РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ
В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ
НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. Предварительная диагностика, в результате которой определяется присущий ребёнку тип неконструктивного поведения, а также проблемы и сильные стороны его личности.
2. Формулирование задач (построение «лестницы проблем») и продумывание логики коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком: будет это коррекция неконструктивного поведения или развитие позитивных черт личности.
3. Выбор адекватной формы коррекционно-развивающего воздействия: заниматься с ребёнком индивидуально, включить его в группу, вовлечь в парную или фронтальную работу или использовать целесообразное сочетание форм.
4. Конструирование игровой программы (системы игр), её содержательное наполнение игровыми упражнениями и играми различных типов (сюжетно-ролевыми, подвижными, народными и др.), ориентированных на решение коррекционно-развивающих задач. В содержании программы необходимо предусмотреть участие каждого ребёнка в нескольких играх, составленных по нарастающей сложности, т.к. участие в одних-двух, даже трёх играх недостаточно для достижения желаемого эффекта; наличие активных ролей для всех участников игры, т.к. позиция «только болельщиков», «зрителей» мало удовлетворяет детей. Следует также учитывать, что источником игр и игровых упражнений могут служить не только известные, уже зарекомендовавшие себя игры, но и реальные ситуации, любимые детские книги и мультфильмы, а также материалы из учебной программы.
5. Внесение в процессе коррекционно-развивающей работы в игровую программу в целом и в её отдельные блоки уточнений, дополнений, изменений, поправок следующего характера:
· адаптация некоторых игровых заданий к возможностям ребёнка, замена одних игровых заданий – другими (более лёгкими или более трудными), чтобы не допустить эмоционального пресыщения и игровой усталости;
· усложнение предъявляемых игр. Например, от краткой образно-ролевой игры в одиночестве до продолжительных сюжетно-ролевых или режиссёрских игр с множеством персонажей; от игры с подробными инструкциями до творческих, самостоятельных игр и т.д.;
· «уплотнение» или «разряжение» интенсивности коррекционно-развивающего воздействия.
2. Выбор методов и приёмов коррекционно-развевающего воздействия, адекватных возможностям ребёнка и соответствующих специфике игрового содержания. Например, таких, как прерывание игры на самом интересном месте, игнорирование поведения ребёнка; «разрешение» не поведение и др. наряду с этим, придумывая методическую аранжировку коррекционно-развивающего процесса, целесообразно:
· вводить в игровую деятельность детей штрафы, ограничения и поощрения. Всё это является эффективным средством развития дисциплинированности, собранности, ответственности;
· регулярно дробить пары, группы, команды игроков, как можно чаще смешивать их, чтобы не допускать болезненной привязанности некоторых детей к сверстникам;
· в течение дня желательно предоставлять детям возможность для самостоятельной свободной игры. Возникновение такой свободной игры, когда кому-то из детей захочется ещё побыть полюбившимся персонажем, вновь сыграть какую-то роль, вернуться к понравившемуся игровому упражнению или продолжить использованный ранее игровой сюжет – показатель успеха коррекционно-развивающей работы.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ
НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. Импульсивное поведение:
· Игры с правилами
· Игры-соревнования
· Настольная игра «Лото»
· Сюжетно-ролевые игры
· Народная игра
· Упражнение
· Арттерапия (музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия)
2. Демонстративное поведение:
· Игры-соревнования
· Настольная игра
· Сюжетно-ролевая игра
· Народная игра
· Упражнение
· Арттерапия
3. Протестное поведение:
· Коллективные дидактические игры
· Сюжетно-ролевые игры
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
4. Агрессивное поведение:
· Коллективные дидактические игры
· Сюжетно-ролевые игры
· Психотехнические освобождающие игры
· Режиссёрские игры
· Народная игра
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
5. Недисциплинированное поведение:
· Игры с правилами
· Игры-соревнования
· Настольная игра «Лото»
· Сюжетно-ролевые игры
· Народная игра
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
6. Конформное поведение:
· Игры-драматизации
· Раскрепощающие психотехнические игры
· Образно-ролевые игры
· Народная игра
· Упражнение
· Арттерапия
7. Протестное поведение:
· Коллективные дидактические игры
· Сюжетно-ролевые игры
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
8. Агрессивное поведение:
· Коллективные дидактические игры
· Сюжетно-ролевые игры
· Психотехнические освобождающие игры
· Режиссёрские игры
· Народная игра
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
9. Недисциплинированное поведение:
· Игры с правилами
· Игры-соревнования
· Настольная игра «Лото»
· Сюжетно-ролевые игры
· Народная игра
· Упражнение
· Наказание
· Арттерапия
10. Конформное поведение:
· Игры-драматизации
· Раскрепощающие психотехнические игры
· Образно-ролевые игры
· Народная игра
· Упражнение
· Арттерапия
Литература:
1. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
4. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2005.
5. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Речь, 2002.
6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.