РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

  • pdf
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала P3806P.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

Составители:

Бервина Е.В. – зав.кабинетом профессиональной подготовки Учебнометодического центра развития профессионально-технического образования

Арефьева Т.В. – методист Учебно-методического центра развития профессионально-технического образования

 

 

Рецензенты:

Заболотная М.Н. – директора Учебно-методического центра развития профессионально-технического образования

Данильченко С.В. – начальник отдела среднего профессионального образования  Министерства образования и науки

 

 

Рассмотрено на заседании Методического совета УМЦ ПТО Протокол № 7 от  03 августа 2015 г.

 

 

 

 

 

Практические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения и должны использоваться при разработке содержания рабочих программ. В рекомендациях предлагается логический пошаговый алгоритм действий, справочные материалы для заполнения шаблона рабочей программы профессионального модуля, устанавливаются требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.

Справочные материалы в помощь разработчику позволят сократить время и помогут практическими советами при формировании разделов рабочей программы, включая вариативную часть (при наличии).

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Стр.

 

Введение

 

 

Глоссарий

 

 

Сокращения

 

1

Алгоритм действий при разработке рабочей программы профессионального модуля

 

1.1

Макет рабочей программы профессионального модуля

 

1.2

Оформление титульного листа рабочей программы профессионального модуля и оборотной стороны

 

1.3

Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»

 

1.4

Заполнение раздела 2. «Результаты освоения профессионального модуля»

 

1.5

Заполнение раздела 3. «Структура и содержание профессионального модуля»

 

1.6

Заполнение раздела 4. «Условия реализации программы профессионального модуля»

 

1.7

Заполнение раздела 5. «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»

 

2.

Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей программы

 

 

Приложение 1. Макет  рабочей программы профессионального модуля

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Содержание рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям и мастерам производственного обучения  при разработке рабочих программ профессиональных модулей по  профессиям, реализуемым в профессиональных образовательных учреждениях.

В основе ГОС СПО лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной профессиональной образовательной программы и её основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. ГОС СПО обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата.

Рабочая программа профессионального модуля является одним из основных документов основной образовательной программы по профессии.

Профессиональный модуль как часть ППКРС/ППССЗ имеет определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ГОС, и предназначена для освоения профессиональных и общих компетенций.

Методические рекомендации построены таким образом, чтобы помочь преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке программ профессиональных модулей, содержат полный алгоритм действий по разработке программ, устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы профессионального модуля, порядок ее разработки и утверждения.

Работа по разработке программ ПМ должна проходить в рамках утвержденной структуры. При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные курсивом к каждому пункту программ УД. 

Прописанные комментарии не следует включать  в разрабатываемую программу. Также не следует в разрабатываемую программу включать пункты программ, если  они по ПМ не предполагаются.

Исходными документами для составления рабочих программ ПМ являются:

-                     государственные образовательные            стандарты   среднего

профессионального образования по конкретной профессии/специальности;

-                     учебный план профессионального образовательного учреждения по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

Рабочая программа входит в состав комплексно-методического обеспечения дисциплины (КМО) преподавателей, которое включает также другие учебно-методические материалы:

-                     планы занятий;

-                     конспекты лекций;

-                     инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий;

-                     контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля результатов освоения дисциплины;

-                     темы заданий по самостоятельной работе и примеры их выполнения; - различный дидактический материал и др.

Рабочие программы по профессиональным модулям, наряду с ГОС СПО по профессии и учебным планом, рабочими программами циклов ОУД и ОП, методическими рекомендациями по производственной практике,  организации самостоятельной работы студентов входят в состав учебнометодического комплекса по профессии.

При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине проведение учебных занятий не допускается.

 

ГЛОССАРИЙ

Базисный учебный план (БУП) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы.

Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Она обусловлена техникотехнологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона.

Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Дифференцированный зачет – форма промежуточной аттестации, предусматривающая оценивание усвоения обучающимися материала по определенной учебной дисциплине на основании выполненных ими индивидуальных заданий, по результатам которых выставляется зачетная оценка. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане.

Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции.

Зачет - форма промежуточной аттестации по дисциплине без выставления оценки.

Комплексно-методическое обеспечение дисциплины – комплект учебно-методических материалов преподавателя, в который входят планы занятий, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий для самостоятельной работы обучающихся и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др.

Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе обучающийся отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.

Лекция – форма учебного занятия, на котором педагог устно излагает учебный материал в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся (запись основной мысли, конспектирования, составление схемы излагаемого материала).

Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций обучающимися в рамках профессионального модуля.

Общие компетенции (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам. Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать обучающихся более активно включиться в своё учение.

Оценивание образовательных результатов в рамках ГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (умения, знания) образовательным результатам.

Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у обучающегося практических навыков и умений.

Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) –  

Программа среднего профессионального образования базовой подготовки – направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой профессией.

Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности.

Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

Расчетно-графическая работа (РГР) – является разновидностью контрольной работы. Основной акцент в ней делается на решение задач с использованием графического изображения и комментариев.

Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования.

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Семинар – одна из основных форм организации практических знаний, специфика которой состоит в коллективном обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Цель семинара углубленное изучение темы или раздела курса.

Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).

Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных умений и знаний, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределению их по годам обучения и времени, отводимому для изучения всего курса.

Учебно-методический комплекс профессии (УМКП) – комплект учебно-планирующей и учебно-методической документации по специальности, включающий федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, рабочий учебный план, рабочие программы дисциплин, программы профессиональных модулей, методические рекомендации по производственной практике, программы ГИА.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих освоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию.

Экзамен – форма промежуточной аттестации знаний студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, по результатам которого всегда выставляется оценка.

Экзамен квалификационный - форма итоговой аттестации знаний обучающихся по профессиональному модулю, по результатам которого определяется сформированность компетенций. 

 

СОКРАЩЕНИЯ

ГИА – государственная итоговая аттестации

КМО – комплексно-методическое обеспечение

МДК — междисциплинарный курс

ПП — производственная практика

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих,   служащих

ППССЗ — программа подготовки специалистов среднего звена

ОД – общеобразовательные дисциплины

ОК – общие компетенции

ОУД – общеобразовательный цикл (общеобразовательные учебные дисциплины)

ОП – общепрофессиональный цикл

ПМ – профессиональный модуль

ПК – профессиональные компетенции

ПОУ – профессиональное образовательное учреждение

РП – рабочая программа

РГР – расчетно-графические работы

УП – учебный план

УП – учебная практика

УД – учебная дисциплина

УМКП – учебно-методический комплекс профессии

УМКД – учебно-методический комплекс дисциплины

ГОС СПО – государственный стандарт среднего профессионального образования

 

1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Рабочая программа профессионального модуля – документ, являющийся частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена (далее – ППКРС и ППССЗ) и предназначенный для реализаций требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО).

Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм обучения.

К рабочей программе предъявляются следующие требования:

-                     содержание включенного в рабочую программу материала должно соответствовать требованиям ГОС СПО;

-                     количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа обучающихся), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать учебному плану;

-                     в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки, техники, а также требования работодателей;

-                     рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;

-                     рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в учебном заведении учебной и учебно-методической литературе.

Рабочая программа разрабатывается для каждого профессионального модуля учебного плана на срок действия учебного плана для всех форм обучения.

 

 

 

1.1. Макет рабочей программы профессионального модуля 

Рабочая программа профессионального модуля должна содержать:

-                     титульный лист;

1.                     паспорт рабочей программы;

2.                     результаты освоения профессионального модуля;

3.                     структуру и содержание профессионального модуля;

4.                     условия реализации программы профессионального модуля;

5.                     контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля. 

               1.2. Оформление           титульного          листа         рабочей       программы

профессионального модуля и оборотной стороны

              Титульный лист должен содержать:

-  наименование образовательного учреждения;

-  наименование профессионального модуля;

-  указания по принадлежности рабочей программы профессионального модуля профессии/специальности; -    год разработки.

