Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением
Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
У социально опасного поведения подростков есть ряд признаков:
I. Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде
II. Проявление деструктивного поведения по отношению к себе
Психологические признаки
Изменение в поведении (внешние признаки)
Изменение во внешнем виде
Рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения на уроке
При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
· сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
· помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
· ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
· использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;
· учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
· необходимо делать акцент на положительные моменты в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
· учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
· не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
· не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
· нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.
Во время диалога обязательно придерживаться вектора на сотрудничество и взаимное уважение и использовать техники бесконфликтного общения.
·
Не оскорблять.
Избегайте слов, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у подростка
и спровоцировать конфликт.
·
Не поддаваться на провокации.
Игнорируйте выпады — это более эффективно и подчеркивает профессионализм
преподавателя. Ученик же не получит той реакции, которую ожидал, и его действия
потеряют значимость.
·
Думать, как ученик.
Поставьте себя на его место, чтобы понять, как он мыслит и что чувствует. Это
поможет наладить контакт.
·
Проявлять эмпатию.
Должен считываться посыл: «Я здесь, я хочу тебя выслушать».
·
Сохранять спокойствие.
И уверенность.
·
Извиняться.
Если знаете о своей ошибке.
·
Не разжигать конфликт.
При агрессии со стороны подростка постарайтесь сменить тему разговора, отвлечь
его внимание.
·
Быть тактичным.
Не задевайте чувств подростка, его сомнений и переживаний.
·
Не торопиться.
Если конфликт усиливается, сделайте в переговорах паузу. Она даст время
успокоиться и спокойно продолжить диалог;
·
Сохранять контакт.
Ученик должен видеть в вас человека, которому может довериться.
Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.