Структура индивидуального проекта
1. Титульный лист (шаблон);
2. Содержание (вслед за титульным листом помещается содержание, в котором приводятся все заголовки и указываются страницы, где они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя).
3. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Может быть автособираемым);
4. Введение (введение включает в себя 1-2 страницы текста, где необходимо обосновать актуальность работы, определить цель (ВАЖНО: цель у проекта одна, задач может быть много!) и поставить задачи для ее достижения, после этого указываются методы, которые были использованы в процессе работы, по возможности необходимо определить предмет, объект исследования проекта);
5. Основная часть (теоретическая или теоретическая и практическая часть, основное содержание работы. В первой главе проекта проводится аналитическая оценка исследуемой проблемы, рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения. В следующей главе (практической) необходимо представить разработанные подходы/ банк идей, способы их решения, рассматриваемые в проекте);
Заключение (делаем выводы о проделанной работе, сообщаем, были ли выполнены задачи и достигнута цель).
Список литературы (указываем список источников, который брали за основу нашего исследования);
Приложение (сюда выносим большие таблицы, рисунки, скриншоты, схемы, которые служат подспорьем для проекта. Если таблицы, схемы и т. д. достаточно маленькие, их можно оставить в основной части проекта. Основное требование – картинок не должно быть больше текста).
Требования к оформлению
Общие требования к оформлению индивидуальных проектов:
1) работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14, интервалом между строк – 1,5;
2) таблицы шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12, интервал между строк точно 12 пунктов, выравнивание по левому краю;
3) размер полей: верхнее – 20 мм., нижнее – 20 мм; левое – 25 мм, правое – 20 мм;
4) титульный лист считается первым, но не нумеруется;
5) каждая новая глава начинается с новой страницы, расстояние между названием главы и последующим текстом равна двум интервалам, такое же требование применяется к заголовкам пунктов.
6) точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится;
7) все разделы содержания (названия глав, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц;
8) все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Объем текста индивидуального проекта (титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, литература) – не менее 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Требования к защите индивидуального проекта
Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией презентации и не должна превышать 7 минут, количество слайдов в презентации – не более 16.
Подсказки для написания введения проекта
Введение должно содержать оценку современного состояния изучаемой научной проблемы, основание и исходные данные для ее разработки (объем примерно 1-2 страницы от общего объема работы). В него входят нижеуказанные компоненты: |
|
Актуальность темы |
В этой части необходимо обосновать важность исследования темы индивидуального проекта. Ссылаясь на остроту, значимость и практическую ценность избранной проблематики, необходимо объяснить (кратко, емко, логично), почему эта тема занимает важное место в науке и практике. Помимо этого, следует указать, какие проблемы и закономерности она отражает. При доказательстве актуальности необходимо сослаться на труды известных и авторитетных ученых и практиков применительно к этой теме. В процессе анализа степени разработанности проблемы необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования и необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических или иных условиях. Актуальность предпринимаемого исследования заключается также в предвидении того положительного эффекта, который будет достигнут в результате решения выдвинутой научно-практической задачи. Актуальность исследования может определяться несколькими факторами: – потребностью в новых данных; – потребностью в новых методиках; – потребностью практики – и другое. |
Объект |
Объект – фрагмент объективной реальности (конкретное явление, процесс), избранный для исследования; Объект – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения; Объект исследования всегда шире, чем его предмет. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. Именно на него направлено основное внимание исследователя. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, в рамках которой, ведётся данное исследование. Объект исследования включает в себя другой важнейший элемент – предмет исследования, который взаимосвязан с другими составными частями объекта и позволяет его конкретизировать. |
Предмет |
Предмет исследования – это та или иная сторона, свойство, отношение объекта, которые изучаются с определенной целью и в определенных условиях. Предмет содержится в границах объекта (фрагмент объекта), подвергающийся непосредственному изучению Предмет исследования – это часть объекта исследования, которая подлежит особо тщательному изучению и преобразованию. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения). |
Цель |
Цель исследования – это прогнозирование конечного результата, который должен быть получен при завершении работы. Цель исследования вытекает из темы, проблемы научного поиска и имеет 2 составные части – теоретическую и практическую. Цель должна быть точной, краткой и конкретной. Примерные варианты клише в формулировании цели: Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по … Целью данного исследования является определение эффективности формирования … Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать…, определить важность и значимость … для … |
Задачи |
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи должны укладываться в цель, не выходить за её «пределы», не должны быть шире цели. В индивидуальном проекте может быть поставлено несколько задач: задачи по изучению теории вопроса, направленные «объектом» исследования; задачи, отражающие «предмет» исследования; задачи по проведению практической части исследования. Сформулированная цель исследования определяют постановку задач, которые можно рассматривать как основные этапы работы, продиктованные логикой исследования, таких задач в индивидуальном проекте может быть 3-4. На каждую поставленную задачу в выводах олжен быть дан содержательный ответ. Примерные формулировки задач исследования: Цель исследования определила постановку следующих задач: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) обосновать…, 5) экспериментально проверить…, и т.д. |
Методы |
Методы исследования – приёмы, процедуры и операции теоретического и эмпирического познания и изучения явлений действительности. Теоретические методы: анализ научной и специальной литературы, контент-анализ, абстрагирование, идеализация, формализация, синтез, индукция и дедукция, обобщение и т.д. Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, описание, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. |
Какие бывают методы?