На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.

 

1.3. Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»

Раздел 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»

Раздел «Паспорт рабочей программы профессионального модуля» должен включать в себя:

-  область применения программы;

-  цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля;

-  использование часов вариативной части ППКРС;

-  количество часов на освоение программы профессионального модуля.

Область применения программы определяет профессиональные компетенции (ПК) в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

Раскрывается возможность использования программы в дополнительном образовании и профессиональном обучении с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.

Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля - должны быть сформулированы в практическом опыте, умениях, знаниях, определенных ГОС СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи модуля могут быть расширены путем включения дополнительного практического опыта, умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.

В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ППКРС, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую программу.

Количество часов, отведенное на освоение программы профессионального модуля включает часы обязательной и вариативной частей ППКРС/ППССЗ:

-  максимальной учебной нагрузки обучающегося;

-  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося; - самостоятельной работы обучающегося; - учебной и производственной практики.

 

1.4.                Заполнение раздела 2. «Результаты освоения профессионального модуля»

Раздел 2. «Результаты освоения профессионального модуля» 

Раздел 2. «Результаты освоения профессионального модуля» оформляется в виде таблицы, в которую вносятся наименования результатов обучения, представленные профессиональными и общими компетенциями, определенными ГОС СПО с соответствующими кодами. Если в рамках модуля за счет часов вариативной части предполагается освоение дополнительных профессиональных компетенций, то они также вносятся в таблицу.

Код

Наименование результата обучения

ПК ...

 

ПК ...

 

ПК ....

 

ОК ...

 

ОК ...

 

ОК ...

 

 

 

1.5.                Заполнение    раздела       3.        «Структура и         содержание

профессионального модуля»

Раздел 3. «Структура и содержание профессионального модуля» 

Раздел «Структура и содержание профессионального модуля» должен содержать таблицы:

-  тематический план профессионального модуля;

-  содержание обучения по профессиональному модулю.

При разработке тематического плана профессионального модуля необходимо учитывать, что наименование раздела должно отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений; показывать распределение учебных часов обязательной и вариативной частей ОПОП по разделам и темам как из расчета максимальной учебной нагрузки обучающегося (включая часы практики), так и аудиторных занятий.

Содержание обучения по профессиональному модулю включает в себя сведения о наименовании разделов модуля, междисциплинарных курсов, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей, уровень их освоения.

По каждому учебному разделу профессионального модуля приводятся:

-  номер и наименование раздела;

-  номер и наименование междисциплинарного курса (курсов);

-  номер и наименование темы;

-  виды самостоятельной работы обучающихся; -виды работ учебной и производственной практик.

По каждой учебной теме профессионального модуля приводятся:

-содержание учебного материала (дидактические единицы);

-лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование);

-тематика домашних заданий.

Содержание профессионального модуля рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль модуля в системе профессиональной подготовки.

При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных образовательных стандартов, иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися практического опыта, умений, знаний, определенных ГОС СПО по модулю в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы»,        причём         содержание           лабораторных, практических занятий, видов деятельности практики - соответствовать умениям и практическому опыту.

В содержании рабочей программы профессионального модуля должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной части ППКРС/ППССЗ. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право включать дополнительные темы, дидактические единицы по сравнению с примерными программами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и практического опыта, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ГОС СПО.

Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных и (или) практических занятий, видов работ учебной и (или) производственной практик, самостоятельную работу обучающихся.

Если по профессиональному модулю предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение.

Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1                   - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2                   - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3                   - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:

-                     для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

-                     для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

-                     подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

-                     для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ;

-                     решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;

-упражнения на тренажёре; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

1.6. Заполнение раздела 4. «Условия реализации программы профессионального модуля»

Раздел 4 «Условия реализации программы профессионального модуля» 

Раздел 4 «Условия реализации программы профессионального модуля» должен включать в себя:

-                     требования к минимальному материально-техническому обеспечению;

-                     информационное обеспечение обучения;

-                     общие требования к организации образовательного процесса; - кадровое обеспечение образовательного процесса.

