Рекомендации по проведению учебного занятия «Современный танец» программы «Карусель». Опыт апробации алгоритма на занятиях коллектива современного танца МУДО « Дом Детского и Юношеского Творчества города Докучаевска», 2021г.

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм.docx

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА                ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА

 

Ni6GF1T0Cm0.jpg

                                                         

Рекомендации по проведению учебного занятия «Современный танец» программы «Карусель». Опыт апробации алгоритма на занятиях коллектива современного танца МУДО « Дом Детского и Юношеского Творчества города Докучаевска», 2021г.

Автор: Чередниченко Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования .

 

 

 

 

Данный методический материал представляет собой подробное описание алгоритма подготовки и составления хода занятия, включающего в себя все необходимые компоненты современного танца и описание практического опыта при реализации программы При написании отталкивалась от трудов С.С. Поляткова «Основы современного танца»; В.Ю. Никитина «Модерн-джаз танец» и собственного опыта преподавания в коллективе современного танца «Карусель» при реализации образовательной программ

 

 

 

 

                                     Содержание.

 

I.                  Методическая записка

II.               Методика преподавания современного танца. Задачи и предполагаемые результаты дисциплины

III.           Дисциплина «Современный танец»

1.    Задачи и предполагаемые результаты дисциплины Основные понятия и законы «Современного танца»

2.     «Современный танец» по годам обучения

3.    Хореографическое занятие. Структура. Методы обучения

4.    Требования к построению хореографического занятия

5.    Основные методы обучения на занятии хореографии

6.     Этапы подготовки к занятиям

IV. Методика построения урока современного танца

7.    Структура занятия современного танца. Форма одежды

8.     Разделы урока современного танца, их задачи и содержание

V. Специфика музыкального оформления занятия современного танца 

V1. Заключение

V1I. Литература

V1II. Приложения  

Приложение 1. Компоненты занятия и их содержание Приложение 2. Алгоритм учебного занятия.

    Приложение 3.Понятия, терминология.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1 Из собственного опыта, проводя параллельно с современным танцем занятия по классическому танцу, ритмике и гимнастике, я поняла, что и в современном танце должна быть структура, несмотря на то, что дисциплина сравнительно молодая и что многие специалисты говорят о том, что необходимо пробовать, экспериментировать – считаю, что в танцевальном коллективе должна быть чёткая структура, адаптированная под цели и задачи уроков и возможности коллектива. Структурированные занятия вырабатывают дисциплину, стабильную систему проучивания материала, равномерную физическую нагрузку, а также дают чёткое представление педагога о том, что успешно освоено воспитанниками, а что ещё нужно проучить, с каким темпом и в каком объёме. Подробный план уроков, система подачи образовательного материала, своего рода являются картой, глядя на которую вы отчётливо увидите стратегию ваших действий и спрогнозируете результаты. На протяжении 5 лет в курсе освоения модулей программы, занятия по хореографическим дисциплинам проводятся согласно разработанным рекомендациям. Срок реализации нашей программы 9 лет. Программа рассчитана на разновозрастной коллектив детей 5 - 14 лет. Педагогом дополнительного образования детей я работаю  более 30 лет  Методические рекомендации по разработке занятия по современному танцу включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, краткие учебно-методические материалы по подготовке и составлению занятия, практические задания для воспитанников инструкцию по их выполнению, критерии оценки результатов выполнения задания.

 

 

 

 

II. Методика преподавания современного танца

1.Дисциплина «Современный танец»

Современный танец – самая молодая танцевальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования. Особенность развития современной хореографии – в эклектическом использовании танцевального материала различного свойства: этнический танец, джаз, степ, модерн, классический танец, а также популярные уличные направления. Современный танец стирает границы между ними, соединяя воедино все стили, формы, направления. Анализируя любую систему танца (классический танец, народный танец и др.), можно чётко выделить определённый набор движений, которые свойственны только данной системе. Особенно чётко это прослеживается в системе классического танца, в которой веками сложился совершенный, не единожды зафиксированный в разных источниках «язык» движений. В современном танце также есть свой «язык», техника движения, система обучения, которые в настоящее время развиваются, отшлифовываются, приобретают новые формы. Основными направлениями дисциплины «Современный танец» являются джазовый танец и танец-модерн. Первоначально они развивались отдельно, как самостоятельные направления, вырабатывая свою технику и методику, позднее стали сливаться, соединяя и заимствуя различные приёмы, технические особенности своих стилей, создавая новое направление джаз- модерн. Дисциплина «Современный танец» также, как и другие хореографические дисциплины ставит своей целью: воспитание исполнителя, свободно владеющего своим телом, пластикой, с равным успехом танцующего все направления современной хореографии. В процессе обучения решаются задачи формирования необходимых для танцора качеств, таких как развитие ритмичности, координации, силы, подвижности двигательного аппарата, свободы движения, артистичности и др.

Цикл обучения современному танцу условно можно разделить на этапы:

 а) подготовительный;

 б) базовый;

 в) продвинутый.

     Подготовительный этап предусматривает получение общих знаний об основных принципах современного танца и изучение/применение терминологии, которая используется, как в классическом танце — на французском языке и специальная терминология, свойственная только джаз-модерну — английском языке (словарь терминов см. в Приложении).

      На базовом этапе предполагается более углублённое изучение основных принципов (координация, изоляция, полиритмия и др.) и совмещение их с принципами других танцевальных систем. На этом этапе отдельное внимание 6 следует уделить импровизации в танце, (т.е. показать, как это делается и подвести воспитанников к тому, чтобы они сами увлеклись творческим процессом).  

      Продвинутый этап предполагает владение основными принципами джазового и модерн танца. Этот период насыщен комбинированием материала (усложнением), знакомством с трюковыми элементами, контактной и танцевальной импровизацией. В настоящее время к современному танцу обращаются многие хореографы. Они пытаются найти связи между свободными пластическими телодвижениями и классическим лексиконом. Работа идёт в поисках органичного соединения строгой собранности и предельной раскрепощенности.

2. Основные понятия и законы «Современного танца»

Коллапс- это понятие не имеет ничего общего с медицинским термином. Поза коллапса – это основное положение тела при исполнении джазовых танцев, что означает: верхняя часть туловища с головой чуть наклонена вперёд, колени согнуты, ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны, таз чуть-чуть направлен вперёд. Поза коллапса создаёт ощущение, что тело свободно и расслаблено, но в тоже время тело должно быть достаточно напряжённым, чтобы была возможность исполнения движений. Это положение тела делает отчётливым тот факт, что джазовый танец стремится не ввысь, а скорее к земле.

