«САМАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Русский язык
Методические указания по написанию
сочинения-рассуждения
для студентов очной формы обучения
Самара 2014
Одобрены Предметно-цикловой комиссией Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № __ от« » _____20__г. Председатель ПЦК______ Танаева М. Л. |
Рассмотрены На заседании методического совета колледжа Протокол № ___ от « »______20__г. Руководитель центра УМО и ККОП _______ Перегоедова Л.П.
|
|
|
Утверждены
Заместителем директора по УВР
_______ О.В. Панова
«___» ________20__г.
Составитель: Бросова Н. М. – преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства
Методическая разработка включает указания по написанию сочинения-рассуждения по курсу русский язык (экзаменационная работа часть С), предлагает структуру выполнения работы, список литературы.
Предназначена для студентов очной формы обучения всех специальностей.
Введение.
В соответствии с требованиями ФГОС 3+ при освоении профессий и специальностей СПО технического профиля в образовательных организациях среднего профессионального образования русский язык изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов. При современном подходе к процессу обучения большая роль отводиться самостоятельной работе студентов. Данная работа предназначена в помощь студентам для написания сочинения-рассуждения в ходе изучения курса русского языка и подготовки к экзаменационной работе.
Работая над сочинением, студенты получают возможность обрести навыки анализа, формулировки проблем исходного текста, исследования позиции автора и аргументирования своей точки зрения; получают возможность свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.
Сочинение – рассуждение состоит из небольшого объема (не менее 150 слов). Цель сочинения заключается в развитии навыков самостоятельного, творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, а также способствует формированию общих компетенций таких как: коммуникативная, информационная, творческая, аналитико-критическая.
Сочинение должно содержать: вступление, формулировку и комментарии по одной из поставленных автором проблем. Студенту необходимо аргументировано обозначить свою позицию и предоставить выводы по поставленной проблеме.
Данное пособие представляет краткий обзор основных требований и методических указаний по написанию сочинения-рассуждения.
Методические указания по написанию сочинения.
Рассмотрим процесс работы над сочинением по этапам...
Внимательно прочитайте задание (часть С). Перед вами фактически план сочинения.
Горькому принадлежат слова: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Приступая к работе, необходимо помнить, что на основе предложенного текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Причем обязательным условием является следующее требование: «работа должна быть написана с опорой на предложенный текст, работа не по данному тексту не оценивается». Поэтому, прежде чем что-то писать свое, нужно проанализировать исходный текст. Для этого необходимо тоже научиться задать себе ряд вопросов, например:
«О чем этот текст? Какую проблему затрагивает автор? С какой целью он пишет об этом? Что я думаю по поводу прочитанного текста?». Отвечая на эти вопросы, мы учимся определять тему, формулировать и комментировать проблему, раскрывать основную мысль, излагать позицию автора текста и собственную точку зрения.
Тема текста — то, о чем пишет автор; предмет изображения, повествования, рассуждения.
Проблема текста — вопросы, которые рассматривает автор. Это сложный вопрос, требующий исследования. Проблем может быть несколько. Ваша задача сформулировать одну из них и проанализировать.
Идея — основная мысль текста; то, зачем, для чего он написан.
Позиция автора — авторское отношение к затрагиваемым вопросам; основной вывод, который делает автор, созвучен с основной мыслью текста.
Для анализа текста составим план.
1.Вступление
Вступление
может быть написано в форме:
а) Лирического размышления, созвучного теме текста.
Как хороша наша Земля, сфотографированная
космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от
нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными.
б) Ряда риторических вопросов.
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин.
в) Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту. (Не забудь:
в заглавии может звучать тема текста; она может, указывать на основную идею
текста или отражать главный конфликт).
«Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному
тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В.
Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...
г) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.
Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её.
Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько
представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями... Нет, не
всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы
стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла.
Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе
прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
д) Ряда назывных предложений, создающих образную
картину, возникающую по ассоциации в
связи с проблематикой текста.
Черная, обугленная земля до самого горизонта... Запах смерти... Мертвая
тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночества... Все это ждет
человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин
в своей статье.
