Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексической теме «День Победы!»
Рекомендую рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».
Как рассказывать детям про День Победы?
Рассказывать о войне нужно, ориентируясь на возраста ребенка. Главное подбирать такие слова, чтобы ребенок слушал с интересом. От тяжелых подробностей пока можно воздержаться.
Начните с вопроса: «А ты знаешь, какой скоро праздник?». Эта фраза, должна заинтересовать ребенка, ведь дети очень любят праздники.
Затем усадить его рядом, как будто собираетесь рассказать ему секрет или сказку.
Заранее подготовьте книгу о войне с большими картинками и фотоиллюстрациями.
Сам по себе рассказ не должен быть очень долгим, иначе ребенку наскучит слушать, ведь в вашей истории не будет ничего смешного или веселого.
Кратко опишите мотивы войны, обязательно сделайте акцент на том, что война длилась пять долгих лет. Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил даты. Поведайте о финале войны так, чтобы ваш рассказ был захватывающим. Не забудьте объяснить ребенку значение таких слов, как: подвиг, победа, защитник, ветеран, Что бы заинтересовать ребенка праздником победы, предложите ему нарисовать праздничный рисунок или смастерить поделку
Расскажите о героях ВОВ, рассмотрите иллюстрации (при помощи книг, интернета)Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в ВОВ, рассмотрите фотографии родственников.
Если в вашем роду кто-то воевал, то, возможно, у вас до сих пор сохранились ордена и медали, а, может быт, и письма с фронта. Посвятите один день изучению наград вместе с ребенком и чтению писем вслух.
Подберите для ребенка стихи о войне, рассказы и кинофильмы, соответствующие его возрасту, желательно, без тяжелых сцен. (При прочтении и просмотре кинофильмов, сопереживайте героям, обсуждайте смелость и отвагу).
Примерный список историй, рассказанных в самом понятном и близком для ребенка жанре - мультипликационном: «Салют», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Воспоминание», «Скрипка пионера», «Легенда о старом маяке», «Василёк», «Приключения красных галстуков», «Великая Отечественная», «Сильные духом крепче стены».
Что можно почитать ребенку о войне:
Георгиевская С. «Галина мама» Митяев Анатолий «Почему Армия родная» «Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»
Поиграйте в игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи:
Игровое упражнение «Один - много»
Танк – танки
Солдат – солдаты
Моряк – моряки
Парашют – парашюты
Самолёт – самолёты Ракета – ракеты
«Копилочка признаков»: какие были наши солдаты:
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
1. Упражнение на развитие дыхания «Сирена» (на развитие силы голоса).
- для того, чтобы предупредить об опасности, военные использовали сирену. Она звучит сначала тихо, а затем громко (у).
Упражнения для развития язычка:
«Язык-силач» - улыбнуться, удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Язычок у нас силач—
В зубы упирается,
Сильно напрягается, Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.
«Барабанщик» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как звук -д-д-д-д-д-д. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем 30 — 60 секунд.
«Пулемет» - упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим
-т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро.
Не забудь про пальчики.
«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы,
("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица,
(указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны) Мир – это солнце, цветы и тепло.
(поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.) Мир – это когда всем хорошо!
(Ладошки в кулачках, большой палец вверх)
1. Рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая ипочему он называется "День Победы".
2. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации вкнигах.
3. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в ВеликойОтечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.
4. Совместно с ребенком сходите к мемориалу в честь защитников Родины.
5. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы). Смелый - храбрый,отважный, геройский... 6. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый.
Враг - ... Мир - ...
7. Учимся подбирать однокоренные слова.
Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...
8. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".
9. Продолжаем знакомить ребенка с пословицами.
Объясните значение пословицы "Мир строит, а война разрушает".
10. Ознакомление с художественной литературой.
Можно прочитать ребенку:
Л. Кассиль "Главное войско",
Н. Зенькович "Мальчишки в пилотках".
11. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Послушать вместе с ребенком песни:
"День Победы",
"Священная война".
Побеседовать по содержанию текста.
Выучить рассказ и нарисовать.
Девятое мая – День Победы. Дети пришли к памятнику. Это памятник павшим героям. Дети возлагают живые цветы к памятнику. В этот день многие люди возлагают живые цветы к вечному огню. Вечером будет праздничный салют.
Выучить стихотворение Натальи Майданик «День Победы»:
День Победы – светлый праздник,
Я ему так рад,
Потому что вместе с дедом Еду на парад!
Я хочу в строю военном
Вместе с ним пройти,
Знамя красное Победы
Вместе с ним нести!
Пусть дедуля твёрдо знает: буду я в строю, Защищать, как он, смогу я Родину свою!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.