    Основная задача педагога на начальном этапе обучения – добиться достаточной свободы позвоночника. Начинать проучивание необходимо на полу лежа на спине, поочередно передвигаясь на той или другой бок, как бы сворачиваясь в «клубок», концентрируясь внутри, словно закольцовывая копчик  и макушку.

       Полицентрия и изоляция В африканском танце тело состоит как бы из отдельных частей – центров: голова, шея, плечевой пояс, грудная клетка, тазобедренная часть, руки, ноги. Центры, в свою очередь, делятся на части, называемые ареалами, например, рука делится на предплечье, кисть, пальцы. Все центры могут двигаться независимо друг от друга, как пространственно, так и ритмически. Именно это и создаёт полицентрию движения. Полицентрия – это основополагающий принцип танцевальной джазовой техники, который реализуется с помощью технического приёма – изоляция. Обучение джазовому танцу начинается с изучения приёмов изоляции. Это сложная задача для начинающего танцора, т.к. по анатомическим особенностям человеческого тела все центры тесно связаны между собой. Например, движения головой вызывают напряжение в плечевом поясе.

    Задача педагога – научить исполнять движения различными центрами (частями тела) в отдельности. Мультипликация- этот закон тесно связан с ритмом. Он означает, что единое движение раскладывается на составные части – фазы-акценты в пределах одного такта,  т.е. мультиплицируется. Причём количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкального такта. Например, в четырёхдольном такте делается несколько акцентов в промежутках между основными долями. Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными. Техника мультипликации, в основном, используется в шаге. Шаг – это не только движение в пространстве, но и перенос тяжести тела с одной ноги на другую. При мультипликации в промежутке между шагами исполняется несколько движений, но только одно связано с переносом веса тела. Наибольшее развитие принцип мультипликации получил в одной из разновидностей джазового танца – брейкданс.

      Координация - при движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их координировать. Координация осуществляется двумя способами:

1 – одновременный, когда два и более центров начинают одновременное движение; 2 – последовательный, когда центры включаются в работу поочерёдно, т.е. последовательно. Координироваться могут самые различные центры. Движения центров могут быть в различных направлениях. Если центры двигаются в одном направлении, то это называется – параллелизм. Если – в противоположных направлениях, то это называется – оппозиция. Например, грудная клетка движется вперёд, а тазобедренная пояс – назад; или грудная клетка – вправо, а тазобедренный пояс – влево, и т.д. Это оппозиция. Упражнения изоляции, полицентрии и координации проучиваются на центре зала, стоя в параллельной второй позиции ног, со смягченными коленями для верного (вертикального) ощущения позвоночника. Импульс и управление В джаз-танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им. Но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определённый промежуток времени – другой, третий и т. д. При активизации центра затрачивается определённое мышечное усилие, которое называется импульсом. Импульсная техника важна не только при последовательном движении центров, но и при движении всего тела целиком. Таким образом, импульсная техника используется как в джазовом танце, так и в танце модерн, в котором, в отличие от джаз-танца всё тело принимает участие в движении. Импульс всегда исходит, из так называемого, «центра тела», важной анатомической точки, которая расположена в центре тела. Импульсная техника тесно связана с такими понятиями, как контракция и релакция (contraction, release), которые являются основными законами танца модерн.

    Контракция – это сжатие, сокращение, визуальное уменьшение объёма тела или его части, относительно нормального состояния. Наиболее распространена контракция в центре тела (солнечное сплетение), однако она может быть и боковой, а также контракция отдельных частей. Например, контракция руки или ноги. Релакция. Понятие противоположное контракции. Оно означает расширение, растягивание тела, его визуальное увеличение. Контракция и релакция тесно связаны с дыханием. Контракция исполняется на выдохе, релакция – на вдохе. Начинать проучивание необходимо на полу (в партере «par terre») лежа на спине, руки из собранного в локтях положения (press position) раскрываются в стороны, стопы в сочетании с работой спины принимают сокращенное или натянутое (flex, point) положение. После освоения техники на полу, необходимо начать работать стоя во второй позиции ног.

3. Задачи и предполагаемые результаты дисциплины «Современный танец» по годам обучения

В зависимости от задач, поставленных для каждого года обучения джаз- танцу, уделяется соответствующее количество часов на тот или иной блок в плане составления занятий. На первых годах обучения в большей степени уделяется внимание разминке и упражнениям на середине, в средних классах больше времени отводится упражнениям на координацию и кросс, в старших классах огромное внимание уделяется танцевальности, импровизации.

Задачи: 1 год обучения

1.    Познакомиться с направлением джаз-танца, иметь представление о современных направлениях хореографии

2.    Правильность исполнения изоляции головы и плечевого пояса

3.     Знать основные положения рук и ног

4.    Знание терминологии джаз-танца

5.    Изоляция грудной клетки, 1.знать методику исполнения релакции, контракции (release, сontraction) 2. Джазовый par terre –развить мышцы спины и подвижность суставов 3. В упражнениях экзерсиса на полу выработать шаг и силу мышц 4. Знать методическое исполнение «волны» body roll 1. Усовершенствовать координацию и чувство ритма в исполнении изоляции (включить полиритмию и различные направления движения) Правильность исполнения движений грудной клеткой и упражнений для позвоночника . Знание и правильная демонстрация всех позиций рук и ног в джазовом танце

6.     Верное методическое исполнение простейших джазовых прыжков и шагов 1. Точность исполнения джазового экзерсиса у станка 2. Методическое исполнение больших прыжков allegro 3. Уметь использовать проученный материал для исполнения танцевальной комбинации 4. Уметь «держать точку» и верно исполнять джазовое вращение 1. Качественное исполнение разминочных движений (worm up) и упражнений стрейч-характера 2. Методическое исполнение экзерсиса на середине 3. Точное исполнение больших прыжков 4. Демонстрация исполнения танцевальных комбинаций в манере джаз – танца 6 год обучения (8-9 класс «Ансамбль») 1. Техника исполнения движений (worm up) и упражнений стрейч- характера 2. Методическое исполнение в заданной манере экзерсиса на середине 3. Демонстрация хорошей растяжки мышц 4. Техника исполнения прыжковых, вращательных и кросс-комбинаций 5. Показ импровизации на основе проученного материала и на заданный образ .