"Е. З. Воробьев - известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвященных военному времени..."
е) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
«Судьба
человечества — в руках человека. Вот в чем ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую
меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же,
как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут
человечество в) результате его безнравственного отношения к природе.
ж) Может начинаться с ключевого слова текста (именительной темы).
Жадность.
Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими
душами. О растлевающем влияний жадности писали и А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»),
и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это
моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно) и со
всем другое дело, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким
немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая
страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.
з) Иллюстрации различным фактом основной мысли или основной проблемы текста.
Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей
дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю
на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие
экземпляры сосен, кедров, а остальное — покорежено, повалено, ободрано.., Приземлились
у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой
горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь
же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие
червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В.
Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том,
в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».
и) Описательного утверждения.
Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.
Помните, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом:
«Автор заставил нас задуматься над этой проблемой». (Назовите фамилию и инициалы автора).
"Именно над этой проблемой задумываешься, когда читаешь..."
О чем этот текст?
Как можно озаглавить текст (если нет названия?).
К какому стилю и типу речи относится отрывок?
Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Переделайте его в вопросительное предложение. Какова основная мысль приведенного текста?
Клише (специальные обороты речи, которые обеспечивают связность и логичность)
Формулировка темы исходного текста:
«Автор текста рассказывает нам …»
«Данный текст посвящён теме …»
«В тексте рассказывается /доказывается, описывается …»
«В тексте представлена точка зрения автора …»
«В тексте автор касается вопросов / останавливается на следующих проблемах …»
«Автор ставит задачу: описать... обосновать... раскрыть... уточнить... »
Комментарии к теме:
«Тема, затронутая автором в тексте представляет /кажется очень важной/актуальной, злободневной, животрепещущей … »
«Бесспорно, тема текста важна/актуальна/волнует многих/не оставляет никого равнодушным/представляется очень серьёзной/вызывает споры и дискуссии./ из читательского опыта…»
«Злободневность темы, затронутой автором, доказывает то, что русские писатели в своих произведениях неоднократно обращались к ней».
" Данная тема часто дискутируется /обсуждается/в интернете/на страницах газет и журналов/ в различных телепередачах…»
«Обращает на себя внимание и то/ неслучайно, что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …»
Постановка проблемы.
Какую проблему затрагивает автор текста? Что его волнует и почему? Какова основная мысль текста?
Задайте этот вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос, то значит вы нашли проблему, поднятую автором.
Сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только отдельный случай, рассмотренный в данном тексте, но и подобные ему.
Например, бывают проблемы нравственные, социальные, экологические, философские, экономические (войны и мира, политики, отцов и детей, образования, чтения, милосердия, , выбора для чтения книг, памяти, языка, человеческого равнодушия, воспитания, совести и долга, интеллигентности и другие)...
В любом тексте есть ключевая лексика (слова, несущие основную мысль). Она подскажет проблему и войдет в состав ее формулировки. Какие языковые средства помогают автору выразить свою мысль? Приведите примеры.
Если вы затрудняетесь обозначить проблему, обратитесь к заданиям - А 28 и В 8.
Какую проблему выбрать для рассмотрения? Ту, над которой автор размышляет больше всего, по поводу которого заявлена авторская позиция.
«Именно над этой проблемой заставил нас (меня) задуматься автор (назовите фамилию и инициалы автора)».
«Именно над этой проблемой задумываешься, когда читаешь... »
«В тексе автор касается следующих вопросов/ останавливается на следующих проблемах …»
«Сущность проблемы текста сводится …»
«Что побуждает человека... Над этим вопросом размышляет автор... »
Из читательского опыта
«Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …»
«Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …»
Эта проблема часто поднимается/ обсуждается/в интернете/на страницах газет и журналов/ в различных телепередачах…»
«Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …»
«Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …»
3. Комментарии (одной из проблем)
Комментировать - объяснять, пояснять.
а) насколько актуально то, о чем пишет автор
проблема может быть злободневной, важной, спорной, своевременной...
