Использование социальных сетей в образовательном процессе СПО
Андреева Ольга Петровна, преподаватель
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Центр-колледж прикладных квалификаций,
Мичуринск, Тамбовская область
В настоящей время наибольшей привлекательностью у молодежи среди многочисленных сайтов обладают социальные сети. В частности, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в октябре 2014 г., более половины лиц в возрасте от 18 лет до 24 лет общаются с другими пользователями в чатах, на форумах и в социальных сетях ежедневно [1,с.59-63]. Наблюдения за обучающимися ранней возрастной группы – от 15 лет до 18 лет – можно увидеть, что социальная сеть нередко становится местом их постоянного виртуального пребывания.
Процессы информатизации образования характеризуются обширным распространением современных информационных и коммуникационных технологий, которые применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента с целью более эффективного и доступного способа овладения учебными дисциплинами. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании представляет собой одно из основных направлений совершенствования профессионального образования.
Необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс СПО объясняется рядом причин:
- активное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения во многом ускоряет и оптимизирует образовательный процесс в целом;
- современные информационно-коммуникационные технологии помогают в повышении качества овладения учебными дисциплинами, быстрому ориентированию в условиях постоянного изменения информационной базы;
- индивидуализацией образовательного процесса, связанной с тем, что обучающиеся обладают различными психологическими особенностями, ценностным опытом, мотивами, образовательными возможностями и потребностями.
Реализовать идею индивидуального подхода в рамках классической классно-урочной системы не всегда возможно, преподавателю большую часть времени приходится использовать фронтальные методы, чтобы вовлечь в работу большую часть обучающихся и дать максимальное количество учебного материала. Вот здесь на помощь приходят информационные технологии.
Социальные сети – это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете, это мощный и эффективный инструмент, имеющий широкий диапазон возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании.
Современные обучающиеся много времени проводят в социальных сетях. Учитывая данную сторону увлечений молодежи, педагогу необходимо использовать их в своей профессиональной деятельности как средство повышения качества профессионального образования и мотивации к овладению научными знаниями.
Основными преимуществами использования социальных сетей в образовательном процессе, на мой взгляд, являются [2, с.142-149]:
-общение преподавателя и обучающихся посредством социальных сетей приводит к более эффективному освоению учебного материала (формируются как общие, так и профессиональные компетенции). Доказано, что эмоциональная напряженность студента во время общения в социальной сети с преподавателем снижена, а это дает возможность ему задавать уточняющие вопросы по предмету, не боясь при этом получить низкий балл за свои знания или осуждение со стороны окружающих. Взаимодействуя со студентами в социальных сетях, преподаватель для них психологически становится не только наставником, учителем, но и просто участником социальной сети. Это вызывает доверие со стороны обучающихся и улучшает процесс усвоения информации.
- обучающиеся имеют возможность общаться в режиме онлайн не только с преподавателем, но и со своими одногруппниками, могут организовывать подобие онлайн конференций, вебинаров, сообществ для организации групповой работы или совместного решения проблемных задач.
- мгновенная передача информации и, соответственно, доступность заданий, методических рекомендаций для изучения.
-использование социальных сетей преподавателем помогает адаптации студентов при освоении учебной дисциплины, так как учащиеся попадают в специфическую информационную среду, созданную преподавателем, но знакомую и комфортную для них, что значительно экономит время на овладение учебным материалом и повышает мотивацию студентов к обучению, что в свою очередь влияет на повышение качества образования.
- социальные сети дают возможность видеть интересы обучающихся и в зависимости от этого формировать контент, быстро реагировать на возникшие в процессе обучения сложности.
В своей работе социальные сети я использую в следующих целях:
- предоставление методических пособий и инструкций по выполнению учебных заданий;
-информирование обучающихся об актуальных событиях в учебно-воспитательном процессе;
-рассылка индивидуальных заданий студентам;
-приём работ в электронном виде для проверки;
-консультирование студентов во время написания рефератов, индивидуальных проектов;
-как источник научно-популярного, учебного контента по дисциплине, а также возможность обсудить современные события, расставить ценностные акценты при обсуждении острых моментов современности.
-социальные сети могут быть полезны при подготовке научно-исследовательских работ, семинарских занятий, курсовых и дипломных проектов.
Таким образом, социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для обучающегося среды общения. В итоге повышается интерес обучающихся к предмету, и как следствие этого растёт качество знаний, коммуникация с обучающимися становится более интенсивной и плодотворной, появляются возможности для индивидуализации обучения. Однако нужно помнить, что во всём должна быть мера, и онлайн-общение не является полноценной заменой живому общению между преподавателем и учащимися и традиционных, проверенных временем, методов преподавания. Кроме того, важно помнить о чётком соблюдении этических норм во время использования сети интернет, чтобы избежать деформализации общения и поводов для умаления авторитета преподавателя. Ведь, как известно, самым «поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Список литературы:
1. Арсентьева М.В. Особенности использования социальных сетей в учебной и воспитательной работе со студентами // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2017: сб. тр. междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф.: в 8 т. Т.8 / под. общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 59-63.
2. Фатхуллин Б.Э. Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 142-149.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.