РЕКОМЕНДАЦИИ
Оценка 4.8

РЕКОМЕНДАЦИИ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
rtf
классное руководство
1 кл—4 кл
23.02.2018
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ре-бенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактиче-ских материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы
Рекомендации по составлению АОП.rtf
РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗРАБОТКЕ  АОП НОО  ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ОВЗ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие адаптированной образовательной программы появилось впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года, ­ это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории   законодательно   предусматривается   введение   специальных   федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ. ФЗ «Об образовании в РФ»: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются  федеральные государственные образовательные   стандарты   образования   указанных   лиц   или   включаются   в   федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6). Программно­методическое   обеспечение   образовательного   процесса   должно   быть ориентировано   на   полноценное   и   эффективное   получение   образования   всеми   учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.  Программно­методическое   обеспечение   инклюзивного   образовательного   процесса отражается в трех документах – программе коррекционной работы, являющейся составной частью   основной   образовательной   программы,   разрабатываемой   образовательной организацией   на   основе   рекомендуемого   перечня   общеобразовательных   программ, адаптированной основной общеобразовательной программе, адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования  Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   детей   с   ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   и   должна обеспечить:  ­ выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; ­ осуществление индивидуально ориентированной психолого­медико­педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития   и   индивидуальных   возможностей   детей   (в   соответствии   с   рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); ­   возможность   освоения   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   и   их   интеграции   в образовательном учреждении. Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,   позволяющих   учитывать   особые   образовательные   потребности   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   посредством   индивидуализации   образовательного процесса. В  письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03­255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано   разъяснение,     что   стандарт   учитывает   образовательные   потребности   детей   с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и   основного   общего   образования,   которая   должна   быть   разработана   в   образовательном учреждении на основе ФГОС,   можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся   к   освоению   основной   образовательной   программы;   особые   материально­ технические условия реализации основной образовательной программы и др. Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I­VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28). Адаптированная   образовательная   программа  –   это   образовательная   программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на   базе   основной   общеобразовательной   программы,   с   учетом   адаптированной   основной образовательной программы и в соответствии с  психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. При  определении   адаптированной   образовательной   программы   ключевым  моментом является   понятие   «образовательная   программа»   ­   это   комплекс   основных   характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно­педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который   представлен   в   виде   учебного   плана,   календарного   учебного   графика,   рабочих программ   учебных   предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   иных   компонентов,   а   также оценочных и методических материалов. Для   реализации   инклюзивного   образовательного   процесса   необходимо   применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания   учебного   материала,   выделение   необходимого   и   достаточного   для   освоения ребенком   с   ОВЗ,   адаптация   имеющихся   или   разработка   необходимых   учебных   и дидактических   материалов   и   др.   Важным   компонентом   является   создание   условий   для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных   форм   деятельности   детей,   организация   программ   дополнительного образования,   направленной   на   раскрытие   творческого   потенциала   каждого   ребенка, реализацию   его   потребности   в   самовыражении,   участии   в   жизни   класса,   школы,   а   также использование   адекватных   возможностям  детей  способов   оценки  их  учебных  достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. В   рамках   реализации   адаптированной   образовательной   программы   образовательное учреждение   должно   быть   обеспечено   удовлетворяющими   особым   образовательным потребностям   детей   с   ОВЗ   учебниками,   в   том   числе,   учебниками   с   электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, соответствующей учебно­методической литературой   и   материалами   по   всем   учебным   предметам   основной   образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ 2 к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать   детскую   художественную   и   научно­популярную   литературу,   справочно­ библиографические   и   периодические   издания,   сопровождающие   реализацию   основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно­методической литературой   по   специальной   психологии   и   коррекционной   (специальной)   педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая   формирование «академических» знаний   и   жизненной   компетенции   ребенка   с   ОВЗ,   а   также   иметь   фонд   дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся   в   данной   школе.   Этот   дополнительный   фонд   должен   включать     научно­ методическую   литературу,   справочно­библиографические   и   периодические   издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья Вариант требований Стандарта Результат Сроки Обучения Достижение планируемых результатов 1.1 образование полностью  4 года Определяются  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  слышащих сверстников  по завершению  обучения в  начальной школе Категория детей Глухие   дети   со   слуховыми аппаратами   или   имплантами, которые   достигают   к   моменту поступления   в   школу   уровня развития (в т.