б) кому и в каких ситуациях приходилось сталкиваться с подобными проблемами?
в) как рассматривали эту проблему другие авторы (если возможно) ?
«В центре внимания находятся…»
«Главные усилия направлены ... »
«Автор ставит и решает задачу... »
«отмечает, что... »
«касается... »
«обращает внимание ... »
«Автор напоминает ... »
«Автор анализирует... »
«Постараемся объяснить... »
«Необходимо остановиться ... »
«Особо хочется выделить... »
«Приведем пример... »
«Наконец, можно отметить... »
4. Авторская позиция по этому вопросу.
Позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем нас хотел бы убедить автор.
Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - ответ на этот вопрос.
Позиция автора может быть выражена как в одном, так и в нескольких предложениях. Она может быть заявлена героем текста.
Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.)? Из каких слов это видно? (Неодобрение, осуждение. любовь, негодование, восхищение...). Что хотел сказать своим читателям автор текста? Как он оценивает ситуацию? Если вы ответили на эти вопросы, то нашли позицию автора и отношение автора к проблеме.
Прокомментируйте ее.
«Автор убедительно доказывает/приводит пример того, кто убеждён/отмечает/приходит у выводу о том, что…»
«По мнению автора/с позиции автора/ с точки зрения автора …»
«Позиция автора по данному вопросу может быть сформулирована следующим образом…»
«Авторские рассуждения приводят автора к мысли о том, что …»
«Автор убеждает нас в том, что... »
«Автор словно любуется своим героем... »
«О позиции автора можно судить ... »
«Автор считает, что... »
«Автор считает, вслед за героем своего рассказа...»
5. Ваше мнение.
Какие выводы необходимо сделать? О чем нас заставляет задуматься этот текст?
Разделяете ли вы позицию автора? Если да, то продублируйте (желательно текстуальными синонимами) позицию и отношение автора к проблеме.
Объясните почему, если нет, то аргументируйте вашу позицию.
Выражение своего мнения
(выражение согласия/несогласия с автором)
«Я полностью согласен с автором, когда он утверждает... »
«Я присоединяюсь к точке зрения автора... »
«Я разделяю точку зрения автора / придерживаюсь того же мнения/согласна с автором в оценке…»
«Трудно/нельзя не согласиться с автором текста в том, что …»
«Мне близка позиция автора тем, что …»
«Я могу с уверенностью сказать, что... »
«С этим мнением можно согласиться... »
«Позиция автора не вызывает никаких возражений…»
«Автор, на мой взгляд, упускает из виду/ставит невыполнимую задачу/несколько необоснованно утверждает, что …»
«Маловероятно, что/сомнительно, что…»
6. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования своих мыслей.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: Почему?" Аргументы отвечают на вопрос: "Потому что..."
Различают аргументы "за" и "против".
Аргументы должны быть правдивыми, доступными, простыми, понятными. Продумайте, с каких аргументов начать и как закончить вашу точку зрения. Расположить необходимо их так, чтобы доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным. Аргументами могут служить примеры из художественной литературы, ссылки на авторитетных людей, пословицы и поговорки, примеры из личной жизни и т. д.
Аргументация собственной позиции (с использование опыта)
«Как часто приходится сталкиваться …»
«Разве не стали обычными/нормой жизни такие явления, как …?»
«Кто из нас не наблюдал/не сталкивался/не замечал (за собой)/не оказывался свидетелем того, как…»
«К сожалению, зачастую в наши дни/среди нас/вокруг нас…»
Например:
Тезис. Чтение художественной литературы необходимо. (Выражение вашего согласия с автором).
Аргументы:
1.Чтение расширяет кругозор человека, углубляет наши знания,
2. Художественная литература воспитывает нас. Приведите примеры. Напишите, какие произведения (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, М.А. Булгакова и др.) заставили вас задуматься о чем-либо, измениться...
6. Вывод (заключение).
а) общий вывод;
б) ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
в) замечания о влиянии текста на общественную ситуацию;
г) рассуждения о том, какое значение будет иметь приведенный текст для вас.
Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась.
