Рекомендации по окружающему миру

  • docx
  • 30.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рекомендации по окружающему миру.docx

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Примерная схема наблюдения животного

1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

 

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным, отмечая и сходство, и различия.

 

3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.

РЕКОМЕНДАЦИИ  

 

По обработке материалов наблюдений за погодой

 

Работу оформляем в тетради.

 

Подсчитать среднемесячную температуру. Для этого нужно сложить все среднесуточные температуры и разделить на количество дней в месяце.

 

Подсчитать амплитуду температур за месяц. Для этого нужно определить самую высокую температуру и самую низкую за месяц. От максимальной температуры вычесть минимальную.

 

Построить график температур за месяц.

 

Построить розу ветров. Для этого нужно подсчитать количество дней каждого направления ветра, данные записать и по ним построить график «Роза ветров».

 

Подсчитать количество дней с высоким давлением, низким и нормальным.

 

Построить круговую диаграмму облачности. Для этого нужно подсчитать количество дней: ясных, с переменной облачностью, пасмурных. Все количество дней в месяце принять за 100% и подсчитать долю в % каждой группы дней. Затем начертить круг и разделить его на сектора с помощью транспортира, если 1% = 3,6 градуса.

 

Подсчитать количество дней с разными видами осадков. Данные записать в тетрадь

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 

Примерная схема наблюдения растения

 

Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.

 

Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растений.

 

Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определённой группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям)

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Изучение видового состава растительного мира водоема

Измерьте температуру воды в разных местах водоема.

Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.

Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.

Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.

Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.

Изучение видового состава животных водоема

Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.

 

Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.

 

Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Наблюдение за характеристикой личностного развития обучающегося

Особенности поведения обучающегося на переменах;

Внешний вид обучающегося;

Поза (за партой, походка, жести, мимика лица);

Речь (громкая, эмоциональность);

Круг общения обучающегося;

Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками;

Интерес к определённым предметам.

ПАМЯТКА № 8

Наблюдение за природным комплексом своей местности

Географическое положение. Направление от школы, дома, колледжа.

Характер поверхности и тип почвы.

Воды, их расположение.

Растительность и животный мир.

Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

Охрана природных компонентов комплекса.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Наблюдение геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)

В зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:

 Работы общегеологического и минерагенического назначения.

Поиски и оценка месторождений.

Оценочные работы.

Разведка и освоение месторождения.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Наблюдения за сезонными явлениями в природе

Выберите постоянный участок для наблюдений. Он

должен быть расположен недалеко от школы или от места

жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный.

Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,

растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках

сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.

Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна

обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие

распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.

Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений

зависит от их частоты.

Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных

в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.

 

Наступление того или иного фенологического явления

соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой

и живой природы.

Все записи происходящих в природе явлений делайте

в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную

Дату их наступления.

Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.