ч. речевого) близкого возрастной   норме,   имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками (понимают   обращенную   к   ним устную речь), их собственная речь внятная (понятна окружающим)   1.2. Глухие   дети,   которые   не достигают к моменту поступления в   школу   уровня   развития   (в   т.ч. речевого)   близкого   возрастной норме, имеющие не ограничений дополнительных       5 лет для  детей,  получивших  дошкольное  образование образование полностью  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  слышащих сверстников 3 Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе здоровья, препятствующих получения   НОО   в   условиях, учитывающих их общие и особые образовательные     потребности, связанные,   в   т.ч.,   с   овладением словесной   речью,   жизненными компетенциями. Глухие   обучающиеся   с   легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   1.3. 1.4. Глухие   дети,   имеющие   другие тяжелые множественные нарушения развития   (ТМНР):   умственную отсталость   в   умеренной,   тяжелой или   глубокой   степени,   которая может   сочетаться   с   нарушениями   расстройствами зрения,   ОДА, аутистического спектра, эмоционально­волевой   сферы   и быть   различной   степени   тяжести, быть текущими соматическими   заболеваниями   и психическими расстройствами   осложнена     6 лет для  детей, не  получивших  дошкольное  образование 6 лет Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе 6 лет Определяются  по завершению  обучения по  СИПР образование которое по содержанию и  итоговым  достижениям не  соотносится  к моменту  завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  глухих сверстников не  имеющих дополнительные  ограничения по  возможностям здоровья образование которое по содержанию и  итоговым  достижениям не  соотносится  к моменту  завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  глухих сверстников не  имеющих дополнительные  ограничения по  возможностям здоровья Слабослышащие и  2.1 образование полностью  4 года Определяются  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  слышащих сверстников по завершению  обучения в  начальной школе позднооглохшие обучающиеся со  слуховыми аппаратами и (или)  имплантами, которые достигают к  моменту поступления в школу  уровня развития (в т.ч. речевого)  близкого возрастной норме, имеют  положительный опыт общения со  слышащими сверстниками  (понимают обращенную к ним  устную речь), их собственная речь  внятная (понятна окружающим) Слабослышащие и  2.2 образование полностью I отделение 4  4 Определяются соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  слышащих сверстников года, II отделение 5­ 6 лет по завершению  обучения в  начальной школе позднооглохшие обучающиеся со  слуховыми аппаратами и (или)  имплантами, которые не достигают  к моменту поступления в школу  уровня развития (в т.ч. речевого)  близкого возрастной норме, не  имеющие дополнительных  ограничений здоровья,  препятствующих получения НОО в  условиях, учитывающих их общие и  особые образовательные   потребности, связанные, в т.ч., с  овладением словесной речью,  жизненными компетенциями. I отделение – для учащихся с легким недоразвитием речи, II отделение ­ для учащихся с глубоким недоразвитием речи Слабослышащие и  2.3. Образование, которое  5­6 лет Определяются  позднооглохшие обучающиеся со  слуховыми аппаратами и (или)  имплантами с легкой умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) 3.1. Слепые дети со слуховыми  аппаратами или имплантами,  которые достигают к моменту  поступления в школу уровня  развития (в т.ч. компенсаторных  способов деятельности) близкого  возрастной норме по содержанию и   итоговым достижениям  несопоставимое к моменту завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  без ограничений здоровья образование полностью  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  обучающихся, не имеющих  ограничений по  возможностям здоровья  по завершению  обучения в  начальной школе 4 года Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе Слепые дети, которые не  3.2. образование полностью  5 лет Определяются  достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в т.ч.  компенсаторных способов  деятельности) близкого  возрастной норме, но не имеющие  дополнительных ограничений  здоровья, препятствующих  получения НОО в условиях,  учитывающих их общие и особые  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  обучающихся, не имеющих ограничений по  возможностям здоровья 5 по завершению  обучения в  начальной школе образовательные  потребности,  связанные, в т.ч., с ориентировкой  в пространстве,  жизненными  компетенциями. Слепые обучающиеся с легкой  3.3. Образование, которое  5 лет Определяются  умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями) по завершению  обучения в  начальной школе по содержанию и   итоговым достижениям не  соотносится  к моменту  завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  слепых сверстников, не  имеющих дополнительные  ограничения по  возможностям здоровья Слепые дети, имеющие другие  3.4. Образование, которое  5 лет Определяются  тяжелые множественные  нарушения развития (ТМНР):  умственную отсталость в  умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может  сочетаться с нарушениями слуха,  ОДА, расстройствами  аутистического спектра,  эмоционально­волевой сферы и  быть различной степени тяжести,  быть осложнена текущими  соматическими заболеваниями и  психическими расстройствами по завершению  обучения по  СИПР по содержанию и   итоговым достижениям не  соотносится  к моменту  завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  слепых сверстников, не  имеющих дополнительные  ограничения по  возможностям здоровья Слабовидящие, которые  4.1 образование полностью  4 года Определяются  достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в т.ч.  компенсаторных способов  деятельности) близкого  возрастной норме. Слабовидящие обучающиеся,  которые не достигают к моменту  поступления в школу уровня  развития (в т.ч. компенсаторных  способов деятельности) близкого  возрастной норме, не имеющие  дополнительных ограничений  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  обучающихся, не имеющих  ограничений по  возможностям здоровья по завершению  обучения в  начальной школе 4.2 образование полностью  5 лет Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  обучающихся, не имеющих ограничений по  6 возможностям здоровья здоровья, препятствующих  получения НОО в условиях,  учитывающих их общие и особые  образовательные  потребности,  связанные, в т.