Плахова Т.В.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДИНЫ»
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДИНЫ
Основные раскрываемые понятия: природа, духовное общение и творческое взаимодействие с природой, искусство жить в ладу с природой.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Российский патриотизм – это чувство любви к природе родных мест. Более чем ныне, на-
ши предки ощущали свое единство с окружающей природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками проверенного ритма чередования труда и праздника.
Воспитательные цели:
-помощь воспитанникам в осознании своей связи, своего единства с природой в освоении искусства жить в ладу с природой, а значит и с собой, друг с другом;
- привитие детям любви к родной природе, животному миру, приучение видеть, слышать природу,
подмечать ее красоту, гармоничность, ощущать поэзию природы во всякое время года.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
Общение (просвещение)
Возможные темы для общения:
-«Почему наши предки называли природу «Матушкой Природой»?»;
-«Чувство Природы есть чувство жизни»;
- «Учимся понимать Язык природы»;
-«Поэтические сказки Природы»,
-«Дети и природа»,
-«Отношения природы и человека – это отношение двух культур» (Д. С. Лихачев).
-и др.
Возможные формы общения:
-уроки общения с Природой «В гостях у Матушки-Природы» (в любое время года»;
-разработка программы «Душевный университет» и обучение в нем подростков;
-чтение литературных произведений, посвященных природе с последующим обсужде-
нием прочитанного (произведения М. М. Пришвина, К. Паустовского и др. писателей);
-просмотр фильмов, посвященных красоте природы России, проблемам сохранения Природы, варварского отношения человека к природе с последующим обсуждением;
-очно-заочные экскурсии по музейным залам, картинным галереям, где расположены картины художников, посвященных природе;
-встречи с художниками, рисующими природу;
-вечера актуальных проблем: «Человек и природа», «Человек – царь Природы или ее за-
щитник и работник?».
Деятельность
-составление карты «Природоохранная зона защитников Природы», Красных книг,
Календаря Природы;
-разработка проекта «Поможем Матушке-Природе»;
-оформление зала Природы;
-создание музея Природы;
-проведение акций в защиту природы («Живая вода», «Родничок», «Ель», «Мура-
вейник», «Природе Малой Родины – нашу заботу», «Украсим Родину садами», «Мы – братьям нашим меньшим» и др.);
-проведение Дней Земли, Природы, Леса, Полей и Лугов, Живой Воды и др.;
-разработка и проведение познавательных и интеллектуальных игр, посвя-
щенных природе;
-творческие мастерские;
-организация работы объединений «Друзья Природы»;
-проведение природоохранительных марафонов «Защитим Природу от варварского
уничтожения!»;
-разработка и реализация проектов, посвященных защите, восстановлению и со-
хранению природных памятников, уголков природы на территории Малой Родины;
-проведение форума защитников Природы;
-открытие центра защитников Природы.
Качества личности, которые предполагается сформировать
в результате духовного общения и творческого взаимодействия
воспитанников с природой:
1. Духовной: потребность в познании природы, ее гармонии и красоты, ее секретов и законов, ее возможностей для человека; участие в культурной деятельности по улучшению и помощи природе.
2. Творческой: расширение и совершенствование своих интеллектуальных знаний о при-роде, практических умений и навыков в деятельности, направленной на улучшение состо-яния природы, помощь взрослым в окультуривании природных ландшафтов; умение ви-деть красоту природы и запечатлеть ее в своих творческих работах.
Из сокровищницы человеческой мудрости
К. Паустовский: «Тургенев говорил о волшебном русском языке. Но он не сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств русского человека».
Д. С. Лихачев: «Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.