Рекомендации для работы с родителями неуспевающих детей при подготовке к обследованию на ЦПМПК
Подавляющее большинство учителей-практиков сталкивается в своей работе с проблемой - как убедить родителей неуспевающих детей пройти обследование на ЦПМПК. Обычно родители принимают «в штыки» такое предложение.
Предлагаю свой опыт работы с данной категорией родителей. В прошлом учебном году в моем классе из 25 учащихся было обследовано на ЦПМПК семь первоклассников.
Сам учитель должен четко понимать, что проходить обследование в первом классе – самый безболезненный вариант для всех участников образовательного процесса. Во-первых, в первом классе безотметочное обучение и ребенок по факту еще не является неуспевающим, что в дальнейшем станет обязательным условием направления на ЦПМПК. Во-вторых, при реализации адаптированной программы варианта 7.2. будет возможность предоставить ребенку дополнительный первый класс.
Первый этап – сбор информации о первичных знаниях, текущий контроль обучения, выявление слабоуспевающих детей.
В первые дни учебы в первом классе провожу небольшие тесты на знание букв и цифр. Дети берут чистую тетрадь, пишут на первой странице вверху свое имя и фамилию, если умеют. Ниже пишут цифры, которые знают, еще ниже пишут буквы, которые знают. При обработке данного теста отмечаем, у кого сделано все верно и хороший «багаж знаний», кто плохо знаком с цифрами и буквами, кто не слышит инструкцию.
В первой половине сентября провожу первичную диагностику – после уроков оставляю по несколько человек на 10-15 минут. Проверяю, знают ли буквы, могут ли читать, сколько слов в минуту, понимание прочитанного, могут ли считать – даю две карточки по пять примеров до 5 и до 10. При проверке тетрадей обращаю внимание на аккуратность письма. Полученные данные записываю в общую таблицу, провожу анализ полученных данных.
В середине сентября провожу тест с рисунками.
Тест с рисунками.
- Берем лист (половина листа формата А4). Вверху подписываем свое имя или пишем первую букву имени. Лист переворачиваем.
- В центре листа рисуем небольшой домик.
- В левом верхнем углу рисуем облачко.
- В правом верхнем углу рисуем солнышко.
- В левом нижнем углу рисуем цветочек.
- В правом нижнем углу рисуем грибок.
При обработке анализирую у кого все верно, кто не подписал лист, кто путает «право-лево», у кого предметы не в углу и т.д.
В течение всего обучения в 1 классе веду папку, в которую складываю все листы (карточки) с заданиями по математике, письму, чтению. Для каждого ученика - свой файл. На листах ставлю знак «+», если все верно, или пишу количество ошибок в пределах норм оценивания на «4» и «3». Если ошибок много, то делаю запись «10 ошибок из 15 заданий». Обязательно печатаю на листах дату проведения работы.
Анализируя все данные, можно выявить слабоуспевающих детей уже к началу ноября. Обычно эти дети бывают плохо подготовлены к началу школьного обучения, на уроках постоянно отвлекаются, не могут повторить за учителем или одноклассниками, теряют инструкцию, внимание слабое, нуждаются в постоянной помощи и контроле учителя.
Второй этап – беседа с родителями с предложением обследования на ЦПМПК.
В начале беседы надо сказать родителю, что ваша встреча не уникальна, многие приходят и разговаривают об успехах и трудностях детей.
Показываем работы учащегося, рассказываем о том, с какой подготовкой он пришел в школу, как идет процесс усвоения новых знаний, как ребенок работает на уроках, как пишет в тетрадях, читает, обязательно отмечаем успехи, если они есть, и переходим к трудностям. Смотрим на даты работ, отслеживаем динамику развития, смотрим на записи типа «10 ошибок из 15 заданий», говорим, что это очень хорошо, что в 1 классе безотметочное обучение, иначе это была бы отметка «2». Но во втором классе уже будут выставляться все оценки, поэтому именно сейчас, в 1 классе, надо сделать все, чтобы ребенок был успешным в учебе в дальнейшем.
