Рекомендации для взрослых, осуществляющих сопровождение и психологическую поддержку детей из семей мобилизованных

  • docx
  • 07.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рекомендации по мобилизованным.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

Рекомендации для взрослых,

осуществляющих сопровождение и психологическую поддержку детей из семей мобилизованных.

https://img.freepik.com/premium-vector/military-man-serviceman-or-soldier-dressed-in-camouflage-clothing-his-wife-and-children_198278-2373.jpg?size=626&ext=jpg

Разработала

психолог высшей категории Е.А.Новоторцева

 

 

г.о.Клин, 2024 г.

 

Консультация 1. Как психологу вести беседу с ребенком в случае мобилизации его родителя или значимого взрослого:

1.      Во время  беседы о мобилизации необходимо ориентироваться н возраст ребенка, уровень его развития, характер, и то, что он сам знает о текущей ситуации.

2.      С подростками следует говорить как со взрослыми. Для детей старшего школьного и  подросткового возраста важно рассказать о своей позиции и точке зрения, что может послужить ориентиром в видении вопроса. Это лучше, чем ребенок будет узнавать какую-либо информацию от посторонних людей, иногда в резкой форме.

3.      Говорите о своих эмоциях и вызывайте на разговор об эмоциях ребенка. Поддерживайте его, давайте понять, что готовы быть опорой. Слушайте, что говорит ребенок. Не ругайте и не стыдите его за проявление эмоций – сейчас это нормально. Не стоит обесценивать переживания ребенка.

4.      Старайтесь отвечать на вопросы ребенка. Если после разговора он начинает агрессировать или плакать, не следует стараться  переключить его – дайте время на проживание эмоций.

5.      Ограничьте просмотр телевизора и пользование гаджетами – постоянные новостные ленты могут выводить из себя. Если дети настаивают на просмотре новостей, можно сделать это вместе и более двух раз в день.

6.      Если ребенок задает сложные вопросы, и вы  не можете дать ответ, можно сказать, что не знаете, но предложить разобраться вместе, например, «Я не знаю, что тебе на это ответить. Давай попробуем разобраться вместе или найдем где-нибудь помощь».

7.      Обсудите, что может измениться в семье, и как вы  с этим справитесь. Подчеркните, что оставшиеся взрослые сделают все, чтобы он чувствовал себя комфортно.

8.      Уточните, все ли понятно ребенку, хотел бы он еще о чем-то поговорить, нужна ли  ему какая-то конкретная  помощь в данной ситуации.

9.      Обязательно обращайтесь за психологической и медицинской помощью в случае необходимости. Не поддавайтесь стереотипной установке, что та поступают только слабаки и психи. Вовремя оказанная помощь сможет  избавить от многих осложнений в настоящем и будущем.

10. Самое главное – не теряйте оптимизма! Даже военные действия  - явление временное, и они обязательно закончатся.

 

 

 

 

 

 

 

Консультация 2. Грамотный разговор с ребенком.

Война – это всегда смерть, а дети очень боятся  смерти. В разговоре с ребенком нужно действовать очень осторожно. Информацию следует давать ограниченно, не в полном объеме. Ни в коем случае нельзя пугать! Можно сказать, что папа уехал куда-то по работе (таким образом мы его не обманем и не вызовем повышенную тревогу).

Любая информация должна быть рассказана ребенку в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Избыток сведений может  запутать и вызвать новый страх и чувство незащищенности. Давать лучше факты, без лишний подробностей о ситуации мобилизации (не стоит вываливать на ребенка все, что мы сами знаем о спецоперации, например, количество убитых или особенности вооруженного конфликта).

При беседе с ребенком находитесь с ним на одном уровне (уровне глаз ребенка). К маленькому ребенку можно опуститься  на корточки, с подростком – сесть рядом). Говорите с ребенком спокойно, размеренно, уверенно, медленно, простым и доступным языком, по возможности, без слез. Подбирайте объем и содержание информации под возраст, характер, особенности психики ребенка. При разговоре важно поддерживать физический контакт: взять на руки или за руку, прикасаться  к плечу, гладить по голове, обнимать. Если ребенок в семье не один, целесообразно говорить с каждым отдельно.

