Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

  • Работа в классе
  • docx
  • 10.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Советы по мотивации обучающихся
Иконка файла материала Рекомендации для проведения урока литературы по сказке Салтыкова-Щедрина.docx

Несколько рекомендаций для проведения урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Приступая к изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, мы с учениками читаем или слушаем рассказ Куприна "Исполины". Это небольшое произведение, во-первых, подчёркивает значимость фигуры Щедрина для русской литературы 19 века, его масштаб и ту позицию, которую занимает писатель по отношению к читателю. Во-вторых, от рассуждений об этом рассказе легко и логично можно перейти к изучению "Сказок для детей изрядного возраста", их подоплёке. В-третьих, благодаря упоминанию о рассказе Куприна появляется повод вспомнить и закрепить знания о явлениях пародии и сатиры в литературе, обрисовать их взаимосвязь, сходство и различие.

Урок имеет целью формирование навыков анализа такого сложного для восприятия текста, как текст сатирической сказки.

Чем близки  рассказ Куприна "Исполины"  и сказка Салтыкова-Щедрина "Карась-идеалист" ? (Этот вопрос можно адресовать ребятам после прочтения рассказа или ответить на него, презентуя творчество сатирика). Первый является пародией, вторая — сатирой.

Для записи:

1. Словарное определение: Пародия - сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-либо черты других литературных произведений.

2. Пояснение учителя: пародия высмеивает  литературные клише, устоявшиеся схемы и взгляды, ставшие привычными  конструкты избитого жанра, подвергает их испытанию: снижает значимость, изображает в карикатурном виде, т.е.под другим углом зрения. Пародист выставляет в неидеальном виде то, что прежде вызывало у читателей восхищение или умиление, то, что очаровывало и рождало желание подражать.

Чаще всего пародисты, имитируя и комически преувеличивая черты определенного произведения, добиваются комического эффекта, в то время как сатирики использует юмор, иронию или преувеличение для критики или разоблачения человеческих недостатков, идейный позиций, социальных проблем. Т.е.сатира в отличие от пародии затрагивает более широкие темы или проблемы, призвана заставлять мыслить, способствовать борьбе и переменам.

Александр Иванович Куприн в своем рассказе «Исполины»  –  пародии на святочные рассказы  –  как будто ставит перед собой задачи сатирика: он развенчивает "наивные" взгляды тех собратьев по перу, кто всерьёз верит преображению закоренелых грешников (а уж тем более мгновенному) под влиянием христианских душеспасительных проповедей. Его ирония безусловно способствует размышлениям читателя.

Салтыков-Щедрин тоже настроен скептически относительно такого чудесного исхода. Его карась-идеалист, подобно прекраснодушными писателями и другим наивно-восторженным мечтателям, верит: "Я объясню щуке..." Да, есть люди, которые полагают, что всем все можно объяснить и убедить в своих взглядах. Вот их-то Салтыков-Щедрин стремится отрезвить,  обстоятельно разъясняя, чем это может закончиться в большинстве случаев. Это точка зрения закоренелого реалиста, это злая ирония человека, который считает нужным открыть глаза либералам и проповедникам на то, что в определенных случаях действовать убеждением попросту опасно и даже глупо.

 

Произведения писателей сатириков прошлых времен современной молодёжи понять ещё сложней, чем произведения несатирического толка по той причине, что в сатирическом произведении преобладает так называемый эзопов язык: язык иносказаний и намеков. Необходимо читать между строк, а для этого надо разбираться в реалиях изучаемой эпохи, в политической, экономической ситуации.

Но для начала обучающимся стоит уяснить прямое значение историзмов, архаизмов  и т.п. Это подразумевает работу с текстом и различными информационными источниками.

Поэтому изучение произведения начинаем с того, что часть ребят выполняет соответствующее задание (поиск и объяснение значения непонятных слов и выражений), часть готовит сообщения о политической обстановке, политических партиях, активных в описываемое время, часть — о злободневных социальных проблемах, которые затрагивает писатель в изучаемом произведении.

Для знакомства с самой сказкой, конечно, предлагается несколько вариантов: помимо заданного на дом чтения, смотрим одноименный советский мультфильм, можно заранее подготовить инсценировку силами заинтересованных учеников.

Благодаря этой деятельности учащиеся вовлекаются в процесс, он их мотивирует. После этого этапа анализ смысла «Сказок» существенно облегчается.