На всех годах обучения диагностируется и отслеживается совершенствование координации движений, развитие чувства ритма, подвижности суставов и растяжении мышц. Большое внимание обращено на ориентацию в пространстве класса, реакцию воспитанника на педагога, скорость запоминания материала, как итог – знание материала и качество его воспроизведения.   Танец модерн 1 год обучения :1. Знать основные положения и позиции рук и ног 2. Владеть правильной постановкой корпуса 3. Освоить технику исполнения свинговых движений 4. Освоить простейшие акробатические элементы 5. Знать основную терминология танца модерн 2 год обучения 1. Усовершенствовать основные разминочные упражнения, исполняемые на середине и в par terre 2. Освоить усложненные акробатические элементы 3. Иметь представления о ведомой части тела 4. Уметь исполнять движения на все пространство

 3 год обучения 1. Владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального программного материала 2. Расширить импровизационный материал 3. Уметь исполнять движения в различных темпах и ритмах во вращениях, прыжках и на середине зала 4. Исполнять средней сложности акробатические элементы 4 год обучения

1.    Демонстрировать хорошую технику исполнения основных движений танца модерн у станка и на середине класса 2. Качественно исполнять акробатические элементы 3. Свободно владеть упражнениями кросс (партнеринг, прыжки, вращения, шаги) 4. Свободно импровизировать на заданную тему.

 На всех годах обучения диагностируется овладение пластикой тела при исполнении композиций, проработка более углубленного развития мышечного аппарата, развитие импровизационных и исполнительских способностей. Таким образом, в результате выполнения этих задач воспитанники будут знать и уметь следующее: Будут уметь: Работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы; Импровизировать, находить музыкальное, эмоциональное и пластическое решение современного танца; Использовать приобретённые исполнительские навыки и умения на сцене и при организационной деятельности. Будут знать: Систему и принципы развития психофизического и двигательного аппарата хореографа, специальную терминологию; Основные направления и школы современного танца, особенности техники и манеры их исполнения; Теорию, хореографические элементы современного танца; Принципы построения и методику проведения урока современного танца

IV.          Хореографическое занятие. Структура. Методы обучения Любое хореографическое занятие строится по общепринятой структуре учебного занятия:

·Вводная (или подготовительная) часть;

· Основная часть;

· Заключительная часть

   Эти части имеют свои особенности и наполняются различным содержанием в зависимости от хореографического жанра, специфики его преподавания и возрастной категории обучаемых. Каждая часть занятия выполняет свои задачи. Первая, подготовительная часть включает разминку, способствующую разогреву мышц, суставов, связок. Главная задача – организовать внимание занимающихся и подготовить мышцы, суставы и связки к интенсивной физической работе. Вторая, основная часть подразделяется на две составляющие: тренировочную и танцевальную. Составляющая тренировочная предусматривает тренаж на основе какого – либо танцевального направления (классический танец, народный танец и др.) Это означает – изучение элементов, упражнений, их сочетаний, поз, ракурсов и т.д., их детальная отработка. Составляющая танцевальная – это изучение различных комбинаций, этюдов, композиций на основе любого танцевального направления, отработка техники и манеры исполнения в них. Задачи основной части – развитие и формирование мышечного аппарата, развитие подвижности суставов, развитие силы и выносливости, координации, хореографической памяти, музыкального слуха посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, их выразительного исполнения. Третья, заключительная часть предполагает подведение итогов урока, домашнее задание, расслабление мышечно–связочного аппарата. Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подведение итогов урока. Требования к построению хореографического занятия.

 Существует ряд специфических правил построения хореографического занятия: Во-первых, хореографическое занятие должно начинаться с чёткой организации – приветствия педагога в форме поклона. Такое начало занятия не дань традиции, не простая формальность, а ввод в учебное действие, концентрация внимания.

Во-вторых, все учебные задания следует предлагать обучающимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений, что однозначно будет способствовать лучшей работе внимания. Следовательно, надо позаботиться о том, чтобы предлагаемое задание было составлено грамотно и не перегружало внимание обучающихся с учётом их возраста и подготовленности.

В-третьих, все упражнения следует начинать с préparation, который вводит в ритм и характер музыки и дают исходное положение для начала упражнения, а также фиксировать окончание каждого упражнения, т.е. ставить исполнительскую точку.

В-четвёртых, равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки.

В-пятых, чередовать работу различных групп мышц и соотносить темпы выполнения отдельных заданий.            Построение хореографического занятия, как и любого учебного занятия, подчиняется таким условиям, как:  сохранение структуры занятия в целом;ü  соотношение соразмерной длительности его отдельных частей;ü  правильное составление заданий;ü  выдерживание динамичного темпа;ü  создание деловой, рабочей атмосферы, располагающей к освоениюü материала; Основные методы обучения на занятии хореографии Основные методы работы педагога-хореографа на занятии – показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований преподавателя к обучающимся. На разных этапах обучения показу и объяснению отводится различная роль, изменяются их функции. На начальных этапах обучения показу придаётся исключительно большое значение, т. к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, чётким и технически совершенным. Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе обучения (французская терминология, английская, в случае с современными направлениями хореографии, правила исполнения и др.) На последующих этапах обучения показ приобретает иной характер, он становится более обобщённым, но при этом необходимо наглядно выделять важные моменты и указывать их значение в связи с происходящим процессом осмысления мышечной работы. Словесный метод приобретает большое значение. На этом этапе слово несёт самую большую нагрузку. На конечных этапах обучения показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими этапами. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач данных этапов. Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.

                    Этапы подготовки к занятиям

Подготовка к занятиям предусматривает несколько этапов:

1 – планирование;

 2 – оперативная подготовка;

3 – редактирование;

4 – тренировка.

1 этап предполагает составление плана занятия на основе календарного плана; определение темы, цели и задач; анализ методической литературы.

2 этап – это отбор и систематизация учебного материала, его компоновка. Учебным материалом танцевального занятия является хореографический и музыкальный материал, (т.е. движения и музыкальные фрагменты). Здесь предполагается детальная разработка каждой части занятия. На данном этапе следует определить новый материал для изучения и ввести его в различные комбинированные задания, наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний, определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыки, как к новым движениям, так и к закреплению пройденного материала). Подбор музыкального материала можно осуществлять совместно с концертмейстером (в афро-джазе или contemporary dance возможно использование барабанов или какой-либо ударной установки) или дать задание сделать это самостоятельно. В случае работы с мультимедийной техникой, нужно заблаговременно сделать музыкальную подборку, на стадии проучивания материала - можно не привязываться к определенной мелодии, а просто подобрать несколько подходящих и объединить их по группам; например: медленные композиции «Для растяжки», ритмичные, беговые «Для кросса», энергичные «Для прыжков», среднего музыкального темпа «Для разминки и упражнений на середине». Но после того, как к каждому упражнению будет подобран подходящий трэк (музыкальное произведение), то необходимо составить плэй-лист и для контрольного занятия репетировать составленный урок только под этот музыкальный материал. 3 этап предусматривает правку учебного материала, определение окончательного варианта содержания занятия. 4 этап – это мысленная репетиция занятия. При подготовке к занятиям необходимо предусматривать постепенное увеличение физической нагрузки: от простых движений к более сложным. Нецелесообразно ставить задачу – разучить большое количество упражнений за одно занятие. Важнее поставить цель – добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания. При подготовке к занятиям педагог должен учитывать основные педагогические принципы: доступность и последовательность изложения материала, учёт возрастных особенностей, заинтересованность и перспективность в работе.