ч., с овладением  словесной речью, жизненными  компетенциями. I  отделение – для учащихся с легким   недоразвитием   речи, II отделение   ­   для   учащихся   с глубоким недоразвитием речи Слабовидящие с легкой  4.3. Образование, которое  5 лет Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе по содержанию и   итоговым достижениям не  соотносится  к моменту  завершения школьного  обучения с содержанием и итоговыми достижениями  слабовидящих  сверстников, не имеющих  дополнительные  ограничения по  возможностям здоровья 5.1 образование полностью  4 года соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  сверстников с нормальным речевым развитием умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)       легкая   Обучающиеся   с   фонетико­ фонематическим или фонетическим недоразвитием речи степень (дислалия, дизартрии, выраженности ринолалия), заикание, обучающихся   общим недоразвитием  речи I­IV уровней речевого   развития   различного генеза,   у   которых   имеются нарушения   всех   компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма с     5.2. Обучающиеся   с   ТНР,   для преодоления речевых расстройств которых   требуются   особые педагогические условия, специальное, систематическое   целенаправленное   коррекционное воздействие:   образование полностью  соответствующее по  итоговым достижениям к  моменту завершения  обучения образованию  сверстников с нормальным речевым развитием I отделение 5  лет II отделение 4  года 7 I  отделение   –   обучающиеся   с алалией,   афазией,   ринолалией, дизартрией,   заиканием,   имеющих ОНР   и   нарушения   чтения   и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях   II  отделение – обучающиеся с тяжелой   степенью   выраженности заикания   при   нормальном развитии речи.   Обучающиеся НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной   норме,   имеют положительный опыт общения со сверстниками.   Обучающиеся НОДА, достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной   норме,   имеющие положительный опыт общения со сверстниками,   но   имеющие особенности   психофизического развития,   затрудняющие   процесс овладения знаниями, нуждающиеся   в   специальных условиях получения образования   Обучающиеся с НОДА и легкой отсталостью   умственной (интеллектуальными нарушениями) 6.1. 6.2. Образование  сопоставимое с  образованием здоровых  сверстников 4 года Образование  сопоставимое с  образованием здоровых  сверстников Пролонгируютс я с учетом  психофизическ их  возможностей и индивидуальны х особенностей  развития детей  с НОДА,  которые  определяются  Стандартом. 6.3. Образование, которое  Пролонгирован ные сроки  бучения по содержанию и   итоговым достижениям не  соответствует  требованиям к итоговым  достижениям здоровых  сверстников на всех  этапах обучения и к  моменту завершения  школьного образования     Обучающиеся имеющие тяжелые множественные нарушения   развития   (ТМНР).   В структуре   ТМНР   ­   умственная отсталость в умеренной, тяжелой 6.4. Образование, которое  по содержанию и   итоговым достижениям не  соответствует  требованиям к итоговым  8 или   глубокой   степени,   которая сочетается   с   двигательными нарушениями, а в ряде случаев с сенсорной,   эмоционально­волевой сфер,   а   также   соматическими расстройствами Обучающиеся с ЗПР, достигшие к   моменту   поступления   в   школу уровня   психофизиологического развития,   близкого   возрастной норме. У данной категории детей должны   быть   сформированы устойчивые   формы   адаптивного поведения. Обучающиеся   с   ЗПР,   которые   уровнем характеризуются   ниже развития   несколько   возрастной   нормы,   отставание может   проявляться   в   целом   или локально   в   отдельных   функциях (замедленный или неравномерное становление познавательной   деятельности),   в той   или   иной   степени затрудняющие усвоение школьных норм   и   школьную   адаптацию   в целом. темп       7.1. 7.2. достижениям сверстников  с НОДА, не имеющих  дополнительные  ограничения образование полностью  сопоставимое по итоговым  достижениям к моменту  завершения обучения  образованию обучающихся, не имеющих ограничений  по возможностям здоровья образование полностью  сопоставимое по итоговым достижениям к моменту  завершения обучения  образованию  обучающихся, не имеющих ограничений по  возможностям здоровья 4 года Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе 5 лет Определяются  по завершению  обучения в  начальной школе 9 КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ СТРУКТУРЫ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № Структурные единицы Их характеристика АОП Титульный лист АОП Наименование образовательного учреждения 1. Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и  номера протокола заседания методического объединения) Гриф утверждения программы директором образовательного  учреждения (с указанием даты и номера приказа) Название адаптированной образовательной программы без  указания категории лиц с ОВЗ. ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их)  программу (возможно указание стажа работы, категории) Параллель/класс, в которых изучается Программа. Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) Год составления программы 2. Пояснительная записка АОП Название, автор и год издания программы (примерной, авторской),  на основе которой составлена Адаптированная образовательная  программа.  Цель и задачи АОП.  Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП.  Если педагогу известно об индивидуальных особенностях  конкретного учащего/учащихся, то это также указывается (только  для инклюзивных классов) Перечень учебно­методического и программного обеспечения,  используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.  Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. Характерные для АОП формы организации деятельности  обучающихся с ОВЗ Специфические для АОП формы контроля освоения  обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного,  итогового) 10 3. Содержание АОП Содержание   раскрывается   по   трем   блокам:   образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание   каждого   блока   ориентировано   на   ФГОС   основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.  4. Основные   требования   к результатам   реализации АОП Предметный   результат:   «Ученик   научится»   (обязательный минимум   содержания)   «Ученик   получит   возможность»   (макси­ мальный объем содержания учебного курса) Метапредметный результат Личностный результат. 5. Система контрольно­ измерительных  материалов АОП Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для  зачетных работ.  