Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением
Оценка 4.6

Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением

Оценка 4.6
Памятки +2
docx
Междисциплинарный 4
14.11.2022
Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением
деструктивное поведение.docx

Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением

Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. 

У социально опасного поведения подростков есть ряд признаков:

I. Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде

  • Намеренное нарушение социальных отношений
  • Причинение физического ущерба
  • Моральное унижение других людей
  • Сквернословие
  • Жестокость к животным
  • Вандализм
  • Экоцид (нанесение вреда объектам природы)

II. Проявление деструктивного поведения по отношению к себе

  • Действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, запецинг и иные)
  • Интернет-зависимость, патологическая страсть к азартным играм
  • Суицидальное поведение, суицид
  • Употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ
  • Чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамипование, пирсинг)

Психологические признаки

  • Повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенная агрессия
  • Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии
  • Проявление навязчивых движений
  • Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
  • Утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками
  • Стремление показать свое «бесстрашие» окружающим
  • Стремление быть в центре внимания любой ценой
  • Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки
  • Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги)

Изменение в поведении (внешние признаки)

  • Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в буллинге.
  • Проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия.
  • Участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами.
  • Трансляция деструктивного контента в социальных сетях
  • Навязчивое рисование
  • Участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников
  • Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми
  • Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, пропуски по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету)
  • Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
  • Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться);
  • Использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга;

Изменение во внешнем виде

  • Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную
  • Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове
  • Нежелание следить за своим внешним видом
  • Появление следов краски на одежде, руках (использование аэрозольных баллонов);
  • Появление у несовершеннолетнего обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых не может объяснить.

Рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения на уроке

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

·            сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;

·            помнить, что ребенок имеет право на ошибку;

·            ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;

·            использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;

·            учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

·            необходимо делать акцент на положительные моменты в анализе работы и поведения девиантного ребенка;

·            учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

·            не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

·            не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;

·            нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

Во время диалога обязательно придерживаться вектора на сотрудничество и взаимное уважение и использовать техники бесконфликтного общения. 

·         Не оскорблять.
Избегайте слов, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у подростка и спровоцировать конфликт.

·         Не поддаваться на провокации.
Игнорируйте выпады — это более эффективно и подчеркивает профессионализм преподавателя. Ученик же не получит той реакции, которую ожидал, и его действия потеряют значимость. 

·         Думать, как ученик.
Поставьте себя на его место, чтобы понять, как он мыслит и что чувствует. Это поможет наладить контакт.

·         Проявлять эмпатию.
Должен считываться посыл: «Я здесь, я хочу тебя выслушать». 

·         Сохранять спокойствие.
И уверенность. 

·         Извиняться.
Если знаете о своей ошибке.

·         Не разжигать конфликт.
При агрессии со стороны подростка постарайтесь сменить тему разговора, отвлечь его внимание.

·         Быть тактичным.
Не задевайте чувств подростка, его сомнений и переживаний.

·         Не торопиться.
Если конфликт усиливается, сделайте в переговорах паузу. Она даст время успокоиться и спокойно продолжить диалог;

·         Сохранять контакт.
Ученик должен видеть в вас человека, которому может довериться. 

Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".


 

Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением

Рекомендации для учителей по методам работы с деструктивным поведением

Появление у несовершеннолетнего обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых не может объяснить

Появление у несовершеннолетнего обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых не может объяснить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022