мы будем описывать любую реку и в классе, и домашнее  задание будет: по этому плану описать две реки. (на  доске).                 План описания реки. 1. Название реки. 2. В какой части материка течет. 3. Определить начало реки и место ее впадения (исток,  устье). 4. В каком направлении течет. 5. Объясните зависимость характера течения от  рельефа реки. 6. Определить источники питания реки. 7. Как зависит режим реки от климата (время  наступления половодья, межени, паводка). Домашнее задание Пересказ 23 параграфа, выучить определения в тесте  учебника и записанные на уроке, доделать начатую работу  по описанию реки  Найдите на картах крупнейшие реки мира Евразия                             Замбези                             Россия Дунай                                Северная Америка          Волга Тигр                                   Миссисипи                         Ока Евфрат                              Миссури                              Кама Инд                                    Колорадо                            Северная Двина Ганг                                   Юкон                                   Обь Хуанхэ                              Южная Америка               Иртыш Янцзы                               Амазонка                              Енисей Африка                              Парана                                Ангара Нил                                   Австралия                           Лена Конго                                Муррёй                                 Амур Нигер                                Дарлинг Отметить на контурной карте , уметь показывать на карте Рефлексия ­ На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените,  как вы поняли тему урока: ! – понятно все ?­  есть вопросы …. – ничего не понял Я показываю знак, а вы поднимите руки. Вижу, что большинство поняли тему урока. Литература: 1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005. 2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической  географии: 6 кл. М.: Просвещение, 1991. 3. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М.:  Просвещение, 1994. 4. Энциклопедия для детей: Т. 3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. М.:  Аванта+, 1994. 5. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов:  Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс

"Реки" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017