Количество контролирующих материалов Критерии оценки проверочных работ СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ) НАЧАЛЬНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (АООП НОО) (АОП НОО) I II III Целевой раздел: 1 Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП НОО 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения АОП НОО. Содержательный раздел: 1 Программа формирования универсальных учебных  действий у обучающихся  2 Программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   коррекционно­развивающей области и внеурочной деятельности 3 Программа   духовно­нравственного   развития,   воспитания   обучающихся   с   ОВЗ   при получении НОО 4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 5 Программа коррекционной работы 6 Программа внеурочной деятельности. Организационный раздел: 1 Учебный план НОО (предметные и коррекционно­развивающие области, направления внеурочной деятельности). 11 2 Система специальных условий реализации АОП НОО (п.2.9.11 Стандарта): кадровые условия, финансово­экономические условия, материально­технические условия ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка должна содержать:  нормативные   акты   и   учебно­методические   документы,   на   основании   которых разработана АОП.  например: Данная образовательная программа разработана на основе: Конвенции о правах ребенка; Конституции Российской Федерации; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273­Ф3; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;  Нормативно­методической   документации   Министерства   образования   и   науки РФ и других нормативно­правовых актов в области образования;  Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи;  устава образовательной организации.  цель реализации АОП.    например: Цель адаптированной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи:  организация целенаправленной систематической работы по повышению качества   образования   и   развитие   интеллектуальных,   коммуникативных   и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.  Задачи АОП НОО: • коррекции недостатков эмоционально­личностного и социального развития;  разработка   и   внедрение   разноуровневых   дидактических   материалов   и • учебных пособий для индивидуальной самостоятельной работы на уроке и вне его по всем курсам школьной программы;  • культуры и норм поведения;  • с ТНР;  внедрение   в   практику   учебно­воспитательного   процесса   мероприятий • валеологического   характера,   направленных   на   сохранение   и   укрепление психического и физического здоровья обучающихся;  • семинаров, конференций, мастер­классов;  организация и  оказания индивидуальной системной помощи родителям, • воспитывающим   обучающихся   с   ТНР,   направленной   на   повышение   их формирование более адекватной самооценки и учебной мотивации детей повышение профессионального уровня педагогов через участие в работе актуализация   познавательной   деятельности   учащихся   на   основе развитие коммуникативной сферы детей с ТНР путём освоения речевой 12  ресурсных возможностей в адаптации и социализации обучающихся с ТНР. принципы и подходы к формированию АОП НОО. например:  В   основу   АОП   НОО   для   детей   с   ТНР  МАОУ   №…  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.  Применение дифференцированного подхода   предоставляет  обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.  Деятельностный подход в МАОУ № строится на признании того, что развитие личности   обучающихся   с   ТНР   младшего   школьного   возраста   определяется характером организации доступной им деятельности (предметно­практической и   учебной).   Основным   средством   реализации   деятельностного   подхода является   обучение   как   процесс   организации   познавательной   и   предметно­ практической   деятельности   обучающихся,   обеспечивающий   овладение   ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера;  - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и   поведения,   возможность   их   самостоятельного   продвижения   в   изучаемых образовательных областях; - существенное   повышение   мотивации   и   интереса   к   учению,   приобретению нового опыта деятельности и поведения;  - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования   универсальных   учебных   действий,   которые   обеспечивают   не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических   результатов),   позволяющих   продолжить   образование   на следующей   ступени,   но   и   жизненной   компетенции,   составляющей   основу социальной успешности. В   основу   АОП   НОО   для   детей   с   ТНР  МАОУ   №    заложены   следующие принципы: ­   принципы   государственной   политики   РФ   в   области   образования   (гуманистический   характер   образования,   единство   образовательного пространства   на   территории   Российской   Федерации,   светский   характер образования,   адаптивность   системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);  ­   принцип   учета   типологических   и   индивидуальных   образовательных потребностей обучающихся;  ­ принцип коррекционной направленности образовательного процесса;   ­   принцип   развивающей   направленности   образовательного   процесса, ориентирующий   его   на   развитие   личности   обучающегося   и   расширение   его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;  ­ онтогенетический принцип;   общедоступность   образования, 13 ­   принцип   преемственности,   предполагающий   при   проектировании   АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования,   что   обеспечивает   непрерывность   образования   обучающихся   с тяжелыми нарушениями речи;   ­   принцип   целостности   содержания   образования,   поскольку   в   основу структуры   содержания   образования   положено   не   понятие   предмета,   а  ― «образовательной области ­   принцип   направленности   на   формирование   деятельности,   обеспечивает возможность овладения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи всеми видами   доступной   им   предметно­практической   деятельности,   способами   и приемами   познавательной   и   учебной   деятельности,   коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  ­   принцип   переноса   усвоенных   знаний,   умений,   и   навыков   и   отношений, сформированных   в   условиях   учебной   ситуации,   в   различные   жизненные ситуации,   что   обеспечит   готовность   обучающегося   к   самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;  ­ принцип сотрудничества с семьей.  общую характеристику программы.   например:  Адаптированная   основная   образовательная   программа   начального   общего образования   для   детей     с   тяжелыми   нарушениями   речи   (далее   –   ТНР) составлена   на  основе   примерной    адаптированной   основной   образовательной программы начального общего образования  для детей   с ТНР   (вариант 5.2), которая     адресована   обучающимся   с   тяжелыми   нарушениями   речи   с   уровнем развития несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально   в   отдельных   функциях   (замедленном   темпе   либо   неравномерном становлении   познавательной   деятельности).   