Оставшемуся родителю или членам семьи следует исходить из индивидуальных особенностей детей: кому-то лучше сразу сказать правду, кому-то сообщать информацию мягко и дозированно.

В психотравматический для ребенка период стоит соблюдать привычный режим дня, не внося без необходимости лишний изменений. Привычная  рутина обладает антистрессовым эффектом. Важно убедить ребенка в том, что он сам находится в безопасности, поговорить с ним о том, как управлять своими эмоциями и конструктивно реагировать на стресс.

Старайтесь сохранять для  ребенка то, что было привычно и ценно в обычной семейной жизни, до того, как произошла мобилизация: совместные прогулки, обеды по выходным, шопинг, кружки и секции, культурные мероприятия и пр.

Как бы странно это ни выглядело, но на период переживания ребенком стресса, можно вернуть сказки на ночь и даже пение колыбельных.

Внимательно следите за проявлением любых признаков стресса у ребенка!

Не забывайте и собственном душевном состоянии. Поскольку взрослый является главным источником помощи и поддержки ребенка, важно заботиться  и о себе.

 

 

 

 

Примерный план работы психолога с детьми из семей мобилизованных

Направление работы

Цель работы

Форма работы

Срок реализации

Методическая  подготовка

Планирование направлений и форм работы

Анализ методической базы; подбор методик для  работы; подготовка оборудования и материалов для проведения занятий; разработка программ психологической помощи детям из семей мобилизованных; повышение квалификации психолога.

 

Анализ актуальной ситуации (для  психологов сферы образования)

Сбор информации о числе и составе обучающихся ОУ из семей мобилизованных (с привлечением классных руководителей)

Анкетирование либо  опрос, направленные на выявление нуждающихся в психологической помощи; информирование участников образовательного процесса об организации помощи обучающимся ( в т.ч. на электронных страницах ОУ в сети Интернет); выход на родительское собрание.

 

Разработка рекомендаций для  взрослых, имеющих отношение к детям из  семей мобилизованных

(родственников, педагогов и пр.)

Информирование о способах взаимодействия  с детьми, переживающих мобилизацию значимого взрослого, расставание с ним либо его утрату

Памятки для  родителей и педагогов, консультации, организация  обучающих семинаров и круглых столов, размещение информации в Интернет-пространстве

 

 

Диагностика (индивидуальная либо групповая) детей из семей мобилизованных

 

Выявление нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей, связанных с ситуацией расставания или утраты значимого взрослого вследствие мобилизации; общая  оценка психологического состояния ребенка

 

Тесты, анкеты, опросники, проективные методики, диагностические беседа, наблюдение

 

Коррекционная работа (индивидуальная либо групповая) с детьми из семей мобилизованных

Устранение нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей, связанных с ситуацией расставания или утраты значимого взрослого вследствие мобилизации:

 - работа с горем;

 - работа с травмой;

 - работа с тревогой;

 - работа с паническими атаками;

 - работа с обидой;

 - работа с гневом;

 - работа со страхами;

 - работа  с агрессией;

 - работа с виной;

 - работа с депрессивными проявлениями;

 - работа с апатией;

 - принятие действительности, осознание происходящего;

 - построение модели нового «завтра»;

 

предупреждение повторения проработанных ранее трудностей

Коррекционно-развивающие занятия, беседы, тренинги, арт-терапевтические упражнения (работа со сказкой, рисование, песочная терапия, коммуникативные игры, вербализации, упражнения с использованием метафорических карт)

 

Динамическое наблюдение

Анализ и оценка психологического состояния детей; уточнение необходимости проведения повторной работы, наличия рецидивов.

Промежуточная  диагностика, беседа с детьми, их законными представителями, педагогами

 

Психологическое просвещение

Информирование о средствах психологической работы с детьми их семей мобилизованных; обмен опытом

Публикация методических разработок, выступление специалистов в рамках семинаров, круглых столов, методических объединений; обмен опытом, презентация личных достижений