Вынесите главное предложение (или главный вопрос) в начало сочинения, закончите работу призывом, способом решения данной проблемы.
"Следовательно..."
"Таким образом, можно утверждать, что..."
План нужен для того, чтобы:
— во-первых, ни о чем не забыть;
— во-вторых, преодолеть первоначальные трудности, связанные с умением композиционно грамотно и логически связанно выстраивать свою работу;
— в-третьих, избежать главной ошибки — пересказа текста.
Отвечать на вопросы учимся с опорой на текст, т.е. ключевые фразы извлекаем из предложенного текста, и помним: необходимо построить бессоюзное и сложноподчиненное предложение — основное языковое средство в сочинении-рассуждении, а также использовать вводные слова и предложения для выражения собственного мнения (по-моему; конечно; я думаю; я считаю...).
В качестве речевого образца могут быть использованы следующие фразы-клише:
Выразительность тексту придают и синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, ряды однородных членов.
Текст 1.
Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь, неволь но вспоминая давние, навсегда отжитые времена, думая о великих свершениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой, тонущей в зеленых кудрявых берегах. Здесь про шло мое детство, перед глазами впервые раскрывался живой радостный мир. Здесь услышал я русскую ладную речь, слушал чудесные народные песни. И здесь же почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Пройдут времена, думаю я теперь, и поколения людей спросят; нас о пережитых и переживаемых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем и говорим.
(И. Соколов - Микитое). Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. («Речка детства И.Соколова-Микитова» — так я бы озаглавил (а) этот текст.)
Определите стиль и тип речи. (Представленный отрывок относится к публицистическому стилю речи и представляет собой воспоминание-размышление.)
О чем текст писателя-публициста И.Соколова-Микитова? Как вы поняли основную мысль текста? Почему автор с любовью вспоминает край своего детства? (Через все рассуждение автор проводит мысль о том, что любовь к родной земле, к русской речи, к памяти наших отцов и дедов закладывается с детства. Речка детства Соколова-Микитова помогла ему открыть «живой радостный мир», почувствовать и полюбить «материнское тепло родной земли». Поэтому так дороги эти места автору, поэтому так преданно любит их его сердце. Основная мысль текста, я думаю, заключается в последнем предложении: «Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем и говорим». Я согласен(на) с автором в том, что каждый из нас должен знать историю, язык, традиции своей страны.)
Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение к родным местам. (Речь писателя также помогает понять его чувства. Образность тексту придают эпитеты «ладную речь», «могучий язык», «радостный мир», метафора, «материнское тепло родной земли». Однородные члены и предложения с причастными оборотами делают язык текста выразительным.)
О чем этот текст заставил задуматься меня? Мои выводы. (Прочитанный отрывок заставил меня задуматься о том, что именно детство формирует ребенка как человека, с детства закладывается в нем отношение к людям, к дому, к родине, к памяти предков.)
Разобрав текст с помощью вопросов, получаем в итоге его анализ. Теперь попробуйте самостоятельно проанализировать текст и на его основе написать сочинение-рассуждение. Вопросы по восприятию текста помогут вам откликнуться на проблему, волнующую автора, и справиться с формулировкой темы, идеи.
Текст 2.
Человек и природа
Я и мир вокруг — эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи и луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.
Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор... Такой мы оставляем на земле след.
Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.
(А.Грибова)
Восприятие текста
Внимательно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, затронутую автором.
Почему автор обращается к этой теме? Актуальна ли она сегодня? Как ведет себя человек по отношению к природе?
Как красота природы влияет на человека? Подтвердите слова автора.
К какому выводу приходит автор? Процитируйте его высказывание.
О чем меня заставляет задуматься текст? Какие выводы необходимо сделать?
Отметьте характерные для текста языковые средства.
Текст 3.
Какая музыка играла
Это рассказ о подвиге педагогов и воспитанников Ленинградского Дворца пионеров имени Жданова.
Весна 1942 года. Ленинград в блокаде. И вот в это время по цепочке передается весть, казавшаяся невероятной: «Дворец пионеров ждет нас».