         Таким образом, педагог, руководитель хореографического коллектива должен знать, что планирование работы – это руководство к действию, организация своего труда и труда своих воспитанников. Но даже самый хороший  план не сможет заменить собой знания, желание работать с воспитанниками, мастерство, опыт, талант. Педагогическое мастерство вырабатывается медленно – годами, при условии неустанного, творческого труда над собой и высокой требовательности к своим воспитанникам. В совокупности всех составляющих планирование работы поможет осуществлять свою деятельность чётко, грамотно, творчески, видеть перспективы развития и совершенствования коллектива, его участников и себя.

                                          Уровни                                                Уровнем называется расположение тела танцующего относительно земли. Основные виды уровней:

· стоя: верхний уровень (на полупальцах);

· средний уровень (на всей стопе);· нижний уровень (колени согнуты).

· на коленях: стоя на двух коленях;

· стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении.

· на четвереньках: опора на руках и коленях;

· одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;

· одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

· сидя:  ноги разведены в стороны;

·  ноги согнуты в коленях и соединены;

·  ноги согнуты в коленях и скрещены;

·  джазовый шпагат (нога впереди вытянута, сзади – согнута);·  сидя на одном бедре (свободная нога открыта назад или в сторону, или отделена от пола). лёжа:  на животе;

·  на спине;

·  на боку.

· Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагат, «мост», «колесо», стойка на лопатках, стойка на руках и др.

Следовательно, можно сделать вывод, что модерн и джаз танец активно используют передвижение танцующих не только по горизонтали, но и по вертикали, а также достаточно часто используется расположение исполнителей на полу, т.е. в партере.

Таким образом, законы и принципы технического исполнения современного танца способствуют формированию методики преподавания данного направления и воспитанию исполнителей, что, в свою очередь, служит признаком того, что постепенно современный танец из экспериментального направления превращается в определённую танцевальную систему.

V.              Методика построения занятия по современному танцу 1. Особенности занятия по современному танцу.

VI.          Форма одежды Многие педагоги, изучив базовые школы (М. Грехем, Д. Хамфри, Г.Джордано, М.Меттокса), создают собственные системы преподавания современного танца, объединяющие несколько направлений. Исходя из этого, можно совершенно чётко выделить следующие разделы занятий, включающие основные законы джаз и модерн танца: разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, партер, кросс (передвижения в пространстве), импровизация.

При построении занятия современного танца нет необходимости обязательно использовать все разделы. Возможна детальная проработка нескольких разделов (3-х – 4-х). Длительность занятия не должна превышать 1,5 часов. В конце каждого занятия необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания, т. е несколько упражнений на расслабление. Я в свои занятия ввела игру на внимание и собранность, чтобы после релаксации (обычно это расслабление на полу с закрытыми глазами) дети взбодрились и переключили свое внимание. Для игры мне необходимы мягкие мячи-антистресс, наполненные силиконовыми шариками, они мягкие и приятные на ощупь. Мячей может быть от 3 до 7 штук, насколько будет возможность пофантазировать. Мячи обязательно разноцветные. Суть игры в том, чтобы сконцентрироваться, проявить быстроту и внимательность.

Правила: дети встают в круг лицом друг к другу. Каждому мячу соответствует определенное задание, например: красный - передаём из рук в руки по часовой стрелке; синий - только перекидываем в руки на противоположную часть круга; зеленый – бросаем в ноги человеку, тот поднимает и бросает в ноги любому другому, стоящему в кругу; жёлтый – нельзя ловить, только уклоняться от него, но после его падения на пол, поднять и бросить другому, который в свою очередь тоже будет от него уклоняться; белый - передаём против часовой стрелки. И так далее, задания можно каждый раз придумывать новые, усложнять их по мере усвоения обучающимися правил игры. Ведущему мячи необходимо вводить в игру последовательно, друг за другом, играющие не останавливают при этом игру, а усваивают задание по ходу действия. Форма одежды на уроке современного танца: Форма одежды для юношей и девушек может быть одинаковая: облегающие танцевальные брюки, облегающая футболка, чтобы четко просматривались линии тела, работа тех или иных групп мышц танцевальная обувь, которая подбирается в зависимости от напольного покрытия класса. В коллективе воспитанницы посещают занятия в специальных чешках с защитой для стопы, которая позволяет не скользить танцору по гладкому полу за счет открытой пятки и в тот же момент дает возможность верно исполнять пируэты за счёт кожаного «пятачка» на подушечке стопы, как у мягкой балетной обуви. Если форма не имеет длинных брюк и рукавов, то мы дополнительно используем специальные разогревочные танцевальные гетры и болеро, чтобы защитить локти, плечи и колени вовремя слайд движений (скользящих) и переворотов. Разделы занятий по современному танцу, их задачи и содержание

Разделы урока современного танца:  разогрев;ü  изоляция;ü  упражнения для позвоночника;ü  партер;ü  кросс;ü  импровизация.ü

                Разогрев. Задача этого раздела – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, т.е. разогреть все мышцы. В отличие классического тренажа в современном танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала, в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы упражнений: Первая группа включает упражнения стретч-характера, т.е. растяжение разных частей тела. Вторая группа связана с наклонами и поворотами торса, которые помогают привести в рабочее состояние позвоночник. Третья группа связана с разогревом ног. Здесь много заимствовано из классического экзерсиса: plié, relevé, battement tendu, battement geté и др. Этот раздел занятия не следует максимально насыщать, т.к. занимающиеся могут быстро устать и эффективность дальнейших упражнений снизится. Разогрев может состоять из 5 – 10 упражнений на различные группы мышц. В конце разогрева возможны маленькие прыжки, которые хорошо активизируют мышцы. Возможна следующая система разогрева, которая систематично может варьироваться в зависимости от задач урока: 1) Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки в положениях «рабочая нога на ногу» и «рабочая нога на станке», demi plié и grand plié по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа. 2) Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны; упражнения на напряжение и расслабление; упражнения для разогрева позвоночника; упражнения, заимствованные из классического танца. 3) В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрейч характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа. Педагог имеет возможность выбирать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может быть различным: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или, выполняемые в быстром темпе.