Произвольность,   самоконтроль, саморегуляция в  поведении  и деятельности таких  обучающихся,  как правило, сформированы   недостаточно.   У   обучающихся   с   ТНР   отмечаются   недостатки внимания,   памяти,   восприятия,   познавательных   процессов,   умственной работоспособности   и   целенаправленности   деятельности.   Обучаемость удовлетворительная,   но   часто   избирательная   и   неустойчивая,   зависящая   от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от   актуального   эмоционального   состояния,   что   приводит   к   затруднениям усвоения школьных норм и правил, а также, школьной дезадаптации в целом.    психолого­педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ. описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ  Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП НОО В   результате   изучения  всех   без   исключения   предметов  на   ступени   начального   общего образования   у   выпускников   будут   сформированы  личностные,   регулятивные, 14 познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться. 2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения АОП НОО.          Особенностями системы оценки являются: комплексный   подход   к   оценке   результатов   образования   (оценка   предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование   планируемых   результатов   освоения   основных   образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка   успешности   освоения   содержания   отдельных   учебных   предметов   на   основе деятельностного   подхода,   проявляющегося   в   способности   к   выполнению   учебно­ практических и учебно­познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание   внешней   и   внутренней   оценки   как   механизма   обеспечения   качества образования; использование   персонифицированных   процедур   итоговой   оценки   и   аттестации обучающихся   и   неперсонифицированных   процедур   оценки   состояния   и   тенденций развития системы образования; уровневый   подход   к   разработке   планируемых   результатов,   инструментария   и представлению их; использование   накопительной   системы   оценивания   (портфолио),   характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом   оценки   личностных   результатов  являются   сформированные   у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:   самоопределение  —   сформированность   внутренней   позиции   обучающегося   — принятие   и   освоение   новой   социальной   роли   обучающегося;   становление   основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;  морально­этическая ориентация —  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. 15 Основное  содержание   оценки   личностных   результатов  на   ступени   начального общего образования строится вокруг оценки:       сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к   образовательной организации; ориентации   на   содержательные   моменты   образовательного   процесса   —   уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; сформированности   основ   гражданской   идентичности   —   чувства   гордости   за   свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и   мира;   развития   доверия   и   способности   к   пониманию   и   сопереживанию   чувствам других людей; сформированности   самооценки,   включая   осознание   своих   возможностей   в   учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности   мотивации   учебной   деятельности,   включая   социальные,   учебно­ познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и   способам   решения   проблем,   приобретению   новых   знаний   и   умений,   мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания   моральных   норм   и   сформированности   морально­этических   суждений, способности   к   решению   моральных   проблем   на   основе   децентрации   (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Оценка   личностных   результатов   осуществляется,   во­первых,   в   ходе  внешних неперсофицированных   мониторингованных   исследований    не работающими   в   школе   и   обладающими   необходимой   компетенцией   в   сфере   психолого­ медико­педагогической   диагностики   развития   личности.   Вторым   методом   оценки личностных   результатов   учащихся   используемым   в   образовательной   программе   является оценка  личностного   прогресса   ученика  с   помощью  портфолио,   способствующего формированию   обучющихся   с   ТНР   культуры   мышления,   логики,   умений   анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.  специалистами, Еще   одной   формой   оценки   личностных   результатов   обучащихся   является   оценка индивидуального   прогресса   личностного   развития   обучающихся,   которым   необходима специальная поддержка. Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в форме возрастно­психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии 16 родителей   (законных   представителей)   и   проводится   ОПМПК     или   психологом   имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.  Оценка метапредметных результатов Оценка   метапредметных   результатов  предполагает   оценку   универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных   действий   обучающихся,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы   в   их   выполнение   на   основе   оценки   и   учёта   характера   ошибок,   проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;  умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение   существенной информации из различных информационных источников;  умение  использовать знаково­символические средства для  создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач;  способность   к   осуществлению   логических   операций   сравнения,   анализа,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установлению   аналогий,   отнесению   к известным понятиям;  умение   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных   проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение   метапредметных   результатов   обеспечивается   за   счёт   основных компонентов   образовательного   процесса   —   учебных   предметов,   представленных   в обязательной части учебного плана. Основное  содержание   оценки   метапредметных   результатов  на   ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.  Оценка предметных результатов Достижение   предметных   результатов   обеспечивается   за   счет   основных   учебных предметов.   Поэтому   объектом   оценки   предметных   результатов   является   способность обучающихся с ТНР решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка   достижения   предметных   результатов   ведётся   как   в   ходе   текущего   и промежуточного   оценивания,   так   и   в   ходе   выполнения   итоговых   проверочных   работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются,   в   форме   портфеля   достижений   и   учитываются   при   определении   итоговой 17 оценки.   