Наступил день, когда школьники медленно, тяжело дыша, стали подниматься по мраморной лестнице в сияющий белоколонный зал. Некоторые ребята были так ослаблены, что их принесли на носилках.
Что привело школьников к израненному осколками Дворцу? Понять это — значит понять тот великий труд души, который совершался наперекор опасностям. В искренней тяге к искусству был вызов блокаде.
«Какая музыка была, какая музыка играла, когда и души, и тела война проклятая попрала», — написал поэт-фронтовик Александр Межиров, воевавший под Ленинградом.
Эти стихи приходят на память, когда слушаешь рассказ о том, как школьники жили одной мыслью — посвятить свое искусство фронту.
У ребят был замаскированный по-военному автобус, на котором они выезжали с концертами. Они выступали и в госпиталях, и на военных кораблях, и на лесной поляне перед бойцами. И каждый, кто слышал, как поют дети блокадного города, крепче сжимал оружие.
(Л. Овчинникова) Внимательно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.
Определите тему текста.
Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
Как вы поняли его основную мысль? В чем подвиг детей блокадного города? Подтвердите свою мысль словами автора.
Как вы думаете, почему во время войны люди продолжали заниматься искусством? Как это поднимало моральный дух солдат?
В чем заключался подвиг артистов?
Отметьте характерные для текста языковые средства.
Примеры текстов и сочинений-рассуждений
Текст 4.
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим, |
(3) Чего
же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что
это значит — духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура
поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея
образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность —
не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители
искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе
чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
(10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому,
и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
(11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника,
союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для
укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух
человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже
если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным
само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и
добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно,
в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые,
способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших
духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают
моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и
работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг
бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него
духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и
дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные.
(20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это
желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не
исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их
стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
(22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен
голод по красоте... (С. Соловейчик)
Сочинение (по тексту 4) .
Проблема
духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось
бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов,
что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и
понятно.
Так и С. Соловейчик обратился к «вечной»
проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал
те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от
культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия,
незлобивости характера — с другой. Критерием духовности для С. Соловейчика
является не посещение театров или музеев, даже не соблюдение моральных норм и
не желание работать, а то, что человека к этому побуждает. Позиция автора
такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и
красоте.
Мне близка точка зрения, высказанная в
данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется
тем, ради чего он совершает поступки, какие желания им руководят им. Об этом
свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и
читательский опыт.
Одно из доказательств верности данного
суждения можно обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста
написано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается».
Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных
стремлений» в духовной жизни.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при
чтении текста С. Соловейчика, — легенда о Шартрском соборе. Как
известно, трем строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали
один и тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что
таскает «проклятые камни», другой — что зарабатывает на жизнь себе и своей
семье, третий — что строит прекрасный собор. Только последнего можно, на
мой взгляд, назвать духовным человеком.
Аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской
Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие
и инженеры, в концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было
немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях, и увозивших
домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа
их стремлений.
Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед
нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в
новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя
многовековую мудрость человечества.
Текст 5.
Каждому из нас
люба и мила своя сторона. (2) Для эскимоса или алеута его тундра или
ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. (3) Мы с
рождения впитываем в себя воздух, соль и картины родной природы, они влияют на
наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав.
(4) Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их,
та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и
говорит ее древний и вечный голос.
(5) Удивительно и невыразимо чувство
родины... (6) Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит
оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности
и отзвука! (7) И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого
чувства, без близости к деяниям и судьбам предков, без внутреннего постижения
своей ответственности за дарованное ему место в огромном общем ряду быть тем,
что он есть.
(8) «...Абсентеизм! (9) Какое это
ужасное слово! — восклицал в позапрошлом веке один из лучших умов
Сибири и верный ее патриот, писатель и этнограф Н. М. Ядринцев. —
(10) Разлука с родиной! (Абсентеизм и есть разлука
с родиной. — B. P.) (11) ...Сколько лучших,
образованных сил нашей земли исчезли благодаря ему (абсентеизму)...» (12) Любая
земля, любой край вправе сделать это горькое признание по поводу сыновей и
дочерей своих, покинувших родину и канувших бесследно, не оставив заметного
следа ни на какой другой земле.