                  Изоляция. Эта часть занятия более насыщается упражнениями, чем предыдущая. Здесь происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела. В этом разделе занятия педагог работает над движениями изолированных центров. Изоляции подвергаются все центры – от головы до ног. Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы тела обучающихся, т.е. научить держать положение коллапса. Первоначально все 17 движения изучаются в «чистом виде», затем в простых сочетаниях, позднее в более сложной координации. Основная задача этого раздела: добиваться, чтобы движения центров были действительно изолированными, т.е. чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, т.к. анатомические центры тесно связаны между собой. Поэтому не надо спешить соединять движения изолированных центров в комбинации, т.к. неверно выученные движения приведут впоследствии к их неправильному исполнению. Движения изолированных центров: Голова. Виды движений: наклоны вперёд-назад;· повороты вправо и влево;· наклоны вправо и влево;· sundari вперёд, назад, из стороны в сторону.· Плечи. Виды движений: подъём одного или двух плеч вверх;· движение плеч вперёд-назад;· твист плеч;· шейк плеч.· Грудная клетка. Виды движений: движение из стороны в сторону;· движение вперёд-назад;· подъём и опускание;· твист.· Пелвис (бёдра). Виды движений: движение вперёд-назад;· движение из стороны в сторону;· hip lift - подъём бедра вверх;· roll - круг бёдрами.· Упражнения для позвоночника Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то техника движения тела целиком, без изоляции отдельных центров – это своеобразие танца модерн. Основой этой техники служит позвоночник, поэтому главной задачей этого раздела является развитие подвижности во всех его отделах. Здесь, как правило, исполняются амплитудные движения. Виды движений: наклоны корпуса;· спирали;· body roll (волны);· контракция и релакция;· твист торса.·

               Партер (упражнения на полу). В этом разделе выполняется: Во-первых, это упражнения стрейч-характера, т.е. растягивание всех частей тела на полу. Во-вторых, именно в партере хорошо выполняются упражнения на изоляцию, т. к. лёжа на полу, отпадает необходимость держать вес тела на позвоночнике, и все центры двигаются более свободно. Этому разделу следует уделять особое внимание и тщательно планировать, чтобы не получилось передозировки.

              Кросс (передвижения в пространстве). Это различного вида шаги, прыжки, вращения. Каждый педагог в праве варьировать эти движения так, как подсказывает ему педагогическое чутьё, но при этом необходимо следить за реакцией исполнителей. При «пиковой» нагрузке следует чередовать темповые прыжки с более медленными шагами.

                Импровизация. Это завершающий раздел занятия. Импровизация – это различные сочетания движений, т.е. танцевальные комбинации. Нет никаких «рецептов» построения комбинаций. Это может быть комбинирование шагов, изолированных центров, вращений, упражнений в партере, а также комбинации с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков или на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии и т. д. Здесь всё зависит от фантазии педагога. В настоящее время новая техника всё более прогрессирует и завоёвывает популярность. В ней наблюдается удивительная особенность сочетаться с другими видами хореографии, что даёт возможность создания оригинальных хореографических произведений.                               

    Основными требованиями построения комбинаций являются: Танцевальность;· Использование рисунка танца;· Использование различных направлений и ракурсов движений;· Чередование сильных и слабых долей и т.д.· т.е. использование всех средств танцевальной выразительности. На начальных этапах обучения комбинации должны быть достаточно простыми, впоследствии более развёрнутыми, близкими к законченным. Обычно, комбинация изучается 3 – 4 занятия, затем отрабатывается и шлифуется. Во всех разделах урока используется принцип координации. 1 этап обучения – координация изолированных центров, когда координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. 2 этап – усложнение координации движением в оппозицию, введение сложных ритмических рисунков. 3 этап – координация нескольких центров во время передвижения. Таким образом, знание разделов урока современного танца и их содержания необходимо для педагога, преподающего данную дисциплину, но в то же время в преподавании современного танца нет определённой законченности, обязательной структуры (как в других видах танца).  Всё зависит от педагога, его знаний, опыта, увлечённости, целей и задач, которые он ставит перед воспитанниками. В основном, современный танец учит быть собранным и в то же время ощущать своё тело в расслабленном состоянии, чувствовать музыку и импровизировать под любой музыкальный материал.

         Специфика музыкального оформления занятия современного танца.

 Для музыкального оформления занятий современного танца используется музыка современных направлений. В музыкальном сопровождении не используется «живого» аккомпанемента, как в занятиях классическим или народным танцем, но есть исключения, это использование барабанов или иных инструментов, создающих ритм. Но все-таки специфика современного танца требует современного звучания, воспроизведения современных ритмов, которые доступны только инструментальным группам. Поэтому занятия в основном проводятся под звучание фонограмм. Для изучения элементов, комбинаций, композиций джазового танца используется джазовая музыка. Джазовая музыка довольно сложная для восприятия. В её основе лежит чёткая ритмическая организация, не связанная с мелодией, в отличие от европейской музыки.

Задача педагога – воспитывать у исполнителей способность к восприятию данного музыкального направления. При работе над композициями на материале джазового танца следует учитывать форму построения джазовой музыки, главным компонентом которой является импровизация, а также полиритмичность, экспрессивность, тембровое своеобразие, связанное с колоритом африканских струнных и духовых инструментов и т. д. Для изучения хореографического материала танца модерн используется музыка, соответствующая этому направлению, в основе которой лежит мелодия, чётко связанная с ритмом, имеющая определённые тембровые стандарты, т.е. мажор или минор, чего нет в джазовой музыке.

Примерный алгоритм использования разделов учебного занятия

1. Разминка. Warm up Разминка, основная часть подготовки к ежедневным занятиям и выступлениям на сцене, служит защитой от травм. Под разминкой подразумевается комплекс мер, при помощи которых танцор физически и умственно готовится к движению, такая подготовка уменьшает риск получения травмы. Общие разминочные упражнения повышают готовность всего тела к исполнению танца. В специфических упражнениях повторяются особые движения, которые разогревают мышцы, важные для танцора. Активная разминка сопровождается мышечной работой, во время которой усиливается циркуляция крови, температура мышц повышается, и система кровообращения готовится к предстоящему занятию. Важно разогреть все мышечные группы и отдельные мышцы, которые будут задействованы во время занятия.