Предметом   итоговой   оценки   освоения   обучающимися   основной   образовательной программы   начального   общего   образования   является   достижение   предметных   и метапредметных   результатов   начального   общего   образования,   необходимых   для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В   учебном   процессе   оценка   предметных   результатов   проводится   с   помощью диагностических   работ   (промежуточных   и   итоговых),   направленных   на   определение   уровня освоения темы обучающимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.  Формы представления образовательных результатов: • табель   успеваемости   по   предметам   (с   указанием   требований,   предъявляемых   к выставлению отметок); • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся   (информация   об   элементах   и   уровнях   проверяемого   знания   –   знания, понимания, применения, систематизации); • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; • результаты психолого­педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. По   результатам   оценки,   которая   формируется   на   основе   материалов   портфеля достижений, делаются выводы о: 1) сформированности у обучающегося  универсальных и предметных способов действий, а также  опорной   системы   знаний,   обеспечивающих   ему   возможность   продолжения образования в основной школе; 2)   сформированности   основ  умения   учиться,   понимаемой   как   способности   к самоорганизации   с   целью   постановки   и   решения   учебно­познавательных   и   учебно­ практических задач; 3)  индивидуальном   прогрессе  в   основных   сферах   развития   личности­мотивационно­ смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Программа формирования универсальных учебных  действий у обучающихся  Под   «универсальным   учебным   действием»   мы   понимаем    умение   учиться,   т.е. способность   учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию   путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий: • обеспечение   возможностей   обучающегося   самостоятельно   осуществлять   деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 18 • создание   условий   для   коррекции   развития   личности   и   её   самореализации   на   основе готовности   к   непрерывному   образованию;   обеспечение   успешного   усвоения   знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный   характер   учебных   действий  проявляется   в   том,   что   они   носят надпредметный,   метапредметный   характер;   обеспечивают   целостность   общекультурного, личностного   и   познавательного   развития   и   саморазвития   личности;   обеспечивают преемственность всех ступеней  образовательного процесса; лежат в основе  организации и регуляции   любой   деятельности   учащегося   независимо   от   её   специально­предметного содержания.  Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Виды универсальных учебных действий В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующих ключевым   целям   общего   образования,   можно   выделить   четыре   блока:  личностный, регулятивный  (включающий   также   действия   саморегуляции),  познавательный  и коммуникативный. Личностные универсальные действия: У обучащихся будут сформированы: • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • способность к самооценке; • чувство   сопричастности   с   жизнью   своего   народа   и   Родины,   осознание   этнической принадлежности; • представления   об   общих   нравственных   категориях   (доброте,   зле)   у   разных   народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; • ориентация   в   нравственном   содержании   как   собственных   поступках,   так   и   поступков других людей; • регулирование   поведения   в   соответствии   с   познанными   моральными   нормами   и этническими требованиями; • ориентация на здоровый образ жизни; • понимание   чувств   других   людей   и   способность   сопереживание   им,   выражающееся   в конкретных поступках; • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; • познавательная мотивация учения; Регулятивные универсальные действия: обучащиеся научатся: • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности; • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; • использовать   изученные   правила,   способы   действий,   свойства   объектов   при   выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; • самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия, необходимые для решения учебных задач; 19 • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и с помощью способов контроля результатов; • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки; • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками. Познавательные  универсальные действия: обучащиеся научатся: • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях); • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; • использовать знаково­символические средства, в том числе, схемы для решения учебных задач; • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тесты); • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать понятия; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; • выделять существенную информацию из читаемых текстов; • строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступ­ной для понимания слушателем. Коммуникативные универсальные действия: обучащиеся научатся: • владеть диалоговой формой речи; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; • договариваться и приходить к общему решению; • формировать собственное мнение и позиции; • задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; • способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Программа   формирования   универсальных   учебных   действий   направлена   на обеспечение   деятельностного   подхода,   положенного   в   основу   Стандарта,   и   призвана способствовать   реализации   развивающего   потенциала   начального   общего   образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного  процесса     учащихся     и   обеспечивающей   умение   учиться,   способность   к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом формирования универсальных учебных действий будет являться освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в   рамках   отдельных   дисциплин,   а   также   сознательное,     активное   присвоение   ими   нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обучающихся: 20 • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; • определяет   условия,   обеспечивающие   преемственность   программы   формирования   у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно­развивающей  области и внеурочной деятельности Каждая программа должна содержать пояснительную записку, общую характеристику учебного педмета/коррекционного курса, описание места учебного предмета/коррекционного курса  в учебном  плане, описание ценностных  ориентиров, личностные,  метопредметные  и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета/коррекционного курса (в зависимости от варианта АОП НОО), содержание учебного предмета/коррекционного курса, тематическое планирование, описание материально­технического обеспечения. 