Анализ |
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ. |
Классификация |
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
Моделирование |
Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту- оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
Наблюдение |
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
Обобщение |
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
Описание |
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
Прогнозирование |
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
Синтез |
Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. |
Эксперимент |
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: – Лабораторный эксперимент. – Полевой, или естественный эксперимент. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. |
Опрос |
Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
Интервью |
Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
Анкетирование |
Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. |
Речевые клише, которые можно использовать в проекте:
Автор выражает/полагает/считает …
Автор данного пособия утверждает, что …
Автор отмечает, что …
Автор пишет, что …
Автор подчеркивает …
Автор предлагает …
Автор статьи, (имя, отчество, фамилия), справедливо указывает, что …
Данное пособие предназначено для …
Данный материал является очень важным…
Структура книги отражает …
В данной статье представлены отличительные особенности…
Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой…
Нельзя не согласиться с автором указанной статьи …
Большое разнообразие … делает данную книгу …
В данной статье можно найти …
В данном пособии рассматривается …
Возвращаясь к вопросу о…
В подобной трактовке … выступает не просто как …
В этом случае …
Все это можно было бы использовать в …
Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что …
Данная книга / статья рассматривает …
Книга может быть очень полезной …
Книга состоит из … глав …
Данная работа является …
Данная статья содержит …
Практическая направленность данной статьи …
Данная позиция выражает…
Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение о том, что…
Для автора данной книги очень важным является то, что …
Думается, что такой подход важен для …
Данный подход можно рассматривать как…
Если рассматривать данное понятие в подобной трактовке …
Здесь говорится о том, что …
Однако, эта концепция …
Известно, что …
Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии …
Наиболее важным источником … является …
Очень подробное и последовательное описание данной проблемы представлено в…
Речевые клише для анализа информации:
Приведенное описание показывает / доказывает,
Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично
остановиться на вопросе…
Коммуникативный подход к обучению … предполагает …
Можно согласиться с тем, что …
Мы получили…, следовательно, …
Не менее важным является …
Несмотря на это, данный …
Речевые клише для выводов:
Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: …
Обобщая сказанное, подчеркнем, что среди факторов, определяющих
актуальность и ценность рассматриваемого …
Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых …
Однако, прежде следует отметить …
Особое внимание уделено …
Проанализировав ключевые положения исследуемой проблемы, можно прийти к выводу, что … … рассматривается как …
Представим обоснование того, в каком соотношении находятся …
Следовательно …, что …
Согласно …
В соответствии с вышеуказанными теоретическими утверждениями можно представить следующий вывод …
Таким образом,
Представленный вывод позволяет определить дальнейшие перспективы в исследовании данной проблемы…
В соответствии с этим можно высказать свои собственные суждения…
В заключение следует отметить, что …
Вышеизложенное позволяет подчеркнуть/отметить, что …
Как было сказано / отмечено выше, …
Применение данного подхода позволило выявить, что…
Проведенное исследование подтверждает…
Очевидно, также, что …
Следует подчеркнуть, что…
Следует отметить, что…
Со всей определенностью можно утверждать
Целесообразным можно считать/ считается…
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.