При определении требований к минимальному материальнотехническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы профессионального модуля, определяются в соответствии с ГОС СПО. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право этот перечень расширять и дополнять.

Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Общие требования к организации образовательного процесса определяют:

-                     роль и место профессионального модуля в профессиональной подготовке рабочего, междисциплинарные связи. Указывают дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля;

-                     условия проведения учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы;

-                     требования к организации курсового проектирования (если предусмотрено), учебной и производственной практики;

-                     организацию текущего и промежуточного контроля (виды и формы).

Кадровое обеспечение образовательного процесса характеризует требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам), осуществляющих руководство практикой.

 

1.7. Заполнение раздела 5. «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»

Раздел 5. «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»

Раздел 5. «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» отражает освоение профессиональных и общих компетенций.

В программе профессионального модуля по каждой компетенции раскрываются основные показатели оценки результата. Показатели оценки подбираются под каждую профессиональную компетенцию отдельно. При выборе показателей необходимо учитывать, что освоение компетенций проверяется в ходе производственной практики. При необходимости выделенные показатели могут служить основой заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы, позволяющие проверить освоенные обучающимися компетенции. При этом могут быть использованы следующие формулировки:

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

-   на практических занятиях (при выполнении и защите лабораторных (практических работ), при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх, при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.);

-   при выполнении и защите курсовой работы (проекта);

-   при выполнении работ на различных этапах производственной практики; - при проведении опросов, контрольных работ, зачетов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена по модулю.

 

2. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

После разработки программы автору необходимо провести техническую и содержательную внутреннюю и внешнюю экспертизы. 

Первоначальную экспертизу проводит сам преподаватель, затем программа подлежит прохождению процедуры согласования на методической комиссии. Методическая комиссия дает заключение об одобрении учебной программы, подтверждением чему является протокол заседания методической комиссии.

Затем программа проходит процедуры содержательной внутренней и внешней экспертиз ведущими преподавателями ПОУ и других образовательных учреждений СПО и/или соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования. ФИО экспертов вписываются на оборотную сторону программы.

На титульном листе программы ставится дата и подпись директора, этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального учебно-планирующего документа, регламентирующего реализацию содержания учебной дисциплины.

Экземпляр учебной программы, одобренный на заседании МК, согласованный с председателем МК реализующей профессиональный модуль, прошедший внутреннюю и внешнюю содержательные экспертизы и утвержденный директором, является контрольным. Он хранится в методическом кабинете вместе с бланками внутренней и внешней экспертизы. Электронная копия утвержденной программы хранится в электронном архиве.

Методический  кабинет ПОУ осуществляет привязку утвержденной рабочей программы к спецификации УПД по соответствующей профессии и проводит текущий контроль за реализацией рабочих учебных программ.

Ежегодная актуализация рабочих программ осуществляется их составителями, результаты актуализации отражаются в протоколе заседания МК. В случае значительного количества изменений выпускается новый вариант рабочей программы дисциплины.

Извещение об изменениях заполняется в случаях, когда необходимо внести изменения в рабочую программу:

-  изменения государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе внутренних локальных актов ПОУ;

-  изменения требований работодателей к выпускникам;

-  появления новых учебников, учебных пособий и других учебнометодических материалов;

-  введения новых или изменения тематики лабораторных работ, приобретения нового оборудования;

-  разработки новых методик преподавания и контроля знаний.

Все изменения регистрируются и вносятся в контрольные экземпляры и электронные версии преподавателем.

Контрольные экземпляры рабочих программ хранятся в методическом кабинете.