(13) Былинный источник силы от
матери — родной земли представляется ныне не для избранных, не богатырей
только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным...
(14) И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и
нерукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и
памятливость, душой мы постоянно на родине, все мы соизмеряем только с нею и
примеряем только к ней, всему ведем свой отсчет от нее. (15) И тот,
кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает одну лишь жизнь
свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего — вечного,
значит, огромную потерял тот радость и муку, счастье и боль своего
глубинного существования. (В. Г. Распутин)
Сочинение (по тексту 5) .
Абсентеизм!
Какое странное слово! Признаюсь, до чтения текста В. Г. Распутина я
его не слышала. А вот о разлуке с родиной читала много, особенно тогда, когда
изучалась отечественная литература XX века. И сразу в памяти
зазвучали цветаевские строки о «тоске по родине» — «давно разоблаченной
мороке». Ведь человек, оказавшийся за пределами отчего края надолго, в
особенности не по своей воле, редко ощущает душевное спокойствие и
благополучие. Иностранное слово лишь добавляет оттенок смысла: вероятно,
акцент делается на некоем состоянии отсутствия.
По мнению В. Распутина, тот, кто покидает
родину, больше всего теряет сам: он лишается причастности «к деяниям и судьбам
предков», ответственности за то, что совершается в стране в настоящее время.
Писатель даже уверен, что эмигранты чаще всего пропадают бесследно, «не оставив
заметного следа ни на какой другой земле». Подтверждая свою позицию, автор
использует многочисленные средства выразительности: эпитеты, метафоры,
риторические восклицания, которые служат тому, чтобы выразить любовь В.
Распутина к родной земле. Писатель прибегает и к цитированию, ссылаясь на
мнение писателя и этнографа Н. М. Ядринцева (именно здесь вводится слово
«абсентеизм»).
Я разделяю точку зрения автора лишь
частично. Действительно, разлука с родиной не проходит бесследно для того, кто
ее любит, но в то же время многое теряет и страна, вольно или невольно
подтолкнувшая человека к отъезду. Попробую доказать свою позицию.
Первым аргументом в пользу моего мнения
могут служить судьбы отечественных писателей, философов, деятелей искусства,
оказавшихся за рубежом. Многие из них, и правда, испытывали жесточайшую
ностальгию по родине и готовы были вернуться любой ценой, даже идя на верную
гибель. Угроза отправиться в вынужденную эмиграцию заставила
Б. Л. Пастернака отказаться от Нобелевской премии. А вот другой
лауреат этой престижной награды, И. А. Бродский, не пожелал вернуться
в Россию, несмотря на произошедшие в стране во время перестройки перемены, и
остался в США. Наша страна потеряла немало артистов балета, музыкантов,
спортсменов, и мы лишились возможности наслаждаться их творчеством, радоваться
успехам.
Вторым аргументом в пользу моей точки
зрения является так называемая утечка мозгов за границу. Безусловно, ученым,
вынужденным искать применение своим способностям в чужой стране, приходится
нелегко: вступив в конкуренцию с теми, кто смотрит на тебя как на чужака и
выскочку, подчас лишаешься сил, необходимых для проведения научных
исследований. Однако наша страна от этого процесса теряет еще больше:
талантливая молодежь развивает чужую науку, а не свою; утрачиваются традиции;
велики экономические потери.
Наконец, даже если страну покидают не
писатели и не ученые, не артисты и не носители государственных секретов, это
все равно не может не вызывать тревогу. Одни из них обретут за рубежом счастье,
другие разочаруются в принятом решении, а Россия, население которой и так
стремительно сокращается, недосчитается еще нескольких своих граждан! Разве
каждый человек не является ценностью? Ведь без него, как писал
А. Платонов, «народ неполный».
Именно поэтому я считаю, что и эмигранты, и
оставленная ими страна слишком много теряют от абсентеизма. Человек без
родины — перекати-поле. Родина без людей — просто территория.