В процессе беседы очень важно соблюдать дружелюбный тон, показывать родителю заинтересованность в результатах обучения, желание учителя помочь ребенку, обеспокоенность неудачами. Если родитель начинает спорить, проявляет элементы агрессии, то самое разумное – дать ему рекомендации для домашних занятий и ничего не говорить про ПМПК до следующей встречи. Если родитель начинает говорить, что ребенок такой невнимательный, неусидчивый, память плохая, они дома занимаются, а толку мало и т.п., то можно похвалить родителей, что они большие молодцы, видят и понимают проблемы ребенка, дать рекомендации, советы. Теперь можно переходить к теме ЦПМПК.
Говорим родителю, что есть еще одна реальная возможность помочь ребенку – пройти обследование на ЦПМПК, получить рекомендации специалистов. ЦПМПК существует не для того, чтобы кого-то ею пугать или наказывать. ЦПМПК создана для помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
Аргументы, понятные родителям:
1) На ЦПМПК детям рекомендуют адаптированные программы обучения, в которых, требования к результатам ниже, чем в традиционной программе. Контрольные работы можно писать с использованием справочников, таблиц и других опор. Планка оценивания снижена, например, достаточно выполнить тест на 40%, чтобы получить отметку «3». В диктанте при 6 ошибках тоже будет отметка «3».
2) Для детей, обучающихся по АООП, по рекомендации ЦПМПК будут организованы занятия с логопедом, психологом, коррекционные занятия с учителем или дефектологом. Это дает возможность дополнительного развития для данной категории детей.
3) Именно в первом классе обследование на ЦПМПК самое щадящее, пока нет оценок, ребенок еще не почувствовал себя «неудачником», так как в дальнейшем надо будет учиться на «2», для того, чтобы ребенка приняли на эту комиссию.
4) Детей обучающихся по АООП кормят в школе бесплатно – 99 рублей в день. А это две тысячи рублей в месяц, 16 тысяч в год, 64 тысячи за 4 года. Обычно родители отмахиваются от этого аргумента в беседе, но, тем не менее, все они написали заявление на бесплатное питание и никто от него отказываться не собирается.
5) От обучения по АООП можно отказаться в любой момент, если родитель почувствует, что ребенку некомфортно, что сложившаяся ситуация его как-то обижает или оскорбляет.
Обычно после всех аргументов родители говорят, что подумают. В дальнейшем соглашаются на обследование.
Третий этап – сбор и подготовка документации.
Возможна ситуация, когда на этом этапе родители изменяют свое решение и отказываются от обследования. Поэтому очень важно предусмотреть и такое развитие событий. Для этого заранее говорю, что не надо слушать мнения знакомых, ситуация в образовании меняется, обучение по АООП - это еще достаточно новое для нас направление, педагоги в школах составляют АООП, знают все особенности программ и абсолютно точно объясняют родителям все положительные моменты обучения по этим программам. Ситуации, которые когда-то возникали у этих знакомых, возможно, уже не соответствуют современной действительности.
Четыре ученика моего первого класса были обследованы на ЦПМПК в январе 2019 года, то есть мы проучились три месяца, а родители уже были согласны пройти обследование, так как в декабре 2018 года мы собирали пакеты документов на ЦПМПК.
В апреле прошла итоговая аттестация. Еще трое учащихся выполнили отдельные работы на недостаточном уровне. С родителями этих детей так же были проведены беседы с аргументами. При показе итоговых работ был добавлен аргумент, что за работу мог бы быть выставлен базовый уровень усвоения знаний, проще говоря, отметка «3», если бы ребенок обучался по АООП. Все трое учеников летом прошли обследование на ЦПМПК и сейчас обучаются по адаптированным программам.
В данный момент в нашем классе одна ученица обучается по АООП для детей с ЗПР вариант 7.1., трое – по АООП для детей с ЗПР вариант 7.2., одна - уточняет диагноз, лечится и проходит обследования в психиатрической больнице им.Бехтерева.
По итогам 1 триместра неуспевающих в классе нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.