При наличии большого количества изменений и поправок, затрудняющих его понимание, при изменении основополагающей нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по объему изменений проводится пересмотр рабочей программы (т.е. выпускается новая рабочая программа), которая проходит все стадии утверждения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

МАКЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

профессионального модуля___________________

 

 

код профессии/ специальность________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город 

Год

Обратная сторона

ОДОБРЕНА 

Предметной (цикловой)       комиссией_____________

                   наименование комиссии

 

 

Протокол №___

 от «__ » _______ 20__г.

 

 

 

 

Разработана на основе 

государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального

образования

_______________________________

код, наименование профессии/специальности

Председатель предметной

(цикловой) комиссии  ____________ / __________

               Подпись Ф.И.О.

 

Заместитель директора по учебной

(учебно-методической работе  _____________________/ _________ 

                                Подпись Ф.И.О.

 

 

 

 

Составители (авторы):______________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

______________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

 

 

 

 

Рецензент: ______________________________________

                     Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 


 

1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

____________________________________________

название программы профессионального модуля

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности (специальностям) / профессии (профессиям) СПО

____________        ______________________

      код                                             название

Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы профессионального модуля.

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): _______________________________________________________________ указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с ГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1.

 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. _________________________________________________________________  2. _________________________________________________________________ 

3. _________________________________________________________________  указываются профессиональные компетенции в соответствии с ГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1.

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована

 

__________________________________________________________________

Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО.

 

__________________________________________________________________

указать уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др.

__________________________________________________________________ указать опыт работы: тип предприятия, должности, стаж и др.

 

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: 

иметь практический опыт:

__________________________________________________________________

 

уметь:

__________________________________________________________________

 

знать:

__________________________________________________________________

Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с ГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1., а также те, которые дополнительно определены ГОУ СПО.

 

1.3. Использование часов вариативной части ОПОП*

п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания,             умения, практический опыт

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

 

 

 

 

 

 

 

*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы;

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - _________ часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - _______ часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -

 _________________________________________________________ час ов;

самостоятельной работы обучающегося - ________ часов;

учебной и производственной практики - _____ часов.

 

2.   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности  __________________________________________________ , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК ...

 

ПК ...

 

ПК ....

 

ОК ...

 

ОК ...

 

ОК ...

 

 

Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ГОС СПО, кроме того, сюда добавляются ПК, которые приобретают обучающиеся за счет часов вариативной части (только в том случае, если в рамках модуля использование часов вариативной части предусмотрено на освоение новых компетенций)


3.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

 

Коды профессиональных компетенций

 

 

 

 

Наименования разделов профессионального модуля

 

 

 

 

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

 

 

 

 

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

 Практика

 

Обязательная аудиторная учебная              нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа  обучающегося, часов

 

 

Учебная, часов

 

 

Производственная, часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

 

 

Всего, часов

в т.ч.

лабораторные работы и практические занятия, часов

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Раздел 1 ..............................

*

 

*

*

*

*

*

 

Раздел 2 ............................... 

*

*

*

*

*

*

 

Раздел ................................. 

*

*

*

*

*

*

 

Производственная       практика, часов

(если предусмотрена итоговая

(концентрированная) практика)

*

(ввести число)

 

*

(повторить число)

 

Всего:

*

*

*

*

*

*

Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в

                                                 

* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваивае -мых компетенций, умений и знаний.

 

соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими           занятиями междисциплинарного                курса    (рассредчено) или        в             специально      выделенный    период                     (концентрированно).

 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов

(МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1 номер и наименование раздела

 

*

 

 

МДК 1 номер и наименование МДК

 

*

Тема 1.1 ................................. 

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

*

 

 

 

номер и наименование темы

 

 

 

 

 

 

1.

 

**

 

 

**

Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)

*

 

 

 

 

1.

 

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

*

 

1.

 

 

 

 

Примерная тематика домашних заданий

 

Тема 1.2 ................................... 

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

*

 

 

номер и наименование темы

 

 

 

1.

 

**

 

 

**

Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)

*

 

 

1.

 

 

 

 

 

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

*

 

 

 

1.