3. Программа духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при  получении НОО. Духовно­ нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и   принятия   обучающимся   с   ОВЗ   базовых   национальных   ценностей,   освоение   системы общечеловеческих   ценностей   и   культурных,   духовных   и   нравственных   ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно   –   нравственное   развитие  –   осуществляемое   в   процессе   социализации последовательное   расширение   и   укрепление   ценностно   –   смысловой   сферы   личности, формирование   способности   человека   оценивать   и   сознательно   выстраивать   на   основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.  Программа духовно­нравственного воспитания и развития обучающихся с ОВЗ должна  быть направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие  способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни и успешную социализацию и  интеграцию в современное общество. Программа реализуется образовательной организацией в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими  субъектами социализации — социальными партнерами школы. Программа   духовно­нравственного   воспитания   должна   включать   цель,   задачи, основные   направления   работы,   перечень   планируемых   результатов   воспитания,   формы организации работы. например:  Общей   целью  является   социально­педагогическая   поддержка   и   приобщение обучающихся   к   базовым   национальным   ценностям   российского   общества, общечеловеческих   ценностям   в   контексте   формирования   у   них   нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: 21 В области формирования личностной культуры: • формирование   первоначальных   моральных   норм,   развитие   творческого потенциала   в   учебно­игровой,   социально­   предметно­продуктивной, ориентированной деятельности на основе  нравственных установок; • формирование   основ   нравственного   самосознания   личности   (совести)   – способности   формулировать   собственные   нравственные   обязательства, осуществлять   нравственный   самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • принятия обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций; • формирование самостоятельности обучающихся в любых жизненных ситуациях; • развитие   трудолюбия,   формирование   потребности   к   учению,   способности   к преодолению трудностей для достижения результата; В области формирования социальной культуры: • воспитание ценностного отношения к Родине, к своему  национальному языку и культуре, к традиционным российским религиям; • формирование патриотизма и гражданственности; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения; • развитие   навыков   коммуникативного   общения   с   педагогами,   родителями, сверстниками и старшим поколением. В области формирования семейной культуры: • формирование   уважительного   отношения   к   родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним; • российской семьи. Основные направления: • Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности:  нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл   жизни;   справедливость, милосердие, честность, достоинство, уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность,   щедрость,   забота   о   младших   и   старших,   свобода   совести   и вераисповедение, толерантность, представление о вере, духовной культуре. • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности:  уважение   к   труду;   творчество   и   созидание,   стремление   к   познанию, целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие. • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:   любовь   к   России,   к   своему   народу,   своему   краю;   Служение   своему Отечеству; Правовое государство; Гражданское общество; Законы право­порядок; свобода   личная   и   национальная;   доверие   к   людям;   институтам   государства   и гражданского общества. • Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде знакомство   с   культурно   –   историческими   и   этническими   традициями   осознанного, 22 экологическое воспитание). Ценности:  Родная   земля,   заповедная   природа,   планета   Земля,   экологическое сознание. • Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности:   красота,   гармония,   духовный   мир   человека,   эстетическое   развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.   формирование 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безлопастного  образа жизни Программа   формирования   экологической   культуры,   здорового   и   безопасного   образа жизни – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение   и   укрепление   физического   и   психического здоровья   как   одного   из   ценностных   составляющих,   способствующих   познавательному   и эмоциональному   развитию   ребенка,   достижению   планируемых   результатов   освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ. Программа   формирования   экологической   культуры   должна   включать   цель,   задачи, основные   направления   работы,   перечень   планируемых   результатов   воспитания,   формы организации работы. например: Содержание программы 1блок. Здоровьеберегающая инфраструктура Задача: создание условий для реализации программы  Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности  администрации образовательной организации. Можно представить в виде таблицы. № Деятельность Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры Планируемый  результат 2   блок.   Рациональная   организация   урочной   и   внеурочной   деятельности обучающихся. Задача:   повышение   эффективности   учебного   процесса,   снижение   при   этом чрезмерного  функционального   напряжения  и   утомления,   создание   условий   для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.  Планируемый результат: • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и   внеурочной   нагрузки   (выполнение   домашних   заданий,   занятия   в   кружках   и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; 23 • строгое   соблюдение   всех   требований   к   использованию   технических   средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; • индивидуализация   обучения   (учёт   индивидуальных   особенностей   развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования Эффективность   реализации     2   блока   зависит   от   деятельности   всех   субъектов образовательного процесса. Можно представить в виде таблицы. Направления деятельности Урочная и внеурочная деятельность   3 блок. Организация физкультурно­оздоровительной работы Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех   возрастов,   повышение   адаптивных   возможностей   организма,   сохранение   и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.  