Рекомендации
по активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроках истории
Проблема активизации познавательной деятельности школьников одна из наиболее актуальных в современном образовании и является одним из направлений исследований в отечественной педагогике 60- 80-г.г. На основании проведенных тогда исследований произошел переворот предметных методик к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Появилось множество методических разработок, в учебные программы всех предметов включили требования к деятельностным компонентам обучения. В связи с этим появилась проблема и на уроках истории по повышению активности обучающихся на уроках ,и к организации учителем педагогического сопровождения учебной работы. Таким образом, сегодня перед каждым учителем стоит проблема активизации работы обучающих на уроке как, имея в классе детей с разным уровнем интеллектуального развития стремились к познанию , обрели смысл и мотив своего пребывания на уроке. Решая проблему активизации познавательной деятельности на уроках, в первую очередь необходимо учитывать, что дети имеют свои психические и личностные особенности, проблемы с которыми сталкиваются в процессе обучения, воспитания, развития. Необходимо помнить при внедрении новых технологий на уроке, при реализации новых стандартов о том, что детям нужна забота, внимание, поддержка. Учителю нужно правильно относиться к особенностям обучающихся.
Важной составляющей обладающей значительными возможностями для активизации познавательной деятельности являются игровые формы занятий, в которых обучающиеся участвуют в ролевых ситуациях. Игра вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний.
Благодаря такой работе, удается добиться повышения активности обучающихся, их саморазвития, понимания собственной деятельности и окружающего мира.
Учителя истории ведут постоянный поиск активизации познавательной деятельности школьников, это убедительный аргумент в пользу актуальности данного направления педагогической работы.
Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение технических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.
Цели игры на уроках истории – воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, осуществление поиска, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.
«Узнай историческую личность по описанию»
Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.
Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается узнать личность по описанию:
Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
«Сколько способов применения предмета?»
Учитель предлагает фото или рисунок какого-то предмета быта древних людей, их орудия труда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет наибольшее количество функций предмета (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Игра активизирует и развивает креативное мышление.
Например, в 5 классе в процессе изучения первобытного общества, учащимся предлагается найти способы применения ручного рубила.
«Бюро находок»
Учащимся показываются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности или государства. Ученики должны установить, какому деятелю или к какому государству относятся данные предметы.
Например, в 5 классе, на уроках обобщения по теме «Древний Восток» учащимся предлагается соотнести вещи с государством-изобретателем. Например, пачку чая, рис, бумагу, шелковый платок учащиеся должны соотнести с Древним Китаем, шахматы – с Древней Индией, пурпурный цвет, финики – с Финикией.
«Рекламный плакат»
Это упражнение позволяет посмотреть на заранее изученный материал с практической точки зрения. Можно сформулировать задание таким образом: «Сегодня мы часто видим рекламу на телевидении, в газетах, на улице. Слово «реклама» происходит от латинского «громко кричать» и обозначает объявление, которым пытаются обратить внимание на определенные вещи, товары, события. Ваша задача заключается в том, чтобы создать рекламу той страны, историю которой мы изучили. Текстовый и иллюстративный материал должен информировать потенциальных туристов о выдающихся исторических памятках, которые здесь находятся. Реклама может содержать символ страны, которую вы предлагаете посетить, слоган, которым вы попробуете передать наиболее интересную информацию».
«Покажи ответ на карте»
Игра принадлежит к разряду историко-географических викторин. Учитель задает вопросы, с помощью которых проверяет географические знания учеников, а они отвечают, показывая ответ на карте.
Например:
Горы на севере Италии (Альпы); Море, которое омывает берега Италии с востока (Адриатическое); Самая большая река в Италии (Тибр); Вулкан на Аппенинском полуострове (Везувий) и т. п.
Историческая инсценировка».
Позволяет учащимся вжиться в роль своего героя, способствует развитию интереса к предмету, более детальному изучению материала темы, творческих способностей.
Таким образом, игры на уроках истории – это неотъемлемый компонент обучения. Выстроенные на основе использования наглядности, игры стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию порой сложных понятий и личностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.