2. Техника изоляции. При изоляции происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела и развивается внутримышечная координация. Работают по очереди 20 все части тела от головы до ног. Первоначально движения изучаются в «чистом» виде, отдельно с ровным ритмом. По мере освоения, движения одного центра соединяются в простейшие комбинации, затем в более сложные комбинации, усложняется ритмическая структура. И последний этап – соединение движений нескольких центров в сложном ритмическом рисунке (полицентрия и полиритмия). 3. Партер Par terre Изучение основных движений и положений джаз-танца на середине зала, соединение их в комбинации, и отрабатывание качества исполнения. Сюда же включены упражнения stretch – характера.

4. Упражнения на середине Основная часть урока, в нее входят упражнения экзерсиса на середине, в средних классах джазового экзерсиса у станка, также упражнения и комбинации на координацию, ориентацию в пространстве, шаги, Stretch (растяжки) и Swing (раскачивающие движения руками, торсом и ногами)

5. Кросс (фронтальные и диагональные перемещения) Изучение движений, исполняемых с продвижением по залу: - шаги - прыжки - вращения 6. Комбинация или импровизация. Завершающий раздел урока, главное требование которого – танцевальность, умение свободно двигаться и сочинять.

V. Заключение Наиболее верный путь к успеху- всё время пробовать ещё один раз. Томас Эдисон Нужно помнить, что правильная организация занятия- залог успеха! В настоящее время очень активно идёт процесс слияния техник и стилей хореографии, этап создания «свободного танца». Успешное проведение занятия и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью педагога и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к занятию. Каждое занятие должно нести смысловую нагрузку. Педагогу необходимо учитывать и своеобразие семейного влияния, и индивидуальных особенностей, различные природные задатки и склонности, способность и умение, темперамент и характер, воспитанность учащихся. Увлечённое отношение педагога к занятиям, чёткость, организованность в работе, такт в отношениях с исполнителем, оказание помощи в усвоении материала, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях – все это сильно влияет на процесс усвоения материала, способствует выработке у исполнителей стремления подражать примеру педагога. В результате, умелое общение значительно повышает воспитательный и исполнительский уровень обучения.

Апробация и внедрение методических рекомендаций, применение чётких алгоритмов при построении занятия способствует творческому подходу в решении задач дисциплины «Современный танец»: ритмичность, координация, сила, пластика и т.д. 22

VII.       ЛИТЕРАТУРА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Научная, методическая и энциклопедическая, специальная литература по· предметам.

Видео и другой иллюстративный материал на различных носителях (об· истории современного танца, видео экзаменов по хореографическим дисциплинам в специализированных учебных заведениях, постановочные этюды и др.)

Портфолио коллектива, раскрывающее историю создания, творческую биографию, наивысшие достижения коллектива и педагога

. Результаты участия образовательной программы в конкурсах.

                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семинар по современному танцу К.Килина. 2003г.

2. Обучение современному танцу детей в возрасте 6-7 лет, 8-10 лет, 11- 12 лет, Руководитель детского коллектива «Апельсин», Андрей Гришаев, Новосибирск – Новокузнецк, ноябрь, 2004

 3. «Джазовый танец для детей» 8-10 лет, «Экспрессивная пластика», Татьяна Брызгалова (эксцентрик Балет Сергея Смирнова), семинар в Новосибирске

4. Джазовый танец, Эльвира Смирнова 2004г

5. Фанки-джаз, модерн, джаз –модерн, джаз, детский танец г.Новосибирск 2003

6. Никитин В.Ю Джаз-модерн танец – начало обучения, М.: ВЦХТ, 1998. -128с., ил.

7. С.С. Полятков «Основы современного танца»

8. Всё о балете // Сост. Е. Я. Суриц. — М., 1966. Балет: Энциклопедия. — М., 1981.

9. Галдин Л. О. Африканская музыка // Музыкальная энциклопедия. — М., 1973. — Т. 1.

10. Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. — М.: Советский композитор, 1982. 11. Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. — Л.: ЛГИТМиК, 1992.

 12. Дункан А. Моя исповедь. — Рига: Книга для всех, 1928. 13. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития, метод, техника. — М.: ГИТИС, 2000.

14. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. — М.: Искусство, 1985. 23 VII.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.    Практические задания

 Разогрев Warm up (позиции, изоляция, par terre) Упражнения на середине (координация, ориентация в пространстве, шаги, Stretch, Swing)

Кросс (фронтальное и диагональное перемещение: шаги, прыжки, повороты) Танцевальные элементы, комбинации, импровизация o

Основные позиции ног в джаз танце. Основные позиции рук в джаз танце.

Изоляция Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и назад, наклоны вправо и влево, повороты вправо и влево, zundari вперед, назад, из стороны в сторону). Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед – назад). Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча). Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в сторону, вперед – назад). Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя (вперед – назад, из стороны в сторону). Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point, prance, pas tortilla, catch step; от колена).

Упражнения в партере. Современный танец, использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движения исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несет очень важные функции. В партере может происходить: oразогрев; Упражнения stretch- характера (растяжка) o Поочередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и наоборот.  Упражнения stretch-характера в положении лежа. Упражнения stretch-характера в положении сидя.

Упражнения на координацию: сочетание работы рук, ног, головы, работа в разном ритме. Ориентация в пространстве: прыжки и шаги по квадрату, работа в Передвижение (cross)  Отработка устойчивости (апломба) o Шаги: flat step. o Прыжки: с двух ног на две(jump).  Temps sauté. Temps sauté по· точкам.  Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.  Шаги Triplet Прыжки Hop  Разножка, в кольцо o Бег Jete Вращения: повороты на двух ногах. Джазовое Pas de burre в прямом и обратном исполнении, пируэты на одной ноге, kik ball change.

Комбинация. Последним разделом урока джаз танца является танцевальная комбинация, которая может включать в себя движения из всех разделов урока. Импровизация свободное движение на заданную тему и под предложенную музыку- использование имитационно- подражательной лексики, использование материала, проученного на уроках, свободная пластика, самостоятельное составление танцевальных комбинаций.