В содержательной части сочинения ваша работа будет
оцениваться, исходя из следующих критериев:
1. Определена ли проблема, которой посвящен текст (проблем может быть несколько,
из них нужно «угадать» хотя бы одну). Все ваше дальнейшее сочинение будет
строиться именно на этой проблеме (ее вы будете комментировать, по ней излагать
авторскую и свою точки зрения)
2. Насколько полным и качественным является комментарий к этой проблеме
3. Изложена ли авторская позиция по данному вопросу.
4. Изложена и доказана ли ваша точка зрения по этому вопросу. Ваших
доказательств должно быть как минимум два. Максимальный балл вы получите,
если хотя бы один из этих аргументов будет из художественной или
публицистической литературы.
5. Насколько логично ваше сочинение, нет ли отступлений от темы, лишней «воды»,
нет ли нарушений абзацного членения текста.
6. Насколько грамотна и красива ваша речь (богатство словаря, разнообразие
грамматических конструкций и т.п.)
Исходя из этих критериев необходимо составить план, который выглядит следующим образом:
Вступление.
Проблема, над которой размышляет
автор.
Комментарий.
Авторская позиция.
Ваше мнение
(согласие/несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Таким образом, идеальное сочинение должно представлять собой связное, цельное и последовательное рассуждение.
Советы
СОВЕТ 1. Аккуратность и разборчивость почерка.
СОВЕТ 2. Краткость работы, чёткое отражение требований (критериев) При требовании к объёму сочинения 150-300 слов (приблизительно 1 страница формата А 4) не нужно создавать философский трактат. Задача студента заключается в том, чтобы до экзамена изучить критерии работы; сверить любую написанную тренировочную работу с критериями.
СОВЕТ 3. Чёткое формулирование тематики исходного текста. Сформулировать позицию автора по прокомментированной проблеме – значит сделать вывод о позиции автора именно по той проблеме, которая только что комментировалась.
СОВЕТ 4. При написании работы следует учесть речевое оформление сочинения. Необходима смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Используйте красную строку при написании работы.
СОВЕТ 5. Переход от мысли к мысли должен быть оправдан. Не стоит «перепрыгивать» с мысли на мысль, но не нужно возвращаться несколько раз к одной и той же теме. Вступление и заключение не обязательно должны быть большими, достаточно 1 – 2 предложений. Однако тот, кто привык и умеет создавать высокохудожественные распространённые высказывания, имеет на это право, оно ничем, кроме площади выделенного листа формата А 4 с двух сторон, не ограничивается.
СОВЕТ 6. Придание речи сочинения особой художественности, красоты.
СОВЕТ 7. Тщательная проверка написанной на черновике работы. Недопустимо сокращение слов в сочинении: т.к., т.д., и т.п., т.е., уч-ся, физ-ра, как гов-ся… Нельзя подчёркивать логически значимые слова, надо стараться так построить фразу, чтобы суть сказанного выявлялась сама. Век следует писать римскими цифрами, а календарный год – арабскими. Отсутствие точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложений – это грубая пунктуационная ошибка. Цитаты исходного текста в сочинении должны быть оформлены по всем правилам.
Список рекомендованной литературы:
1. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.ЕГЭ 2015. Русский язык. Тренировочные экзаменационные тесты.- М.: Издательство "Экзамен", 2015.- 150 с.
2. Гайбарян О.Е. Школьный словарь синонимов и антонимов. Изд. 5-е, Ростов-н/Д: "Феникс", 2015. - 382 с.- (Учебные словари).
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку.- М.: Издательство "Экзамен", 2015, -111 с. (Серия "ЕГЭ. Практикум").
4. О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. Просвещение, 2009, 192 с.
5. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь.- М. : АСТ, Пресс-книга, 2012.
6. Назарова Т.Н., Е.Н. Скрипка. ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку. Тесты-аргументы. -М.: Издательство "Экзамен", 2015.-190 с. (Серия "ЕГЭ. Практикум").
7.Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. - М. :АСТ, Пресс-книга, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.