Рекомендации для воспитателей
«Воспитание культурно-гигиенических навыков детей посредством художественного слова»
Г. Щелково, 2024
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Особое внимание нужно уделять при формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего, для этого необходимо:
· учить самостоятельно умываться;
· пользоваться туалетом;
· воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем внешнем виде;
· активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же художественное слово;
· формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Критерии опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
8. Надеть в обратной последовательности
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые
использует педагог, необходимо менять.
В младшей группе воспитатель показывает все: и как завертывать рукава, и как
намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под
наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной
деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются
привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним
видом. Но дети становятся старше.
И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков уже со среднего возраста дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, фольклор.
Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные специально для детей и имеющие специальную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка в детском саду становится ярче, интереснее.
Используем малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни
в качестве ласки и шутки и в режимных моментах:
Умывание:
· Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
· Водичка, водичка умой мое личико,…
· Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой побежали мыться.
· Ай лады, лады, лады не боимся мы воды чисто умываемся маме улыбаемся.
· Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке- ладошки, пальчики Антошке.
· Мило не мыло, а беленькое личико.
Во время еды:
Умница Катенька ешь кашку сладеньку, вкусную пушистую, мягкую душистую.
· Что поставят, то и кушай.
· Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
· Ешь больше, проживешь дольше.
· Хлеб всему голова.
· Когда я ем, я глух и нем.
Кроме того используются известные детям художественные произведения: К. Чуковский «Мойдодыр», « Федорино горе», А. Барто «Чумазая девочка», Г. Лагздынь « Одевали малыша», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка» и т.д. Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представление о необходимости культурно-гигиенических умений.
Есть произведения ориентированные на режимные моменты и правила поведения в детском саду. Например «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду»:
Что такое быть опрятным?
Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр.
Это брюки, а не сыр.
Мама сына баловала утром чисто одевала
Приходила забирать- не могла его узнать!
За сынка она стыдится, так, ребята, не годится!
Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась- и на лапках грязь осталась.
Полотенце- в черных пятнах! Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот. Может заболеть живот.
И т. п. по разным режимным моментам.
Дети средней группы уже могут объективно относится к своим поступкам и поступкам своих сверстников. Им нравятся юмористические произведения, которые высмеивают не культурное поведение других. Например, о правилах поведения за столом говорится в стихах «Этикет для карапузов»:
Аккуратно кушай хлеб- это кухня, а не хлев.
Что за грохот? что упало?
Маша за столом мечтала.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис…Не надо ложкой. И т. п.
Можно использовать небольшие рассказы- истории, в которых дети ведут себя неправильно. Дети любят слушать о том, что происходит с их сверстниками, учатся сопереживать им. С удовольствием обсуждают прочитанное, объясняют какие ошибки сделали герои произведения.
Например «Как Витю учили есть ложкой», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Про девочку Дашу».
Малыш научился надевать платье, колготки, туфли, соблюдать правила личной гигиены, правилам этикета. Постепенно он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Дети средней группы с удовольствием «дежурят»: помогают убирать со стола после приема пищи. Здесь тоже уместно использовать небольшие стихи по теме. Например:
Чтобы мухи не водились и на крошки не садились,
Ну-ка быстренько без слов убираем со столов!
И с посудою, как можем, нашей нянечке поможем!
Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Нужно пояснить ребенку, все что имеется в детском саду - игрушки, посуда, мебель -твое, мое, наше, общее принадлежит нам всем. Все это надо беречь.
Заяц с куколкой играл – платье куклы разорвал…
Мячик маленький нашел – этот мячик проколол…
Чем играть теперь другим?
Нет не надо быть таким!
Вы игрушки берегите и заботливо храните.
Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать заканчивают его сами, или читают его, когда бывает соответствующий момент. Например, если кто-то не спит:
Даже если вы не спите, то лежите, не шумите
Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать.
Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что художественное слово используемое воспитателем помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие, сформированные культурно-гигиенические навыки лучше закрепляются.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.