упражнения на изоляцию; упражнения stretch – характера; упражнения для развития подвижности позвоночника; oдополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве. oНаиболее распространенные варианты уровней. Стоя: oверхний уровень (на полупальцах); oсредний уровень (на всей стопе); oнижний уровень (колени согнуты). «На четвереньках»: oопора на руках и коленях; oодна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки; oодна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене. На коленях: oстоя на двух коленях; oстоя на одном колене, другая нога открыта на пол в любом направлении. Сидя: ofrog position («лягушка» - колени согнуты, стопы вместе); oпервая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед); oвторая позиция (ноги разведены в стороны); oтретья позиция (положение «swastika», но столпы плотно прижаты к ягодицам); oчетвертая позиция или «swastika»; oпятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены); oколени согнуты и соединены вместе (стопы стоят на полу параллельно); oсоссух - позиция: ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны полу; паре, по тройкам, перемещения и перестроения по точкам класса. Swing (раскачивающие упражнения руками): простейшие свингующие движения руками из стороны в сторону и по «рисунку восьмерки», с добавлением приставных шагов, подбивок, прыжков Chosee, перекатов по полу. Swing (раскачивающие упражнения ногами): простейшие, с добавлением Rond, с растяжками, перекатами через спину и живот, с включением акробатических элементов, с махами ног и др. 25 oджазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута); oсидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, на ней тяжесть корпуса, свободная нога открыта назад или в сторону); ocrossed swastika (скрещенная свастика). Лежа: на спине; на животе; на боку. Эти практические задания предлагаются воспитанницам после общефизического укрепления мышц тела, проучивания основных (базовых) положений корпуса, рук, ног, головы; позиций ног и рук; проучивания правильного положения тела на полу и верного положения «вертикали» тела и динамики его движения.

Такие задания подходят для групп нагрузкой не менее 2-х часов в неделю, задания предлагать на начальном этапе частично и в полном объёме к последнему году обучения. Критерии оценки результатов выполнения задания Уровень освоения практических заданий – оценивается в соответствии с задачами программы, учебно-тематическим планом. Отражается в оценках. Оценивается педагогом по предмету. Высокий уровень (5 баллов) – все программные требования выполняются на высоком качественном уровне, предложенный хореографический материал усвоен в полном объёме; при выполнении практических заданий воспитанник соблюдает технику исполнения движений, не допуская значительных ошибок. Владеет специальной терминологией, предусмотренной программой и учебно – тематическим планом, может объяснить значение термина или названия упражнения. Средний уровень (4 балла) – материал усвоен хорошо, при выполнении практических заданий, соблюдаются необходимые требования в технике исполнения, допускается одна-две ошибки. Воспитанник ориентируется в специальных терминах, понимает значения названий упражнений, ответы на вопросы дает после раздумывания Низкий уровень (3 балла) – хореографический материал усвоен частично или не усвоен совсем, практические задания исполняются с очевидными ошибками, не соблюдается техника выполнения движений. В терминах воспитанник ориентируется с трудом, не знает названия упражнений. Вопросы вызывают затруднения, отвечает только после напоминаний

 Приложение 2. Примеры занятий

1.    План-конспект по предмету танец модерн.

2.    Тема: Работа корпуса и рук. Цель: Понять и овладеть ощущением «длинной спины» (понятие «макушка- копчик») Задачи: 1. добиться и сохранить ощущение линий тела

3.    2. совершенствование координации, техники исполнения и чувства пространства

4.    3. работа в группе: умение оценивать свои возможности, слушать и слышать.

Форма обучения: групповая

                  Организационный момент

Поклон. Основной:

Ход урока:  Упражнения в Par terre·  Relax. Статическое растяжение мышц (расслабление мышц ног,· «свастика», «скрутка».)  Перекаты:·  Ведущая часть тела: нога, рука, от ноги с растяжкой, от колен сü кувырком, от корпуса со стойкой  «вертолет» поочередное скручивание корпуса от ног и от рукü  В диагональ:·  тройной шаг - «триплет» впередü  триплет с подъемом ноги на устойчивостьü  Фронтально:·  триплет с падениемü  триплет назадü  На середине зала:·  положение корпуса «arch»ü  положение корпуса «kirth»ü  «восьмерка» руками с шагамиü  подворот корпуса в сочетании с работой рукü  комбинация с использованием проученных элементовü  свинговая комбинация, исполняется по точкам зала.ü Подведение итогов. Поклон.

2.    План-конспект по предмету танец модерн

Тема: Работа корпуса и рук, координация движений.

Цель: Добиться и сохранить правильное положение головы, рук и ног при исполнении комбинаций

Задачи: 1. совершенствование координации, техники исполнения и чувства пространства.

3.    сохранить подтянутость корпуса при исполнении движений. 3. работа в группе: умение оценивать свои возможности, слушать и слышать.

4.    Форма обучения: групповая

5.     Организационный момент беседа, отмечание в журнале отсутствующих.

6.    Поклон Основной:

7.    Ход урока:  Экзерсис на середине:·  plieü  battement tenduü  battement tendu jeteü  rond de jamb parterreü  grand battement jeteü  Прыжковая комбинация во фронтальном продвижении·  Вращение в диагональ.·  Комбинированное вращениеü  Туры со II и IV позиций.ü  Фронтально:·  подворот корпуса в сочетании с работой рукü  прыжковая комбинация jete-fueteü  Комбинация на середине – swing (свинговая комбинация, исполняется по· точкам класса). Подведение итогов. Поклон.

2.    План-конспект по предмету джаз-танец

Тема занятия: «Изоляционные движения, координация и ориентация в пространстве класса»

 Тип занятия: комбинированное: получение новых знаний, формирование умений и применение знаний на практике.

Форма проведения: практическое, групповое занятие

 Цель: Познакомиться с изоляционными принципами движения тела в джаз-танце и перемещениями в пространстве.

 Задачи: 1. Освоить правильность исполнения изоляции головы и плечевого пояса. 2. Закрепить мышечное ощущение основных положений рук и ног. 3. Познакомиться с 8 точками и класса, принципами координации движений

Ход урока: Организационный этап: беседа, отмечание в журнале отсутствующих

 Поклон Основной:

Ход урока Разминка (Warm up): изоляция головы, плеч, рук и ног, локомотор· Позиции рук и ног в джазовом танце· Кросс: бег в паре с хлопками, бег и «Разножка», прыжок «HOP»·  Работа по квадрату (прыжковые комбинации по точкам класса)· Упражнения на координацию движений· 

Танцевальные комбинации (развороты корпуса в разные ракурсы)· Рефлексия. Поклон

3.    План-конспект по предмету джаз-танец

Тема занятия: «Контрольное итоговое занятие» Тип занятия: Закрепление пройденного материала, демонстрация знаний, полученных за вторую половину учебного года.

Форма проведения: практическое, групповое занятие

Цель: Проследить за уровнем знания и владения практическим и теоретическим материалом.

