УДК
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© Андреева Ольга Петровна, преподаватель,
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,
Мичуринск, Россия
E-mail: sportsmenka.andreeva@yandex.ru
Аннотация: В данной работе отражены вопросы дистанционного обучения в колледже по предмету «Физическая культура» в период пандемии. Рассматривается система организации и реализации предмета с применением электронного обучения, а также правила организации обучения, методы реализации обучения, формы контроля результативности.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, физическая культура, информационные технологии, занятия.
В настоящее время сложилась тяжелая ситуация в стране и мире, и чтобы избежать распространения коронавирусной инфекции, колледжи и ВУЗы были снова переведены на дистанционное обучение. Поэтому на сегодняшний день это тема актуальна для всех, кто связан с образовательной деятельностью. Практически для всех педагогических работников, система дистанционного обучения стала в новинку. Пришлось учиться по-другому преподавать, искать новые подходы и совершенно иначе налаживать контакт с детьми. Но для преподавателей физической культуры, где должен быть непосредственный контакт учителя с учеником, правильно оборудованное помещение, инвентарь и многое другое сопутствующее занятиям, этот вопрос встал особенно остро. Ведь физическая культура – это, прежде всего, движение.
Дистанционное образование — это обучение, реализуемое с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов. Проще говоря — обучение на расстоянии.
Дистанционное обучение, безусловно, является, новой, прогрессивной формой доставки информации, причем с широким использованием современных технологий. Создаётся возможность получения образования независимо от возраста, от состояния здоровья. Кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал обучающихся. В определенной степени изменяется и роль преподавателя: он координирует познавательный процесс и в то же время обновляет и совершенствует свои курсы, методики, поскольку находится в режиме нововведений и инноваций.
Можно выделить преимущества и недостатки дистанционного образования.
Преимущества: учёба в удобной атмосфере, технологичность, сокращение временных затрат на обучение (сбор, время на дорогу) и т.д.
Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков.
Недостатки:
1) отсутствие личного контакта с преподавателем - исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д.;
2) мотивация и самоконтроль – в домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и обучающийся теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый;
3) нехватка практики - к сожалению, “удалённый обучающийся” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования;
4) техническая зависимость - для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить.
Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к занятиям по физической культуре, можно отметить, что задача преподавателя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающихся.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.
Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Занятия по физической культуре в колледже включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть даны обучающимся на занятиях, поэтому им необходимо использовать различные виды самостоятельного поиска информации.
Использование ИКТ в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени, так как ИКТ позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающегося, расширять общий кругозор [1, с.60].
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Обучающимся предлагается несколько видов работ, которые соответственно оцениваются: рефераты, сообщения, доклады, презентации, выполнение заданий олимпиад по предмету «Физическая культура» и обмен материалами в дистанционном формате [2, с.53].
Творческие работы обучающиеся сдают в различной форме: презентации Microsoft Power Point, рисунки, составленные самостоятельно тематические ребусы и кроссворды, буклеты Microsoft Office Publisher, видеоролики, текстовые файлы в блокноте или Microsoft Word. При выполнении творческих работ обучающиеся используют разнообразную информацию, расположенную не только на сайтах сети Интернет, но и в учебной и научно-популярной литературе.
Проведение занятий в дистанционном формате от преподавателя требует большой подготовительной работы: подбор теоретического материала, написание конспекта занятия, подготовка рекомендаций и видеоматериалов. Но и от обучающихся требуется особая дисциплинированность, сознательность и внимательность. Перед выполнением физических упражнений они должны ознакомиться с конспектом занятий и видеоматериалами, поясняющими технику предстоящих к выполнению упражнений. Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации преподавателя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому. Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой. Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.
Но дистанционное обучение – это не только получение материала обучающимися, необходима и обратная связь, отслеживание и оценивание результатов работы обучающихся. Проводить занятия в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий (например: Zoom, Moodle.) Некоторые задания даются для выполнения в электронном виде и затем отсылаются преподавателю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе Файлы. Также один из вариантов выполнения задания – ответ на вопрос в мессенджерах: «ВК»; WhatsApp; Viber. При выполнении комплекса физических упражнений или отработки определённой техники возможно использовать видеоотчёт.
Можно сделать вывод, что применение дистанционных технологий положительно влияет на уровень теоретической подготовки обучающихся, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор, но имеются и недостатки. Задача педагога — мотивировать и вдохновлять обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы, но не существует такой компьютерной системы. А также одним из важных критериев оценки урока физической культуры является высокий уровень моторной плотности урока, в связи с этим, педагогу приходится искать новые формы подачи материала. Да и не в каждом спортивном зале имеется возможность разместить интерактивную доску, проектор, компьютер и т.д., хотя для организаций, практикующих дистанционную форму обучения, государством установлены специальные требования. В частности, они должны обеспечить соответствующие условия для освоения материала вне зависимости от места нахождения слушателя и идентификацию последнего при оценке результатов обучения. Но поиск новых форм, методов, средств обучения позволяет педагогу повысить профессиональные компетенции. Одновременно повышая свой авторитет среди обучающихся, коллег, родителей.
Список литературы
1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 2. - С. 60-63.
2. Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. -
№3. - С. 51-55.
3. Смагин Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина / Н. И. Смагин. — : непосредственный// Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч.
конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 31-35
ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN DISTANCE LEARNING
Andreeva Olga Petrovna Abstract: this work reflects the issues of distance learning in college in the subject "Physical Culture" during the pandemic. The system of organization and realization of the subject with application of e-learning, as well as rules of organization of training, methods of implementation of training, forms of performance control is considered.
Key words: distance learning, distance education, physical culture, information technologies, classes.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.