РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерная схема наблюдения животного
1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным, отмечая и сходство, и различия.
3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.
РЕКОМЕНДАЦИИ
По обработке материалов наблюдений за погодой
Работу оформляем в тетради.
Подсчитать среднемесячную температуру. Для этого нужно сложить все среднесуточные температуры и разделить на количество дней в месяце.
Подсчитать амплитуду температур за месяц. Для этого нужно определить самую высокую температуру и самую низкую за месяц. От максимальной температуры вычесть минимальную.
Построить график температур за месяц.
Построить розу ветров. Для этого нужно подсчитать количество дней каждого направления ветра, данные записать и по ним построить график «Роза ветров».
Подсчитать количество дней с высоким давлением, низким и нормальным.
Построить круговую диаграмму облачности. Для этого нужно подсчитать количество дней: ясных, с переменной облачностью, пасмурных. Все количество дней в месяце принять за 100% и подсчитать долю в % каждой группы дней. Затем начертить круг и разделить его на сектора с помощью транспортира, если 1% = 3,6 градуса.
Подсчитать количество дней с разными видами осадков. Данные записать в тетрадь
РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерная схема наблюдения растения
Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.
Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растений.
Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определённой группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям)
РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение видового состава растительного мира водоема
Измерьте температуру воды в разных местах водоема.
Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.
Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.
Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.
Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.
Изучение видового состава животных водоема
Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.
Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.
Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Наблюдение за характеристикой личностного развития обучающегося
Особенности поведения обучающегося на переменах;
Внешний вид обучающегося;
Поза (за партой, походка, жести, мимика лица);
Речь (громкая, эмоциональность);
Круг общения обучающегося;
Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками;
Интерес к определённым предметам.
ПАМЯТКА № 8
Наблюдение за природным комплексом своей местности
Географическое положение. Направление от школы, дома, колледжа.
Характер поверхности и тип почвы.
Воды, их расположение.
Растительность и животный мир.
Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
Охрана природных компонентов комплекса.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Наблюдение геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)
В зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:
Работы общегеологического и минерагенического назначения.
Поиски и оценка месторождений.
Оценочные работы.
Разведка и освоение месторождения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Наблюдения за сезонными явлениями в природе
Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
должен быть расположен недалеко от школы или от места
жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный.
Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.
Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.
Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
зависит от их частоты.
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных
в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.
Наступление того или иного фенологического явления
соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой
и живой природы.
Все записи происходящих в природе явлений делайте
в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
Дату их наступления.
Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.