 

 

 

 

Примерная тематика домашних заданий

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания)

*

 

Учебная практика Виды работ

*

 

 

 

 

 

Производственная практика (для СПО - (по профилю специальности) Виды работ

*

 

Раздел ПМ 2 номер и наименование раздела

 

*

 

МДК ...номер и наименование МДК

 

*

 

Тема 2.1            номер и наименование темы

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2 ................................. номер и

наименование темы

 

*

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания)

*

 

 

 

 

Учебная практика Виды работ

 

 

Производственная практика (для СПО - по профилю специальности) Виды работ

*

 

Раздел ПМ 3 номер и наименование раздела

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Примерная тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено)

*

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено)

*

 

 

 

 

Производственная практика (для СПО - по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

*

 

Всего

*(должно соответствовать указанному количеству часов пункте 1.3 паспорта программы)

в

 

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для

характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1  - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2  - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3  - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования    к          минимальному    материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов _ ; мастерских ___________ ; лабораторий _________ . указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии

Оборудование       учебного        кабинета       и        рабочих        мест        кабинета

_________________:

_________________________________________________________

Технические средства обучения: ______________________________________ Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: _________________: _________________________________________________________________

Оборудование         лаборатории         и          рабочих          мест         лаборатории:

________________________________________________________________

 

Реализация            программы            модуля         предполагает        обязательную производственную практику.

Оборудование      и         технологическое оснащение рабочих       мест: _________________________________________________________________

 

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1  .............................

2  .............................

3  .............................

Дополнительные источники:

1 ............................. 2 .............................

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

При описании требований к организации учебного процесса необходимо определить:

1.       Роль и место профессионального модуля в профессиональной подготовке рабочего/ специалиста, междисциплинарные связи. Указать дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля.

2.       Условия проведения учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы.

3.       Требования к организации учебной и производственной практик (как должна быть организована практика: концентрированно после изучения всего раздела, чередуясь с темами теоретического обучения).

4.       Организация текущего и промежуточного контроля (виды и формы).

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

_______________________________________________________________ Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

_______________________________________________________________

 

 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 

 

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 

 

 

 

Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.

 

 

 

Для разработки и оформления общих компетенций может быть предложен образец:

 

Результаты (освоенные общие компетенции) *

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-участие в работе научностуденческих обществ,

-выступления           на           научно-

практических конференциях,

-участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией/ специальностью (конкурсы профессионального мастерства, 

- высокие показатели производственной деятельности.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

-на практических занятиях 

(при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх; при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов,

докладов и т.д.);

-                     при выполнении и защите курсовой работы (проекта); - при выполнении работ на различных этапах производственной практики;

-                     при выполнении работ на различных этапах производственной практики;

-                     при        проведении                кон-

трольных работ, зачетов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю).

 

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-              анализ профессиональных ситуации;

 -решение          стандартных           и

нестандартных профессиональных задач.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального     и личностного развития.

-эффективный                              поиск

необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные, при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики.

ОК 5.Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

взаимодействие:

-                     с обучающимися при проведении деловых игр,

выполнении коллективных заданий (проектов),

-                     с преподавателями, мастерами в ходе обучения,

-                     с потребителями и коллегами в ходе производственной практики.

ОК 7. Брать на себя ответственность             за                 работу членов команды (подчиненных),              за                 результат выполнения заданий.

-              самоанализ       и                 коррекция результатов

собственной деятельности при выполнении коллективных заданий (проектов), -

ответственность за результат выполнения заданий.

 

 

 

 

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-                      планирование и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении

различных этапов производственной практики;

-                      определение этапов и содержания работы по реализации самообразования.

ОК                9               Осуществлять

профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

-адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; -проявление профессиональной маневренности при прохождении различных этапов производственной практики.

ОК 10 Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

*Указываются ОК перечисленные для данного вида профессиональной деятельности в разделе V.Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ГОС СПО

(Дублируют ОК указанные в разделе 2 «Результаты освоения профессионального модуля» примерной программы профессионального модуля).