Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Оценка 4.9

Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл—11 кл
10.01.2025
Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Советы по мотивации обучающихся
Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина.docx

Несколько рекомендаций для проведения урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Приступая к изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, мы с учениками читаем или слушаем рассказ Куприна "Исполины". Это небольшое произведение, во-первых, подчёркивает значимость фигуры Щедрина для русской литературы 19 века, его масштаб и ту позицию, которую занимает писатель по отношению к читателю. Во-вторых, от рассуждений об этом рассказе легко и логично можно перейти к изучению "Сказок для детей изрядного возраста", их подоплёке. В-третьих, благодаря упоминанию о рассказе Куприна появляется повод вспомнить и закрепить знания о явлениях пародии и сатиры в литературе, обрисовать их взаимосвязь, сходство и различие.

Урок имеет целью формирование навыков анализа такого сложного для восприятия текста, как текст сатирической сказки.

Чем близки  рассказ Куприна "Исполины"  и сказка Салтыкова-Щедрина "Карась-идеалист" ? (Этот вопрос можно адресовать ребятам после прочтения рассказа или ответить на него, презентуя творчество сатирика). Первый является пародией, вторая — сатирой.

Для записи:

1. Словарное определение: Пародия - сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-либо черты других литературных произведений.

2. Пояснение учителя: пародия высмеивает  литературные клише, устоявшиеся схемы и взгляды, ставшие привычными  конструкты избитого жанра, подвергает их испытанию: снижает значимость, изображает в карикатурном виде, т.е.под другим углом зрения. Пародист выставляет в неидеальном виде то, что прежде вызывало у читателей восхищение или умиление, то, что очаровывало и рождало желание подражать.

Чаще всего пародисты, имитируя и комически преувеличивая черты определенного произведения, добиваются комического эффекта, в то время как сатирики использует юмор, иронию или преувеличение для критики или разоблачения человеческих недостатков, идейный позиций, социальных проблем. Т.е.сатира в отличие от пародии затрагивает более широкие темы или проблемы, призвана заставлять мыслить, способствовать борьбе и переменам.

Александр Иванович Куприн в своем рассказе «Исполины»  –  пародии на святочные рассказы  –  как будто ставит перед собой задачи сатирика: он развенчивает "наивные" взгляды тех собратьев по перу, кто всерьёз верит преображению закоренелых грешников (а уж тем более мгновенному) под влиянием христианских душеспасительных проповедей. Его ирония безусловно способствует размышлениям читателя.

Салтыков-Щедрин тоже настроен скептически относительно такого чудесного исхода. Его карась-идеалист, подобно прекраснодушными писателями и другим наивно-восторженным мечтателям, верит: "Я объясню щуке..." Да, есть люди, которые полагают, что всем все можно объяснить и убедить в своих взглядах. Вот их-то Салтыков-Щедрин стремится отрезвить,  обстоятельно разъясняя, чем это может закончиться в большинстве случаев. Это точка зрения закоренелого реалиста, это злая ирония человека, который считает нужным открыть глаза либералам и проповедникам на то, что в определенных случаях действовать убеждением попросту опасно и даже глупо.

 

Произведения писателей сатириков прошлых времен современной молодёжи понять ещё сложней, чем произведения несатирического толка по той причине, что в сатирическом произведении преобладает так называемый эзопов язык: язык иносказаний и намеков. Необходимо читать между строк, а для этого надо разбираться в реалиях изучаемой эпохи, в политической, экономической ситуации.

Но для начала обучающимся стоит уяснить прямое значение историзмов, архаизмов  и т.п. Это подразумевает работу с текстом и различными информационными источниками.

Поэтому изучение произведения начинаем с того, что часть ребят выполняет соответствующее задание (поиск и объяснение значения непонятных слов и выражений), часть готовит сообщения о политической обстановке, политических партиях, активных в описываемое время, часть — о злободневных социальных проблемах, которые затрагивает писатель в изучаемом произведении.

Для знакомства с самой сказкой, конечно, предлагается несколько вариантов: помимо заданного на дом чтения, смотрим одноименный советский мультфильм, можно заранее подготовить инсценировку силами заинтересованных учеников.

Благодаря этой деятельности учащиеся вовлекаются в процесс, он их мотивирует. После этого этапа анализ смысла «Сказок» существенно облегчается.


 

Несколько рекомендаций для проведения урока литературы по сказке

Несколько рекомендаций для проведения урока литературы по сказке

Произведения писателей сатириков прошлых времен современной молодёжи понять ещё сложней, чем произведения несатирического толка по той причине, что в сатирическом произведении преобладает так называемый эзопов…

Произведения писателей сатириков прошлых времен современной молодёжи понять ещё сложней, чем произведения несатирического толка по той причине, что в сатирическом произведении преобладает так называемый эзопов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2025