Задачи: 1.Усовершенствовать координацию и чувство ритма в исполнении изоляции 2.Правильность исполнения вращения (верное положение позвоночника) 3.Знание и правильная демонстрация всех позиций рук и ног в джазовом танце 4.Верное методическое исполнение простейших джазовых прыжков и шагов Организационный этап беседа, отмечание в журнале отсутствующих. Поклон Основной: Ход урока Разминка (Warm up) исполняется по линиям в разные направления· (включая полиритмию и различные направления движения) Позиции рук и ног в джазовом танце, исполняется в «каноне» по линиям· Растяжка (stretch)· Кросс:· Вращение:  Со сменой направления (три вправо, один влево)ü  Полтора оборотаü  Тур en de horse на одной ноге вправо и влевоü  Фронтально комбинация Pas de burreü  Фронтально комбинация Ball changeü Прыжок:  Фронтально с Hingeü  Джазовые прыжки в диагональü  Swing на середине·  Танцевальные комбинации· Рефлексия. Поклон. 30 Приложение 3. Понятия, терминология 1. Понятия современного танца Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале XX столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун. Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Ведущими представителями являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун. Техника релиз (Release based Technique) — техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трём базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике parterre (работы с полом), технике падения и смещения баланса. Контактная импровизация (Contact Improvisation, Cl) — техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п. Матс Эк — крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца XX века. «Гротеск — вот мой путь к прекрасному» — таков девиз шведского балетмейстера. Все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» 31 (1992). Эковская «Жизель» открывала этот список. В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов, узнаваем по символическим сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам. Манеру Эка- хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близость к театру абсурда. Английский театр танца «DV8» Physical Theatre (Пластический Театр DV8) был создан в 1986 году независимым коллективом танцовщиков, которые разочаровались в тематике и направленности современного танца. Труппа выпустила 15 танцевальных спектаклей, получивших широкое признание, с которыми объездила мир, и 5 телевизионных фильмов, завоевавших различные награды. Труппу возглавляет Ллойд Ньюсон. Интерес к танцу у Ньюсона возник, когда он учился в аспирантуре на получение научной степени по психологии. Отложив психологию, он стал стипендиатом Лондонской Школы Современного Танца. Словарь терминов современного танца

Примечание: движения классического танца, заимствованные модерн- джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре даётся терминология классического балета без изменений, а изменение положений зависит от контекста урока.

 A LA SECONDE [а ля сегонд] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.

 ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] — положение округлённой или удлинённой руки.

ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

 BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.

BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] — вынимание ноги вперёд, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.

BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперёд.

 BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперёд, в сторону или назад. BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъём ноги через скольжение по полу на 90° вперёд, в сторону или назад.

BATTEMENTRETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперёд, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется также по параллельным позициям.

BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] — отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.

BODY ROLL [боди ролл] — группа наклонов торса, связанная с поочерёдным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).

BOUNCE [баунс] — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счёт сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH [браш] — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию. CONTRACTION [контракпш] — сжатие, уменьшение объёма корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

CORKSCREW TURN [корскру повороты] — «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

COUPE [купе] — быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения. CURVE [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперёд или в сторону.

DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] — наклон торсом вперёд ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук. DEEP CONTRACTION [диип контракшн] — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т. е. в это движение включаются руки, ноги и голова.

DE GAGE [дегаже] — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвёртой позиции ног (вперёд, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.

DEMI-РЫЁ [деми-плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

DEMIROND [деми ронд] — полукруг носком ноги по полу вперёд и в сторону, или назад и в сторону.

DROP [дроп] — падение расслабленного торса вперёд или в сторону. ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), развёрнутая по диагонали вперёд или назад, корпус чуть отклонён от поднятой ноги.

ЕМВОIТЁ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочерёдное выбрасывание согнутых в коленях ног вперёд или на 45°.

EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

EN DEHORS [ан деор] — направление движения или поворота от себя или наружу.

EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повёрнутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стёртый, открытый)

FLAT BACK [флэт бэк] — наклон торса вперёд, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

FLAT STEP [флэт стэп] — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

FLEX [флекс] — сокращённая стопа, кисть или колени.

FLIK [флик] — мазок стопой по полу к опорной ноге. 34 FOUETTE [фуэтте] — приём поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе). FROG-POSITION [фрог-позишн] — позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперёд-назад.

GRAND BATTEMENT [гран батман] — бросок ноги на 90° и выше вперёд, назад или в сторону.

 GRAND JETE [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперёд, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».

GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание.

HIGH RELEASE [хай релиз] — высокое расширение, движение, состоящее из подъёма грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HINGE [хинч] — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах.

HIP LIFT [хип лифт] — подъём бедра вверх.

НОР [хоп] — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».

JACK KNIFE [джэк найф] — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперёд, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны

 JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

JELLY ROLL [джелли ролл] — движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним — шейк пелвиса).

JERK-POSITION [джерк-позишн] — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

 JUMP [джамп] — прыжок на двух ногах.

KICK [кик] — бросок ноги вперёд или в сторону на 45° или 90° через вынимание приёмом developpe.

LAY OUT [лэй аут] — положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.

LEAP [лиип] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперёд или в сторону.

WCOMOTOR [локомотор] — круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

LOW BACK [лоу бэк] — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.

PAS BALANCE [па балансе] — па, состоящее из комбинации tombe uраs de bоurreе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперёд- назад.

PAS CHASSE [па шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree. В модерн-джаз танце во время pas de bоurreе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.

PAS DE CHAT [па де ша] — прыжок, имитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

 PAS FAILLJ [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперёд или назад, затем на ногу передаётся тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси. PASSE [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] — лёгкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъём ноги на заданную высоту. PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге en dehors или en dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied. PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

 POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.

 PRANCE [прайс] — движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах» и point.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения. PRESS-POSITION [пресс-позишн] — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бёдер спереди или сбоку.

RELEASE [релиз] — расширение объёма тела, которое происходит на вдохе.

RELEVE [релеве] — подъём на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] — резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

 ROLL DOWN [ролл даун] — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная от головы.

ROLL UP [ролл an] — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

 ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.

ROVD DE JAM BE EN L 'AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведённом в сторону на высоту 45° или 90°.

 SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SHIMMI [шимми] — спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево.

SIDE STRETCH [сайд стрэтч] — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

 SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлётом вперёд, назад или в сторону, при приземлении одна нога остаётся открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.

 SQUARE [сквэа] — четыре шага по квадрату: вперёд-в сторону-назад-в сторону.

STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперёд и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее.

SUNDARI [зундари] — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперёд-назад. SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади

СВИНГ — раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.

THRUST [фраст] — резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперёд, в сторону или назад.

 TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперёд от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.

ТОМВЁ [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперёд, в сторону или назад на demi-plie. TOUCH — приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.

TOUR CHAANES [тур шене] — исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах, следующие один за другим  полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demiplie