Планируемый результат: • эффективная   работа   с   обучающимися   всех   групп   здоровья   (на   уроках физкультуры, в секциях, на прогулках); • рациональная   организация   уроков   физической   культуры   и   занятий   активно­ двигательного характера на ступени начального общего образования; • организация активных движений (динамической паузы) после 2­го и 4­го уроков; • физкультминутки   на   уроках,   способствующих   эмоциональной   разгрузке   и повышению двигательной активности; • организация   работы   спортивных   секций   и   создание   условий   для   их эффективного функционирования; • регулярное   коррекционных занятий (дней спорта, соревнований,  походов и т. п.). Реализация этого блока зависит от всех субъектов образовательного процесса. Можно представить в виде таблицы. спортивно­оздоровительных   мероприятий,   проведение Направления деятельности Урочная и внеурочная деятельность   4. блок Реализация дополнительных образовательных программ  Задача:   внедрить   программы   дополнительного   образования   по   формированию ценностного   отношения   к   здоровью   и   здоровому   образу   жизни   в   качестве отдельных   образовательных   модулей   или   компонентов,   включённых   в   учебный процесс. Планируемый результат: 24 Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов ­ психологов. Можно представить в виде таблицы. Направления деятельности Урочная и внеурочная деятельность   5. блок. Просветительская работа с родителями  (законными представителями) Задачи: организовать  педагогическое просвещение родителей  Планируемый результат:  • формирование   общественного   мнения   родителей,   ориентированного   на здоровый образ жизни;   • создание   в   семье   благоприятной   воспитывающей   среды,   способствующей улучшению   межличностных   отношений,   повышению   ответственности   семьи   за здоровье,   физическое,   эмоциональное,   умственное   и   нравственное   развитие школьников.  Реализация этого блока зависит от всех субъектов образовательного процесса. Можно представить в виде таблицы. Направления деятельности Урочная и внеурочная деятельность   6. блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Задача:   контроль   реализации   программы   формирования   культуры   здорового   и безопасного образа жизни, повышение качества учебно­воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Планируемый   результат:   выявление   имеющихся   отклонений   в   реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения Можно представить в виде таблицы. Направления деятельности Урочная и внеурочная деятельность   5. Программа коррекционной работы Программа должна содержать перечень, содержание и план реализации мероприятий, систему   комплексного   психолого­медико­педагогического   обследования,   корректировку коррекционных мероприятий. например:   Планируемые   результаты   коррекционной   работы   с   обучающимися   с тяжелыми нарушениями речи на ступени начального общего образования: 25 Удовлетворение   специальных   образовательных   потребностей   детей   с тяжелыми нарушениями речи:  • успешно  адаптируется  в образовательном учреждении; • проявляет познавательную активность;  • умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;  • имеет сформированную учебную мотивацию;  • ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение;  •  осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.  Коррекция негативных тенденций развития учащихся:  дифференцирует информацию различной модальности;   соотносит  предметы в соответствии с их свойствами;   ориентируется в пространственных и временных представлениях;   владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;     выполняет   основные   мыслительные   операции   (анализ,   синтез,   обобщение, сравнение, классификация);   адекватно относится к учебно­воспитательному процессу;    работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;   контролирует  свою деятельность;   адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;   понимает   собственные   эмоции   и   чувства,   а   также   эмоции   и   чувства   других людей;   контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;   владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;   строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;   использует навыки невербального взаимодействия;  выражает   свои   мысли   и   чувства   в   зависимости   от   ситуации,   пользуется формами речевого этикета;   использует   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач.  Развитие речи, коррекция нарушений речи:   правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;    владеет   представлениями   о   звуковом   составе   слова   и   выполняет   все   виды языкового анализа;   имеет   достаточный   словарный   запас   по   изученным   лексическим   темам, подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе общения;   правильно пользуется грамматическими категориями;   строит сложные синтаксические конструкции.  6. Программа внеурочной деятельности. Внеурочная   деятельность   школьников   –   понятие,   объединяющее   все   виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение 26 задач   их   воспитания   и   социализации.   Образовательная   организация   самостоятельно разработывает и утверждает программу внеурочной деятельности. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ  И ОБОЗНАЧЕНИЙ ФГОС ­ Федеральный государственный образовательный стандарт  НОО ­ начального общего образования  АООП – адаптированная основная образовательная программа АОП – адаптированная образовательная программа Дети   с   ОВЗ  –   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья:   глухие,   слабослышащие, позднооглохшие,   слепые,   слабовидящие,   с   тяжелыми   нарушениями   речи,   с   нарушениями опорно­двигательного   аппарата,   с   задержкой   психического   развития,   с   расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. ЗПР – задержка психического развития ТНР ­ тяжелые нарушения речи ТМНР ­ тяжелые множественные нарушения развития НОДА ­  нарушения опорно­двигательного аппарата ПМПК – психолого­медико­педагогическая комиссия  ПМПк – психолого­медико­педагогическая консилиум ИПР – индивидуальная программа реабилитации У/О (интеллектуальные нарушения) – умственная отсталость СИПР – специальная индивидуальная программа развития 27 28

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018